Справочник дизайнера

Содержание
Профессия дизайнера
 
1. ЯВЛЕНИЕ ДИЗАЙНА 
Значение дизайна 
Критерии дизайна 
Стадии дизайн-проекта 
Критерии оценки произведения 
Понятие красоты 
Виды дизайнерской деятельности 
Индустриальный дизайн 
Дизайн интерьеров 
Графический дизайн 
Компьютерный дизайн 
Конструирование объектов дизайна 
Стиль в дизайне 
Формообразование в дизайне 
2. ДИЗАЙНЕРЫ-МОДЕЛЬЕРЫ  
Кристобаль Баленсиага 
Кристиан Диор 
Юбер де Живанши 
Пьер Карден 
Ив Сен-Лоран 
Эмануэль Унгаро 
Филипп Трейси 
Вячеслав Зайцев 
Катя Леонович 
 
 
 
 
3. ШРИФТЫ  
Немного о шрифтах 
Виды шрифтов 
Засечки (serif) 
Гарнитура и начертание 
Пропорции и наклон 
Выбор шрифта 
Междустрочный интервал 

 
 
 
 
 

4. РАБОТА С ЦВЕТОМ  
Немного о цвете 
Система RGB 
Система CMYK 
Система HSB 
Система Lab 
Система Grayscale 
Гармония цвета 
Восприятие цвета 
 
 
 
 
5. ГРАФИКА 
Введение 
История плаката 
Рекламная графика 
Реклама в печатных изданиях 
Товарные знаки и шрифт 
Организация шрифта в композиции 
Методические издания 
Последовательность работы с графикой 
Графические материалы и инструменты 
Технические приемы работы графичес- кими материалами 
Коллаж в рекламе 
Фотография в коллаже 
6. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА 
Особенности векторной графики 
Векторные графические форматы 
AI (Adobe Illustrator Document) 
CDR (CorelDraw Document) 
PDF (Portable Document Format) 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. РАСТРОВАЯ ГРАФИКА 
Особенности растровой графики 
Разнообразие форматов растровой графики 
Формат BMP (Windows Device Independent Bitmap) 
PCX (Soft Publisher’s Paintbrush) 
GIF (Graphics Interchang Format) 
PNG (Portable Network Graphics) 
JPEG (Joint Photograhic Experts Group) 
TIFF (Tag Image File Format) 
PSD (Adobe Photoshop) 
 
8. CorelDraw 10 
Основные принципы работы 
Понятие объекта в CorelDraw 
Создание простых фигур 
Рисование линий 
Работа с текстом 
Выделение объектов 
 
 
 
 
 
Профессия дизайнера

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца 19 века, лидером которого был художник и теоретик в области предметного творчества Вильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом 20 века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции.

Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы 20-ого века, когда были открыты первые школы дизайна. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная «индустрия дизайна».



 

1. Явление дизайна

Значение дизайна

Английский глагол design имеет широкий спектр значений, в том числе: проектировать, конструировать, вынашивать замысел, задумывать. В современном словаре иностранных слов можно найти такое определение: «дизайн — художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды». Большинство из нас примерно такой смысл и вкладывает в это слово, используя его в повседневных разговорах об окружающих нас вещах.

На философском уровне понятие «дизайн» существенно более емкое. Однако мы сейчас сознательно уходим от возможной широкой трактовки. Нам предстоит решать задачи сугубо практические, а именно — оценивать мультимедиа произведения с точки зрения «качества дизайна», и поэтому нужно достаточно четко понимать, что же мы под этим будем иметь в виду. Постараемся найти такую, возможно упрощенную, трактовку слова «дизайн», которая помогла бы нам решить наши довольно ограниченные задачи.

У создателей компьютерных приложений, неискушенных в вопросах эстетики и художественного творчества, (а компьютерщики часто являются «технарями» по образованию и образу мышления), обычно не возникает желания оценивать свои или чужие работы с точки зрения качества дизайна. Причины весьма просты: дизайн — дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят. Экранные формы могут нравиться или не нравиться, а почему — не так уж и важно.

Конечно же, большинство из нас интуитивно чувствуют, что красивые и привлекательные вещи построены с соблюдением законов гармонии, но немногие с этими законами знакомы. Да и существуют ли они вообще? Сдвинуться с мертвой точки абстрактных рассуждений о красоте и встать на путь формулирования прагматических принципов нам поможет более конструктивное определение понятия «дизайн».


Критерии дизайна

В толковом словаре дизайн определяется как «конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Пожалуй, это и есть те критерии, которые помогут нам оценивать мультимедиа произведения, в частности информационные страницы в Интернет.

