КУРАГИНО. КУРАГИНСКИЙ РАЙОН

 

КУРАГИНО, поселок городского типа, райцентр Курагинского района, расположен на правом берегу р.Тубы (правый приток Енисея), на железной дороге Абакан-Тайшет и Транссаянской автодороге (Курагино-Шалинское). Расстояние до краевого центра 748 км. В 70 км к северу-западу. находится крупное Телекское месторождение фосфоритов (не осваивается). Курагино - старинное село Притубинья, основанное в середине XV в. Тубинским княжеством. Название произошло от имени Курага - родового старосты местного тюркского племени Тубы. В 1961 преобразовано в поселок городского типа. В поселке: Моторский ЛПХ, щебеночный завод, пенькозавод, мукомольный завод, хлебозавод, райпищекомбинат, типография, речная пристань. Численность населения 14,9 тыс. человек (1996).

КУРАГИНСКИЙ РАЙОН, центр пгт. Курагино, образован в апреле 1924. Территории 24073 кв.км. По численности населения (56,7 тыс. человек, 1997) и объемам промышленного производства на втором месте в крае (без городов). Доля городского населения 63,2%. Административный состав Курагинского района следующий: один город районного подчинения (Артемовск), 5 ПГТ (Курагино, Большая Ирба, Кошурниково, Краснокаменск, Чибижек), 16 сельских советов, 47 сельских поселений. Количество городских поселений наибольшее в крае. Высокоразвитый индустриально-аграрный административный район. Расположен на юге края, в Минусинской группе районов в бассейне р.Казыра и ее притока Кизыра, образующих при слиянии с Амылом р.Тубу - правый приток Енисея. Туба судоходна, в пос.Курагино - пристань. Освоенная юго-западная часть района привязана к железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет (Южсиб) и располагается, таким образом, на железнодорожном "кольце" Красноярск-Ачинек-Абакан-Уяр-Красноярск. От Минусинска на Артемовск проложена автотрасса краевого значения. С изысканием трассы дороги АбаканТайшет связан подвиг погибших инженеров Кошурникова, Стофато и Журавлева, в честь которых названы железнодорожные станции. Природа района определяется тем, что 4/5 его территории расположены на стыке двух горных систем - Восточного Саяна на северо-востоке и Западного. Саяна - на юго-западе района. Юго-западная граница проходит по гребням Эргак-Торгак-Тайга, северо-восточная - по Майскому и Канскому-Белогорьям. Междуречье Кизира и Казыра занято хребтом Крыжина во главе с высшей точкой края - пиком Грандиозным (2922 м). Здесь преобладают высокогорные и среднегорные ландшафты. Покрыты горно-таежными кедровыми и пихтовыми лесами и производными - березой и осиной. Крайний юго-запад и низовья Казыра и Кизира заняты денудационными всхолмленными степными и лесостепными равнинами в основном с умеренно прохладными и прохладными достаточно увлажненными агроклиматическими условиями. Притубинская часть недостаточно увлажнена. В лесостепной и степной частях Курагинского района. сосредоточены сельскохозяйственные угодья (площадью около 190 тыс. га, в т.ч. пашни - около 100 тыс. га. пастбища - около 62 тыс. га). Курагинский район богат полезными ископаемыми (Краснокаменское, Ирбинское, Табратское, Таятское и др. месторождения железных руд, Сейбинское - апатитов, Курагинское - гранита, золота и др.). Разработка золота и железа началась задолго до революции. Человек в этих местах появился в эпоху палеолита. Монголы для удобства управления образовали Тубинское княжество, куда входили земли современного Курагинского района. В 1709 княжество было присоединено к России. С этого времени возрастает приток русских в Притубинье. В первой трети XVllI в. здесь было 15 населенных пунктов, а к началу XIXв. - более 60. Активно развивалось земледелие, скотоводство, торговля. В 1738 открывается Ирбинский железоделательный завод. С 1860 на Ольховском прииске (ныне г.Артемовск) развивается золотодобыча. С момента своего образования Курагинская волость становится местом ссылки: декабристы, польские повстанцы, разночинцы и десятки социал-демократов. В начале XX в. главным занятием населения волости оставалось земледелие и скотоводство. Партизанское движение за восстановление Советской власти на территории Курагинского района приняло широкий размах. В начале августа 1919 было поднято восстание против колчаковского режима, в результате которого в волости была восстановлена советская власть. В годы ВОВ из Курагинского района на фронт ушли 17835 человек, 6174 из них не вернулись. В 1957 г. в состав района вошел бывший Артемовский район с Артемовском. Численность населения, сокращавшаяся с 1959 (57,6 тыс. чел.) по 1979 (51,7 тыс. чел.), в 1980-е и 1990-е имеет тенденцию роста, хотя и неустойчивого. Рост происходит за счет интенсивной положительной миграции (в 1994 сальдо миграции составило 11,3 при краевом 0,1 на 1000 жит.). Рост населения сопровождается естественной убылью. С 1991 масштабы этого процесса самые высокие среди районов края. В 1994 в Курагинском районе умерло на 407 человек больше, чем родилось. В 1980-е и 1990-е уровень рождаемости здесь был всегда ниже, а смертности - выше общекраевых показателей. Население сосредоточено в юго-западной, степной части, вдоль железной дороги Абакан - Тайшет и немного в низовьях р.Казыра. При общей плотности населения 2,4 человек на 1 кв.км. (в крае - 1,3) здесь она достигает 25. Наиболее крупные поселения (по убыванию численности населения в них): пгт. Курагино, Краснокаменск, Большая Ирба, Кошурниково, г.Артемовск, с.Кордово, с.Березовское, с.Шалаболино, с.Черемшанка, с.Пойлово, п.Журавлево, с.Брагино, с.Маринино, с.Алексеевка, с.Можарка, с.Имисское, д.Курганчики. В национальном составе населения, при явном преобладании русских, высока доля немцев, украинцев и мордвы (1989, %): русские - 89,8; немцы - 3,3; украинцы - 1,6; мордва - 0,5; татары - 0,5; белорусы - 0,4; чуваши - 0,3; хакасы - 0,2; др. - 3,4. Занятые в экономике рабочие и служащие насчитывают 18,9 тыс. человек (2-е место после Богучанского района, в 1985 - 19,9), на сельскохозяйственных предприятиях занято 3,5 тыс. человек (1985 - 4,7). По числу промышленных предприятий (87) Курагинский район занимает 5-е место в крае, включая города. Основная промышленность сосредоточена в поселках городского типа и г.Артемовске. Главные отрасли промышленности: железорудная, золотодобывающая, лесозаготовительная, лесоперерабатывающая, пищевая, производство строительных материалов, пенькообрабатывающая. За пределами городских поселений - леспромхоз в п.Журавлево, переработка молока и мяса на сельскохозяйственных предприятиях. Сельское хозяйство представлено 16 предприятиями (колхозы, совхозы, предприятия новых организационно-правовых форм) и 171 крестьянским хозяйством (1995). Курагинский район - относительно крупный производитель аграрной продукции. Занимает 5-е место в крае по производству шерсти, 6-е - молока, 10-е - мяса. Развито коневодство. Земледелие зернового направления, производство просо.


