В.И. Седых
начальник Дальневосточной морской академии
им. адм. Г.И.Невельского
 

О реализации концепции морского образования

Особенностью развития высшего образования является интеграция образования и новых информационных технологий, обеспечивающая качественное улучшение фундаментальной базы образования. Поиск путей взаимопроникновения образования и информационных технологий поставил задачу быстрой и коренной модернизации материально-технической базы и кадрового обеспечения. Очевидно, что роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей, а соперничество стран мира все более переходит в область соревнования национальных систем образования.

Развитие морского транспортного комплекса России, изменение технического состояния, принципов и характера его эксплуатации; развитие рыночных отношений; возрастающие требования к обеспечению безопасности морского судоходства и защите экологии определили содержание и направления морского образования.

Реализация системы непрерывного морского образования базируется на следующих принципах:

• включения высшего морского образования в мировую образовательную систему с ориентацией на признание Российских образовательных документов в странах входящих в IMO;

• создания гибких образовательных структур, подготавливающих морских специалистов различной квалификации и предусматривающих свободу образовательного и профессионального самоопределения;

• преобладание в государственном управлении морским высшим образованием нормативно-правовых и экономических методов регулирования;

• признания морского образования как государственной структуры, являющейся составной частью национальной безопасности страны;

• создание альтернативных образовательных структур в учебном заведении с целью расширения номенклатуры специальностей, введения новых курсов, получения второго образования по всем образовательным уровням;

• сопровождение профессиональной подготовки гуманитарной подготовкой и нравственным становлением специалиста путем разработки программ изучения специальных, естественных и гуманитарных наук с целью обеспечения синтеза технической и гуманитарной культуры;

• реализация морского образования с учетом этих принципов возможно на основе технологии инновационного обучения, когда в отличие от традиционного "поддерживающего" обучения, система должна быть ориентирована как в кадровом, так и материальном ресурсах, на привитие обучаемым умений преобразовывать, прогнозировать развитие будущего.

С точки зрения определений инновационного процесса, на мой взгляд, заслуживают внимания высказывания профессора Ханс-Юрген Варнеке, президента Общества Фраунхофера, которое за более 50 летнюю историю своего существования превратилось в созвездие первоклассных институтов, связывающих теорию и практику на основе инновационной технологии организации всей цепочки новых разработок и их внедрения.
В частности, он отмечает:

"• Рассматривать инновации только как новые продукты - это слишком узкий подход.
• ... новые исследования и открытия - только одно из нескольких необходимых условий инноваций.
• Всего таких условий шесть. Я называю их величинами инноваций. Итак, научные исследования сами по себе еще не означают инноваций. В контакте с учеными должны работать те, кто строит свою деятельность, опираясь на потребности общества, экономики, рынка. Это вторая величина. Третье условие - правительство должно построить инфраструктуру, которая поможет, создавать новое. Наличие высококвалифицированного рабочего персонала - четвертая величина инноваций. В пятых, у специалистов на предприятии должна быть мотивация к тому, чтобы делать что-то новое. Наконец, шестое, на предприятии должно быть среднее управленческое звено, поддерживающее инновации.
• В самом общем виде инновации - это путь от познания к результату. Это новые технологии, процессы, структуры, организации, новое поведение не только в технической, но и в социальной сфере."

Приведенные высказывания характеризуют инновационный процесс, если так можно выразиться, на макроэкономическом уровне. Но обозначенная цепочка позволяет провести аналогию и для характеристики инновационных процессов в области научно-технической деятельности вузов и в частности в морском образовании.
Морское образование на Дальнем Востоке имеет более чем вековую историю Дальневосточная морская академия им. адм. Г.И. Невельского, являясь приемником всех типов морских учебных заведений и форм морского образования за этот исторический период. В настоящее время академия обеспечивает выполнение требований в качеству подготовки специалистов как на уровне Российских образовательных стандартов, так и международных конвенций и доказала государственную важность работы по подготовке инженерных кадров для предприятий морского транспорта, рыбной промышленности и военно-морского флота на Дальнем Востоке России.

В новых условиях сотрудничества России в международном сообществе морских держав, изменилось геополитическое значение России в Мировом океане и, в частности, Азиатско-тихоокеанском регионе. Объективно складывающиеся условия социально-экономического развития Дальнего Востока России, связанные с переориентацией интермодальных и мультимодальных коридоров по перевозки грузов в бассейне морей АТР, значительно расширяет сферу деятельности транспортных организаций в Восточных портах России и требует повышения качества подготовки транспортных специалистов разных профилей и особенно морских специалистов. Все это потребовало пересмотра концепции подготовки морских специалистов. Удовлетворить возрастающие потребности в транспортных кадрах быстро развивающийся транспортный комплекс Дальнего востока России возможно путем расширения числа специальностей, специализаций, уровней подготовки, качественного изменения материально-технической базы и особенно тренажерной базы и вычислительной техники.

