ОХК и ОХТ

Лекция. ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСКУССТВО

12 МЕТАМОРФОЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

/лекция подготовлена по материалам художника и астролога Сергея Симакова/

Чтобы двигаться в художественно-эстетическом пространстве должна быть программа. При этом должно присутствовать две простые вещи: движение и рисование. Живопись, как и вообще всякое творчество, полностью ложится на схему эволюции огня, которая довлеет в зависимости от того под каким знаком вы родились, при этом набирать энергию ты можешь в течение всего года под любым знаком, просто надо знать особенности этого знака. В истории искусства существует множество программ, в которых трудно что-либо понять и тем более усвоить. Потому что нет ключа, нет принципа. Однако без знакомства с историей искусства, невозможно двигаться дальше. Поэтому купите энциклопедию по искусству. Там есть все от примитивного искусства (наскального) до 20 века, включая искусство Египта, Греции, Рима, средних веков, эпохи Возрождения. Этот изобразительный визуальный ряд надо усвоить. У вас должен быть блок информации, и вы будете легко ориентироваться и в том пространстве и новом, создаваемом вами.

Схемой развития всякого творчества является форма движения огня (функционирование своего я), доминантой которого является пространство, подобно тому, как режиссер из актеров формирует спектакль. Режиссер формирует его пространство, судьбы таким образом, что оно у него перетекает из одного пластического ряда в другой, из одной ауры в другую. Модель создание пространства существует, и она завязана на принцип ритуального движения-танца и осознания себя. Причем делать это надо на природе, где кругом небо - главная точка рождения энергии. Ритуальное действие - это не расписанный сценарий, оно возникает из действа. Но для этого должна существовать база.

«Записать, выучить – это западная модель. Мы так не будем делать», - говорит Сергей Симаков. По такому принципу (записать теорию, выучить, 10-12 лет штудировать рисунок) формирует пространство запад. Восток его так не формирует. Восток формирует пространство от знака - снизу.

Организация формы, пространства, судьбы: принципы одинаковые - стилизация. Стиль – обязательное условие, без стилизации формообразование просто невозможно. Поэтому не относитесь к видимому, и даже своей судьбе, как к какой-то данности. Все требует стилизации.

Что такое стилизация? Вот, если вы хотите в точности нарисовать бутылку, то лучше бы вы ее не рисовали, т.к. для этого существует фотоаппарат. Если вам нужно нарисовать бутылку, чтобы она была художественной, ее нужно немножко застилизовать, т.е. привести в соответствие с канонами изобразительного пространства.
Мир представляется на Западе и Востоке по-разному. Восток, представляет мировое пространство, летящее на нас. Европейцы и мы воспитаны в иллюзионном пространстве, в котором мы летим в бесконечную даль (линейная перспектива). С этих позиция правильной формы нет изначально, поэтому нечего и стилизовывать.

Стильность должна быть - это первый уровень. Второй уровень связан с осознанием необходимости стилизации. Нельзя просто рисовать, нельзя просто срисовать. Образец Абсолютной стилизации - это детские рисунки. Детский стиль ни с чем не спутаешь. Он детский и одновременно какой-то божественный. Ни один взрослый, ни при каких обстоятельствах не сможет этого повторить. Просто у него нет этой возможности, он потерял это божественное.

Однако это не значит, что взрослые не умеют. Дети стилизуют рисунки, потому что у них это идет естественно - они стилизуют свою жизнь. У них постоянно идут стилизации, постоянно подведение к какому-то образу. Потому что стилизация связана с образом, образностью. Они живут образно и цельно. Взрослый человек теряет духовные ориентиры, поэтому у него эта цельность исчезает. Цельность – это образность, а безобразное – это потеря цельности. Поэтому судьба должна представлять из себя образ, когда мы лепим себя по образу и подобию.

Однако надо знать, как лепить этот образ. Религии лепят его сладко-мармеладным. Это китчевая вещь.

Существует 2 подхода, как к формированию образа, так и к формированию пространства. Две формы стилизации - европейская и восточно-азиатская. Запад идет извне, Восток - изнутри. Запад линейная перспектива, Восток – обратная перспектива. Запад идет по пути отбрасывания форм (лишнее). Восток – наращивает форму.