Исследования Минусинских Степей.
Антология

26 марта 95 лет со дня рождения изыскателя железных дорог Александра Михайловича Кошурникова.
Александр Михайлович Кошурников родился в 1905 году, окончил томский технологический институт. С 1930 года работал в Сибгипротрансе на должности начальника изыскательной партии и начальника экспедиции. Его биография – это жизнь энтузиаста, увлеченного и самоотверженного человека. Он наметил железную дорогу Синарская-Челябинск и третий железнодорожный переход через Уральские горы направыление Ялаул-Шадринск. С его именем связано строительство либо восстановление сортировочной горки в Свердловске, моста в Забайкалье, лесовозных дорог в Архангельской области и республике Коми, ветки к Сугайским рудникам и порту Находка в Приморье.

Под руководством и при участии инженера Кошурникова выполнялись изыскания и проектирование железнодорожных линий в Сибири: Новосибирск-Ленинск, Рубцовка-Лениногорск, Сталинск-Абакан, Кулунда-Барнаул, Гурьев-Кандагач (на Урале) и Абакан-Ташет. Осенью 1942 года, когда Кошурников работал на проектированием железнодорожной ветки линии Абакан-Тайшет возникла необходимость найти самую выгодную трассу дороги через Салаирский кряж и наметить выход Южно-Сибирской магистрали на главную Сибирскую дорогу. Экспедиция из трех человек под руководством Александра Кошурникова направилась на обследование долины реки Козыр и горного перевала.