Сегодня есть объективная необходимость в формировании новой морской образовательной доктрины, так как мы живем в значительно изменившейся культурной политической и социально-экономической реальности. Грядущий XXI век с его высоким уровнем цивилизации требует принципиально нового подхода к подготовке переподготовке и повышению квалификации морских специалистов, основанного на применении современных информационно-тренажерных технологий. Будучи фактором социальной стабильности, система морского образования обеспечивает занятость молодых людей и является важнейшим фактором социального и экономического развития Дальнего Востока.

Суть предложений в создании единых образовательных комплексов по подготовке специалистов отрасли всех уровней: рабочих профессий; со средним техническим образованием; с незаконченным высшим образованием и международным сертификатом матроса-моториста; с базовым высшим образованием и рабочим дипломом специалиста уровня эксплуатации; с высшим профессиональным образованием (инженер) и рабочим дипломом уровня управления; со степенью магистра. На базе образовательных комплексов функционируют центры дополнительного профессионального образования, созданные для решения всех вопросов переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Необходимость рассмотрения и внедрения новой концепции морского профессионального образования базируется на документах международного и национального уровня. В первую очередь, - это Международная конвенция ПДМНВ-78\95 которая после вступления в силу 01 февраля 1997 года установила срок в пять лет (до 01 февраля 2002 года) для перехода на новую систему морского образования, с усилением обязательной тренажерной подготовки, как основы всего обучения.

Далее - это Постановление Правительства РФ № 900 от 04 августа 1999 года относящееся к новому порядку дипломирования моряков, а также нормативные документы Министерства транспорта РФ, Службы морского флота и наконец. Государственный общеобразовательный стандарт 1999 года.

Для реализации задач подготовки и, особенно, переподготовки морских специалистов ДВГМА разработала целевую программу, реализация которой идет по следующим направлениям:

1. Создание Регионального центра дополнительного морского образования в Соответствии с Распоряжением № МФ-34М375 Первого заместителя МТ от 18 июля 1997 года;

2. .Модернизация существующей тренажерной базы под новые требования конвенции ПДМНВ-78\95;

3. .Развертывание новых тренажерных направлений, способствующих улучшению подготовки кадров:
      маневрирование и управление судном (тренажер с визуализацией);

4     грузо-балластные операции на специализированнных судах;

5     электронная картография;

6      морская медицинская подготовка.

Концепция развертывания деятельности Регионального Центра основана на следующих предпосылках:

• морское образование дается в морской академии, в которой выпускник получает первый рабочий диплом и первичное тренажерное обучение;

• по истечении 5-ти лет при ДВГМА проводится переподготовка специалистов, а также аттестация на новое подтверждение к рабочему диплому, что также связано с новым циклом тренажерной подготовки.

Поэтому, исходя из принципов, заложенных в Постановление правительства    № 900 о дипломировании моряков, целесообразно проводить весь комплекс переподготовки специалистов морского флота в одном Центре, оснащенным современным оборудованием и компьютерной техникой.

Региональный центр должен решать следующие задачи:

• удовлетворение потребностей морских организаций в переподготовке и повышении квалификации специалистов морского флота в соответствии с современными международными и национальными требованиями;

• профессиональная подготовка и переподготовка работников, увольняемых из Вооруженных сил РФ;

• углубление интеграции процессов обучения слушателей и курсантов, использование научно-методического и практического опыта работы со слушателями Центра в учебном процессе в Академии, привлечение ведущих специалистов к работе с курсантами ДВГМА;

• научно-техническая экспертиза программ и материалов в области морского транспорта;

• предаттестационная подготовка специалистов морского флота и аттестация их;

• издание бюллетеней по безопасности мореплавания в ДВ регионе РЦДМПО планирует осуществить и в значительной мере уже осуществляет многие виды подготовки, проверки знаний и аттестации морских специалистов в соответствии с типовыми курсами ИМО.

