Основы художественного конструирования: упражнения в CorelDraw

Урок.1. Геометрические примитивы: точка, отрезок, окружность, полилиния, сглаживание. Дублирование, сдвиг, поворот, симметрия

1) Знакомство с CorelDRAW 6.0.
2) Основные принципы работы в CorelDRAW10

Упражнение 1. Задать отрезок прямой, выделить его, изменить толщину, цвет, сдублировать, так чтобы  в раме (в прямоугольнике, залитым цветом) получилась композиция.



Важной задачей является умение строить полилинии (линии состоящие из отрезков) и превращать их  в гладкую кривую (в CorelDraw10 можно делать автоматически). Подробно см. здесь и здесь.
Полилинию (связанная линия, состоящая их отрезков) можно отрисовать с помощью инструментов "Свободная рука"  и Безье 
В первом случае рисуется с помощью отрезков (щелкнули левой кнопкой мыши по началу отрезка - отпустили,  щелкнули также правой кнопкой мыши по концу отрезка -  отпустили - тут же щелкнули  по началу второго отрезка - отпустили. Таким образом стрится линия дальше.


Упражнение 2. Задать полинию, состоящую из последовательных связанных отрезков (здесь использовать отрезки выгодно тем, что их можно строить, при нажатом Ctrl, строго вертикально и горизонтально.

Линия симметрична отнорсительно вертикальной оси симметри, поэтому рисуем только ее половину.

Далее правую часть, выделено красным цветом, отражаем относительно крайней правой той или иной выделенных точек (см. меню с картинкой).
Затем выполняем вертикальное отражение (зеркало), относительно верхней границы (см. также вспомогательное окно). Композицию поместить в раму.

Рис. 4
Для этого надо  преобразовать (на рис. верхняя  часть фигуры) сразу все линии в кривые, надо  сначала их "Объединить" (Скомбинировать), затем в инструменте "Форма" выделить ее второй раз квадратом выделения, и задать все кривыми "Безье". Изменить форму участков можно простым перетаскиванием самих кривые, получив таким образом "знак-картину" на том или ином фоне, залитым узором или текстурой.

Сглаживание линий в Coreldraw10 можно выполнить и авторматически.
Для этого в рис. 4 четыре линии надо "Соединить" ("Скомбинировать" ),
в инструменте "Форма" рамкой, затем еще раз выделить всю линию и, через окно диалога, задав параметр сглаживания, например 99, получить сглаженную линий. А если в инструменте "Форма еще " выполнить "Автозакрытие" и "Заливку", то получите рисунок внизу справа.
 



В общем случае полилинию а затем и гладкую кривую  удобнее задавать с помощью инструмента Безье . Ломаная линия получается простым щелканием левой кнопкой мыши по узлам будущей полилинии. Здесь не надо дважды щелкать по концу первого и началу второго отрезков, как это делалось при рисованиии полилинии с помомощью отрезков в инструменте "Свободная рука".
 
Второй способ использования инструмента Безье - это сразу рисование гладкого участка кривой. Для этого в каждом узле надо проводить касательный отрезок, удерживая нажатой левую кнопку мыши.
 
Упражнение 3. С помощью инструмента "Безье" обведите контур дельфина гладкими линиями. Решение.
1) Скопируйте картинку (рис. слева).
2) Примените слои. Для растровой используйте  1-й слой, для векторной - 2-й.
3) Задайте контур замкнутым, с тем, чтобы можно выполнить заливку (на рис. внизу справа выполнена градиентная заливка).
 
 


Упражнение 4. Задать орнамент, в котором типоэлемент: две пересекающиеся прямые расположены на фоне круга.
Решение: На новой странице, задать строго (при нажатом Ctrl) горизонтально и вертикально два отрезка (знак), расположить по центру относительно друг-друга (выделить один отрезок, при нажатом Shift - выделить второй и выровнить (см. соотв. команды).  Задать фон в виде окружности (провести окружность из центра пересекающихся прямых), сгруппировать. Далее, изменив толщину, цвет группы, задать (изменить) размер (2х2) группы и затем, "Положением" сдвинуть (с дублированием) n раз.

