Синектика (Synectics) — метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У. Гордон.
   Литература.
   Gordon W. Synectics. N.Y., 1961.
 Занимательная синектика (статья здесь на странице)
Что такое синектика и как она связана с управлением творческим процессом?
Синектика это метод коллективного творчества
Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности" (реферат)


Практика интеллектуального поиска ответов на "вечные" вопросы.
Открытие сути вещей.
Синектика, Баллентова сессия, брейнсторминг вопросов Бытия.
Техники вопрошания Мира.
Удивленное узнавание самого себя.
Принципы творческого подхода к нестандартным задачам.
Одержимость жизненной силой.
Кристаллический разум
Четыре занятия по четыре часа в группе ищущих себя на Пути Знания.


Банк идей "ВиртуСфера" (внешняя ссылка)
Мозгового штурма- брейнсторминг- как средство генерации идей и решения задач

“Враг продуцирования идей — функциональная фиксация — тенденция держать колеса воображения на проторенной дорожке

«При дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания».
Эпикур

Мозговой штурм


И по делу:

Психологический словарь
По алфавиту
По тематике
Введение в психологию (теория)
Тестирование знаний психологии

Тестирование (психологический практикум)

Пороги зрительного пространственного различения

   Введение. Для адекватного зрительного восприятия пространственных характеристик предметов важную роль играет способность к определению относительных величин различных стимулов. В частности, сравнение переменного стимула с эталонным позволяет достаточно точно определять величину переменного стимула. Способность, основанная на точности такого сравнения, называется глазомером.
   Задание. Методика основана на методе средней ошибки. Задача испытуемого заключается в том, что он должен как можно более точно подстроить длину переменного стимула, который представлен отрезком прямой линии, к длине эталонного, который в каждой серии остается константным, т.е. сделать переменный стимул одинаковым с эталонным. Прототипом данной методики служит глазомерная линейка Леманна, которая представляет собой горизонтально расположенную планку, снабженную со стороны экспериментатора сантиметровыми рисками и имеющую строго фиксированную отметку посередине, видимую с места испытуемого. По обе стороны от этой отметки расположены перемещающиеся движки.
   Инструкция испытуемому: На экране Вы будете видеть две линии, над которыми есть соответствующие надписи — „Эталонный стимул“ и „Переменный стимул“. Ваша задача заключается в том, чтобы последовательно нажимая на кнопки „меньше“ и „больше“ увеличить или уменьшить длину переменного стимула так, чтобы она точно соответствовала длине эталонного стимула.
   После того, как, по Вашему мнению, эти длины сравняются, Вы должны нажать на кнопку „выбор — дальше“. Это приводит к тому, во–первых, что Ваш выбор фиксируется, во–вторых, начинается следующая серия, в которой автоматически изменяется или длина исходного переменного стимула, или длина эталонного стимула.
   Всего есть три варианта с разными величинами эталонного стимула, каждый из которых в свою очередь имеет пять вариантов с разными величинами переменного стимула. Всего — 15 серий.
   Кроме того, после того, как пройдут 15 серий эксперимента, эталонный стимул меняется местами с переменным — он располагается теперь справа. Об этом предупреждает всплывающее окно с сообщением „Эталонный стимул теперь справа“ (окно закрывается нажатием на кнопку ОК).
   Итак, в целом задание имеет 30 серий.
   По окончании эксперимента на экране появится окно, в котором показаны (в пикселях) величины 30 эталонных стимулов, Ваши результаты и их разница, деленная на величину эталонного стимула (отклонение). По последним величинам рассчитано среднее значение.
 
Вход на тестирование


Тест прогрессивных матриц Дж. Равена, предназначенный для измерения
фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену)

Введение. Тест прогрессивных матриц (Raven Progressive Matrices) разработан в 1936 г. в Англии Дж. Равеном (совместно с Л. Пенроузом). Предназначен для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену).
   Состоит из 5 серий по 12 заданий:
   — серии A (взаимосвязи в матрице, состоящей из единого изображения);
   — серии B (аналогия между парами фигур матрицы);
   — серии C (прогрессивные изменения в фигурах матрицы по вертикали и горизонтали);
   — серии D (перегруппировка фигур матрицы);
   — серии E (разложение фигур матрицы на составные элементы).
   В каждой серии подобраны однотипные задания, выстроенные по все более возрастающей сложности.
   Материал задания. Каждая из 60 матриц черно–белого варианта теста представляет собой геометрическое изображение с отсутствующим фрагментом, который необходимо выбрать из 6–8 предложенных вариантов.
   Время проведения теста не ограничено и в среднем занимает 30 мин. В тестировании могут участвовать испытуемые от 8 до 65 лет.
   Инструкция: Вам будет предложено 60 заданий, в каждом из которых есть основное изображение (в верхней части окна), имеющее определенный фон или составные элементы (фигуры), связанные между собой определенной зависимостью. При этом в нижнем правом углу основного изображения не хватает фрагмента или элемента. Вы должны установить закономерность, связывающую между собой элементы изображения и выбрать среди предлагаемых вариантов ответа (в нижней части окна) недостающий элемент, нажав на левую кнопку мыши на данном элементе.
Вход на тестирование



 Методика ментальной ротации

Введение. Исследования когнитивных процессов убеждают, что одним из базовых принципов их организации является согласованная работа аналоговых механизмов, имеющих однозначное соответствие со стимульным, например визуальным, полем, и дискретно–символических механизмов, связанных с кодированием (прежде всего речевым).
   Для выявления особенностей такого согласования исследователи часто используют хронометрию когнитивных процессов.
   Материал задания. В 1971 г. Р. Шепард разработал методику ментальной ротации, которая должна была показать, что в ряде когнитивных функций доминирующую роль играют аналоговые механизмы.
   Испытуемым требовалось определить тождество или различие пар фигур, представленных на рисунке их трехмерным изображением (рисунок в перспективе). В этих парах фигуры могли различаться как по повороту в одной из плоскостей проекции, так и по самой их форме. Было показано, что время определения тождества или различия фигур в паре линейно зависит от угла их поворота относительно друг друга. Это рассматривалось как доказательство того, что при решении подобных задач происходит мысленное, в плане представлений вращение одной из фигур до тех пор, пока она не окажется в той же позиции в отношении плоскостей проекции, что и эталонная.
   Инструкция: На экране Вам будет последовательно предъявлено 16 пар фигур (состоящих из одинаковых кубов). Ваша задача заключается в том, чтобы определить одна ли это фигура, но данная в разных проекциях, или это разные фигуры (имеющие различные соотношения исходных элементов).
   Если, по Вашему мнению, это одна и та же фигура, но данная в разных проекциях, нажмите на кнопку фигуры одинаковы, если это разные фигуры — кнопку фигуры различны. После этого Вы автоматически переходите к следующей паре фигур, пока не закончится эксперимент.
Вход на тестирование


Занимательная "синектика".
Принципы получения "красивых" решений.

1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона "Синектика: развитие творческого воображения". "Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых творческих решений!" – воскликнули сторонники "творческого озарения по инструкции". Описанный в книге подход к организации творческого процесса, правила работы и обучения творцов новых идей (сейчас бы сказали – "креативщиков") по началу оказал большое влияние на разработчиков новой техники. И не смотря на то, что книга так и не была издана у нас, ее идеи вскоре, через каких-то 5 – 10 лет после издания, плавно перекочевали в умы советских, тогда большей частью – внешторговских – рекламистов.

Слово "синектика" – греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. Гордон, предложив свой метод, восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества – это главенство индивидуального гения. Гордон не отрицал великой роли "индивидуального озарения" в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой – необходимость системы "направленного поиска решений". Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее "группового мышления". В ситуации когда люди – "синекторы" – объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачки. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен "инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование участников имеет в группе синектеров большое значение – каждый стримиться "взять на себя" наибольшую часть выдвигаемых творческих решений. Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, интересов. эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче.

Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же, совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль "третейского судьи" или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций, а так же он должен помочь участникам группы говорить "на одном языке", примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синектеров. В режиме "адвоката" авторитет сразу же – в процессе работы группы – выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов.

