Тезаурус

Туба, прав. пр. Енисея. В источниках XXII - XVIII веков эта река называлась Упса (или Убса - так называли, по свидетельству П. С. Палласа, татары), затем укоренилось название от этнонима туба (дуба, дубо); отсюда тува, известноес древнейших времен: в VII - IX веках в форме дубо, в “Сокровенном сказании монголов” (1207 г.) тубасы - это этническое название относилось к населению Саянских гор и позднее, а с XIX в. стало общим самоназванием всех тувинцев (туба, тува). Туба первоначально самодийскоязычные горно-таежные охотничьи племена, постепенно, под влиянием уйгуров и киргизов, усвоивших тюркскии язык. Племена туба жили по р. Туба на всем ее протяжении: один из главных притоков Кизира в верховьях назвается р. Туба в устье Кизир Туба, т. е. получается система: Туба - Кизир - Туба (см. Кзир), очевидно, селькупское Кизир - явление позднее. Некоторые считают, что племя дубе проживало севернее древних тюрков.



Казыр или Боло, пр., составляющий р. Туба. Предположительно, Казыр, так же как Кизир, слагается из элементов ка+изир, где ка, га - самодийский термен - “река”, изыр, ызыр, ызир, изер - этноним одного из из древнетюркских племен, входивших в состав енисейских киргизов. Следовательно, Казыр, Кизир могли означать “реку изеров” (см. Кача). Из сказанного можно предположить: “Туба” является здесь наиболее древним названием от имени племен тубу, туба, дубо (см. Туба). Затем появились изеры (ызыры) и по их имени стала называться река. У хакасов Хазыр-Суг знчит “буная река”, что следует учитывать при поисках истинной этимологии.


Казырсуг, прав. пр Енисея - см. Казыр. Существовал на этой реке Казыр-Суксский (или Саянский) острожок (пикет).


Кандат, пр. Амыла (Туба), Кандат, р., пр р. Четь, хакасское Кандат-юл. Кан - “река” (см. Кан), дат - от пумпокольской группы кетов тет - “река”; значит “река Река+Река”.



Катун, лев. приток Казыра. по имени кетоязычного племени котты-коту, множ. число котуан, которе при своем движении вверх по Кану могли достигнуть бассеина Казыра. Но сравнительно с р. Катунь на Алтае, энтимологию имени которой связывают с тюркским катын - “госпожа”, женщина или с утерянным значением - “река


Хамсара, лев. пр. р. Большой Енисей (Бий-Хем) - это крупнейшая река Тоджинской котловины упоминается с древних вемен под названием Хоянсара, Консара, а в русских пограничных трактатах река получило местное истинное название: Хамсара, Хамсыра, что на языке местных жителей означает “шаманская жердь”. Вназвании отразился ритуал из шаманского обряда тоджинцев - шаманистов в далеком прошлом.


Бий-Хем, р., у тувинцев “большая река” и вместе с р. Каа-Хем - “малая река” сосиавляют начало р. Енисея, когорая в Туве называется Улуг-Хем - тоже значит “большая река”, от тув. улуг - “большой”. Слова бий, каа,хем на языке тувинцев и хакасов не имеют объяснения. Их этимология неизвестна.


Чаган-Махал, пр. Абакана. Эта река составляет один из основных участков древнейшего исторического пути (водного и сухопутного), по которому осуществлялось собщение между Минусинской и Тувинской котловинами через перевал Сабин-Дабан. Она, по-видимому, упоминается в источниках XIV в. в числе рек Восьмиречья в форме Чаган-Мурен. “Чаган” - искаженное монгольское слово цаган - “белый”, мурен - “река”. Другое написание Чеган - Мохе или Чеган-Махан, в переводе “чистые бороды”. По этой древней горной дороге, через перевал Сабин-Дабан, также и через перевал Сур-Дабан, пролегали пути передвижения древних народо, двигались татаро-монгольские орды в XIII в. из Тувинской котловины в Минусинскую. По ней же в 1615 г. проезжали русские полы В. Тюмец и И. Петров к Алтын-Хану, в Туву.