Упражнение 5. Задать шахматную сетку. Решить задачу можно двумя способами:
1) Задать квадрат 20х20 (типоэлемент) и сдвинуть, как и раньше, на соответствующий размер. Нужные квадраты залить цветом.

2) Можно задать сетку 8х8. Затем разгруппировать ее и залить соответствующие квадраты цветом.



Упражнение 6. Используя команду "добавить перспективу", преобразовать шахматную сетку (преварительно сделав группу) к точке схода. Дорисовать грани доски, задав прямоугольники и их относительные сдвиги (два раза щелкнуть по объекту).




Упражнение 7. Задать кубик (иммитация объема и перспективы) и переместить его  несколько раз по диагонали. 
Решение.  Сначала задаем произвольный по размеру квадрат (при нажатом Ctrl), далее с
помощью команды в свитке "Выдавливание" (пиктограммы "2-х тавр") добиваемся нужного эффекта. Чтобы изменить цвет передней грани куба, можно наложить квадрат. С помощбю команд преобразования сдвинуть по диагонали (размеры сдвига подобрать в зависимости от масштаба, в котором вы задали кубик)
 
Вопрос. Какой из 3-х кубиков, на рис. справа, выглядит больше?
Ответ. Визуально удаленный куб выглядит больше, хотя на самом деле все они одинаковые.


 

Введение в компьютерно-художественное конструирование и творчество

Здесь стоит три важных задачи:

1.Задание (конструирование, формообразование) фигур - плоских и 3-мерных.
2. Организация листа (картины) из заданных фигур.
3. Иммитационная организация на плоскости 3-мерного пространства и размещения в нем 3-мерных фигур в той или иной проекции (перспективе).

Художестивенно (эстетически, красиво) - достигается за счет формальных и неформальных приемов. Формальные приемы - это те известные приемы, которые можно автоматизировать. Неформальные приемы - это интуиция, которая развивается и достигается за счет практики, расширения кругозора и озарений. Интуиция частично тоже может быть автоматизирована, например, по методу случайных чисел.

Многие приемы достижения художественно-эстетичекой организации пространства известны - это масштабность, соподчиненность фигур между собой и к пространству; симметрия и ассиметрия; повторы и ритмы (фигур, форм, белых и темных  пятен, цвета, фактуры); нюансы, цвет, фактура и т.д. Однако, чтобы пользоваться этим, требуется  эстетический "вкус", который развивается, в свою очередь, за счет неформальных действий. Так курс "Основы художественного конструирования"  больше строится на формальных приемах - математически выверенных и запрограммированных. В курсе "Основы художественного творчества" на первое место ставятсях удожественные приемы, использующие случайные методы и интуицию.



1.1. Задания примитивов и фигур в CorelDraw
Вот как это делается с позиций дизайна, как искусства на сайте дизайн-лаборатория: (оригинал)
В частности:
Точка
Линия

Узнать про CrelDraw можно из сравочника дизайнера:
В частности:
Основные принципы работы
Понятие объекта в CorelDRAW
Создание простых фигур
Рисование линий
Работа с текстом
Выделение объектов


Итак, в CorelDraw возможны задания следующих примитивов:
- отрезка прямой линии;
- кривой линии, состоящей из отрезков и кривых Безье;
- окружности/эллипса и их дуг;
- квадрата/прямоугольника;
- многоугольника;
- импортирования растровой картинки и т.д.

С помощью операций уменьшения, увеличения, растяжения, сдвига, поворота; окраски и заливки цветом, установки толщины линий и фигур можно  решать множество технических и художественно эстетических задач.

Удобным в CorelDraw является инструмент "Задания формы", базирующийся на теретико-множественных (булевых) операциях: соединение, обрезка, пересечение. В CorelDraw данная задача решена для плоских фигур, однако, в других системах (в том числе и в системе "Вектор") эта задача решается и для пространственных фигур.