Тренажерная подготовка

Тренажеры Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ): подготовка операторов и радиоэлектроников 1 и 2 класса;
Тренажер выживаемости на море и действий в аварийной ситуации: методы борьбы с пожаром; личное выживание; взаимоотношение между людьми; использование спасательных шлюпок и плотов;
Тренажер машинного отделения;
Тренажер грузо-балластных операций на специализированных судах (нефтяные танкеры; танкеры-химовозы; газовозы);
Комплексный тренажер маневрирования и управления судном (организация ходовой навигационной вахты; предрейсовая подготовка; маневрирование и управление судном);
Тренажер электронной картографии;
Тренажер по радиолокационной прокладке и САРПР;
Тренажер по морской медицинской подготовке;
Тренажер по подготовке лоцманов-операторов СУДС;
Тренажер МКУБ.

Специальная подготовка

В состав Центра входит несколько направлений специальной морской подготовки:
•повышение квалификации командного состава судов;

• дополнительная капитанов и старших помощников на соответствие ПДМНВ-78\95;

• подготовка и переподготовка специалистов рядового состава и курсантов академии: матросов; мотористов; электриков и т.д.;

• подготовка и переподготовка инспекторов портового контроля;

• курсы морской медицинской подготовки;

• подготовка инструкторов тренажерных центров.
В организации подготовки и повышения квалификации Центр опирается на ведущие специальные кафедры, где сосредоточено современное тренажерное, лабораторное оборудование и вычислительная техника. Занятия проводят лучшие преподаватели- профессора, доценты, капитаны дальнего плавания, механики и электромеханики 1-го разряда, радиоспециалисты 1-го класса, имеющие большой опыт работы на судах.

Большая часть тренажеров сертифицирована и лицензирована, а преподаватели-инструкторы имеют соответствующие сертификаты на право обучения морских специалистов, в том числе полученные в зарубежных центрах морской подготовки.

При Центре функционирует морская квалификационная комиссия, которая под председательством капитана порта Владивосток проводит большую работу по аттестации морских специалистов при получения ими нового подтверждения на морской диплом. Мы надеемся и на дальнейшее развитие такого сотрудничества, что будет способствовать развитию учебной базы Центра. Со службой капитана порта согласовываются учебные программы курсов обучения, составы квалификационных комиссий. Работники службы капитана порта возглавляют квалификационные комиссии и во время их работы получают необходимую информацию об уровне подготовки командных кадров судов различных компаний.

Дальнейшее развитие Центра связано с расширением специализации, внедрением современной тренажерной техники, увеличением числа преподавателей-инструкторов международного класса и повышением качества организации учебного процесса. В этом направлении будут направляться часть средств, заработанных самим Центром, а также привлечение инвестиций судоходных компаний Дальневосточного региона. Так "СОВКОМФЛОТ", через свои дочерние компании уже вложил определенные средства в создание тренажерного навигационного комплекса (тренажер визуализации). Эти средства будут возвращаться "СОВКОМФЛОТУ" посредством подготовки и переподготовки их специалистов на тренажерной базе Центра. Надеемся, что другие судоходные компании и предприятия региона пойдут по такому же пути.

Обучение специалистов морского флота - не очень прибыльное дело, но важное, необходимое, и без инвестиций от заинтересованных предприятий и организации морского транспорта здесь не обойтись.
Развитию дополнительного профессионального образования морских специалистов могут способствовать такие мероприятия, как:

• организация государственных РЦДМПО только в составе государственных морских академий;

• организация филиалов РЦМПО в составе морских колледжей (техникумов), имеющих соответствующие материальную базу и преподавательский инструкторский состав;

• установления договорных условий с организациями и предприятиями ДВ региона на подготовку и переподготовку специалистов;

• разработка единых, стандартных форм документов, лицензий и установление порядка их выдачи на государственном уровне контроля.

• повышение квалификации, переподготовка, аттестация специалистов и выдача им сертификатов, подтверждений к рабочим дипломам должны проводиться государственными РЦДМПО совместно со службами капитанов портов.

Преимущества данной схемы обучения:

• сокращаются сроки подготовки специалистов;

• сокращаются расходы на подготовку специалистов "уровня управления" за счет уменьшения количества обучаемых, снижения расходов на обмундирование, проживание и питание;

• появляется дополнительный стимул к сохранению рабочего места и продвижению по службе у работников судоходных компаний со смешанным капиталом, если финансирование подготовки уровня управления будет осуществляться из федерального бюджета;

• командный состав судов может изменять свою профессиональную ориентацию на береговой профиль.
Для специалистов судоходных компаний, которые планируются на руководящие должности этих компаний, предлагается программа магистерской подготовки продолжительностью до года с аттестацией на магистра управления.

Морская академия надеется на объединение усилий организаций управляющих структур всех уровней для решения жизненноважного вопроса для Дальневосточного региона.


5 июня 2000 г.