Домашнее задание: построить комплексный чертеж и аксонометрию детали по ее изображениям, сгенерированными на основе обобщенных цилиндров в системе "CG-Вектор"

Образец здесь  и здесь  и в формате .cdr (CorelDraw 6) здесь

Содержание:  по изображениям детали в анимации, очерков детали на комплексном чертеже и в аксонометрии (см.  табл.1) вычертить комплексный (ттри вида) чертеж детали и аксонометрию (выбрать по ГОСТ любую).

Табл.1. Анимация, макет комплексного чертежа и аксонометрия детали

Анимация 
Акс Акс2 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка

Анимация 
Акс 
Заготовка
10 
Анимация 
Акс 
Заготовка
11 
Анимация 
Акс 
Заготовка
12 
Анимация 
Акс 
Заготовка 
13 
Анимация 
Акс 
Заготовка
14 
Анимация 
Акс 
Заготовка
15 
Анимация 
Акс 
Заготовка
16 
Анимация 
Акс 
Заготовка 
17 
Анимация 
Акс 
Заготовка
18 
Анимация 
Акс 
Заготовка
19 
Анимация 
Акс Акср 
Заготовка 
20 
Анимация 
Акс 
Заготовка
21 
Анимация 
Акс 
Заготовка
22 
Анимация 
Акс 
Заготовка
23 
Анимация 
Акс 
Заготовка
24 
Анимация 
Акс 
Заготовка
25 
Анимация 
Акс 
Заготовка
26 
Анимация 
Акс 
Заготовка
27 
Анимация 
Акс 
Заготовка
28 
Анимация 
Акс 
Заготовка
29 
Анимация 
Акс Акср 
Заготовка
30 
Анимация 
Акс 
Заготовка
31 
Анимация 
Акс 
Заготовка
32 
Анимация 
Акс 
КЧ
33 
Анимация 
Анимация 
 
34 
Анимация 
 
 
35 
Анимация 
 
 

 
Построение аксонометрии в CorelDraw



 

Методические рекомендации

Габаритные размеры выбрать так, чтобы комплексный чертеж и аксономерия вместились на формат А4. Остальные размеры определить в CorelDraw с помощью операций: преобразования, размер, или с помощью линейки по их данным изображениям.

Итак, по изображениям детали в анимации, аксонометрии и ее очерков на трех координатных плоскостях вычертить деталь в необходимом количестве видов и аксонометрии. Видов может быть: один(обычно это стержни, валики), два, три и более. В даном случае достаточно два или три вида. Кроме того, необходимо выполнить разрезы: фронтальный, профильный и/или горизонтальный.  Если деталь симметричная, разрез выполняется как соединение вида с разрезом. При этом разрез делается справа, а вид - слева от оси симметрии, которая является границей между видом и разрезом. Важным является правильно выполнить штриховку (наклон линий) в сечениях. Если чертеж выполняется в CorelDraw, штриховка выполняется через операцию: поместить заранеее заготовленную заштрихованную область в контейнер (см. этапы выполнения чертежа).
При задании замкнутой области удобно пользоваться операцими CorelDraw: соединение, подрезка, пересечение на основе теоретико-множественных операций (см. далее по тексту).
Заключительный этап: простановка размеров как это требует ГОСТ и заполнение основной надписи (углового штампа).



Задание выполняем в CorelDraw
1-й этап: скопируем заготовку комлексного чертежа и аксонометрию. Рисунки из таблицы по вариантам  увеличем так, чтобы на формате А4 было все наглядно и можно было проставить размеры.

2-й этап: начинаем прорисовку в CorelDraw: треугольники, прямоугольники со сдвигом и без сдвига, эллипсы с поворотом и без поворота, обозначающие элементы детали. После этого подкладку можно удалить или сдвинуть в сторону.

