В.И. Седых
начальник Дальневосточной морской академии
им. адм. Г.И.Невельского
 

Инновационные технологии как основа повышения качества морского образования

Особенностью развития высшего образования является интеграция образования и новых информационных технологий, обеспечивающая качественное улучшение фундаментальной базы образования. Поиск путей взаимопроникновения образования и информационных технологий поставил задачу быстрой и коренной модернизации материально-технической базы и кадрового обеспечения. Очевидно, что роль образования непрерывно возрастает и становится доминирующей, а соперничество стран мира все более переходит в область соревнования национальных систем образования.

Развитие морского транспортного комплекса России, изменение технического состояния, принципов и характера его эксплуатации; развитие рыночных отношений; возрастающие требования к обеспечению безопасности морского судоходства и защите экологии определили содержание и направления морского образования.

Реализация системы непрерывного морского образования базируется на следующих принципах:

- включения высшего морского образования в мировую образовательную систему с ориентацией на признание Российских образовательных документов в странах входящих в IМО;
- создания гибких образовательных структур, подготавливающих морских специалистов различной квалификации и предусматривающих свободу образовательного и профессионального самоопределения;
- преобладание в государственном управлении морским высшим образованием нормативно-правовых и экономических методов регулирования;
- признания морского образования как государственной структуры, являющейся составной частью национальной безопасности страны;
- создание альтернативных образовательных структур в учебных заведениях с целью расширения номенклатуры специальностей, введения новых курсов, получения второго образования по всем образовательным уровням;
- сопровождение профессиональной подготовки гуманитарной подготовкой и нравственным становлением специалиста путем разработки программ изучения специальных, естественных и гуманитарных наук с целью обеспечения синтеза технической и гуманитарной культуры;
- внедрение технологии инновационного обучения, когда в отличие от традиционного "поддерживающего" обучения, система должна быть ориентирована как в кадровом, так и материальном ресурсах, на привитие обучаемым умений преобразовывать, прогнозировать развитие будущего.

С точки зрения определений инновационного процесса, на мой взгляд, заслуживают внимания высказывания профессора Ханс-Юрген Варнеке, президента Общества Фраунхофера, которое за более 50 летнюю историю своего существования превратилось в созвездие первоклассных институтов, связывающих теорию и практику на основе инновационной технологии организации всей цепочки новых разработок и их внедрения.

В частности он отмечает:

"- Рассматривать инновации только как новые продукты - это слишком узкий подход.

- ... новые исследования и открытия - только одно из нескольких необходимых условий инноваций.

- Всего таких условий шесть. Я называю их величинами инноваций. Итак, научные исследования сами по себе еще не означают инноваций. В контакте с учеными должны работать те, кто строит свою деятельность, опираясь на потребности общества, экономики, рынка. Это вторая величина. Третье условие - правительство должно построить инфраструктуру, которая поможет, создавать новое. Далее мы переходим на микроэкономический уровень. Наличие высококвалифицированного рабочего персонала - четвертая величина инноваций. В пятых, у специалистов на предприятии должна быть мотивация к тому, чтобы делать что-то новое. Наконец, шестое, на предприятии должно быть среднее управленче-ское звено, поддерживающее инновации.

- В самом общем виде инновации - это путь от познания к результату. Это новые технологии, процессы, структуры, организации, новое поведение не только в технической, но и в социальной сфере".

Приведенные высказывания характеризуют инновационный процесс, если так можно выразиться, на макроэкономическом уровне. Но обозначенная цепочка позволяет провести аналогию и для характеристики инновационных процессов в области научно-технической деятельности вузов и в частности в морском образовании.
Высокотехнологическая революция предъявила новые требования к образовательному процессу. Образовательный процесс один из первых почувствовал давление новых технологий. Он потребовал от высших учебных заведений критического осмысления, доработки и переработки многих положений в учебной и научной деятельности. По сути, вузы стали полигоном для новых решений. Именно вузовские специалисты дают толчок многим направлениям науки и техники, который фирмы-производители воплощают в конкретных современных продуктах.

Но есть такие направления, где образование, наука и высокий технологии обязаны объединиться для решения серьезных проблем современного человечества. Это проблемы безопасности человеческой жизнедеятельности, в том числе, экологической. Человек, как таковой, является основным фактором риска в современных человеко-машинных системах. Ясно, что есть области производства, где еще далеко до полной автоматизации. К ним относится транспорт (в том числе транспортировка опасных грузов), ядерное производство, химическое производство и так далее. В этих областях невозможно обойтись без современных компьютеризированных тренажерных систем. Такие системы не только позволяют вывести на новый уровень образовательный процесс, но являются полигоном для проведения разноплановых исследований, а информация в их геоинформационных базах данных имеет чрезвычайно важное значение для многих организаций и ведомств.