Удобство в нашем случае будет означать, что пользователь легко и просто ориентируется в мультимедиа произведении (на Web-страницах), без труда понимает, как перейти к следующей части произведения, как вернуться назад, как получить детализирующее описание или комментарий.

Принцип экономичности предлагается трактовать как «экономия мыслительных затрат». Возможно, он не полностью ортогонален принципу удобства, но привносит дополнительный смысл: пользователю не нужно прилагать чрезмерных усилий, чтобы понять основную идею произведения, не требуется выполнять сложные манипуляции, чтобы получить на экране желаемый результат.

Упоминание о красоте может вновь увести нас в область иррациональных рассуждений. И все же, постараемся сформулировать некоторые требования, нарушение которых очевидно ведет к ухудшению внешнего вида произведения или страницы. Но, повторяем, здесь начинается зыбкая почва, плохо приспособленная для построения прочного здания фундаментальных принципов.


Стадии дизайн-проекта

Создание объектов дизайна — сложный процесс, в котором лишь одного опыта и знаний дизайнера бывает не всегда достаточно. В проектировании предметов сегодня вместе с дизайнерами участвуют инженеры и конструкторы, технологи и экономисты, врачи и социологи, представители многих других областей науки и техники. Выбор профессионального состава участников проектного процесса в каждом конкретном случае зависит от назначения объекта проектирования, содержания поставленных задач. Процесс работы дизайнера от первоначального замысла до промышленного образца проходит несколько этапов.

Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектирования: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эргономические и другие требования. При этом, объектом дизайнерского проектирования может быть как уже существующее изделие, его модернизация, так и создание принципиально нового изделия.

Следующим этапом работы дизайнера являются предпроектные исследования. Цель этого этапа — сбор всех необходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации и прототипа, хронометраж операций пользователя, строит специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведется патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовыми отечественным и зарубежным опытом в этой области.

На стадии эскизного проектирования делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Графические варианты могут предполагать различную компоновку узлов и деталей, форму, материал изготовления и т. д. Полученные в процессе эскизного поиска варианты изделия или его отдельные узлы сравниваются между собой в поисках оптимального решения. Не последнее место в условиях индустриального многотиражного производства занимает вопрос экономической эффективности. Модели изделий и их узлы проходят специальные испытания на прочность и жесткость конструкции, аэродинамичность свойств формы; проводится оценка эргономических и эстетических качеств внешней формы изделия.

Завершается проектная работа над изделием рабочим проектом, который передается на производство для изготовления. В общем виде рабочий проект представлен конструкторскими и сборочными чертежами — технологическими картами сборки отдельных узлов и деталей объекта, картами цветофактурных решений. По рабочим чертежам перед выпуском большой партии изделий, как правило, изготавливаются опытные образцы. Затем проводятся испытания, в процессе которых выявляются все просчеты и недостатки конструктивных и функциональных решений. После их устранения изделие выпускается серийно.


Критерии оценки произведения

Итак, удобство, экономичность и красота — критерии, на которые мы будем ориентироваться при оценке качества дизайна мультимедиа произведения. Еще один не праздный вопрос состоит в том, что же будет предметом нашего исследования? Предлагается выделить два направления изучения мультимедиа произведения и анализа:

— способы раскрытия содержания произведения;
— внешнее оформление.

Очень часто эти стороны тесно связаны друг с другом, в полном соответствии с диалектическим принципом единства формы и содержания. Нам же подобное разграничение поможет систематизировать критерии оценки, чему способствует разделение набора критериев на отдельные классы. Для оценки способа раскрытия содержания произведения сосредоточимся на следующих критериях:

— структуризация произведения;
— сбалансированность частей по объему (наполнению);
— соответствие заголовков частей произведения содержанию;
— разнообразие применяемых изобразительных средств для выражения содержания произведения;
— оправданность применения графических, звуковых и других специальных эффектов.

Для внешнего оформления будем оценивать следующие параметры:

— цветовое и графическое решение;
— сбалансированность графического и текстового наполнения экранных форм;
— качество шрифтового оформления (согласованность шрифтов в заголовках, текстах, кнопках);
— оформление меню;
— согласованность графического оформления меню и кнопок;
— качество оформления звуковыми и видео сюжетами, эффектами анимации.