Итак, синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Два слова об "операторах синектики". Операторы синектики – суть конкретные психологические факторы, которые ведут вперед творческий процесс. Операторы предназначены для пробуждения, активизации сложных психологических состояний. Идеологи синектики исходят из предположения о том. что решая какую – либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же – допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть – необходимо дать инструменты. Средства, позволяющие человеку делать это. Обобщенно синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса:
превращение незнакомого в знакомое;
превращение знакомого в незнакомое.

Оригинал статьи опубликован в журнале "Маркетолог" №9 за 2000 год.


Синектика - это модифицированный вариант классического брейнсторминга, т.е. техники получения результатов в результате упорядоченного коллективного обсуждения (мозговой штурм). Технология синектики была представлена в 1960 году Уильямом Гордоном. Синектика предусматривает переход к брейнстормингу группами профессионалов, а также доведение всех идей при экспертизе до логического завершения. (*) Решение задачи начинается с ознакомления - "проблема, как она дана". Никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими (*) Проблему превращают в задачу, как она понимается (*) Идет собственно решение, основанное на превращении привычного в непривычное и наоборот. В синектике используется широко употребимое в теории систем решение через аналогию (Гордон предложил четыре вида аналогий для брейнсторминга: 1. прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы; 2. личная аналогия - напрямую связана с театром эмоций (метод эмпатии), решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле "Я -такое дерево, я - белая ворона, которая хочет окраситься."; 3. символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия, предмает ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются; 4. фантастическая аналогия - в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности). <p>Т.е. синектика - это один из организационных приемов коллективного творчества. Это способ организации процесса.



Синектика это метод коллективного творчества. Он имеет немало общих черт с мозговым штурмом, однако, если brainstorming является разовым мероприятием и разовым инструментом для групповой кооперации, то синектика предполагает создание постоянно действующей творческой группы. Принципы синектики были заложены американцем В. Дж. Гордоном , организовавшем в 1952 году творческую группу по подготовке изобретателей. В 1960 году Гордон создал фирму по обучению творческому мышлению в сфере техники "Синектисинкорпорейтид". Правила набора синектической группы таковы:

группа комплектуется из представителей различных профессий (в первую синектическую группу вошли биолог, дизайнер, психолог и архитектор);
критерием отбора при комплектовании служат способности кандидатов, такие как наличие практического опыта в своей области деятельности и гибкость мышления;
в группу должны войти люди с различным складом характера, кроме того, участие ограничивается возрастными рамками (группы состоят из людей в возрасте от 25 до 40 лет);
после того, как проектная фирма определяет своих людей (3-4 кандидатуры), достойных войти в группу синекторов, последнюю дополняют два-три специально приглашенных со стороны специалиста, призванных обеспечить профессиональную неоднородность формирования.
Так же как и в "мозговых атаках", генерация идей происходит во время специальных сессий. Продуктивность группы, как показывает опыт, сильно зависит от личности руководителя. Интересно отметить, что никто из синекторов, кроме руководителя группы, не посвящается в конкретные условия творческой задачи, что предохраняет участников от шаблонов восприятия задачи. Обсуждение начинается с рассмотрения неких общих признаков задачи. Так, решая задачу обеспечения быстрого охлаждения газовых смесей в конкретных устройствах, руководитель может предложить группе начать с дискуссии на тему переноса атмосферного тепла. После получения ряда общих идей группа обращает свое внимание на конкретную задачу, чему в немалой степени способствует талант ее руководителя. Решение конкретной проблемы осуществляется в два этапа: сначала непривычное превращают в обычное, "одомашнивают", а затем происходит обратный ход - превращение обычного в необычное. Решение конструируется при помощи одного из четырех типов аналогий, причем выбор конкретной аналогии опять же остается за руководителем группы:
Прямая аналогия предполагает сопоставление проектируемого устройства с уже известными объектами и ответ на вопрос: "Как в принципе решаются такие задачи?"
Фантастическая аналогия обязывает синектора рассмотреть проблему глазами несуществующих существ, либо использовать для ее решения фантастический элемент.
Символическая аналогия предписывает кратко и метафорично(поэтично, аллегорично) описать суть проблемы.
Субъективная аналогия предполагает вживание синектора в образ явления или объекта техники, с которыми связана текущая проблема.
За тридцать лет использования синектики стало ясно, что удобнее всего прибегать к услугам синектической группы в промежутке между исследовательской и проектно-конструкторской работой.


Книга Уильяма Гордона "Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961 г. состоит из Введения, шести глав, двух приложений и библиографии.

Книга содержит 180 страниц.

Во Введении автор дает краткий обзор Синектики, истории вопроса и рассматривает основные положения теории.

Слово "Синектика" из греческого, означает соединение вместе различных элементов. Синектика - это теория для сознательного применения подсознательного психологического механизма в группе разнообразных индивидуальностей, объединенных с целью постановки и решения проблем. Теория постоянно развивается и дополняется новым опытом Кембриджской синектической группы, которая является первой в практике использования Синектики.

Автор отмечает, что данная книга - это промежуточный отчет исследования, которое будет продолжаться ряд лет. Поэтому, хотя заключения и базируются на экспериментальных данных, они не должны приниматься как неизменные и окончательные. Синектические исследования автор основывает на следующих предположениях:

1. Творческие процессы в человеке могут быть познаны,
2. Изобретения в науке и искусстве аналогичны и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами,
3. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Цель книги - описать развитие Синектической теории творческого процесса, гипотез, лежащих в основе теории, а также фактическое внедрение теории в некоторых случаях.

В первой главе "История синектического исследования творческой деятельности" рассматриваются предпосылки возникновения теории, основные гипотезы м развитие синектической теории.

Автор отмечает, что традиционный взгляд на природу творчества предполагает творческими только искусство и поэзию.

Кроме того, при таком подходе утверждается приоритет индивидуального творчества перед коллективным. Ряд исследований по психологии раздвинул границы взглядов на природу творчества. Теперь можно утверждать, что таинственный творческий элемент может быть познан и понят, и этому качеству можно обучать. Ученые и авторы биографы таких изобретателей как Эдисон делали акцент на творчестве одной личности, не уделяя внимания работе групп. С другой стороны, группа не всегда способна творчески работать. Составленная из случайных людей, группа без дисциплины не способна к творческому акту.

Автор предлагает отбирать людей в группу по коэффициенту "Ай-кью". Синектическая группа, таким образом, способна сократить затраты времени с нескольких месяцев, необходимых отдельной личности для решения проблемы, до нескольких часов. Окончательные решения проблем, полученных группой рациональны, процесс же решения их - иррационален. Синектическая группа отличается от "отряда особого назначения" - группы экспертов тем, что "отряд" состоит предпочтительно из технических экспертов одной специальности, подобранных для решения конкретной проблемы. Группа, состоящая из людей различных специальностей имеет более высокие способности при решении проблем. Однако, ни одна группа из 5-7 человек не может охватить вопросы во всех областях науки. В тех случаях, когда это необходимо, в группу вводится эксперт по данной области. Эксперт играет двоякую роль: во-первых, роль энциклопедии; во-вторых, - "дьявольского адвоката", т.е. критика. У эксперта должно быть желание и способность вторгаться во все сферы деятельности других экспертов, и в тоже время принимать вторжение группы в его собственную область.

Наиболее важным и наиболее недооцениваемым аспектом синектической деятельности автор считает моделирование полученного решения проблемы, эксперимент, "имеющий грязные руки". Без прагматического критерия "Это работает?" невозможна синектическая деятельность. Второй критерий эффективности Синектики - это повторяемость, воспроизводимость механизмов решения проблем. Такие механизмы проверяются неоднократно с другими синектическими группами.

Начало исследований в области Синектики относится к 1944 году, когда автор с рядом единомышленников начал серию наблюдений над индивидуальным творчеством. Изобретатель, который был предметом этих исследований, решал проблему по конструированию нового высотомера - альтиметра для самолета и одновременно описывал происходящий в нем психический процесс, наговаривая на диктофон свои размышления. Заметим, что подобный эксперимент очень сложен, а результаты его могут быть неоднозначны. Автор приводит некоторые выдержки из этих записей. Весьма интересен момент, когда изобретатель не осознавая того, формулирует к высотомеру требование идеальности: "Я выброшу остальное содержимое и посмотрю только на пружину. ...конечно, самое элегантное решение было бы иметь циферблат... без шестеренок... Это, конечно невозможно, но все-таки, как сама пружина делает все?" (Gordon W.J.J., page 17). В результате проведенного исследования были выявлены взаимосвязанные психологические положения.