5 октября отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за неделю достиг Казыра и двинулся вниз по реке на плоту. Погода портилась, зима наступала раньше обычного. Отряд прошел по реке 180 километров миновал все наиболее опасные места. Работать приходилось при экстремальных погодных условиях, при несовершенном техническом оснащении «времен Петра Великого», но основной объем намеченной работы экспедиция выполнила.

До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра, но силы участников экспедиции падали. Последняя запись в дневнике Кошурникаова была сделана 3 ноября 1942 года: «3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну.»

Поиски, экспедиции не вышедшей в условленный срок к предгорьям Саяна начались в начале 1943 года. Удалось обнаружены три мешка с вещами и продуктами, но надежда, что партия спаслась оставалась. И лишь летом 43 года был найден труп Александра Кошурникова и его дневник.

В апреле 1960 года специалисты технического отдела Сибгипротранса передали в государственный музей революции СССР личные вещи и приборы, использовавшиеся участниками экспедиции Кошурникова: дневник Александра Кошурникова, лыжные брюки Журавлева, счетную логарифмическую линейку с инициалами Кошурникова, оптические приборы барометр-высотомертр, буссоль, эклиметр, гониометр, теодолит, нивелир.

Именами участников экспедиции Александра Кошурникова, Алексея Журавлева и Константина Стофато названы железнодорожные станции магистрали Абакан-Тайшет, улицы города Новосибирска.


Исполнилось 36 лет со дня завершения строительства участка Абакан - Тайшет Красноярской магистрали
Источник : МПС Дата : 2001/12/11
9 декабря 1965 г. был введен в эксплуатацию участок Красноярской железной дороги Абакан - Тайшет длиной 646 км. Жители Красноярского края называют ее Великой трассой мужества. Здесь, в суровой тайге, в ходе изыскательских работ погибли инженеры Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев.
В 1942 году, когда возникла крайняя необходимость строительства железнодорожной ветки на Юге Сибири, Новосибирский изыскательский институт предложил 3 варианта разработки новой трассы. Из них был выбран наиболее интересный и сложный - Абакан - Тайшет. Уже в октябре этого года изыскатели вышли на основной маршрут. Они погибли около реки Казыр, не дойдя считанных километров до жилья.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" были посмертно награждены: Александр Кошурников - орденом Ленина, Константин Стофато и Алексей Журавлев - орденами Трудового Красного Знамени.
Именами этих героев названы станции магистрали Абакан - Тайшет, сообщил Центр общественных связей КраснЖД

ВЕРШИНА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЯ ДОЛЖНА БЫТЬ 1950 МЕТРОВ
Как уже сообщал "ШАНС" в предыдущем номере, в эти дни в Абакане формируется общероссийская экспедиция в верховья Казыра, основной целью которой станет поиск в Восточных Саянах горной вершины высотой 1950 метров, которой впоследствии будет присвоено имя погибшего губернатора Красноярского края, генерала Александра ЛЕБЕДЯ.
Идея таким образом увековечить имя Лебедя родилась у группы красноярских ученых и была поддержана (в том числе и финансово) губернатором Приморья Сергеем ДАРЬКИНЫМ. Заручились инициаторы экспедиции и поддержкой брата - Алексея ЛЕБЕДЯ. Хроникером похода станет профессор Дальневосточной морской академии Валерий БОЛОТОВ, который впоследствии выпустит о нем книгу. Помимо профессоров и преподавателей красноярских вузов в состав экспедиции вошли курсанты Владивостокского морского университета. Почему участники похода будут искать вершину высотой именно 1950 метров? Потому что год рождения Александра Лебедя - 1950.