1.2. Форматы
Перед началом любой работы, надо определить формат листа. На компьютере - это обычно экран дисплея, однако он часто не соответствует формату печати на принтере. В CorelDraw имеется десятки различных форматов, - начиная от стандартных из черчения А0, А1, А2, А3, А4, и кончая разными открытками, конвертами, фотографиями, бланками и т.п. Все форматы имеют горизонтальную или вертикальную ориентацию. Для художественных целей (представляйте, что вы выполняете работу, которую можно повесить в интерьер или, на выставке) лучше использовать прямоугольник ближе к квадрату, например, 215 х 279; или выбрать свой (соотношения золотого сечения, дьявола или великолепной семерки), очерченный - не обязательно прямыми линиями.


 1.3. Система координат и размеры
Система координат листа является прямоугольной: две взаимно перпендикулярные оси делят лист на четыре части. В CorelDraw есть возможность установки начало координат в любом месте, а с помощью направляющих линеек можно, как наметить положение осей, так и использовать, как вспомогательные линии в других случаях. Чтобы построить фигуру по размером, применяют размерные линейки - сверху и слева, а также специальной установкой габаритных размеров в состоянии "Преобразования". Однако в художественно-изобразительных задачах важно развивать глазомерный масштаб и соотношения, поэтому чаще надо рисовать карандашом, постоянно соотнося  изображение к раме, полю листа, человеческому фактору восприятия и т.д.


1.4. Геометрические фигуры как духовные символы

В Древней Китае мир рассматривали как две силы ян и инь. Ян - это свелое, инь - это темное. Ян - это небо, космос, солнце. Инь - это земля, потусторонний мир. Ян изображали кругом, инь- квадратом. В Древнем Египте фараоны строили пирамиды - как символ вечной жизни. Откуда такая форма? По-видимому от формы дерева - как яркого символа жизни. Поэтому квадрат - лист бумаги, можно представить что это Земля, которая дает силы всему живому.



Упражнения для продвинутых в CorelDraw и "Арт-Вектор"
Упражнение 1. Выполните 2-3 композиции из фигур: круга, треугольника и плоского листа - квадрата/прямоугольника. Постарайтесь расположить фигуры так, чтобы у зрителя возник, восторг, удивление. Одну композицию сделайте черно-белой, в другой поменяйте (инверсируйте) цвет с точностью до наоборот; третью сделайте в цвете; в четвертой, через теоретико-множественные операции, попытайтесь, объединить/разорвать формы - с перетеканием одной в другую.  В системе "Вектор" данное упражнение выполняется с применением случайного выбора положения фигур, случайного размера (масштаба) и случайной закраски.
 
На рис. а, б  даны два случая выбора размещения фигур (окружности и треугольника), их масштаба и цвета по методу случайных чисел. Цвет фона (ян) залит вручную.
 
Рис. а
Рис. б
 
Примечание. Представленные "картины" получены случайно и не претендуют на оценку "Отлично". Попытайтесь построить красивее! Дайте картине название - тогда композиция будет целенаправленней.

Упражнение 2. Выберите соотношения (по площади) квадрата к треугольнику и треугольника к окружности по "Золотому сечению" и ряду Фибоначчи (см. лекц. 4).



Упражнение 3. Скопируйте ниже представленные (в растровом формате) рисунки в CorelDraw, затем контур обвести замкнутой линией, сделать (растровый рисунок удалить) градиентную заливку со смещенным центром.
 
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
 
Рис. 4
Рис. 5
 
Рис. 6
 Примечание 1. Файлы рисунков можно взять отсюда: рис.1рис.2рис.3рис.4рис.5рис.6, сохранив их расширением .dxf (запрашивает автоматически), а потом импортировать этот файл в CorelDraw, получив, таким образом, векторный контур рисунка.
Примечание 1. В системе "Вектор" (как и в CоrelDraw) с векторным и растровыми рисунками можно выполнять различные художественные преобразования. Примеры, полученные в системе "Вектор".


Упражнение 4.   Сочинить картины (обязательно с рамой и взаимодействием с полем картины) из представленных фигур в вертикальной, горизонтальной или диагональной симметриях (смотри также урок 1 в системе "Вектор").   


Упражнение 5.  Произвольно задать фигуры  1-6 на стенах комнаты во фронтальной перспективе (пример, полученный в системе "Вектор" ).


Упражнение 6. Задать контур той или иной шахматной фигуры. Сделать градиентную заливку. Фигуру на шахматной доске поставить в соответствующее исходное положение.