В 1945 году было положено начало серии интервью с людьми искусства и науки с целью определения того, испытывают ли они аналогичные психологические состояния. Интервьюируемые подтвердили, что они узнавали те психологические состояния, которые описал изобретатель, хотя никогда этого не осознавали. После того, как результаты опроса были обобщены, стало очевидным, что четыре аспекта психологического процесса: вовлечение, отделение, размышление и автономия объекта достаточно универсальны для экспериментальных попыток. Дальнейшие эксперименты проводились в Гарвардской лаборатории подводной акустики с группами, работающими над проблемами гидродинамики и акустики. Определенные трудности в понимании вызывала рекомендация группе по вовлечению в проблему. Через некоторое время этот принцип был сформулирован следующим образом: "Я нахожусь прямо внутри этой проблемы. Мои уши, глаза и руки - ее элементы". (Gordon W.J.J., page 21).

После завершения этих экспериментов у исследователей возник интерес к сходству творческих процессов в искусстве и в науке. В 1948 году был организован Рокпульский эксперимент с группами художников. Интерес объяснялся уверенностью в том, что новые данные могут быть получены от наблюдения процессов творчества художников, поскольку художники более членораздельно выражали свои мысли относительно их подсознательной субъективной умственной деятельности. В ходе этого исследования члены группы завоевали много призов за картины, графику и скульптуру. Почти все члены группы сделали карьеру в области искусства и стали хорошо известны в своих кругах. Рокпульский эксперимент не обнаружил новые положения творческого процесса. Однако он обнаружил важную процедуру самого научного исследования, связанного с использованием группы в противоположность индивидууму.

Повторные групповые сборы были проведены в Фокпуле. На них стали обнаруживаться определенные нюансы механизмов творческого процесса. В это же время были изучены произведения философов и психологов, автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре и других.

В 1949 году был сделан обзор всей имеющейся информации по исследованиям творческого процесса. Эта работа оказалась небольшой помощью, т.к. большинство из этих исследований были попытками составить тесты для опознания творческих людей. Автобиографические же описания творческого процесса обычно сверхсубъективны. В 1952 году была образована оперативная синектическая группа в фирме "Артур Д. Литтл Инкорпорейтед" в Кембридже. Все проведенные синектические сессии записывались на магнитофонную ленту. На этой группе были опробованы конкретные механизмы для решения проблем. К 1956 году были открыты другие механизмы, дополняющие известные и доведены до практического применения. В течение 1956 года была определена роль руководителя в синектической группе. В 1956-1957 годах наметилось отличие между повторяющимися психологическими состояниями и операционными механизмами для поддержания этих состояний. 1958 год был посвящен разработке проблемы "делать знакомое незнакомым". Игра с метафорой, по мнению автора, - один из самых плодотворных механизмов, который может быть использован, чтобы делать знакомое незнакомым.

Когда Кембриджская группа расширила свои научные исследования от отдельных сессий до обучения других групп, появилась необходимость выразить свои мысли в членораздельном виде с тем, чтобы обучаемые критиковали и разрабатывали теорию дальше.

Во второй главе "Операционные механизмы" рассматриваются конкретные механизмы, побуждающие творческий процесс. (* По-видимому, Гордон не знал Системы Станиславского, позволяющей косвенным образом влиять на интуицию.) Приводятся выдержки с синектических заседаний.

Автор выделяет не операционные и операционные механизмы. К первым относятся такие абстракции как интуиция, игра, использование не относящегося к делу, вовлечение - всем этим механизмам невозможно учить, потому что отсутствует их конкретность. Ко вторым, операционным механизмам относятся прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии - это психологические инструменты, которые на сознательном уровне может использовать каждый.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое
2. Превращение знакомого в незнакомое.

Процесс превращения незнакомого в знакомое, если он используется один, приводит к множеству поверхностных решений. Важнее новый подход, свежая точка зрения на проблему. Главное в том, чтобы рассмотреть проблему новым способом. Делать знакомое незнакомым - это сознательная попытка достигнуть нового взгляда на мир, людей, идеи и проблемы. Механизмы для превращения знакомого в незнакомое не являются набором хитростей, они были разработаны и использованы в нескольких синектических группах как систематический способ решения актуальных изобретательских задач.

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия,
2. Прямая аналогия,
3. Символическая аналогия,
4. Фантастическая аналогия.

Согласно практике применения Синектики без присутствия этих механизмов ни попытка постановки проблемы, ни попытка решения проблемы не будут успешны. Автор приводит пример использования личной аналогии. Группа решала проблему конструирования механизма, на входе которого скорость вращения вала могла меняться от 400 до 4000 об/мин, а на выходе была бы все время постоянной и составляла 400 об/мин. Один за другим каждый член группы метафорично входил в коробку передач и представлял себя валом. Без инструментов, своим собственным телом он пытался добиться постоянства требуемой скорости. Подобное "вхождение в образ" весьма затруднительно для новичков. Поэтому руководитель сессии должен первым проделать это и только потом - вся группа.

Механизмы прямой аналогии основаны на сравнении параллельных фактов из различных областей. Очень продуктивны сравнения с биологией. На примере решения задачи об автоматическом раздатчике различных продуктов автор показывает действие прямой аналогии.

Группа задала себе вопрос, какие действия в природе производятся так же, как должен производить раздатчик, чтобы удовлетворить условиям задачи. Один из членов группы вспоминает свои детские наблюдения на ферме. Используя аналогию испражняющейся лошади, группа решает поставленную проблему.

Автор указывает, что в искусстве тоже можно увидеть эффект прямой аналогии. Например, литература Гете была основана на музыке, ее ритме. Шиллер также использовал музыкальные аналогии. Синектическая теория утверждает, что человек не знает даже своей собственной науки, если он знает только ее.

Символическая аналогия использует объективные и неличные образы, чтобы описать проблему. Это сжатое описание функций и элементов проблемы в процессе ее рассмотрения. На примере работы группы по изобретению подъемного механизма рассматривается применение символической аналогии. Была построена модель, основанная на символической аналогии с индийским фокусом с веревкой, твердеющей в руках факира.

Символическую аналогию например, использовал Максвелл для того, чтобы сделать знакомое незнакомым, отойти от точки зрения, принятой всеми.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение с фантастическими образами. В ее основе мысль Зигмунда Фрейда о творческом труде как исполнении желания. Приводится отрывок стенограммы сессии, на которой решается задача по конструированию герметичной застежки для скафандра космонавта. "Давайте вообразим, что вы смогли захотеть, чтобы скафандр был закрытым: и он будет делать все, как вы хотите по желанию", - в этом, по мнению автора, раскрывается фантастическая аналогия. Параллельно с использованием этой аналогии используются и другие - прямая, личная. Сознательный самообман проявляется во всех аналогиях, но в фантастической он наиболее сильный.

В третьей главе "Синектика в промышленности" автор рассматривает вопросы организации синектической группы, ее подготовку, работу группы в фирме, а также рекомендации по поддержанию работоспособности группы и поощрению участников синектических сессий. Образование синектической группы включает 3 фазы:

1. Выбор персонала,
2. Тренировка группы,
3. Реорганизация группы.

Выбор в кандидаты синектической группы осуществляется по следующим критериям:

1. Представительство,
2. Энергетический уровень,
3. Возрастные требования,
4. Административный потенциал,
5. Предпринимательство,
6. Основная профессия,
7. Образование
8. "Почти" личность.

1. Представительство. Основная работа кандидатов должна отражать операции компании вообще, т.е. все стороны деятельности.

2. Энергетический уровень. Подбираются деятельные натуры, а человека, который жалуется на то, что у него никогда не было "шанса" ("не везет") следует остерегаться.

3. Возрастные требования. Кандидаты должны быть в возрасте от 25 до 40 лет. До 25 лет человек не вполне сформировался, чтобы судить о его синектическом потенциале. Человек старше 40 лет становится менее терпимым к новому. Однако, это не означает, что таких людей не должно быть в группе, хотя возможность нахождения их невелика, а процесс поиска ведет к излишним затратам.

4. Административный потенциал. У хороших администраторов присутствует способность обобщать, основанная на синектике. Персонал с административными способностями после обучения синектике с большим успехом решает конкретные проблемы.

