Основы художественного конструирования

Лекция. Композиция.

Композиция -  это духовная и реальная субстанции творчества. Формула "Красота в гармонии". предполагает определенный ряд, выстроенный по тем или иным законам. Например, симметрия и асимметрия - это понятно. А что лучше, симметричная композиция или асимметричная, ответить уже сложнее. Японцы предпочитают асимметрию и у них все основано на этом принципе. Однако, чтобы выразить, что-то монументальное, статическое - вроде бы нужна симметрия. Как поступает природа в этом случае? В фас человек симметричен, в профиль не симметричен. Первое связано с покоем (вспомним филина или орла), второе с движением. Однако в первом и втором случае -это композиционно организующие формы, передающие те или иные интонации, динамику, чувства. В Древнем Египте  человека изображали в профиль - голова, ноги и в фас - туловище. Что этим хотели сказать египтяне, ответить сложно. Символ часто строился не из психологических факторов, а ритуальных, подкрепленных соответствующими знаниями, но в любом случае, чаще, попадал в самую точку. И что же объединяет симметричную и асимметричную формы?  Композиционная завершенность. В том и другом случае есть равновесие. В первом случае сама форма держит равновесие - столько же белого и черного справа и слева. В асимметричной форме в организации целостности композиции  вступает уже пространство - оно "держит" меньшую часть формы. Поэтому важным является организация соотношений: "объект-пространство", которые и образуют композицию.

К средствам композиции относят: пропорции, масштаб, контраст, ритм, повторы, цвет, тон, фактура, объединяющее все в единую пластику. Однако замечено, если нет пластики, например, по красному цвету - композиция разваливается, нет пластики по белому - тоже все сыпется. Если нет волнующего соотношения пространства с предметами - тоже неинтересно.  В китайской мифологии весь мир  делится на две составляющие ян и инь - Небо и Земля, светлое и темное. Исходя из этого можно говорить, что изучать композиции надо по отдельным ее составляющим частям.

Категории композиции
Объемно-пространственная структура - объем и пространство, площадь фигуры и площадь окружающего плоского пространства на листе бумаги.
Начиная изображать что-то, всегда старайтесь соотнести это к занимаемому пространству. Представьте, что эта форма живет в этом пространстве, и в каких взаимоотношениях она находится с этим пространством. Интересной бывает композиция, когда изображение переходит в фон, а фон переходит в изображение. При этом необязательно искать смысловое значение того и другого. В этом плане удачно скроены многие формы животных, изображения которых, как не обрамляй, все равно смотрятся прекрасно. Хорошее есть выражение: форму надо мыслить как снаружи, так и изнутри, применить аналогии - ты зажат в тиски, или, наоборот, кого-то зажимаешь в тиски. Должно быть на равных.

Упражнение 1. Нарисовать  произвольную фигуру, чтобы ее выступающие части органично входили в белое пространство. Потом нарисовать пространство (залитое цветом), чтобы  белое пространство фон тоже становился значимым. В этом плане интересен знак, символизирующий ян и инь (рис. 1, а), особенно при его квадратной трактовке ((рис. 1, б)), где интересно смотреть, как белое входит в черное и наоборот черное в белое.
 
     Рис. 1, а              Рис. 1, б
Не всегда получается, чтобы заданная форма работала с пространством. В этом случае вводят дополнительные элементы: тень от предмета или предмет не докрашивают, но в любом случаю соотношение большого белого и большого темного, перетекающих одно в другое надо выдержать в задуманных пропорциях.

Упражнение 1. Взять плоскость листа - это будет очерченное пространство и три фигуры: круг, прямоугольник и треугольник. Уже на этих четырех фигурах (4-я - пространство листа) можно строить бесконечное количество композиций, подчиненных тем или иным чисто формальным задачам на масштабность, соподчиненность, пропорции, ритм, контраст,  и  субъективно-символического характера, окцентируя внимание на то, что квадрат - это Земли - энергия инь, круг - это неба - энергия Инь. Можно найти и другие символические трактовки, взятые  из Древнего Египта, христианства, но в любом случае это уже будет что-то необычное.
  
                        Рис. 2
Создавая же ритм, фактуру, необычную линию контура фигур, можно добиться таких художественно-эстетических качеств, когда композиция становится самостоятельным художественным произведением.
   
                                                Рис. 3

Упражнение 2. Нарисовать два профиля так, чтобы между ними образовалась ваза. При этом было чередование, то мы видим вазу, то мы видим два профиля.

Композиция смотрится интересно, если в ней читаются есть организующие закономерности: например, пространство организовано на прямых углах, или промежутки между белым и черным по горизонтали чередуются в явно выраженном ритме. Этот же ритм может быть выражен по высоте. Шахматная доска смотрится эстетично - к ней никаких претензий, но ее не назовешь художественной - в ней нет того, что чего должно чуть-чуть побольше, а другого чуть поменьше,  как это случается обычно в жизни, и в тоже  время, чтобы была гармония - чего больше, должно компенсироваться чем-то. Например, в картине имеется наклонная линия, то она должна в этом случае быть поддержана еще несколькими такими линиями. При этом  удали все остальное в картине, наклонные линии должны составлять законченную композицию. Также надо работать с каждым цветом по отдельности и формой. Все это в совокупности и создают пластичное художественное произведение. Если невозможно искусственно добавить линию или новую форму, как в упражнении 1, то нужно напрячь свою волю и создать композицию на соотношении форм: на расположении, цвете (если это возможно), фактуре форм и пространстве. Художники во многом выигрываю за счет фактуры письма, сложной палитры мазка, цвета (колорита) в целом, чего не всегда есть в наличии у компьютерного художника. Поэтом акцент должен быть на другие средства - это явно выраженные пропорции,  соподчиненность, ритм, свое видение (мягкая, допустимая деформация форм и образов, единая колористика) и т.д.

