Основы художественного конструирования

Уроки в системе "Вектор"

Введение

Ставится задача на примерах построения композиции и художественных возможностях в системе "Вектор" получить навыки и приемы художественного конструирования и дизайна. Уроки построены так, что многие задачи выполняются с помощью макрокоманд (МК) действий над  импортируемыми линиями, фигурами (чаще из CorelDraw) или заданными пользователем в диалоге. Программирование, методы и работа  в системе "Вектор" осваивается по мере выполнения заданий.



Урок.1. Задание геометрических форм (примитивов) и их взаимодействие с пространствоом (фоном).
 
Система "Вектор" позволяет работать, как в экранной системе координат, так и на комплексном, аксонометрическом и перспективном чертежах. Переход в то или иное состояние осуществляется через каманды меню  "Вид", "Нач.геом", "Преобразования".

Возможны задания следующих примитивов:
- точки, отрезка прямой, окружности, эллипса (дуги);
- кривых: квадратичной, Безье, Лагранжа, синусоиды, полилинии;
- поверхностей: треугольника, паралллелограмма, линейчатой, вращения;
- барельефов - полилиний, полученных после распознования растровых картинок и фотографий;
- тел: пирамиды, параллелепипеда и произвольного шестигранника;
- фигур (из совокупности полиний) создаваемых в диалоге или с помощью МК, или импортируемых  формата .dxf
- картины - выполняется через открытие (как фона) растровой картинки практически любого формата расширения.

Фигура и пространство, на котором находится две равнозначные в композиции состовляющие. В китайской традиции это две составляющие энергии ци: ян и инь. Ян - это небо, светлое и теплое, инь - это Земля - темное и мрачное. Ян имеет символ круг, инь - квадрат. В гармонии должно быть одинаковов того и другого. Кроме того изобразительное искусство -  это как правила картина, имеющая свой размер и раму (или плоскость стены для росписи, часть листа иля офорсления в книге). Рама для станковой работы - это ее половина успеха. "Была бы картина стоящая раму можно и найди". С этим можно согласится, однако формат (размер листа или холста), на котором выполянется работа (может быть и в уменьшенном масштабе), должнен быт учтен. Художник В.Щербинин, кстати, принимает самое активное участие в разработке курса,  свою первую серию из ста работ выполнил одного формата (где-то 60х90). Этот размер больше подходит для выставок, офисов. Японцы любят более камерные работы.
Поле картины надо очертить, но не обязательно прямыми линиями. Далее в этом поле требуется разместить фигуру, чаще всего, фигура-символ, уже задуманная. Фигура-символ может быть и не определена.

В том случае, если вы хотите выразить что-то субъективное и для этого подобрали с десяток фигур-символов,  но не знаете на какой остановится, можно воспользоваться методом выбора случайного: орел, орешко. В откровениях художественного творчества как раз на первом месте стоит случайное: в него надо верить и следовать ему. Заготовьте десять бумажек, подпишите их соответствуюшими названиями фигур и вытяните. Это и будет ваша фигура. В системе "Вектор" - это можно автоматизировать (через генератор случайных чисел).

Итак фигуру выбрали, теперь ее надо соотнести к размеру формата и и полю-пространству. Где разместить, в середине, с краю, сверху внизу, больше размер, меньше - непонятно. В практике, художник (чаще дизайнер) вырезает фигуру из бумаги и начинает ее двигать, добиваясь того, чтобы композиция "работала" - имелось волнующее соотношение пространство и фигуры. Здесь в большей степени зависит от интуиция. Однако можно пойти и от случайного. Масштаб и расположение фигуры по плоскости организуем случайным способом. Выполним с десять-двадцать композиций, выберим из них одну треть, на ваш взгляд симпатичных (здесь интуиция пусть работает) и опять по методу "шапки" выберим одну.

Для проверки метода проверьте его на друзьях, знакомых: отпечатайте выбранные композиции, покажите им и узнайте их мнение: какая из композиций им больше нравится. Наверняка, самая лучшая работа и будет в большинсве случаев выбрана. Это может не совпасть с вашей выбранной через "шапку", однако это послужит что вы себя "подкорректируете" и в следущий раз одну треть (может быть и окончательный вариант) будете выбирать обдуманно.

Макрокоманды-упражнения к уроку 1. Фигуры и их взаимодействие с пространством-фоном.
Выполняемая функция МК, обращение к ее тексту  Рисунок
1.1. Ян - прямоугольник (Земля), инь-круг (Небо), и треугольник (древо жизни) по методу случайных чисел. Рис. 1, 2
1.2. Задание вместе круга, квадрата и треугольника (заливка цветом по методу случайных) - вертикальная симметрия* Рис. 1
1.3. Выбор случайным образом одной из фигур (круга, квадрата или трегольника) и размещение ее случайным образом.
1.4. Масштаб и размещение случайным образом сразу вместе круга, квадрата и треугольника.  Рис. 1, 2, 3
1.5. Случайный масштаб и случайное размещение на листе (фигуру задает пользователь). Рис. 1, 2, 3
1.6. Вертикальное отражение**  Рис. 1
1.7. Горизонтальное отражение  Рис. 1, 2
1.8. Вертикальная симметрия двух фигур с исходной по центру Рис. 1, 2
1.9. Отражение относительно центра.  Рис. 1. 2
Упражнения:  
1.10. Используя три, четыре раза МК пункта 1.3 (вызывается первый раз и последующие через "Файл - Макрокоманда"), получите несколько вариантов композиции на соподчинение (рис. 123). 
1.11. Примените дважды МК 1.5 к двум разным фигурам (рис.)
 
 
*  Для лучшего зрительного восприятия принято центр композиции по вертикали надо смещать немного вверх.
** Фигуру и ее положение здесь и в других ниже случаях задает пользователь.