                                а)                                                           б)

 
Рис.1. 1-й и 2-й этапы: формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии



3-й этап - уточнение: на комплексном чертеже проводим оси симметрии, делаем разрезы, используя теретико-множественные операции (как делается см. дальше по тексту). На аксонометрической проекции: эллипсы превращаем в дуги (для наглядности пока в секторы).
 
 
Рис.2. 3-й и 4-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

4-й этап - штриховка. Если есть в состоянии "Заливка узором" элемент наклонная вправа линия, то можно воспользоваться, однако есть другой прием: сделать блок наклонных линий и поместить их в контейнер.

 
Рис.3. 5-й и 6-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

5-й этап.  С помощью заготовки блоков наклонных линий штрихуем (помещаем в контейнер) сечения в аксонометрии. Здесь штриховые линии располагаются параллельно сторонам треугольника, построенного на аксонометрических осях (см. черчение, раздел "Аксонометрия").

6-й этап (рис. 3 справа). На аксонометрии задаем линии контура граней. Объеденяя (комбинируя) их с дугами эллипсов ), можно получить залитую одним цветом область (на рис. красная область и желтая). Поводим внутренние линии (кпасный цвет).


  
Рис.4. 7-й и 8-й этапы формирования чертежа детали по ее анимации и аксонометрии

7-й этап.  Вычерчиваем все остальные линии. Удаляем шаблон (в формата .jpg), задаем точщину основных линии, проставляем размеры.

8-й этап. Заполнение основной надписи (углового штампа) чертежа , задаем толщину (или обводим)  рамку. Сдаем и защищаем чертеж.



 Теоретико-множественные операции (ТМО) при проектировании геометрических  форм деталей. Комплексный чертеж детали.
Теоретико-множественные операции мощный инструмент в системах плоской и пространственной графики. Используя операции сложения, вычитания, пересечения простых фигур между собой, можно получать формы сложной формы.  Реализация ТМО в CorelDraw проста: стрелкой указывается объект который нужно объединить с каким-то ( отсечь от какого-то, пересечь с каким-то). После этого появляется стрелка-указатель, которой нужно уже указать на объект, с которым нужно объединить (отсечь или пересечь) первый объект.
 
Дано два квадрата Объединение. Причем А, объединить с синим В  Отнять или отсечь от фигуры B, фигуру А Отнять или отсечь от фигуры А, фигуру В Пересечение 
А с В
Пересечение 
В с А
 

В системе "CG-Вектор", при работе с пространственными объектами ТМО распределены так; в одной конъюнкции (группы задаваемых элементов-фигур) выполняются операции пересечь (ставится знак "+") и - отнять (ставится знак "-"). В случае объединения, элементы задаются в разных конъюнкциях, имеющих свое имя.
 
 
Дан синий цилиндр 
(в сечении квадрат)
Дан красный цилиндр 
(в сечении квадрат)
Объединение 
двух цилиндров
Отнять красный цилиндр от синего Отнять синий  цилиндр от красного Пересечение 
двух 
цилиндров
 



Детали представленные по вариантам в анимации были подготовлены следующим образом:
- в CorelDraw задавался контур (один или два, редко три, в зависимости от того, сколько необходимо ТМО) обобщенного цилиндра и сохранялся в формате .DXF,
- затем этот формат считывался в системе "CG-Вектор" и там с помощью: задания имени конъюнкции, установки направления оси обобщенного цилиндра, и указания соответствующей операции либо пересечь, либо объединить, либо отнять, получили требуемую форму.
 
 
Дано три контурные проекции детали, или проекции трех "обобщенных" цилиндров Вот что получили в пересечение цилиндров  
Цвета боковых граней определяют цвета цилиндров
Анимация пересечения
 

На создание 35 анимаций с помощью ТМО, сохранение их в формате .PCX, перевода в системе PhotoShop в формат .GIF, а затем ввод в систему Animator, было затрачено два человека-дня, плюс один день на создания технологий, например, одной из них: с помощью макрокоманд автоматически получать различные положения детали.