5. Предпринимательство. Для того, чтобы группа принесла компании экономические достижения, она не должна сдерживаться компанией. Группа должна чувствовать независимость от компании и все-таки быть связанной с ней. Члены группы должны чувствовать ответственность за успех и неудачу.

6. Основная работа. Идеально, если выбранные люди были бы с различными специальностями. Разнообразие опыта внутри компании дает им ее хорошее знание.

7. Образование. Способность к метафорам и аналогиям увеличивается, если кандидат получит дополнительную профессию.

8. "Почти" личность. Иногда при отборе кандидатов встречаются люди у которых есть все данные. Этот тип личности, если он соответствует критериям конечного выбора, весьма желателен.

С избранными кандидатами организаторы группы ведут многочасовые беседы с целью осуществления конечного выбора. Критерии конечного выбора следующие:

1. Способность к метафорам,
2. Отношение к помощи,
3. Координация движений,
4. Риск,
5. Эмоциональное совершенство,
6. Способность к обобщению,
7. Самоограничение,
8. Не ориентирование на общественное положение,
9. Аспект укомплектованности.

Работа по основанию синектической группы занимает около года. В первую недельную сессию избранные располагаются в отдельном доме с целью сплочения в единую группу. Членам группы дают книги, чтение которых преследует три цели: увеличение метафорического потенциала; дать общий язык; усиление связей среди членов группы.

Все тренировочные сессии записываются на магнитофон. Запись является доверительным обучающим инструментом. К концу первого месяца осуществляется окончательный выбор клиента-заказчика группы. Второй, третий, четвертый месяцы заняты тренировкой. Избранные проводят одну неделю в месяц на протяжении 12 месяцев с синекторами в тренировках, а другие три недели - на своей постоянной работе.

Правление компании представляет до первой сессии 5-10 проблем. В конце четвертого месяца будущая синектическая группа демонстрирует своему правлению решение этих проблем. Практическое решение этих проблем является лучшим доказательством эффективности синектических операций. Вторым доводом считается заключение патентного отдела о ценности и степени новизны решений по сравнению с традиционными творческими попытками.

Пятый и шестой месяцы посвящены обучению группы и решению проблем по тому же самому расписанию времени. В конце шестого месяца завершается внедрение новых концепций. Группа без участия синекторов докладывает руководству не только саму идею, но и предварительные исследования, имеющие отношение к рыночному потенциалу и технические возможности на действующих моделях.

В течение последних шести месяцев программа обучения предусматривает занятия по теории решения технических вопросов, особое значение придается обучению тому, как тренировать других. Начиная с седьмого месяца группа работает, главным образом, самостоятельно, синекторы присутствуют в роли слушателей, а в случае необходимости помогают найти выход из критического положения.

Все тренировочные сессии ведут два синектора. К руководителям сессий предъявляется ряд требований: исключительный оптимизм, широкий жизненный опыт в промышленности, глубокое понимание синектики; руководить сессией, но не вовлекаться самому.

Автор указывает на типичные варианты поведения группы в первые недели, ошибки, и дает практические рекомендации по руководству. Следует остерегаться возникновения симптомов неуверенности со стороны членов группы. По мнению автора, существует единственный способ преодоления этого - иметь задуманный и практический успех. Однако, если успех приходит слишком скоро, группа может встать либо на позицию фанатико-религиозного принятия теории - слабую и несерьезную; либо на позицию сверхуверенности в своих возможностях. В курсе обучения группу время от времени стимулируют самостоятельно проводить сессии, которые записываются на магнитофон, а затем анализируются и критикуются синекторами и членами группы.

Работая в своей компании, группа начинает выбирать единомышленников, которые могли бы увеличить их усилия. Автор считает, что "чем больше людей в компании, которые могут действовать по линии синектики, тем будет легче для ядра группы приблизиться к ним, к их специальным талантам" (Gordon W.J.J., page 83). Рано или поздно у любой синектической группы эффективность решения проблем падает. В это время необходимо взять новых людей. Самый лучший путь - это разделение ядра группы. Один или два члена из ядра группы выходят из нее и образуют группу-спутник.

Через 12 месяцев, когда программа тренировки завершена, место расположения группы должно быть отдельно от компании, поскольку обычаи синектической группы могут вступать в конфликт с традиционной практикой. Например, члены группы могут работать всю ночь, а на следующий день придти в полдень. У синектической группы должен быть свой магазин и лаборатория, кухня. Пишущая машинка и звукозаписывающее оборудование должны быть высокого качества, но все остальное оборудование не должно иметь внешний вид первоклассной лаборатории.

Синектической группе может быть дана свобода производить и испытывать продажу продукта, который она изобрела. Это дает большой корпорации при ее силе, гибкость и скорость действия маленькой компании. Каждый член группы должен проводить один день в месяц на своей прежней работе, где он будет находить нерешенные проблемы. По результатам сессий ведутся изобретательские протоколы, которые подписываются всеми членами группы, присутствующими на сессии. Изобретательские протоколы, относящиеся к дальнейшей разработке концепции и внедрению подписываются теми, кто отвечает за внедрение. Патенты оформляются традиционно.

Если руководство не видит реальных результатов в течение года, у него наступает разочарование в деятельности группы. Поэтому группе каждый год необходимо несколько раз "погасить пожар", т.е., решить несколько острых, неотложных проблем.

Вознаграждение членам группы может быть сделано в различной форме, например, через премии. Каждая компания в этом вопросе ведет свою политику, но самый удовлетворительный вариант - когда синектическая группа независима от компании.

Глава четвертая "Банальность и экспертиза" состоит из трех подглав:
 

"Проблема эксперта",
"Банальность и метафора",
"Краткое содержание".

Проблема эксперта состоит в том, что он стремится обсуждать ситуацию на языке своей технологии. При этом перед другими членами группы встает проблема понимания его, возникает скептицизм, неверие в возможность решения задачи. Чтобы добиться созидательного действия, необходимо снять условные законы сдерживания.

Для этого автор предлагает мысленно игнорировать законы, например, закон всемирного тяготения, Второе начало термодинамики и отслеживать предполагаемые изменения в окружающем мире. Приводится пример использования этого метода на сессии. Поставленная задача состояла в том, что необходимо было изобрести продукт, ежегодное производство которого может возрасти до 300 млн. Долларов. Группа, состоящая из химика, зоолога, физика, психолога, музыканта и филолога решала эту проблему.

В приведенном отрывке из синектического заседания видно, как члены группы сопротивляются мысленной отмене закона природы. Гораздо легче этой группе удается уйти от использования специальной технологии, по-своему объяснить ситуацию. "Отменив" закон увеличения энтропии, группа изобретает дорогу, которая не разрушается, а "создает сама себя" (Gordon W.J.J., page 98) из живого коралла; покрытие из лишаев и мхов; краску из спор растения.

Заметим, что во всех трех случаях группа получила решения, близкие к идеальным (дорога сама себя создает, покрытие само возникает, краска сама изменяет цвет), но это не было выделено автором в принцип, отдельный механизм. Кроме того, только в одном случае задавался вопрос о расширении сферы применения полученного решения. Автор считает, что наиболее действенный механизм преодоления банальности - это метафоры, аналогии, относящиеся к данной проблеме.

Метафора - это выразительное сравнение, которое производит интеллектуальное и эмоциональное действие. Самые известные виды метафор - это аналогия и сравнение. Аналогия производит интеллектуальное действие, сравнение - эмоциональное. Первая чаще используется в описаниях ученых, вторая - более поэтична. Автор отмечает, что использование метафор характерно для человека, хотя в некоторых людях метафоры скрыты и сдерживаются. Способность людей использовать язык притуплена, а результат - снижение возможности охватывать новые связи. Приводятся примеры использования аналогий учеными - Кекуле при открытии структуры бензола, Эдисоном - при изобретении фонографа.

Порождение метафор - процесс, который до конца не осознается человеком. Синектика управляет движением ассоциаций к проблеме как она понята. При достижении новой точки зрения эту идею анализируют. Если решение не найдено, продолжают развитие ассоциаций.

В главе пятой "Игра и не относящееся к делу" рассматриваются вопросы выбора из не относящегося к делу рационального зерна.

Синектическая теория подразумевает, что не всякая игра творческая, но любое творчество содержит игру. Автор рассказывает о приеме "Инверсия", который заключается в том, что выдумывается мир "наоборот". Один из классических примеров игры этого рода - изобретение Лобачевским неэвклидовой геометрии.