Разумеется, список критериев можно было бы расширить, исследуя более тонкие нюансы в способах реализации мультимедиа произведения, или переформулировать предложенные критерии для более точного выражения идей будущего анализа, или же предложить иной набор критериев. Однако предлагается остановиться на достигнутом, исходя из интуитивно понимаемого принципа разумности: слишком широкий набор критериев утяжеляет процедуру анализа, а лучшее — враг хорошего. Приведенный список достаточно представителен. Перечисленные критерии значительно лучше подходят для проведения содержательного анализа, чем оценка «нравится или не нравится», подобная черно-белому решению.


Понятие красоты

Понятие красоты тесно связано с культурными традициями народа: то, что считается красивым для папуасов Новой Гвинеи, часто не удовлетворяет вкусы европейцев.

Красота вещи по-разному оценивается в разных социальных слоях общества: столь любимые в деревне цветастые платки городские дамы практически не носят, а «косухи» (черные кожаные куртки с заклепками) металлистов вряд ли наденут учащиеся престижных московских гимназий.

Вкусы сильно различаются в зависимости от возраста людей: молодежь предпочитает громкую ритмичную музыку, от которой у людей старшего поколения резко ухудшается настроение и болит голова.

Люди разных психологических типов и темпераментов едва ли придут к единому мнению, каким следует сделать заголовок на странице: красного цвета и большими буквами или же бледно-голубого цвета и мелким шрифтом.


Виды дизайнерской деятельности

С первых же шагов становления дизайн претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. «От софы до среды города», — очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале 20-го века, «от иголки до самолета», — заявляли они в шестидесятых годах. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Возникнув в профессиональной среде архитекторов и художников, дизайн в процессе развития не только превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, но и сам стал активно влиять на художественное и архитектурное формообразование, все более и более расширяя свои профессиональные сферы.

Для нас сегодня уже стали привычными такие, не так давно появившиеся понятия: дизайн одежды и прически, графический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти. Изначально классификационным признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Каждый из этих материалов имел свою специфику, требовал особых знаний в области конструирования и технологии производства. В первых школах дизайна двадцатых годов деление студентов велось по следующим направлениям: столярное дело, гончарное ремесло, металлообработка, ткачество, графика (полиграфия). Позднее этот перечень специализаций был расширен: появились «Эмали», «Дизайн одежды», «Интерьеры», и совсем недавно — «Дизайн архитектурной среды». Эти специализации составляют основные направления деятельности современного дизайнера. По этим направлениям создаются творческие и профессиональные союзы дизайнеров и определяют номинации выставок и конкурсов дизайнеров.


Индустриальный дизайн

Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «промышленное искусство».

Первостепенное действие в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие... Такая продукция является определяющей в экономическом развитии страны в целом, поэтому здесь сосредотачиваются основные научные исследования, экспериментальные разработки, внедрение самых новейших материалов и технологий. Все это накладывает особую ответственность на работу дизайнера. Ему приходится создавать принципиально новые изделия в соответствии с постоянно меняющимися требованиями производства. Экономичность их решений, удобство и безопасность эксплуатации, привлекательный внешний вид таких изделий — вот далеко не полный круг вопросов, на которые дизайнер должен дать ответ.

Самую распространенную на сегодня область дизайнерской деятельности составляют предметы быта, так называемые «товары массового потребления». Среди них: посуда, бытовые приборы, аудио- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас повседневные вещи. Сегодня они являются самой распространенной областью дизайнерской деятельности. Изменчивость моды и конъюнктуры рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обуславливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, над их постоянной модификацией и адаптацией к меняющимся условиям.

Излюбленным объектом творчества дизайнеров является мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или кресло. Мебель является своеобразной квинтэссенцией дизайна, где в полной мере проявляется целый комплекс вопросов эргономики, конструктивных решений, технологий производства, взаимосвязи материалов и формы, влияния современной моды. По форме мебели можно изучать историю дизайна от «венского стула» М. Тонета девятнадцатого века и до современной софы «Мэрлин» Ханса Холяйна.

Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом. В арсенале дизайна накоплено немало идей и изобретений, которые призваны облегчить жизнь таким людям, вернуть их к процессу нормальной жизнедеятельности. Это специальная мебель, оборудование для жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и т. д. В этом проявляется один из постулатов дизайна, — как деятельности, связанной с заботой о человеке, — созданием вещей и организации предметной среды для человека.

Наряду с мебелью особой популярностью в творчестве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и дипломного проектирования во многих школах дизайна. Проектирование игрушки, как и мебели, включает комплекс дизайнерских задач. С игрушкой ребенку должно быть удобно и безопасно играть, она должна отвечать строгим гигиеническим требованиям, должна быть индустриально изготовлена, т. е. быть недорогой, не вызывать негативные реакции у ребенка и многое другое.


