ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.  Методические указания, варианты и образцы к заданиям. /Болотов В.П. , Болотова В.П., Вербаускене Н.А./ - Владивосток: ДВГМА, 2001. - 1,5 уч.-изд.л.

Пособие предназначено для выполнения самостоятельных заданий по курсу специальности ФЭУ. Курс базируется  на учебных программах ╚Основы художественного проектирования╩ 1980 г. новых рекомендаций о пре-подавании графических дисциплин в высшей школе, опыте преподавания ОХК одного из авторов в 1979-1990 гг., наработками по компьютерной графике и созданной системе ╚ВекторW╩ с многими ее художественными эффектами. Пособие состоит из методических указаний, вариантов и образцов самостоятельных заданий студентов и является частью общего курса. Задания можно выполнять, как на компьютере, так и без него. В системе "Вектор" для самостостоятельной проработки курса, подобраны упражнения, которые можно выполнить (повторить) в CorelDraw.



       Основы художественного конструирования в системе "Вектор" (меню)

Урок 1 Построение интерьера комнаты по заданным параметрам (экранный рисунок).
Урок 2. Построение пульта управления по заданным параметрам (экранный рисунок).
Урок 3. Задание окружности, треугольника, квадрата и их закраска по методу случайных чисел (экранный рисунок).
Урок 4. Задать кулачка и его закраска в прямоугольнике по методу случайных чисел (экранный рисунок) (еще рисунок, в котором число выступов кулачка выбирается случайно).
Урок 5. Модулер - задание художественной линии в цикле (экранный рисунок).
Урок 6. Мольберт с портретом Пушкина (экранный рисунок).
Урок 7. Натюрморт (экранный рисунок).
Задача 8. Пушкин на вазе (экранный рисунок).
Урок 9. Тени от одного источника (экранный рисунок).
Урок 10.  Тени от двух источников (экранный рисунок).
 



СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЕ ╧ 1
Построение перспективы помещения
Цель задания
Содержание задания
Указания к выполнению задания
Литература

ЗАДАНИЕ ╧ 2
Построение перспективы по чертежу
Цель задания
Содержание задания
Указания к выполнению задания
Литература

ЗАДАНИЕ ╧ 3-8
Выполнение композиций на плоскости и в пространстве
Цель задания
Содержание задания
Указания к выполнению задания
Литература
 

ЗАДАНИЕ ╧ 9
Художественный анализ
Цель задания
Содержание задания
Литература
Терминологический словарь


Введение
Компьютерно-художественная графика (КХГ) неотъемлемая часть современной жизни. Полиграфия, интерьер, телевидение, художественные фильмы - вот не полный перечень ее применения. Однако в практике больше людей волнует, как им самим оформить квартиру или рабочее помещение графикой, которая  бы оказывала благо-приятное эстетическое воздействие. Попытки есть, однако они делаются спонтанно и не всегда продумано, и тем более еще не наложено само определение и производство такой графики. Чаще, случайно на компьютере, получили красивую картинку, тут же ее на стену √ без надлежащего оформления, продуманности - подходит/ не подходит. В коротком курсе ставится задача: научить студента самим создавать художествен-ные произведения, отвечающую тем или иным эстетическим (и не эстетическим) задачам, для интерьера, книги или другой полиграфической продукции. Сейчас воз-можности компьютерной графики, полиграфического оборудования (цветные принтеры, ксероксы) позволяют за короткий срок получать огромное количество вариаций на ту или иную тему. Вот здесь и требуется развитый художественный вкус, чтобы из хаоса выбрать - нужное. ОКХГ - это только начало, следующий шаг - это курс: "живопись, навеянная компьютерной графикой",  строится по всем законам живописного мастерства - загрунтованный холст, масляные краски, кисти, мольберт.
 

ЗАДАНИЕ ╧ 1
Построение перспективы

Цель задания: практическое освоение метода построения линейной перспективы с применением перспективного масштаба, позволяющего производить планировку объектов и размещения в интерьере с учетом их размеров.
Под интерьером понимается целостная, эстетически полноценная, архитектурная организация внутреннего пространства зданий, вытекающая из удобства назначения.

На эстетическое восприятие интерьера огромное значение оказывает его функ-циональная и эстетическая проработка: выбор мебели, освещение, цветовое решение, применение декоративной зелени, художественные произведения (обязательный эле-мент современных офисов √ посмотрите на стены офисов в зарубежных фильмах), применение музыки, а также рабочее настроение и ╚психологический климат╩ кол-лектива.