Игра со словами и фразами - это способ делать знакомое не знакомым. Чтобы метафоры были действенными, их необходимо обновлять. Именно игра со словами позволяет это делать. На синектической сессии изобретался новый открыватель консервных банок. Играя со словом "открытый", группа смогла отойти от привычной точки зрения, что привело к использованию прямой аналогии.

Отметим, что в данном случае был использован иной механизм, а именно понятие "идеальной машины": "Что имел бы идеальный открыватель банки? Идеально было бы - не открывать банки... Они сами должны бы открываться" (Gordon W.J.J., page 124). Все последующее обсуждение проблемы и выход на решение основывалось именно на этой идее.

Особый случай не относящегося к делу - это метод компьютерного перебора массы не относящихся к делу данных с целью выбора относящегося к делу факта. Это просто случайный и механизированный способ поиска одной иглы правды в стоге сена.

Не относящееся к делу имеет три общие формы:

1. Восприятия, идеи и всеобщности.
2. Эмоциональный фактор.
3. Случайности.

Продуктивный художник, ученый или изобретатель должен обдумывать не только свою проблему. Думая более широко, он использует восприятия и идеи не относящиеся к делу. Приводится пример решения задачи по созданию танкового моста. Изобретатель наблюдал за муравьями - фокус его внимания был на постороннем к делу. Позже он увидел аналогию между муравьями и зацепами танков и решил проблему.

Эмоциональный фактор заключается в следующем. Процесс производства эстетического или технического предмета сопровождается определенными полезными эмоциональными реакциями. Эти реакции не имеют отношения к делу, но им следует обучать. Такое обучение может быть осуществлено не столько правилами и указаниями, сколько практикой и примерами. При достаточном опыте задолго до появления решения возникает приятное ощущение, что ты прав.

Случайное как не относящееся к делу помогает процессу изобретения, если относиться к ней не как к препятствию намерениям. Важно принять, а не отвергнуть случайность и использовать ее.

Способность принимать не относящееся к делу требует контроля для успешного решения проблем. Автор замечает, что интерес Синектики к новым способам постановки старых вопросов не столько связан с их конечными результатами, сколько с тем, как они могут обеспечить начало и поддерживать процесс созидания.

В шестой главе "Социальное приложение" рассматривается влияние синектики на социальную сферу. Автор отмечает, что технический новатор становится социальной силой. Эта глава, за исключением технических аспектов организации была сделана экспромтом.

Любая организация - промышленная, управленческая или образовательная действует согласно законам, которые определяют ее политику. Например, каждая компания имеет свои "законы" по личному составу, займу денег, продаже продукции, контролю качества, бюджету, рекламе и т.д. Если законы правдиво отражают реальность, они будут полезными. Но часто, особенно в давно основанной компании, законы - это привычки, взятые из блестящего прошлого.

Часто служащие из среднего управленческого уровня -"хранители свитков" защищают от изменений эти старые привычки. Синектическая группа действует изнутри, как "пятая колонна", чтобы изменить положение, поскольку закон - это основа для продуктивного принятия решения. Автор приводит запись с сессии, посвященной проблеме управления в науке и общественной политике.

Результатом этой сессии было одно пробное решение, которое нельзя назвать новым, поскольку сессия была экспериментальной. Тем не менее, автор отмечает использование механизма прямой, символической, фантастической и личной аналогии как эффективный инструмент прорыва к новой точке зрения. Синектическое научное исследование показало, что возможно обучить определенных людей определенным мыслительным операциям, которые увеличат возможность успеха в ситуациях постановки проблемы и решения проблемы. Однажды изученные, эти операции полностью никогда не будут забыты.

В Приложении 1 Автор рассматривает роль и значение интуиции в творческом процессе, анализирует взгляды философов и психологов на этот процесс.

Синектика ставит перед собой задачу: как оперативно определить интуицию? Для решения этой задачи синектика пытается построить механизмы. Творческие личности научились делать это подсознательно, а синектика показала, что это чувство можно заметить сознательно и изучить. Автор критикует идеалистическую позицию, состоящую в том, что творческий процесс состоит из чистой интуиции. Синектика придерживается теории дуализма в творческом процессе: равное значение в нем играет и личность творца и внешняя среда - краски, которые использует художник; знаки, которыми пользуется химик.

В Приложении 2 рассматриваются фазы синектического процесса:

1. Проблема как она дана
2. Превращение не знакомого в знакомое
3. Проблема как она понята
4. Оперативные механизмы
5. Сделать знакомое незнакомым
6. Психологическое состояние
7. Состояние объединения с проблемой
8. Точка зрения
9. Решение или научно-исследовательская цель

Проблема как она дана может оказаться точным описанием состояния дел, а может скрывать и перепутывать основной вопрос.

Анализ после превращения незнакомого в знакомое откроет элементы ранее не открытые; функции и недостатки традиционных способов и систем.

Фаза "Проблема как она понята" заключается в обдумывании и систематизировании проблемы как она дана.

Оперативные механизмы предполагают использование аналогий и метафор, которые родственны проблеме как понятой, или вызваны ею. Эти механизмы раскрывают проблему как понятую.

Знакомое, сделанное незнакомым позволяет проблему рассмотреть с новой точки зрения, как чужую, в новой форме.

Психологическое состояние подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, размышление над ней.

В состоянии объединения с проблемой самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.

На фазе "Точка зрения" осуществляется переход от аналогии к конкретному решению, идее.

Решение или научно-исследовательская цель предполагает доведение до практического испытания найденного принципа или продолжение научных исследований.

В Библиографии автор приводит ссылки более чем на 350 источников - книг, журналов, статей. Среди них работы известных философов и психологов - Бергсона, Кроче, Фрейда, Канта, Маха и других. Монографии ученых - Белла, Дарвина, Эйнштейна, Флемминга, Планка, Шредингера, Шепарда, Томпсона, Вебера. Кроме того, автор ссылается на художественные произведения Шиллера, Вальтера Скотта, Гете и других. Преимущественно это англоязычная литература, изданная в Лондоне, Нью-Йорке, Кембридже.

В конце книги приведен предметный указатель, который значительно облегчает поиск интересующих положений в тексте.
 

Заключение
Книга читается с интересом, написана живым языком. В ней приведен обширный документальный материал - стенограммы синектических заседаний. Использование ряда операционных механизмов вызывает практический интерес.

Теоретические основы заключаются в следующем. Творческий процесс познаваем и поддается модификации. По мнению Гордона в творческом процессе существуют два вида механизмов: не операционные - интуиция, вдохновение и операционные - использование аналогий и метафор. Операционным механизмам можно обучить.

Метод исследования творческого процесса - изучение стенограмм и звукозаписей решения реальных изобретательских задач. И хотя автор придерживается той мысли, что в творческом процессе равную роль играет и изобретатель и внешняя среда, он не рассматривает закономерности развития внешней среды - технических объектов.

Уильям Гордон решил ряд организационных проблем в работе группы. Так, он разрешил противоречие об отсутствии критики в группе для выдвижения идей и необходимости ее на этапе развития идеи путем переменного состава участников сессии, а также группы-спутника. Еще одна проблема - место расположения группы должно быть в фирме, поскольку она работает на фирму, и должно быть вне фирмы, чтобы не зависеть от нее - была решена по принципу "независимая близость" (Gordon W.J.J., page 89): вне территории фирмы, но рядом с ней.
 

Выводы
1. Синектика - это наиболее сильный метод активизации изобретательской деятельности в рамках принципа перебора вариантов.

2. Метод Синектики не отменяет перебора вариантов.

3. При разработке проблем теории изобретательства полезно ознакомиться с Синектикой по книге Уильяма Гордона.

4. Операционные механизмы воспроизводимы в творческом процессе и дают положительный результат при решении конкретных задач.

5. Наиболее действенным механизмом является фантастическая аналогия, а также сравнения с биологией.

6. В ряде мест автор подошел к понятию "идеальности" (page 17, 98, 124), но не сформулировал его.

7. Предложен этап проверки идеи решения на работающих моделях, который является необходимым этапом процесса получения решения задачи.

8. Наряду с обширным документальным материалом приведено мало практических задач. Условия, метод решения и ответы на эти задачи приведены в Приложении к реферату.