Дизайн интерьеров

Дизайн интерьеров включает в себя интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникальности объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера. Зачастую здесь используются ценные породы древесины, натуральный камень или другие дорогостоящие материалы с большим сроком службы в условиях интенсивной эксплуатации. Пространства общественных зданий, рассчитанные на единовременное пребывание значительного числа людей, часто имеют зальный характер с большепролетными конструкциями. Последняя особенность часто обыгрывается дизайнером, и тектоника сооружения становится художественной темой интерьера: пилястры, несущие колонны, балки, фермы перекрытий намеренно выделяются в общей композиции особой формой и цветом, превращаясь в своеобразный декоративный элемент и украшение интерьера.

В жилых помещениях палитра средств проектировщика значительно уже, в особенности в условиях многоквартирных жилых домов. В отличие от общественных зданий, жилые помещения, как правило, намного меньше по своим размерам и имеют более простые и компактные формы. При организации их интерьера основной упор делается на обстановку — мебель и оборудование. За счет ее стилистики во многом и формируется образ интерьера в целом. Индивидуальность образного решения жилого интерьера достигается соответствующей компоновкой мебели, элементами оборудования, цвето-фактурным решением потолка, пола, стен, а также включением в интерьер отдельных уникальных элементов — часов, картин, светильников, каминов и т. д. Отделка стен носит менее капитальный характер и периодически обновляется. В малогабаритных квартирах, в условиях дефицита места широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны, секретеры, кресло- и диван-кровати, кровать-шкафы, стол-книжки и т. д. Она позволяет наиболее рационально использовать пространство и организовывать широкий набор функциональных процессов в одном и том же помещении. Особое внимание при работе над жилым интерьером уделяется эргономике. В первую очередь это касается рабочих зон квартиры — мест приготовления пищи, выполнения хозяйственных работ, хобби членов семьи, учебы и профессиональной деятельности (ученые, писатели и др.) и пр.

Интерьер промышленного здания имеет свои особенности. В первую очередь, их определяет характер производства, в зависимости от которого задается пространственное построение интерьера, выбирается его конструктивное решение. Так, например, пространственные габариты и конструкции сталеплавильного цеха будут значительно отличаться от конвейера автозавода или цеха сборки ручных часов. Особые требования в процессе организации промышленного интерьера предъявляются к рабочему месту — его освещенности, цветовой гамме, габаритам производственного оборудования. Рабочее место должно быть комфортным и обеспечивать оптимальные условия для производительного труда.

В процессе своего развития дизайн постепенно стал выходить на улицы города. Сначала в виде автомобилей и киосков, затем — торговых автоматов и телефонных боксов, пока не сменил традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием, системой визуальных коммуникаций. Особенно активное развитие дизайн городской среды или, как его еще называют, «городской дизайн» получил в середине 60-х г. Это связано с появлением в городских центрах высоко комфортных благоустроенных пешеходных пространств.

В последнее время к понятиям «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура» добавились — «ландшафтный дизайн» (речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, как правило, в высоко урбанизированной среде пешеходных улиц и городских центров), а также «фитодизайн» — искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере.


Графический дизайн

Одной из старейших и наиболее распространенных на сегодняшний день областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся: оформление книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката; промышленная графика — упаковка, этикетки, торговые марки, фирменные знаки, шрифтовые гарнитуры; рекламная продукция — на щитах и фасадах города, заставки и рекламные ролики на телевидении и многое другое.

Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником, облегчающим рутинный труд графического оформления, освобождающим время для творческого поиска художественной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических средств дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные пакеты художественно-графических и конструкторских программ, включая трехмерную графику; инженерных, настольных издательских систем. Специализированные дизайнерские программы иногда способны заменить целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, т. е. проверять его функционирование в экстремальных условиях. Однако, такие узкоспециализированные интеллектуальные программы дорогостоящи, их могут приобрести только крупные промышленные фирмы, занимающиеся выпуском, например, автомобильной, авиационной и другой сложной техники.


Компьютерный дизайн

Компьютерный дизайн стремительно развивается, превращаясь из прикладного и обслуживающего в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками в передачах, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Другим, набирающим силу направлением в компьютерном дизайне, стал так называемый Web-site в интернете, где вся система информации, графические изображения строятся по своим, строго определенным правилам.

Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно прикладном искусстве. На стыке этих видов проектно-художественной деятельности появились авангардные течения. Их результаты в равной степени можно отнести как к авангардным формам декоративно-прикладного искусства, так и к дизайну. В дизайне, таким образом, появился целый ряд творческих течений с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием «арт-дизайн». Произведения здесь, как и в искусстве, зачастую носят единичный характер, при этом само формообразование базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды и др.