В Хакасии появится барельефное изображение Александра Лебедя
26.08.2002
В Хакасии увековечат память о трагически погибшем Александре Лебеде. Группа энтузиастов под руководством председателя комитета по туризму Республики Хакасия Валерия Сидорчука и профессора Дальневосточной морской академии Валерия Болотова прошла по одному из популярных туристических маршрутов Южной Сибири — от верховий реки Казыр к Енисею. Представители общественности Красноярска, Хакасии и других регионов страны решили на реке Катун, на одной из скал возле водопада укрепить барельефное изображение погибшего красноярского губернатора.
Новая газета в Сибири

 

ЭКОПОЛИС

ТИБЕРКУЛЬ (ОБИТЕЛЬ РАССВЕТА
В Обители Рассвета проживает более 150 человек, из них 1/3 - дети. Общая численность поселенцев, разместившихся в окрестных деревнях, около 3000 человек. Средний возраст 35 лет. Среди поселенцев есть учителя, врачи, художники, скульпторы, композиторы, хореографы, певцы, танцоры и музыканты. Сюда постоянно приезжают новые люди. Обитель посетил губернатор Красноярского края Александр Лебедь и был восхищен мастерством, трудолюбием и нравственной основой поселенцев. Они мало заботятся о материальных удобствах, строят не только чистые и красивые дома, но главное - храм в своей душе. Вопреки настроениям общества глобального эгоизма, сформированного на основе выделения заслуг, званий, чинов, санов, наград, возвышения одних над другими, поселенцы всемерно преодолевают свою гордыню - второе "я". В этом смысл духовного совершенства. В каждой деревне, селе теперь создается Единая Семья, которая формируется на взаимном уважении, любви и заботе о каждом человеке.

 
Экополис Тиберкуль

В.А. Боровик, С.М. Казаков, К.Ф. Комаровских

 
История создания
Во второй половине 1994 года религиозная община Церкви Последнего Завета, объединившая научных сотрудников, инженеров, агрономов, работников искусства, медиков и мастеров-ремесленников из различных городов России, приступила к созданию в Курагинском районе Красноярского края духовной обители. Администрация Красноярского края выделила общине в аренду 250 га земли в районе Сухой горы и озера Тиберкуль среди отрогов Восточных Саян, между реками Казыр и Кизир. Системное название поселения, которое вскоре должно стать географическим - Обитель Рассвета.
 
 

Ноосферный аспект
Церковь Последнего Завета исповедует принципы разумного и гуманного отношения к природе, использования безвредных источников энергии, применения эффективных экологических технологий по очистке воды и переработке бытовых отходов. Обитель Рассвета призвана продемонстрировать образ жизни альтернативный общепринятому, в котором разумная деятельность людей не нарушает экологическое равновесие. Таким образом, Обитель Рассвета представляет собой ноосферное поселение, где образ жизни ориентирован на духовное совершенствование. Авторы считают, что такой путь ведет к спасению Природы и человечества. Строительство поселения проводится с учетом ограничений, обеспечивающих экологическую устойчивость территории с минимальным нарушением существующих связей.
В поселении стремятся внедрять в свою деятельность чистые технологии по переработке растительных даров Природы. Здесь отказались от синтетических материалов и моющих средств, а также других, трудно утилизируемых продуктов. Поселенцы - строгие вегетарианцы, поэтому тут нет мясного животноводства, охоты, рыболовства. Разумные принципы организации жизни, ориентированные на экологически сбалансированное существование в гармонии с природой, позволяют в перспективе создать на базе 40 деревень Курагинского и Каратузского районов автономную экологически сбалансированную социальную систему.
 
 

Архитектурное планирование
Генеральная схема экополиса с проектом детальной планировки выполнена красноярскими специалистами. На высоте 800 м над уровнем моря расположена Храмовая зона и поселение из пяти домов. На высоте 500 м строится город. Запланировано 120 усадеб с радиально-кольцевой структурой. В центре круга - здания духовного и культурного назначения. Жилые односемейные усадьбы расположены вдоль 14 радиусов. В клиньях между ними максимально сохраняется природный ландшафт. Дома проектируются и строятся в традициях деревянного зодчества. Построено несколько жилых и общественных зданий, но пока большая часть семей живет во временных зимних строениях. В соответствие с генеральным планом застройки растущее поселение в перспективе превратится в большой посёлок, который целесообразно было бы именовать ноосферным экополисом.
 