9. Использование некоторых аналогий, например, аналогия с функционированием прямой кишки при испражнении (Gordon W.J.J., page 42) и половым членом (Gordon W.J.J., page 46) способно шокировать неподготовленного читателя.
 

Приложение к реферату:
Условие задачи № 1.
(Gordon: p.15, реферат: с. 3)

Если высотомер самолета - альтиметр состоит из двух циферблатов (рис.1), "глаз путается около двух вращающихся движений, которые нуждаются в повторном чтении". В том случае, когда одно из измерений отображается на циферблате, а другое на горизонтальной шкале (рис.2), трудностей в снятии показаний не существует, но конструкция усложняется из-за множества шестеренок (рис.3) и возникает ошибка ввиду возросшего механического трения.
 
 
 
 

Метод решения: Личная аналогия (Gordon W.J.J., page 16-19)

Ответ: (Gordon W.J.J., page 18-19)

Предложена конструкция альтиметра, состоящая из спиральной пружины со стрелкой на одном ее конце и точкой на средней части пружины (Gordon W.J.J., page 18, fig.3 a, b, c).
 
 
 
 
 

Условие задачи № 2.
(Gordon: p.38, реферат: с. 6)

Необходимо создать коробку передач с входным и выходным валом. При изменении скорости вращения входного вала от 400 до 4000 об/мин скорость вращения выходного вала должна быть постоянной и составлять 400 об/мин.

Метод решения: Личная аналогия (Gordon W.J.J., page 38-40)

Ответ: (Gordon W.J.J., page 40)

"Жидкость, которая составлена из биллиона резиновых лент. Чем быстрее движется ось вращения, тем больше резиновой ленты наматывается на ось. Один из членов группы построил модель по этому принципу, но она могла служить только как чувствительный механизм, но не как силовая передача. Поэтому он построил механическую аналогию жидкостного механизма постоянной скорости. Эта модель определенно доказала принцип и оказалась действенной и экономичной".
 

Условие задачи № 3.
(Gordon: p.41, реферат: с. 6-7)

Требуется идея фармацевтического раздатчика, который можно было бы использовать для различных продуктов. Выходное отверстие раздатчика должно открываться для раздачи, выдавать порцию продукта и плотно закрываться после выдачи.

Метод решения: Прямая аналогия с функционированием прямой кишки во время испражнения лошади (Gordon W.J.J., page 42).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 42)

Предложена пластичная конструкция, действующая по указанной аналогии. "Позже особая синектическая группа, работающая над проблемой раздатчика построила продукт, который действовал точно так, как описано в вышеизложенной аналогии".
 

Условие задачи № 4.
(Gordon: p.45, реферат: с. 7)

Изобрести подъемный механизм, умещающийся в коробку размером 4 х 4 дюйма и удлиняющийся наружу на 3 фута, поддерживающий вес в 4 тонны.

Метод решения: Символическая, прямая аналогия со стоящим канатом в индийском фокусе и половым членом (Gordon W.J.J., page 45-47).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 47).

Велосипедные цепи могут гнуться только в одном направлении. Конструкцию подъемного механизма предложено спроектировать так, что цепи, соединенные в верхней части, выходят из ящика и обладают достаточной жесткостью для поднятия груза.
 

Условие задачи № 5.
(Gordon: p.48, реферат: с. 7)

Необходимо создать герметичную застежку для космического скафандра.

Метод решения: Личная, прямая, символическая аналогия, фантастическая. Через аналогию с насекомым (прямая), "шить сталью" (символическая), "я чувствую себя как насекомое" (личная), "демон", закрывающий скафандр (фантастическая) - (Gordon W.J.J., page 49-51).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 51).

Конструкция застежки состоит из двух резиновых губ, двух пружин, помещенных в резину и проволоки внутри пружин (Gordon W.J.J., page 51, fig 5). Протолкнув проволоку, мы воздействуем на пружины, а те сомкнут резиновые губы - получится "стальной стежок".
 
 
 
 
 

Условие задачи № 6.
(Gordon: p.54)

Необходимо изобрести крышу, которая была бы летом белая, а зимой черная с целью экономии энергии на обогрев зимой и кондиционирование летом.

Метод решения: Прямая аналогия с лаской, хамелеоном, камбалой (Gordon W.J.J., page 54-56).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 56).

Предложена идея материала черного цвета с размещенными внутри маленькими белыми пластиковыми шариками. При нагревании крыши от солнца белые шарики расширяются и появляются сквозь черный цвет растворителя крыши.
 

Условие задачи № 7.
(Gordon: p.96, реферат: с. 12)

Предложить продукт или семейство продуктов, которые могут давать ежегодный торговый потенциал в 300.000.000 долларов.

Метод решения: Фантастическая аналогия (отмена закона об энтропии), прямая (коралл, лишаи, мхи) - (Gordon W.J.J., page 96-102).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 102).

Предложена дорога из кораллового покрытия, которое самовосстанавливается.

Выработана концепция "живой краски" из спор лишаев, питательной среды и клеящей основы для окраски блоков цементно-блочных домов и в качестве дорожных разделителей.
 

Условие задачи № 8.
(Gordon: p.103)

Разработать краситель, который приставал бы к меловой поверхности дома. Меловой остаток предыдущей работы делает перекраску трудным делом, а новая краска сдирается слишком быстро.

Метод решения: Прямая аналогия (спина утки), личная (капля).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 105).

Предлагается добавить в краску растворитель, который должен проникать сквозь меловую поверхность, а краска - следовать за растворителем.
 

Условие задачи № 9.
(Gordon: p.124, реферат: с. 13-14)

Клиент хочет иметь новый открыватель консервных банок, который был бы лучше существующего: открыватель грязный, его надо мыть, из-за него приходится съедать немного металла, срезанного с крышки.

Метод решения: Метафора с "открытый", прямая аналогия с морской звездой, стручком гороха, "встроенная слабость".

Ответ: (Gordon W.J.J., page 126).

"Шов на банке двойной там, где двойная накладка металла накатана. Если мы срезали и сняли первую накладку, образуется такой верх, который можно поставить обратно, так как он больше чем диаметр самой банки. Поэтому верхняя часть не может упасть в банку как и опилки металла.
 

Условие задачи № 10.
(Gordon: p.132-133, реферат: с. 14)

Необходимо создать переправу тяжелым армейским танкам для преодоления рвов до 10 футов шириной.

Метод решения: Не относящееся к делу, прямая аналогия (два муравья, перебирающиеся через пропасть).

Ответ: (Gordon W.J.J., page 134).

При помощи специальных зацепок на передней и задней части каждого танка несколько (например 6) танков могут быть связаны в единое звено. Они образовали бы мост из самих себя - задние танки поддерживали бы первый танк в пространстве до тех пор, пока он не закрепится на противоположном краю



 

Мозгового штурма- брейнсторминг- как средство генерации идей и решения задач

В 1953 году американский психолог А.Осборн предложил метод мозгового штурма- брейнсторминг- как средство генерации идей и решения задач. При этом он учитывал два факта - есть люди, которые хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с анализом. И наоборот - многие люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их генерации. Штурм позволял хоть как-то упорядочить метод проб и ошибок, беспорядочность этого метода он довел до абсолютной хаотичности, благодаря чему родилось новое качество при генерации идей. Основные правила брейнсторминга таковы:

- на первом этапе штурм ведет группа генераторов, в нее должны входить люди самых разных интересов и специальностей
- генерирование идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе фантастические, бредовые и шутливые, придерживаясь жесткого регламента на штурм
-  идеи высказывают без доказательств, по возможности фиксируя на пленку сам процесс штурма
-  в момент брейнсторминга запрещена всякая критика, в любом своем проявлении
-  между участниками штурма должны быть изначальн доброжелательные отношения
- на втором этапе производится экспертиза идей, ее ведет группа экспертов - технологов, причем отдельно от генераторов. Здесь тщательно продумываются все идеи, заведомо ложные и несерьезные
- минуты генерации чередуются с получасом экспертизы
Недостатком брейнсторминга является человекоемкость, малые возможности сознательного управления мышлением по ходу мозгового штурма, частое проскакивание контрольных решений и зацикливание на определенном круге равнозначных идей.
 
