Перспектива и перспективные построения

Задача построения перспективных изображений в CorelDraw, как можно больше использовать полуавтоматизированные возможности системы

Построение перспективы комнаты средствами CorelDraw

Упражнение 1. Используя функцию "Объем" ("Выдавливание"), построить комнату, у которой ширина 100, высота 70, а глубина 60 единиц.  Стены, пол, потолок и задняя стенка окрашены в разные цвета. Пол разбит на квадраты и окрашены в шахматном порядке. Посредине комнаты на золотом постаменте изображен знак Зодиака или какое-либо животного, залитого градиентной заливкой.

Решение.

I-й блок построений:  задание комнаты.


1) Задаем альбомное расположение страницы.
2) Задаем прямоугольник - переднюю стенку комнаты размером 100х70.
3) На высоте чуть выше середины высоты комнаты задаем линию горизонта.
4) Используя эффект "Объем" и установок: - глубина 60 и "Вперед с уменьшением" и расположение точки схода на линии горизонта в центре комнаты, строим перспективное изображение объема комнаты. Полученное изображение заливаем цветом, допустим, задней стенки
5). Чтобы изменить цвет других плоскостей,  нужно: выполнить - "Монтаж - Отделить", затем "Разгруппировать" и только после этого залить остальные плоскости своим цветом.

II-й блок построение.  Разбивка пола на квадраты-прямоугольники и их заливка цветом


6) Чтобы разбить пол на квадраты-прямоугольники, используем сетку к которой "Добавить перспективу", простым перетаскиванием узлов, переносим ее на пол. Также можно построить сетку на других плоскостях, которую  можно потом использовать в качестве размерной перспективной сетки.
7) Для окраски квадратов сетки на полу, надо сначала сетку рассгруппировать

III-й блок построений. Задание знака Зодиака на постаменте


8) Знака Зодиака или какое другое животное выбирается: Сервис - символы
9) Изобразить знак на постаменте выполняется с помощью заготовки  "Земля на золоте" (см. Сервис-Заготовки).

IV-й блок построений. На стене задать раму и в нее, как в контейнер, поместить растровую картину (фотографию).

10) Строим раму с помощью операции "Добавить перспективу" (см. в эффектах), располагая предварительно одну сторону раму параллельно и ближе передней боковой линии правой или левой стены.

11) Растровую картинку поместить в эту раму операциями: "Эффект - Фигурная заливка - Поместить в контейнер".  Можно редактировать (смещать фигуру в контейнере): "Эффект - Фигурная заливка - Изменить содержимое". Завершить изменения: "Эффект - Фигурная заливка -  Завершить изменения".


12) Поместить в комнату стул, стол, вазу по своему усмотрению
13) На левой стене выполнить текстовую композицию


Перспектива как вид и как преобразование

В первом случае, возникает эффект перспективных сокращений (все уходящие от наблюдателя линии пересекаются в одной или нескольких точках), во втором, пользователь сам формирует объекты, так чтобы они "ужимались" к 1, 2 или 3-м точкам схода. Первый и второй подходы реализованы в системе «Вектор», второй - в CorelDraw.
Кроме того, перспективные построения могут выполняться на плоскости с двумя точками схода, и в пространстве – с тремя точками схода. В CorelDraw для плоской фигуры сначала можно выполнить сокращения на плоскости (к 2-м точкам схода), а затем через объем с одной точкой схода как бы в пространстве.

Упражнение 1. Задайте окружность в перспективных сокращениях, к точкам схода к Рх и Py.

Рекомендации. Задайте окружность, введите команду Add Perspective (в Effects). Двигая точку Т к центру окружности, появляется точки схода (перекрестья) Рх и Py, управляя которыми можно добиться желаемого эффекта.

Нахождение точки T(ее координат x, y) в перспективе зависит от начальной точки области ограничений фигуры O, точек схода Рх, Py и определяется в пересечении прямой Tx-Py и Ty-Py, что и реализовано в системе «Вектор».
 

Перспективные сокращения для объемных фигур

Объемная фигура задается в CorelDraw через команду «Объем».
Когда вы активизировали инструмент и фигуру, то с помощью перекрестья от мыши (при нажатии левой кнопки и установки ее на фигуру), можно перезадать точку схода в пространство от центра фигуры. Глубина объемной фигуры регулируется рейкой на линии от центра фигуры до дочки схода, или задается числом.


Построения перспективы комнаты по правилам, которые используются при ручном черчении

Упражнение 2. Используя возможности плоской перспективы и объемной, постройте интерьер помещения. Ширина (4 единицы), высота (3 единицы), глубина равна 5.