Упражнение 3. Создать три вида композиции с убыванием  квадрата  по его размерам,  по его размерам расстояниям между ними, по его размерам расстояниям между ними и толщине стенок.

Тектоника - зримое отражение в форме функций изделия. Природа, правда, не всегда следует этому правилу, например, ядовитый гриб от неядовитого сложно отличить.

Термин "композиция" в переводе с  латинского - сложение, соединение в единое целое в определенном порядке.
И соединить так, чтобы составляло гармонию. В природе, практически, все гармонично - цветок, дерево, бабочка, животное. Вопрос красиво это или нет, уже относится к субъективной оценке.
Шакал, вряд ли будет красивым, или змею красивой никто не назовет, хотя все это уже субъективные понятия и их надо учитывать.

Цельность, законченность, симметрия, ритм  - часто употребляется слова в отношении к композиции. "Картина смотрится цельной" - говорят часто. Ни отнять, ни прибавить. В принципе, это характеристика гоаорит о завершенности картины и она относится к ее оценке, которая возникает еще загадочнее (и главное, мгновенно), чем само творчество. Вот симметрию, равновесие, ритм умозрением еще можно определить, а в остальном происходит непонятно как.

Поэтому понятие композиция и особенно оценка ее занятие сложное и кто пытается теоретизировать, тот к творчеству, как правило, не относится. Художник творит интуитивно. Однако перед тем, как творить, он собирает информацию, в частности, информацию и по композиции - задумке, перенесения чего-то в виде образов на лист бумаги, холст. Попытапмся и мы так поступать: собираем знания, а потом забываем и начинаем импровизировать с помощью удобных средств компьютерной графики и своей интуиции. Если раньше поставить рисунок, овладеть живописать красками уходили годы, то сейчас с помощью электронных средств: электронного карандашв, кисти, и соответствующей методики, можно достаточно быстро достичь художественного прпосветления с том, чтобы дальше, импровизируя в состоянии, например, медитации или еще какого-нибудь транса (трансцендентной медитации), можно создавать неповторимые художественные произведения.

Композиция включает: единство пространства и изображаемых форм, симметрию и асимметрию, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, главное и второстепенное, цветовое решение┘ Все это в старой школе нарабатывалось практикой штудирования с натуры, перенасыщенной лишней информацией, ортвлекающей от сути. Абстрактное искусство внесло коррективы. Оказывается все может быть расчленено, и представлено не тольео как нтсрумент для изучения, но и как в эстетическом плане самостоятельно ценное. Причем абстракционисты были не первые, оказывается до них - еще раньше первобытный человек создавал образы в предельно стилистическом виде - откуда родилось символическое искусство и письмо с помощью иероглифов.

Одно из классических рекомендаций: это для выработки чувств композиции надо постоянно рисовать, рисовать и рисовать! С этим можно согласиться и взять за девиз: ни дня без линии. Другой момент: для развития чувств построения композиции можно использовать готовые рисунки (шаблоны) и пробовать из них составлять композиции. Сейчас это просто - с использованием базы рисунков Clipart. Следующая фаза: работа над композицией с применением законов перспективы. Тоже не сложно. С помощью возможностей системы "Вектор" или 3D-Studia можно легко создать перспективу помещения  и, зная, что все линии, уходящие от нас сходятся в одну точку, набросать предметы, людей. Для развитя чувств композиции часто предлагают копировать старых мастеров живописи и графики. В этом вопросе и того легче - из огромного оличества билиотек по искусству можно легко выбрпть тех мастеров, которые вам нравятся, сначала просто попробовать повторить картину, потом наоброт, внести в них что-то свое, осознавая то, что удачно скроенную композицию уже сложно испортить.

Композиция у художника Дейнека в его картине "Оборона Петрограда" читается (хорошо читаемые композиции, их ритм, рекомендуется собирать и, отталкиваясь от них, тренироваться создавать свои): внизу бойцы идут вправо, вверху раненые возвращаются влево. Причем внизу слева идут на нас, в середине поворачивают и дальше, справа, как бы уходят от нас вдаль. На другом рисунке также композиция построено на ритме движения фигур, однако здесь явно не хватает, той внутренней цельности, что сть в картине Дейнеки. Этим и отличается  художественно-эстетическое произведение  от технического.
 
 

 
Примечание. Щелкнув пор картинке можно получить увеличенное изображение
В системе "Вектор" и CorelDraw можно создать МК движения фигуры по этому принципу, сначала с простыми формами, а затем с фигурами людей, зверей-тотемов - пусть походят по кругу. А дав композиции свое видение (цветовую гамму, характер линии, характер преобразований фигур при их движение ) - свое превращение, можно получить и художественную законченность.

Для пластического языка творчества Дейнеки характерно соединение подчеркнутой предметности с графичностью, использование резких ракурсов. Точно найденные линейные ритмы, "монтажное" соединение общих и "крупных" планов придают острую динамичность. Современники определяли его искусство как "экспрессионистический реализм", стремление к динамизму, добиваться "максимума впечатления при минимуме средств". Позднее живопись Дейнеки стала обретать еще и аллегорическое звучание.
 

 
В рисунках А.Дейнеки иллюстраций к сказке "Кот и повор" явно прослеживается ритм: в первом случае по спирале; во-втором - синусоиде. В третьем рисунке больше композиция построена на соподчинении: нижнего темного пятна (справа), правому верхнему, как композиционно, так по смысловому значению. Композиции  явно наявеяны китайским искусством, в котором динамике, пятну придается огромное значение.