Модифицированный  Брейнсторминг - Синектика
В 1960 году Уильям Гордон (США) предложил систему СИНЕКТИКА - модифицированый мозговой штурм. Он предусматривает переход к брейнстормингу группами профессионалов, а также доведение всех идей при экспертизе до логического завершения. И первое и второе - дорогое удовольствие, но фирмы осознанно идут на финансирование подобных групп генераторов и экспертов.
-Решение задачи начинается с ознакомления - "проблема, как она дана". Никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими
- Проблему превращают в задачу, как она понимается
- Идет собственно решение, основанное на превращении привычного в непривычное и наоборот.
Используется широко употребимое в теории систем решение через АНАЛОГИЮ. Гордон предложил четыре вида аналогий для брейнсторминга:
 -  ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ- рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники, или с объектом из живой природы.
 -   ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ - напрямую связана с театром  эмоций (метод эмпатии), решающий задачу человек  вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства. Я -такое дерево, я- белая ворона, которая хочет окраситься.
 - СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - обобщенная абстрактная аналогия, предмает ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются.
 - ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, живую воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности.
 
Мозговая осада- Конференция Идей
   Предназначена для  сбора идей и их первичной обработки. Удивительно, но во многих ситуациях человек затрудняется найти самое простое решение, поскольку скован рамками предрассудков и имеет психологический барьер. Хорошо подготовить конференцию - означает прежде всего способствовать раскрепощению участников от оков привычек, а не предусматривать каждую мелочь.
- Необходимо правильно и заранее сформулировать проблему.
- Участники конференции должны быть знакомы с проблемой в общих чертах, т.е. не обязательно быть специалистами
-  Состав участников от конференции к конференции меняется. Неизменным остается наиболее активное ядро предыдущих участников
- Присутствие женщин стимулирует мужчин, женская логика дополняет мужскую прагматичность
- Желательно участие в конференции людей разного возраста. Дети высказываются первыми, чтобы на них не давил авторитет старших участников.
- На конференцию приглашают за два-три дня до ее начала
- Кто готовил конференцию - становится ее председателем, им же формулируется проблема. Он выполняет роль арбитра - смотрит за соблюдением правил конференции, но не участвует в критике. Заполняет возникшие паузы, прерывает словоизвержения.
- Конференция - это коллективный труд. Не оговаривают, не записывают и не запоминают, кто какие идеи высказал
-  Опорочить любую идеи может всякий, в этом нет никакой чести
-  Критика разрешена лишь экспертам
 
Морфологический анализ
      Предложен швейцарским астрофизиком Цвинки. Изначально на воображаемую ось в качестве вертикальных координат наносят главные характеристики предполагаемого объекта или части совершенствуемого в предельно абстрактной форме. По горизонтали дают возможные конкретные варианты исполнения. Имея запись элементов по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить очень большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы на ум просто так.  Метод хорош для персональных компьютеров, впрочем, отбор вcе равно падает на пользователя. Как правило строится не двумерная таблица, а морфологический ящик (многомерный тензор, типичный тому пример - Периодическая система химических элементов). Метод более полезен для активизации мышления, но широко не используется.
      Оригинальный пример морфологического  ящика - таблица построенная Дмитрием Гавриловым и Антоном Платовым.  Методы, применимые в точных науках оказались действенны в чисто гуманитарных областях знания. Этими авторами проведен сравнительный анализ языческих великих индоевропейских богов славян, германцев, иранцев, индусов, греков, кельтов, позволяющий прогнозировать и восстанавливать утраченные некогда сведения о них.
      Недостаток метода - трудоемкость, необходимо иметь навык, при большом объеме сочетаний элементов и свойств сложно угадать из них полезное. Решает задачи прогнозирования, но дает спектр составных морфем-решений, выбор которых возлагается на интуицию исследователя.
 
Фантограмма.Регистр Фантастических Идей
Это морфологический ящик, по одной оси которого откладываются характеристики совершенствуемой вещи (процесса), а на другой - главные эвристические приемы их изменения. Решения ищут методом проб и ошибок, варируя комбинации на пересечении свойств-эвристических приемов. Широко применялся создателем Теории решения Изобретательских задач Генрихом Сауловичем Альтшуллером (писатель-фантаст Г.Альтов).
        "Писателями-фантастами Г.Альтовым и П.Амнуэлем была разработана шкала "Фантазия". По этой шкале научно-фантастическое произведение оценивается по пяти показателям (см. например - Б.Л.Злотман, А.В.Зусман, Месяц под звездами фантазии, -Кишинев, 1988):
- новизне идеи,
- убедительности ее обоснования,
- человековедческой ценности (вся литература, и фантастика вцелом - человековедение),
- художественному уровню,
- по чисто субъективному принципу: "нравится - не нравится".
       Каждый показатель оценивается в баллах от одного до четырех. Например, в рассказе используется уже известная, взятая без каких-то изменений у другого писателя идея. здесь оценка по новизне - один балл. Если идея известна, но уже изменена и позволяет видеть в старой ситуации новое - два балла. Четыре балла - цена совершенно новой идеи.
       В пятьдесят восьмом году Г.Альтов начал составлять "Регистр фантастических идей". Постепенно в регистр вошли тысячи идей, использованные в десятках фантастических произведений. Анализируя их, писатель пришел к выводу, что большинство идей получено путем некоторого преобразования совершенно реальных объектов, и выявил приемы, с помощью которых эти преобразования осуществляются. Подход такой же, как и в создании методики изобретательства и в работе по качествам творческой личности! Приемы оказались в основном аналогичны изобретательским приемам. Генрих Альтов свел их в таблицу, которая называется фантограмма.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТОЛБЕЦ - ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Вещество (химический и физический состав) объекта
Подсистема объекта
Надсистема объекта
Энергетика
Сфера обитания
Способ перемещения
Способ размножения (изготовления)
Направление развития
Цель существования

ПРИЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ (по ТРИЗ, например)

Сделай наоборот
Увеличение-уменьшение
Ускорение-замедление
Динамизация-статика
Универсализация-ограничение
Дробление-Изменение
Квантование-Непрерывность
Внесение-вынесение
Смещение во времени
Оживление
Изменеие связей
Изменение законов природы."

Спустя сорок лет "Регистр Альтова" был утерян, по воспоминаниям известного фантаста Юрия Никитина, участвовавшего в составлении Регистра, вследствие несовершенства копировальной техники в то время он существовал в виде десятка машинописных копий. По инициативе Юрия Никитина группа энтузиастов заново наполняет "РЕГИСТР ФАНТАСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ" (РФИ).
 

Метод Фокальных плоскостей
 Суть метода состоит в том, что признаки нескольких по-интуиции выбранных объектов-процессов (например, тигр) переносят на совершенствуемый объект-процесс, именуемый фокальным (например, карандаш). Получаются сочетания типа: полосатый карандаш, хищный карандаш, клыкастый карандаш. Чем больше взятых наугад объектов - тем оригинальнее фокальный объект. Немаловажное значение имеет тот факт, что нужно стремиться обосновать все возможные варианты получившихся сочетаний, т.е. проводить экспертизу ответов. Так, например, выбрав по интуции языческих богов, покровителей магии, и произведя экспертизу, был получен такой результат, оформленный в виде морфологической таблицы.



НАХОЖДЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОСРЕДСТВОМ СНИЖЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИКСАЦИИ НА ОБЪЕКТЕ МЫСЛИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ

Высшей формой мышления в психологии принято считать формирование понятий. В понятии, как форме мышления, отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов. При этом процесс мышления, как процесс решения задачи рассматривался многими психологами. Из работ гештальт-психологов (М. Вертгеймера, К. Кофки, В. Келера) возникла концепция “функциональной закрепленности”, разработанная К. Дункером (1945). К. Дункер утверждал, что объекты воспринимаются в зависимости от того, как они обычно используются и это часто препятствует их новому употреблению (например, использование кирпича, как измерительного прибора). Блестящим подтверждением этого положения явилась серия экспериментов, проведенная К. Дункером (1945). Было показано, что испытуемые, решая задачу, возвращаются к некоторому непродуктивному решению навязанному прошлым опытом. В этих экспериментах Дункер давал испытуемым три картонных ящичка, спички, чертежные кнопки и свечки и просил их прикрепить свечку к экрану, чтобы она выполняла роль светильника. Одной группе испытуемых экран, свечи, кнопки и спички давали в отдельных коробках, а другим испытуемым эти же предметы давали вместе с тремя коробками (т. е. предметы были не в коробках). Решение задачи состоит в том, чтобы спичкой зажечь свечку, затем накапать в коробку немного воска, прилепить свечку, а затем кнопкой прикрепить коробку к экрану. Процент испытуемых решивших задачу в ситуации предъявления материала “предметы не в коробках”, значительно превышал результаты полученные в группе “функциональной закрепленности” коробок. Таким образом, мы видим, что можно радикально изменить результат, если изменить репрезентацию, от которой зависит восприятие задачи человеком, включив объект мысли в новые связи.