Развитие морского образования в настоящее время связано с глубокими преобразованиями в области профессиональной компетентности, которые вызваны принятием большинством стран мира в 1995 году новой редакции Кодекса Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДМНВ-95). Структура и содержание материалов Конвенции ПДМНВ-95 по сравнению с ранее действовавшей существенно изменены в части требований к уровню компетентности специалистов морского флота и к системе контроля над обеспечением и поддержанием необходимого уровня компетентности. Россия является участницей Конвенции ПДМНВ-95 и поэтому для отечественной системы подготовки кадров морского флота этот документ является основополагающим.

Главная цель улучшения качества подготовки моряков - повышение безопасности мореплавания. По статистическим данным около 80 % всех аварий на мировом флоте обусловлены действием так называемого "человеческого фактора". По вине экипажей судов происходят сотни аварий с человеческими жертвами и большими материальными потерями. Ошибки управления - одна из главных причин высокой аварийности на морском флоте. Переработанная и дополненная Конвенция значительно повышает уровень контроля за подготовкой моряков и требует неукоснительного соблюдения международных стандартов профессионального обучения и дипломирования лиц, несущих вахту на ходовом мостике и в машинном отделении судна.

Морские учебные заведения ведущих морских держав уже давно признали значение различных тренажерных комплексов и систем для эффективного и качественного обучения будущих специалистов. Новая Конвенция устанавливает обязательный порядок обучения для работы с радиолокационными станциями и средствами автоматизированной радиолокационной прокладки и настоятельно рекомендует использовать тренажеры для подготовки и оценки уровня компетентности судоводителей и радиоспециалистов в других областях профессиональной деятельности.

К достоинствам тренажерной подготовки следует отнести возможность имитации навигационной обстановки, ее усложнения или упрощения, изменения параметров самого процесса и масштаба времени, создания аварийных ситуаций, многократного повторения нужного упражнения и полного контроля за процессом обучения. Вся информация в процессе тренинга идет только на английском языке, что является дополнительным фактором улучшения языковой подготовки. К этому следует добавить, что обучение на тренажерах наиболее полно отвечает организационно-методическим, педагогическим и инженерно-психологическим требованиям.

Человечество входит в эпоху новых технологических решений, кардинально меняющих подходы ко многим видам деятельности. Быстрое развитие технологий, масштабные экологические проблемы, вызванные техногенной деятельностью человека, требуют от каждого из нас значительных усилий для получения новых знаний и адаптации к новым условиям. Поэтому на рубеже веков особую актуальность приобретают инновационные технологии, научные исследования, образование и безопасность жизнедеятельности человека, в том числе, экологическая.

В схеме тренажерного центра обучения и сертификации моряков решаются три взаимосвязанных задачи: обучение, научные исследования и безопасность.

В центр входят:
1) тренажер по разливам нефти, центральной частью которого является лаборатория геоинформационных технологий;
2) компьютеризированная лаборатория анализа нефтепродуктов и их производных;
3) тренажеры грузобалластных операций на нефте- и газовозах, буровых платформах;
4) тренажер электронной картографии с навигационными приборами, как в растровом, так и в векторном вариантах;
5) классы ПЭВМ, расширяющие возможности доступа к информации из тренажеров;
6) тренажер визуализации;
7) тренажер МКУБ, позволяющий персоналу судна получить практические навыки по вопросам управления безопасностью и предотвращения загрязнения;
8) тренажеры ГМССБ.

Тренажеры обеспечивают процесс достижения триединой цели, описанной выше. Также это позволяет интенсифицировать и вывести на новый технологический уровень образовательную деятельность по подготовке современных специалистов, как в учебном процессе академии, так и в переподготовке, повышении квалификации и тренаже управленческого персонала, обеспечивающих максимально возможную вероятность принятия правильных решений в чрезвычайных обстоятельствах кризисных ситуаций. Научная станция, оснащенная специализированным программным обеспечением моделирования разливов нефти и управления действиями по борьбе с разливами, с одной стороны, дает возможность провести анализ движения нефтяного пятна и оценку экологического ущерба, с другой, является уникальным и мощным инструментом научных исследований в области геоэкологического мониторинга и разработки специализированных моделей прогнозирования. Данный инструмент позволяет эффективно использовать его для сбора информации и моделирования поведения других экологически опасных объектов и явлений, таких как лес и пожары, газовые месторождения, работа транспорта и прочих.

В соответствии с принятой концепцией применение таких технологий в учебном процессе осуществляется по нескольким схемам. Тренажеры используются: как лабораторные комплексы при изучении специальных дисциплин, как средства контроля знаний в межсессионный период и во время промежуточной аттестации (сессионный экзамен), как объект для оценки уровня практической подготовки при итоговой аттестации Государственной экзаменационной комиссии и как средство для сертификации выпускников академии на заключительной стадии обучения по определенным видам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Конвенции.

Представленное решение открывают возможности для более эффективного обучения курсантов морских специальностей, способствуют сокращению сроков подготовки и повышению качества учебного процесса.