Основная роль художника-дизайнера заключается в том, чтобы композиционно связать все элементы интерьера и найти средства, которые будут служить объеди-няющим звеном между архитектурными конструкциями и оборудованием, с одной стороны, и человеком, - с другой. Учится этому можно и даже полезно на примере художественной графики, дающей в результате тот же эффект, что если бы человек специально занимался в художественном училище.

Художник-дизайнер при формировании интерьера в эскизном проекте пользу-ются перспективными изображениями.

Реальное соотношение элементов, органически присущих интерьеру и опреде-ляющих его художественное качество и выразительность √ положение окон, дверей, панелей, оборудования, - можно почувствовать наиболее полно только в перспектив-ном изображении, воспроизводящим истинный зрительный образ интерьера.

Для изображения интерьера и предметов, расположенных на разных расстояниях от зрителя, пользуются перспективным масштабом. Перспективных масштаб состав-ляется из трех основных измерений √ широты, глубины и высоты.

На рис. 1 дано построение фронтальной перспективы интерьера (ширина 5 м, высота 4 м и глубина 5 м) с помощью перспективного масштаба.

1. Передняя стенка удалена и совмещена с картинной плоскостью.
2. Основание картины делят на пять равных частей, тогда одно деление на кар-тине будет масштабом одного метра.
3. Высота линии горизонта 1,6 м. Точка Р будет в центре, так как перспектива фронтальная.
Точки дальности находятся на расстоянии: PD1 = PD2 = 2,5 м.
4. Из точек 0 и 5, взятых на масштабе широты, проводят прямые в точку Р. Рас-стояние между этими линиями, даст перспективу широты интерьера.
5. Для построения боковых стенок на одной из вертикальных границ картины складывают четыре единицы, равные четырем отрезкам на масштабе широт, и точку 4 соединяют с точкой Р.
Расстояние между линиями 0Р и 4Р будет перспективой высоты интерьера. Ана-логично строят и правую сторону.
6. Для построения глубины интерьера на масштабе широт берут пять единиц, соответствующие пяти метрам глубины интерьера, и из точки 5 проводят линию в дистанционную точку D1. Пересечение этой линии с линией 0Р даст глубину интерье-ра 0 √ 5' √ 5 м в перспективе. Из точки 5' проводят горизонтальную и вертикальную линии противоположной стены до пересечения с соответствующими линиями мас-штаба широт и высот.
7. Пользуясь перспективным масштабом, приступают к построению дверного проема правой стены (ширина двери равна 1 м, высота 2,5 м и удалена от картины на 1 м). Для этого из точки D2 проводят линии в точки 3, 4, взятые на масштабе широт и отмечают точки пересечения 3 и 4 на линии 5Р.
Определяют перспективу высоты дверей. Для этого на масштабе высот из точек 2 и 5 проводят в точку Р линии, которые отсекут на вертикалях, проведенных из точке 3 и 4, перспективу отрезков, равных высоте дверей.
Для показа в дверном проеме толщины стенки (равной 0,5 м) на линии основа-ния картины, как масштабе широт, строят отметку 5,5 и через нее проводят линию 5,5Р.
Полоса 5Р √ 5, 5Р является перспективой широты стенки. Дальнейшее построе-ние видимых линий видно из рис. 1.
8. На левой стене строят оконный проем, расположенный на расстоянии 0,5 м от картины и 0,8 м - от пола (ширина окна равна 1,5 м, а высота верхнего края от пола 2,5 м).
Построение окна понятно на рис. 1 √ оно выполнено аналогично построению дверного проема.

Содержание задания
Построить перспективу помещения и объектов в нем  по размерам в заданном варианте (табл. 1).
1. Габариты помещения: а (ширина) ┘ м; б (высота) ┘ м; в (глубина) ┘ м.
2. Оконный проем расположен на левой стене, на расстоянии: а (от задней стен-ки) ┘ м; б (от пола) ┘ м.
3. Размеры окна: а (ширина) ┘ м; б (высота) ┘ м; в (глубина, толщина стены) ┘ м.
4. Дверь расположена в задней стене на расстоянии ┘ м от левой стены.
5. Размеры двери: а (ширина) ┘ м; б (высота) ┘ м.
6. В левом углу стоит шкаф, имеющий следующие размеры: а (ширина) ┘ м; б (высота) ┘ м; в (глубина) ┘ м.
7. У правой стены на расстоянии ┘ м от задней стены стоит письменный стол, имеющий следующие размеры: а (длина) ┘ м; б (ширина) ┘ м; в (высота) ┘ м.
8. На правой стене висит лабораторный стенд на расстоянии: а (от задней стены) ┘м; б (от пола) ┘ м.
9. Размеры стенда: а (длина) ┘ м; б (высота) ┘ м; в (толщина) ┘ м.
10. У стола стоит табурет на расстоянии ┘ м от стола.
11. К потолку подвешены два ряда светильников, расстояние от которых до пра-вой стены в два раза меньше, чем между ними. Количество светильников в ряду равно ┘, расположение цепное.

