Седых В.И., Леонтьев Л.Б., Евстегнеев В.И.
 

Восстановление и упрочнение деталей судовых технических средств (формирование параметров материала поверхностного слоя восстанавливаемых деталей)

Книга 2

В учебном пособии рассматриваются основные научно-методические положения и практические решения по формированию параметров (свойств) материала поверхностного слоя восстанавливаемых деталей.

Представлены основные определения и понятия процесса формирования, принципы представления и технологическая последовательность решения задач по выбору режимов процессов восстановления.

Приведены примеры по формированию параметров материала при восстановлении деталей из серого чугуна, формированию параметров надежности судовых дейдвудных подшипников.

Пособие предназначается для курсантов судомеханического факультета по специальностям “Судовое энергетическое оборудование” и “Техническая эксплуатация судов и судового оборудования”.

Дальневосточная государственная морская   академия им. адм. Г.И. Невельского
 
С О Д О Д Е Р Ж А Н И Е
 

ВВЕДЕНИЕ

1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА

1.1. Основные понятия и определения
1.2. Теоретические основы формирования параметров материала деталей
1.3. Принципы представления параметров материала и факторов процесса формирования
1.4. Формирование параметров безотказности и долговечности восстанавливаемых деталей

2. ФОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ

2.1. Структура наплавленного слоя при восстановлении деталей из серого чугуна
2.2. Структуры зон сплавления и термического влияния при восстановлении деталей из серого чугуна
2.3. Формирование параметров материала поверхностного слоя при наплавке и сварке серого чугуна
2.4. Формирование параметров материала посадочной поверхности втулки цилиндра ДВС
Оптимизация режимов упрочнения поверхности металлического пояса при восстановлении втулок цилиндров судовых ДВС с трещинами в галтели опорного бурта
2.6. Формирование параметров надежности  судовых дейдвудных подшипников

Список использованной литературы



 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции в судоремонте неразрывно связано с решением проблемы достоверной оценки разрушений деталей в эксплуатации, с более полным использованием возможностей, которые заложены в конструкционных материалах и технологиях.

В настоящее время суда морского флота переведены на систему технического обслуживания и ремонта по их фактическому состоянию, проводится политика расширения объема работ по техническому обслуживанию машин, устройств и механизмов без вывода судов из эксплуатации. При этом непрерывное увеличение объемов морских перевозок, усложнение конструкций судовых технических средств обострили поставили проблему обеспечения заданной эксплуатационной надежности судов в процессе ремонта на СРП.

Важнейшей частью этой проблемы является проблема оптимального формирования свойств материала поверхностного слоя деталей. Экономическая целесообразность ее решения обусловливается возможностью повторного использования около 70 % изношенных и поврежденных деталей, воспроизводством их в более короткие сроки, снижением материалоемкости сменно-запасных частей за счет повторного использования деталей.

Сложность решения проблемы заключается в необходимости учета взаимозависимых случайных параметров комплекса "Технология - материал поверхностного слоя - условия эксплуатации (Т-М-Э)". Случайный характер изменения технологических и эксплуатационных факторов обусловливает неопределенность оценки параметров материала в процессе формирования и невозможность в большинстве случаев предусмотреть промежуточные результаты для введения корректирующих воздействий.

Особенность проблемы данной состоит в том, что кроме достижения заданного уровня параметров материала поверхностного слоя деталей, важно определять также, в каких пределах они могут изменяться, не нарушая несущей способности материала поверхностных слоев деталей сопряжения, и оптимальные интервалы их значений, чтобы обеспечить заданный и более продолжительный срок работы восстановленных деталей.

Техническое решение проблемы состоит в выборе номинальных значений параметров материала и факторов процессов формирования, их классов точности и требует разработки методов, которые бы учитывали:

- случайный характер изменения параметров материала и факторов процесса формирования;
- многокритериальность проблемы, так как качество материала поверхностного слоя деталей характеризуется комплексом физико-химических, механических и геометрических параметров;
- неопределенность в выборе значений параметров материала и факторов процесса формирования при восстановлении деталей;
- ограниченность ресурсов в процессе формирования параметров материала.

Формирование параметров материала поверхностного слоя деталей заключается в создании условий наиболее полного и точного удовлетворения технических требований и нормативов на показатели надежности деталей при минимальных трудовых, материальных и финансовых ресурсах на ремонт и эксплуатацию отремонтированных судовых технических средств. Достижение такого формирования осуществляется путем воздействия на регулируемые причинные факторы процессов формирования при нормированных процессах сборки, регулировки, испытаний и эксплуатации.

Общий методологический подход к решению задачи формирования заданных свойств можно сформулировать как достижение таких параметров материала поверхностного слоя деталей, которые бы обеспечили заданную надежность работы материала поверхностного слоя деталей при различных потенциальных отказах.