О большом значении включения объекта мысли в новые связи, для выявления новых свойств, писал С. Л. Рубинштейн (1957). Мышление, научное понятие, например, понятие числа, с точки зрения С. Л. Рубинштейна — “это и отражение бытия, детерминированное объектом, и вместе с тем продукт мыслительной деятельности субъекта, взаимодействующего с объективной реальностью” (2, 436).

О поиске новых понятийных характеристик при решении задачи, путем снижения функциональной фиксации на объекте мысли писали многие ученые. Так, например, И. П. Павлов говорил, что в начале научного исследования необходимо “распускать мысли”. В работе “Принцип детерминизма и психологическая теория мышления” С. Л. Рубинштейн (1957) отмечает: “Включая объекты мысли в новые связи, мы как бы поворачиваем их каждый раз другой стороной, выявляем в них новый аспект, как бы “вычерпываем” из объекта все новое содержание” (2, 440).

Я. А. Пономарев (1960, 1976) отмечает, что творческие задачи решаются посредством взаимодействия с объектами, через “побочный продукт”, т. е. через дополнительное знание об объектах, которое должно быть осознано и оформлено логически, а затем проверено.

А. Ф. Эсаулов (1973) в работе “Психология решения задач в учебно-познавательной деятельности студентов”, пишет, что для процесса решения задачи, важное значение имеет последовательное многократное переформулирование по восходящей линии (на основе обобщения задачи) и по нисходящей линии (на основе ее конкретизации). Такие процедуры способствуют снижению функциональной фиксации на объекте мысли.

Значительный вклад в разработку прикладного аспекта этой проблемы внес А. Осборн (1953, 1957). В работе “Прикладное воображение” автор пишет: “Враг продуцирования идей — функциональная фиксация — тенденция держать колеса воображения на проторенной дорожке” (4, 161). И там же, А. Осборн отмечает, что эксперименты, проведенные психологами Стэнфордского университета, подтверждают, что при уменьшении функциональной фиксированности, можно произвести больше адекватных идей.

Для снижения функциональной фиксации, А. Осборн предлагает сознательно руководить процессом мышления спрашивая себя: “Какие другие использования предмета могут быть?” Это положение перекликается с павловским законом отрицательной индукции, согласно которому предметы, явления обычно выступают для нас в закрепленных практикой свойствах (функционально фиксированы) и восприятие остальных свойств, которыми они обладают, сильно тормозится. Это свойство мышления принято называть ригидностью.

Противоположным свойством ригидности мышления, является его гибкость, или флексибильность (от лат. Flexura — изгиб). В работе Д. Гилфорда “Природа человеческого ума” (1967), гибкость мышления определяется как способность, связанная с легкостью течения идей и быстротой изменения направления этого процесса. Заслуживает внимания, на наш взгляд, перевод в названии книги Д. Гилфорда термина “intelligense”. Это слово имеет два значения, первое — ум, второе — смышленость, тем более интересно для нас второе значение, в плане исследования проблемы нахождения новых понятийных характеристик объекта. Д. Б. Богоявленская (1983) подчеркивает, что гибкость мышления “предполагает выделение существенных сторон изменений, возможность отхода от привычных действий, от стереотипа, нахождение новых путей решения, комбинации элементов прошлого опыта” (1, 140).

Относя гибкость мышления к ядру общих умственных способностей, Д. Б. Богоявленская в эксперименте по исследованию интеллектуальной активности предусмотрела специальные задачи, где “ломается” стереотип решения, выработанный на предыдущих задачах, и испытуемый оказывается перед необходимостью перестройки своего опыта работы. Это безусловно способствует выявлению существенных связей и отношений в процессе решения задачи.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что “решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлечение тех или иных положений из уже имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения” (2, 375). Для нахождения новых понятийных характеристик, путем снижения функциональной фиксации на объекте мысли, формирования гибкости мышления целесообразно применение метода “Синектика” (в дословном переводе с греческого означает “совмещение разнородных элементов”). Метод разработан У. Гордоном, в середине 50-х годов. Гордон считает, что необходимо учить применению аналогий в качестве средств ориентации на поставленную проблему. При этом отмечается целесообразность использования аналогий четырех типов: прямые (поиск осуществляется в биологических системах); субъективные (эмпатия); символические (посредством нахождения метафор) и фантастические. Использование различного вида аналогий способствует нахождению новых понятийных характеристик.

Взгляд У. Гордона на большое значение использования метафор при решении задач перекликается с точкой зрения по этой проблеме нашего соотечественника С. Л. Рубинштейна. О значении образа для обогащения мысли, С. Л. Рубинштейн писал: “Всякая метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует раскрытия в образной форме ее обобщенного смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль... Весь смысл метафоры в тех новых выразительных оттенках, которые привносит метафорический образ” (2, 390).

Важным методологическим основанием нашего исследования является концепция деятельности как решения задач (С. Л. Рубинштей, К. А. Абульханова-Славская). Учеными рассмотрены различные подходы к определению самого понятия “задача”. В научной литературе существует несколько десятков определений понятия “задача”. Мы будем придерживаться определения А. Н. Леонтьева, в котором под задачей понимается цель, заданная в определенных условиях, которая может быть достигнута при реализации определенной структуры (обобщенного алгоритма деятельности).

С. Л. Рубинштейн в своих работах отмечал, что решение задач, на которые направлены процессы мышления “требуют по большей части привлечения теоретических знаний, обобщенное содержание которых далеко выходит за пределы наглядной ситуации” (2, 375). Для решения задачи предполагается привлечение определенных положений из имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения. Гибкость мышления, выделяется рядом ведущих ученых (Д. Гилфорд, Д. Б. Богоявленская, З. И. Калмыкова и др.), как один из важнейших психических процессов, которыми регулируются мыслительные операции анализа и синтеза при решении задач.

Д. Гилфорд (1967) отмечает, что к настоящему времени в факторной модели интеллекта выделено два вида гибкости: семантическая спонтанная гибкость и образная адаптивная гибкость.

С учетом описанных выше теоретических положений, нами была разработана система задач, направленная на развитие гибкости мышления, на основе метода “Синектика” (табл. 1).

Таблица 1

Формирование гибкости мышления

Виды гибкости
 Эвристический метод или прием
 Цель выполнения
упражнения
 Примерные
упражнения
 
Семанти-ческая спонтанная
 Метод “Синектика”, прием субъективных и прямых аналогий
 Для формирования умения вычленять сущность предметов и явлений, путем поиска отдаленных аналогий
 Игра слов

Трио фантазии

Не стандартное применение предмета

Что было бы если

Бином фантазии

Префиксы

Камень брошенный в пруд
 
Образная адаптивная
 Метод синектика, прием символических и фантастических аналогий
 Для формирования умения отождествлять характеристики одного предмета с характеристиками другого
 Идеальный конструктор

Геометрическая гимнастика

Игра со спичками

Метафоры



Мозговой штурм
«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации мышления. Другие методы (метод фокальных объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Впервые этот метод использовал в 1939 году в США А. Осборн как способ получения новых идей в условиях запрещения критики. Замечено, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея штурма - это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей. При проектировании корпоративных информационных систем (КИС) темой мозгового штурма могут быть вопросы: «Цели и задачи КИС на разных организационных уровнях», «Дорогая (хорошая) или дешевая (плохая) КИС: что нам нужно?», «С чего (с кого) начать автоматизацию нашей фирмы?».

Как правило, штурм длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент штурма - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками. Этот пик был теоретически обоснован в работах выдающегося швейцарского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда о бессознательном.

При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании, не участвовавшая в генерации.

Ведущий «мозгового штурма» - аналитик - должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.

Основной девиз штурма - «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса - традиционная (протокол или магнитофон).