Указания к выполнению задания
Задание выполняется карандашом на чертежной бумаге формата А3 (420 х 297).
Вспомогательные построения должны быть выполнены тонкими линиями, а контуры помещения и оборудования обведены (рис. 2). Выполненное задание сопро-вождается подписью исполнителя и руководителя проекта.

Литература
1. Г.Б. Владимирский. Перспектива. М., ╚Просвещение╩, 1969.
2. А.Г. Устинов. Средства технической эстетики в производственной среде. М., ╚Знание╩, 1967.
3. В.Е. Петерсон. Перспектива. М., ╚Искусство╩, 1970.
4. М.Н.Макарова. Перспектива. М., ╚Просвещение╩, 1989.
5. С.А.Соловьев, Г.В.Буланже, А.К.Шубга. Черчение и перспектива. М, ╚Высшая школа╩, 1982.


ЗАДАНИЕ ╧ 2
Построение перспективы по чертежу

Цель задания: ознакомление с основными приемами построения перспективы пульта управления по его ортогональному чертежу. Сущность метода сводится к построению перспективы основания (плана) предмета и к последующему определению положения отдельных точек изображения по высоте.
Построение проводим в следующей последовательности ( рис. 5).
1. Через вершину угла 4 основания предмета проводим основание картины t1t2, намечаем точку стояния S и опускаем на нее перпендикуляр на линию основания картины t1t2. Эта линия будет основанием главного луча зрения SP, а точка Р √ основанием главной точки картины.
2. Из точки стояния S проводим основания лучей зрения через все характерные точки основания предмета.
Отмечаем точки пересечения прямых с основанием картины.
3. Из точки S проводим прямые, параллельные основным направлениям сторон основания предмета, до пересечения с линией t1t2 в точках f1f2, являющихся основаниями точек схода перспектив прямых, параллельных Sf1 и Sf2.
4. На фронтальной проекции предмета намечаем высоту точки зрения, а тем самым и положение линии горизонта h1h2.
Все указанные построения являются предварительными. Пользуясь ими, перспективу предмета можно построить в любом масштабе по отношению к размерам ортогонального чертежа.
5. В месте, предназначенном для изображения, проводим линию основания картины t1t2 и переносим на нее все полученные точки 1, 2, ┘ Р, f1 и f2, без увеличения расстояния между ними.
6. Проводим линию горизонта h1h2.
7. Проведя перпендикуляры из точек f1 и f2 к линии горизонта, получим на ней, соответственно, точки схода F1 и F2 и главную точку Р.
8. Строим перспективу основания предмета. Из точки 4 (рис. 5) проводим пря-мые в точки схода F1 и F2, пересекающиеся в точках 1 и 6.
Из полученных точек 1,6 проводим прямые в точки схода F1 и F2,, и получаем исходную фигуру.
9. Определяем перспективы точек по высоте и весь очерк изображения.
На ребре (вертикали 4), находящемся в плоскости картины, откладываем отрезки, равные координатам высоты из чертежа. Из отмеченных точек проводим прямые в точках схода F1 и F2, пересечение которых с ранее проведенными вертикалями огра-ничивает перспективы ребер предмета.
10. Определяем и прорисовываем перспективы элементов предмета.

Литература
1. Г.В. Владимирский. Перспектива. М., ╚Просвещение╩, 1969.
2. В.В. Зефельд. Художественное конструирование операторских пунктов. М., ╚Машиностроение╩, 1969.
3. С.А.Соловьев. Перспектива.  М, ╚Высшая школа╩, 1982.

ЗАДАНИЯ 3-7
Выполнение композиций на плоскости и в пространстве

Цель заданий: знакомство с композиционными приемами с средствами гармони-зации на примере выполнения композиции из простейших геометрических фигур одного или нескольких цветов.
Композиция

В основе художественного конструирования лежит теория композиции.