 

Мировоззрение
Мировоззрение поселенцев основано на искренней вере Богу, бескорыстной любви к ближним и всему окружающему, на единении людей на всех уровнях - в семье, поселении, на Земле-Матушке, во Вселенной. Принципы выживания людей основаны на единой духовной Истине, строгом выполнении Божиих заповедей Любви. Все поселенцы - верующие люди. Для них духовная основа - "Последний Завет" [1], который должен завершить формирование Христианства в Единую Религию. Одна из важнейших задач поселенцев - превратить любое дело в таинство творения Добра и Красоты, наполнить каждый миг повседневной жизни излиянием тепла своей души, проявлять абсолютную безвредность ко всему окружающему, бережно относиться к Природе, входя с ней в Гармонию. Прежде чем срубить любое дерево, люди вступают в диалог с Природой, просят на это разрешения, внутренне обязуясь компенсировать причинённый ущерб. Такая взаимосвязь человека с Природой основана на тонких ощущениях и духовной интуиции.
 
 

Хозяйственная деятельность
Вследствие запрета на применение бензина и дизельного топлива, поселенцы используют энергию ветра, солнца, гужевой транспорт. Для питания радиоаппаратуры и освещения применяются солнечные батареи, полупроводниковые термогенераторы и ветряные двигатели [2]. Генеральным планом предусмотрена установка ветрогенераторов и микроГЭС на реке Табрат. Хозяйственная деятельность в этой зоне кроме деревянного зодчества включает: традиционные народные и художественные промыслы, собирательство в тайге, огородничество, садоводство, коневодство и пчеловодство. Необходимые для строительства пиломатериалы общинники изготавливают на мощных пилорамах американского производства, которые размещены в промышленной зоне Обители Рассвета и в селе Черемшанка. Практикуется разведение молочных и пуховых коз. Развивается огородничество и тепличное хозяйство. Есть опыт выращивания минусинских арбузов, скороспелых дынь, амурских сортов винограда, сои и фруктовых деревьев. Экономическая устойчивость сообщества осуществляется на основе малых производств и реализации излишков изделий мастеров, например, на ярмарках. Проводится совместная работа с Красноярским культурно-историческим музеем и Академией архитектуры, выставки с постоянной экспозицией и реализацией изделий мастеров. В селе Черемшанка создается детская туристическая база. Для решения практических задач хозяйственной деятельности поселенцы учредили закрытое акционерное общество "ТАБРАТ" и получили лицензии на проектно-изыскательскую и строительно-монтажную деятельность.
 
 

Население и нравы
В Обители Рассвета проживает более 150 человек, из них 1/3 - дети. Общая численность поселенцев, разместившихся в окрестных деревнях, около 3000 человек. Средний возраст 35 лет. Среди поселенцев есть учителя, врачи, художники, скульпторы, композиторы, хореографы, певцы, танцоры и музыканты. Сюда постоянно приезжают новые люди. Обитель посетил губернатор Красноярского края Александр Лебедь и был восхищен мастерством, трудолюбием и нравственной основой поселенцев. Они мало заботятся о материальных удобствах, строят не только чистые и красивые дома, но главное - храм в своей душе. Вопреки настроениям общества глобального эгоизма, сформированного на основе выделения заслуг, званий, чинов, санов, наград, возвышения одних над другими, поселенцы всемерно преодолевают свою гордыню - второе "я". В этом смысл духовного совершенства. В каждой деревне, селе теперь создается Единая Семья, которая формируется на взаимном уважении, любви и заботе о каждом человеке.
 
 

Дети
Воспитанию и образованию детей уделяется особое внимание. На территории обители - самая высокая рождаемость по России. Женщины в большинстве своем рожают в воду. Роды принимают духовные акушерки при свечах и с молитвами. Дети рождаются, как правило, крепкие. Во многих семьях по 3-5 детей. С 1996 года в селе Черемшанка действует специализированная средняя школа с экологическим и художественно-эстетическим уклоном. Широко используется также семейное обучение, выявление и развитие каждой индивидуальности. В России сейчас около пятисот действующих монастырей. В них тоже превалирует духовное начало и этого нельзя недооценивать. Но в них нет семей, нет детей, а значит и будущего, они изолированы от жизни общества.
 