Построения задней стенки и разбивку пола выполним по правилам классических перспективных построений. Передняя стенка комнаты 4х3 совпадает с картинной плоскостью и поэтому все размеры на ней натуральные. Выберем масштаб – 1 метр равен 70 мм (удобно работать на формате А4). Построения далее выполняем в следующей последовательности.

1) Задаем переднюю стенку комнаты сеткой 8х6 размером 280х210, где каждая клетка будет соответствовать размерам полметра на полметра. Для того чтобы построить сетку, надо в инструментарии активизировать пиктограмму сетка. Затем щелкнуть по ней два раза и в открывшемся окне задать соответствующее число колонок и строк, и только  потом строить сетку, подобно тому, как строится прямоугольник. Сетку расположить посредине листа А4 (горизонтальное положение).

2. Разбивку на передней стенке зафиксируем в метрах.

3. Задаем линию горизонта. Она обычно находится на высоте глаз, где-то 1,60 м.

Проведем ее между 1,5 и 2, ориентируясь по вертикальной масштабной линии.

4. Точка схода перспективы будет на линии горизонта посередине листа. Активизируйте ранее построенную сетку, у которой одно из перекрестий даст середину всей сетки, чье горизонтальное положение (зафиксируйте вспомогательной линией) даст точку схода на линии горизонта. Угловые точки передней стенки соедините с точкой схода.

5. Строим заднюю стенку комнаты, которая находится на глубине 5 метров. Для этого используют дополнительные построения: сначала строим дистанционные точки D1 и D2, которые по высоте определяются на линии горизонта, а по горизонтали, в зависимости от того, как бы хотели бы, чтобы задняя стенка была ближе (больше) или дальше. В частности, если возьмете на границах справа и слева передней стенки комнаты, то будет один размер, если симметрично будете увеличивать вправо и влево, размер задней стенки увеличивается. Физически зритель как бы удаляется от картинной плоскости. D1 и D2 в бесконечности – означает, что и зритель в бесконечности. В этом случае имеем не перспективное проецирование, а параллельное (см. начертательную геометрию). Художник сам прикидывает, каким должно быть соотношение о размеров передней стенки и задней и из этих соображений выбирает D1 и D2. Пусть они лежат на границах справа и слева передней стенки комнаты.

Далее последовательно проводя отрезки от точек (1,2,3 и т.д.) на горизонтальной разбивке до D1, мы будем последовательно отсекать в глубину (на 0-5) соответствующие расстояния (0-1’, 0-2’, 0-3’, 0-4’, 0-5’) по глубине. Пятиметровая отметка по глубине (точка 5’) получена тем, что от точки, соответствующую длине 5 метрам на горизонтальной шкале отсчета, мы нашли т. 5, соединили ее с D1, и на пересечении этого отрезка с 0-Р нашли точку (5’), соответствующую заданной глубине комнаты. Через точку 5’ строим прямоугольник задней стенки, так чтобы он касался отрезков из углов передней стенки к точке схода линий. Аналогично в глубину можно отложить любой расстояние и к нему привязать тот или иной объект интерьера комнаты.

6. Следующая задача: разбить пол комнаты на метровые квадраты. Разбивка по глубине и ширине уже есть, поэтому остается только провести линии, причем, уходящие отрезки будут идти в т. Р. От ненужных вспомогательных линий можно избавляться, однако сетка на передней стенки пусть остается.

9. Построить сетку потолка, соответствующую ее ширине 4 метрам и глубине – 5 метрам. Для этого воспользуемся готовое инструментом «сетка», ее заданием, добавлением в нее перспективы и соответствующим ее перетаскиванием (точек вершин) на потолок. Аналогично можно построить сетки на стенах, что в некоторых случает облегчит расположение предметов в комнате. Удалите ненужные линии построения (линии в дистанционную точку, переднюю сетку), заменив, где это необходимо (в точках деления на нижней линии) вспомогательными. Для удобства сгруппируйте все ранее выполненные построения, перейдите на новый слой.

10. Построим в комнате стол, окно, стенд, табуретку и дверь. Условно эти предметы можно изобразить в виде параллелепипедов (в системе Вектор» выполняется именно так), или из сочетаний параллелограммов и отрезков прямых, тем более в CorelDraw–6 не совсем удобно задавать объемы с указанной точкой схода (в 9-м это намного проще). Расположение и форму перечисленных объектов выберете примерною На стенде расположите свою фотографию, выполнив фигурную обрезку ее так, чтобы верхняя и нижняя линии рамы уходили в перспективу (в 9-м –есть вращение фотографии в 3-мерном пространстве).