Композиция √ правильное расположение или сочетание как внешних, так и внутренних элементов изделия в соответствии с поставленной задачей, с учетом функциональности, технологичности, экономичности, а также эстетических требований времени.

Виды композиции.
1. Композиция на плоскости.
2. Фронтальная композиция.

Характерным признаком фронтальных композиций является построение элементов по двум фронтальным координатам: вертикальной и горизонтальной. Построение элементов по глубине имеет здесь подчиненное значение. Воспринимается, главным образом, с одной стороны. Однако это не чисто плоскостная композиция √ здесь в ка-кой-то степени включено решение пространства.

3. Объемная композиция.
Характеризуется распределением массы ее по трем координатам пространства, образует трехмерную форму с относительно равными ее измерениями по всем трем направлениям. Воспринимается со всех сторон. Все три измерения активны.

4. Глубинно-пространственная композиция.
Характеризуется взаимоотношением пространственных элементов поверхностей, объемов, комплексов, пространств между ними. Здесь организация пространства становится целью, а плоскости и объемы √ средством композиции.

Содержание задания
Разместить на листе ватмана формата А3, но в своей выбранной по размерам  раме, пятна аппликаций из геометрических фигур, задав их метрический и ритмический порядок так, чтобы они, исходя из задач, выразительно смотрелись, создавая це-лостность композиции.

Чтобы решить эту задачу, требуются предварительная эскизная проработка бу-дущей композиции в нескольких вариантах, выполненные от руки или на компьютере (в системе ╚ВекторW╩ в анимации) и представлены на совместное обсуждение.

Выбрав один из вариантов, дальше требуется оформить выбранное композици-онное решение, как можно тщательно и аккуратно. От оформления, подачи картины, а это и будем считать картиной, зависит многое, если даже сказать - не все!


Литература

1. В.И. Казаринова. О красоте предметов. М., ╚Знание╩, 1967.
2. Ю.С. Сомов. Композиция в технике. М., ╚Машиностроение╩, 1972.

ЗАДАНИЕ ╧ 8
Выставка работ и их художественно-эстетический анализ
Цель задания: это уметь представить свои работы и уметь провести их анализ (своих или своего товарища).
Кто, чью работу анализирует, определяет преподаватель.
Задание-анализ выполняется в виде реферата, объемом 2-3 страницы (формата А4), иллюстрировано фотографиями рисунками. Требуется дать оценку работ с эсте-тической и психофизиологической точек зрения, цветового их решения, декоративности, композиционного и стилевого единства, целостности (единство характера всех элементов), связей со средой (размерами поля, обрамлением).
Выводы, полученные в результате анализа, позволят раскрыть слабые и сильные стороны работ, их композиционного решения, подскажут основные тенденции разви-тия.
Реферат оформить титульным листом  и сброшюровать.



Литература
1. Р.Г. Варламов. Основы художественного конструирования радиоэлектронной аппаратуры. М., ╚Советское радио╩, 1967.
2. У. Вудсон, Д. Коновер. Справочник по инженерной психологии для инжене-ров и художников-конструкторов. М., ╚Мир╩, 1968.
3. Ю.С. Сомов. Художественное конструирование промышленных изделий. М., ╚Машиностроение╩, 1967.
4. Ю.С. Сомов. Композиция в технике. М., ╚Машиностроение╩, 1972.
5. Дж.К.Джонс. Методы проектирования. М. ╚Мир╩, 1986.
6. Р.Г. Варламов, О.Д.Струков. Элементы художественного конструирования и технической эстетики. М., ╚Советское радио╩, 1980.
А также:
О ПЕРСПЕКТИВЕ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ХУДОЖНИКАМ
О ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА

Вопросы для самопроверки по курсу
╚Основы художественной графики и дизайна╩
1. Что такое эстетика и какие основные проблемы являются предметом ее обучения?
2. Какими параметрами определяется любой цвет?
3. Психофизиологическое и эмоциональное воздействие цветов на человека.
4. Какие виды контрастов следует учитывать при цветовом решении интерьера?
5. Что такое стиль и мода?
6. Что такое композиция и с помощью каких средств осуществляют удачное композиционное решение в художественном дизайне?
7. Каковы основные средства гармонизации?
8. В чем заключается целостность композиционного решения?
9. Какими приемами можно выделить главное и подчиненное в композиции?
10. Что такое эргономика и какие проблемы она изучает?
11. Какие проблемы изучает инженерная психология?


Терминология
 
 Культура Россия http://www.russianculture.ru/