 

Проблемы
Преодоление инерции городской мирской жизни требует высочайшего сосредоточения на главных и наивысших духовных потребностях. Эта проблема требует ежеминутной концентрации на Божественном, что и является залогом истинного самосовершенствования.
Существуют проблемы, связанные с суровым сибирским климатом, отсутствием привычных городских удобств и значительными физическими нагрузками. Например, в январе 2001г. температура воздуха падала до -45 градусов. Не выдерживая испытания на прочность, некоторые поселенцы возвращаются в города.
Сложной этической проблемой является использование деревьев для строительства и отопления. Поселенцы вынуждены использовать деревья в традиционных целях вопреки своему желанию. Ведется поиск альтернативных технологий.
Проблема здоровья членов общины решается с помощью традиционной медицины, народных методов, а главное - на трепетной вере. В некоторых деревнях действуют стоматологические кабинеты, а в селе Петропавловка организован Медицинский Центр.
Проблемы приобретения необходимого оборудования для строительства города, дорог, для осуществления дальней и ближней связи неизбежно приводят к необходимости движения денег. Одной из приемлемых форм получения средств является издательская деятельность - публикации последнего завета и сопутствующих источников. Помимо внутренних источников финансовую поддержку извне оказывают российские и зарубежные единомышленники, но этого недостаточно. Проблема финансовой и правовой государственной поддержки весьма актуальна.
 
 

Лидер
Особенностью экополиса Тиберкуль, отличающей его от множества других экопоселений в Европе, Америке, Австралии [3], является приоритет духовного начала. Духовное имя лидера Церкви Последнего Завета - Виссарион (мирское имя - Сергей Тороп, прим. Ред.). Он проживает в Обители Рассвета со своей семьёй, иногда выезжая в города России и за границу. На собственном примере он учит поселенцев не только говорить, но, главным образом, жить по заповедям Бога. Виссарион является родоначальником модели выживания человечества, которая может быть распространена на любые другие территории нашей планеты. Любой человек может приехать сюда и воплощать заповеди Любви, данные нам 2000 лет назад. Учение Виссариона на практике закладывает высоконравственные, истинно ноосферные принципы жизни, указывает пути выхода человечества из опасного кризиса и является общечеловеческим достоянием.
 

Литература:
1. Последний Завет, тома I (1997), II (1998-1999), III (2000-2001). Изд. "Иван Федоров".
2. Свет Истины из Сибири. Под редакцией К.Ф. Комаровских, СПб, 2000.1967.
3. Р.Гилман. Экодеревни и устойчивые поселения (пер. с английского), СПб, 1991.

Источник: http://a-press.ur.ru/pages/chernykh

 
 
 Енисей и его притоки. Топонимический справочник.

Абакан, лев. пр. Енисея, по-хакасски Агбаи-Суг. Элемент аба восходит к древнему этнониму аба, абалар. Неверно, что назание “Абакан” от слов: аба - “медведь”, кан - “кровь”, т. е. “медвежья кровь”, или опкын - “волна, водоворот”, или “водный поток”. Элемент кан восходит также к более древнему термину кан - “река”. Следовательно, Абакан значит “река абинцев”, т. е. племени “аба”(см. Она).
 

Казыр составляющий р. Туба. Предположительно, Казыр, так же как Кизир, слагается из элементов ка+изир, где ка, га - самодийский ...

Катун, лев. приток Казыра. по имени кетоязычного племени котты-коту, множ. число котуан, которое при своем движении вверх по Кану могли достигнуть ...

--------------------------------------------------------------------------------

Казыр - в переводе с тофаларского -"зверь" http://list.ee/forum/
Казыр-ата мог появиться во сне и предсказать будущее, а мог явиться путнику и показать правильную дорогу

--------------------------------------------------------------------------------

Киняев В.В., Мазуров В.В., Паршиков М.И. Водные маршруты Алтая и Саян
Река Казыр
Гутара - р.Гутара - пер.Идеи - р.Казыр - сплав от устья прямого Казыра - пос.Жаровский (н. - 4 к.с.)

--------------------------------------------------------------------------------

Реки Казыр и Кизир начинаются в узле, где сходятся Западный и Восточный Саян. Они оцениваются четвертой - пятой категорией сложности для катамарана в зависимости от уровня воды и места начала сплава.

--------------------------------------------------------------------------------