Конструирование объектов дизайна

Конструкция в дизайне выполняет, как правило, сразу несколько функций, обеспечивая необходимую устойчивость, жесткость и прочность изделия одновременно. В архитектуре конструкции разделяются на несущие, ограждающие, диафрагмы жесткости и т. д. Каждая из этих групп, выполняя определенную конструктивную функцию, имеет свою технологию и изготавливается из соответствующих строительных материалов. При этом существует определенная автономность конструктивных элементов: для одного и того же конструктивного остова здания можно подобрать внешнюю оболочку из различных материалов с различным декором и конструктивным решением деталей. Или, напротив, сохранив форму и конструкции внешней оболочки здания, изменить полностью его внутреннюю пространственную структуру и конструкции. Этот прием сегодня активно используется архитекторами при городской застройке с ценными историческими фасадами.

В условиях диктата массового индустриального производства, для получения разнообразия форм изделий дизайнеры в процессе проектирования широко используют принцип вариабельности, основанный на модульности элементов формы, позволяющий, как в детском конструкторе, собирать различные композиции, отвечающие тем или иным функциональным требованиям.

Широкое распространение получили комплекты уличной мебели и оборудование из блокируемых пространственных модулей — навесы, киоски, выносные витрины, торговые автоматы, телефонные будки и т. д. Они позволяют формировать предметную среду разнообразных функциональных городских пространств: улиц, пешеходных зон, парков, площадей. При этом современные гарнитуры уличной мебели создают различные функциональные формы городской среды: фонарь-указатель, ограждение деревьев со скамьей, фонарь-ограда с цветочницей и др. Для Владивостока актуальным является использование подпорных стен в качестве элементов декоративного оформления или для образования на них зеленых посадок.


Стиль в дизайне

Дизайн принес с собой в проектно-художественную культуру целый ряд новых понятий, одним из них является «Фирменный стиль», под которым понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы от среды до продукции. Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией.

В отличие от традиционного историко-художественного стиля, существующего длительное время на определенной и обширной территории, охватывающего различные виды искусства и культуры (готика существовала более 3-х веков), фирменный стиль создается конкретным автором, существует вне временных и территориальных границ (фирменный стиль Кока-колы распространен по всему миру) и носит ярко выраженный субъективный характер.

Существуют фирменные стили и в архитектурном дизайне. Такие крупные градостроительные образования, как пешеходные улицы, аэропорты и вокзалы, ярмарки и торговые центры, спортивные и выставочные комплексы, жилые кварталы, занимающие порой гигантские территории, зачастую трудно бывает представить как единый архитектурный ансамбль. В этих случаях на помощь приходит дизайн. В едином стилистическом ключе создается система визуальных коммуникаций, уличной мебели и оборудования, которая помогает формировать образно художественную целостность таких градостроительных комплексов.

Зачастую фирменный стиль посвящается какому-то крупному событию, например: олимпийские игры, международная ярмарка, крупная выставка. В этом случае образы фирменного стиля не ограничиваются только объектами культуры и городского дизайна, они распространяются значительно шире. Это и реклама на транспорте, телевидении, радио, печати, одежда обслуживающего персонала, интерьеры, печатная продукция, талисманы, сувениры и много другое.


Формообразование в дизайне

Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. Стебель бамбука при значительной высоте и предельно малом диаметре имеет абсолютную устойчивость. Ряд соединенных полых элементов трубчатого сечения делают эту конструкцию чрезвычайно легкой, утолщения и мембраны в местах соединений обеспечивают ее прочность. Эта оригинальная, созданная природой, конструкция стала прообразам современных телескопических антенн, спиннингов, современных настольных ламп. Ярким образцом жесткой конструкции при минимальном расходе материала, является скорлупа обыкновенного птичьего яйца. Соотношение размера «перекрываемого пространства» и толщины самой скорлупы составляет тысячу к одному. Это наблюдение положено в основу формообразования самых различных оболочек в архитектуре и дизайне: от большепролетных пространственных конструкций до упоминавшихся выше корпусов бытовой техники.

Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стиле «барокко» и особенно «рококо». Так форма такого распространенного предмета обстановки как комод больше напоминало китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Только по едва заметным, разрезающим нарядную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков. Дизайн и украшение промышленного изделия — несовместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор — к снижению художественных качеств, а, следовательно, к снижению конкурентной способности изделия на рынке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не декорированием, а за счет самой формы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.