Основы художественного конструирования. Методические указания, варианты и образцы к самостоятельным заданиям. /Болотов В.П. , Болотова В.П., Вербаускане Н.А./ - Владивосток: ДВГМА, 2000. - 1,5 уч.-изд.л.

Пособие предназначено для самостоятельных занятий по основам художественного конструирования специальности ФЭУ. Материал пособия соответствует действующей программе курса "Компьютерная  и инженерная графика" и включает разделы: комплексный и аксонометрический чертежи, перспективные изображения, графические пакеты CorelDraw и "Арт-Вектор", а также разделы проблемной ориентации: линейное программирование и работа в системе Exel. Пособие состоит из кратких методических указаний, вариантов и образцов заданий и является частью курса, включающего конспект лекций, сценария практических занятий, тест-контролирующих и обучающих карт по курсу, представленных в Интернет по адресу: www.vm..fesma.ru

Домашнее задание № 1: построить (в CorelDraw или на бумаге карандашом) комплексный чертеж и аксонометрию детали по ее изображениям, сгенерированными на основе обобщенных цилиндров в системе "CG-Вектор".

Содержание: по изображениям детали в анимации, очерков детали на комплексном чертеже и в аксонометрии (см. соответствующие таблицы), вычертить деталь в необходимом количестве видов и в аксонометрии.

Габаритные размеры выбрать так, чтобы комплексный чертеж и аксонометрия вместились на формат А4. Остальные размеры определить в CorelDraw с помощью операций: преобразования, размер, или с помощью линейки по их данным изображениям. Например табл.2

Итак, по изображениям детали в анимации, аксонометрии (табл.1) и проекций очерков детали на трех координатных плоскостях (табл.2), вычертить деталь в необходимом количестве видов и в аксонометрии (см. образец на рис. 4,б). Видов может быть: один (обычно это стержни, валики), два, три и более. В данном случае достаточно два или три вида. Кроме того, необходимо выполнить разрезы: фронтальный, профильный и/или горизонтальный.  Если деталь симметричная, разрез выполняется как соединение вида с разрезом. При этом разрез делается справа, а вид - слева от оси симметрии, которая является границей между видом и разрезом. Важным является правильно выполнить штриховку (наклон линий) в сечениях. Если чертеж выполняется в CorelDraw, штриховка выполняется через операцию: поместить заранее заготовленную заштрихованную область в контейнер (см. этапы выполнения чертежа).
При задании замкнутой области удобно пользоваться операцими CorelDraw: соединение, подрезка, пересечение на основе теоретико-множественных операций (см. по тексту).
Заключительный этап: простановка размеров как это требует ГОСТ и заполнение основной надписи (углового штампа). Формат выполнения чертежа: А4 (вертикально лист) или А3.
Образец можно распечатать, скопировать :  здесь  и в формате .cdr (CorelDraw 6) здесь
 
Табл. 1. Изображение деталей с вырезом
5

10 
11 
 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18
19 
20
21 
22
23 
24 
25 
26 
27 
28
29 
30
 

Табл. 2. Проекции очерков детали на трех главных проекциях (видах)

5
10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24 
25 
26 
27 
28 
29 
30 
Подготовительные упражнения и работа над чертежом даны в курсе по черчению на практике 5.



Задание выполняем в CorelDraw
1-й этап: скопируем заготовку комплексного чертежа и аксонометрию. Рисунки из таблицы по вариантам  увеличим так, чтобы на формате А4 было все наглядно и можно было проставить размеры.
2-й этап: начинаем прорисовку в CorelDraw: треугольники, прямоугольники со сдвигом и без сдвига, эллипсы с поворотом и без поворота, обозначающие элементы детали. После этого подкладку можно удалить или сдвинуть в сторону.

                                а)                                                           б)

 
Рис.1. 1-й и 2-й этапы: формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии



3-й этап - уточнение: на комплексном чертеже проводим оси симметрии, делаем разрезы, используя теретико-множественные операции (как делается см. дальше по тексту). На аксонометрической проекции: эллипсы превращаем в дуги (для наглядности пока в секторы).
 
 
Рис.2. 3-й и 4-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

4-й этап - штриховка. Если есть в состоянии "Заливка узором" элемент: наклонный отрезок, то можно воспользоваться оттуда, однако есть другой прием: сделать блок наклонных линий и поместить их в контейнер (для штриховки в аксонометрии без этого не обойтись).

 
Рис.3. 5-й и 6-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

5-й этап.  С помощью заготовки блоков наклонных линий штрихуем (помещаем в контейнер) сечения в аксонометрии. Здесь штриховые линии располагаются параллельно сторонам треугольника, построенного на аксонометрических осях (см. черчение, раздел "Аксонометрия").
6-й этап (рис. 3 справа). На аксонометрии задаем линии контура граней. Объеденяя (комбинируя) их с дугами эллипсов ), можно получить залитую одним цветом область (на рис. красная область и желтая). Поводим внутренние линии (кпасный цвет).


  
Рис.4. 7-й и 8-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

7-й этап.  Вычерчиваем все остальные линии. Удаляем шаблон (в формата .jpg), задаем толщину основных линии, проставляем размеры.
8-й этап. Заполнение основной надписи (углового штампа) чертежа , задаем толщину (или обводим)  рамку. Сдаем и защищаем чертеж.



 Теоретико-множественные операции (ТМО) мощный инструмент в системах плоской и пространственной графики. Используя операции сложения, вычитания, пересечения простых фигур, можно получать формы самой сложной формы. Реализация ТМО в CorelDraw проста: стрелкой указывается объект, который нужно объединить с каким-то (отсечь от какого-то, пересечь с каким-то) объектом. 
 
Дано два квадрата Объединить Квадрат А,  
с B 
Отнять 
от фигуры B, фигуру А
Отнять 
от фигуры А, фигуру В
Пересечение 
А с В
Пересечение 
В с А
 
В системе "CG-Вектор", подобная методика реализована для пространственных объектов. 
Дан первый об.цилиндр  Дан  второй  об.цилиндр  Объединение 
двух цилиндров
Отсечение 2-го  от 1-го Отсечение 1-го  от 2-го Пересечение 
2-х цилиндров

Примечание. Детали представленные по вариантам в анимации были подготовлены следующим образом: в CorelDraw задавался контур (один или два, редко три, в зависимости от того, сколько необходимо ТМО) обобщенного цилиндра, далее сохранялся в формате .dxf,
затем считывался в системе "CG-Вектор" и там, с помощью задания имени конъюнкции, установки направления оси обобщенного цилиндра и указания соответствующей операции: пересечь, объединить, отнять, получили требуемую форму. На создание 35 анимаций - сохранения в формате .PCX, перевода в системе PhotoShop в формат .GIF, а затем ввод в систему Animator, было затрачено два человека-дня, плюс один день на создания макрокоманд автоматического вывода различных проекций детали сразу по всем вариантам.