У Пикассо есть стилизованная серия "Быки". К этому он пришел, отбрасывая формы. А начинал так: нарисовал быка с глазами, мордой, со всеми делами. Потом принялся этого быка стилизовать, т.е. убирать у быка все лишнее: мясо, шерсть, все плотское. Вначале бык у него состоял из кругляшка, еще кругляшка, рогов, позвоночника, костей с мясом. Потом давай убирать: убирал, убирал... Долгий процесс! Тяжело и туго шел. Шел, шел, шел и пришел в конце концов к модели, в которой оставил - рога, морду и стремительно вытянутую линию туловище. Сейчас эта картина большие деньги стоит. О ней много статей, монографий и диссертаций написано. Искусствоведы ахали-цокали: "Как это вообще можно так гениально нарисовать?!"

Примеры такой модели существуют в виде наскальных изображений в той же Франции, что дало повод искусствоведам говорить: вот он приблизился к тому архаическому чистому искусству, незамутненному, которое было! Кстати, наукой установлено, что наскальные изображения в пещерах развивались по такому же пути, по которому шел Пикассо. Сначала это были натуралистические изображения, а потом по мере развития абстрактного мышления (правого полушария, ответственного за формирование категорий) эти изображения становились все более стилизованными, более абстрактными. А не наоборот: будто бы сначала появилось абстрактное искусство, которое потом научилось рисовать. Будто бы сначала появились немощные художники на четвереньках, которые немощной рукой неумело выводили линии, и только потом они уже научились очень убедительно рисовать этих быков. Нет! Наоборот: с самого начала они их не плохо реалистически рисовали, а потом отказались – знак, символ для них важней стал. Это научный факт! Это тот же путь, что проделал Пикассо в этих рисунках. Это европейская модель.

Существует азиатская модель, которая берет сразу знак-иероглиф этого быка и потом по мере надобности начинает на него что-то наращивать, которое, может происходить до фотографической пыли, до полароида по мере необходимости. Степень условности и остановки здесь зависит от того, что хочет автор, и какая школа. Можно остановиться на этом варианте, можно нарисовать быка реалистически, можно от этого варианта уйти до орнамента, ковра. Все зависит от того, что хочет автор и что развивает школа.

Когда вы идете по европейскому пути, по пути обученного подсознания, вы все время боретесь с материей, вы все время преодолеваете ее. Она все время навязчиво вам лезет в глаза, вы все время о ней помните. Это система так называемого лжепсиходелического рисования, когда вы сначала учитесь рисовать кости и мясо на них, а потом мучительно всю жизнь от него освобождаетесь.

На Востоке этой проблемы нет, потому что они просто не делают этого. Потому что на Востоке изображается энергетический человек, энергетическое животное, энергетическая картина. То, что они рисуют, это энергетика, судьба, космический знак. А не конкретные формы – что там у него? Это вообще никого не интересует. Конкретно нарисованный человек со всем скелетом согласно анатомическим подробностям - не человек, это биосистема, машина, которая никому не интересна.

То же самое происходит с нашим сознанием. Если мы живем в пространстве европейского взгляда, мы все время мучительно освобождаемся от материи. Материя в данном случае - это навязанное нам пространство внешней судьбы. Оно не наше. Мы от него мучительно освобождаемся. Вспомните, какие зашоренными стояли люди на советских праздниках! Или сейчас не лучше на разных презентациях русских новых.

Пустота по-китайски, Дао.., творить, жить по ним - это высший пилотаж. Для того чтобы правильно войти в пространство, необходимо следовать вашему энергетическому принципу – вашему тотему. Т.е. у вас есть срез, срез судьбы, как костяк. И вы его наращиваете. Поэтому программа заключается как раз в том, чтобы войти в пространство оттуда, от судьбы, от знака. А дальше все от вас зависит, где вы остановитесь. Вы можете остановиться, сделав худого быка, можете сделать толстого, жирного быка, вы можете набычить его, поставить наверху на бугре, а вокруг трава зеленая. Т.е. это ваша проблема, от вас зависит, сколько вы сделаете. Степень стилизации зависит от степени вашего мастерства. Давая костяк, вы можете идти наращивая, а можете идти к орнаменту. Росписи мечети мусульманская культура запретила. Запрещение - наращивать на кости мышцы. Аллах - он абстрактен. Значит, нужно уйти в орнамент. Так что любите ковры, любите орнаменты, любите вышивки!

Форма, в которой нет материи, есть одна сплошная вибрирующая энергия. Эта энергия распалась, но она же не может просто распасться и умереть. Она распалась по какому-то закону и вибрирует как звездное небо.

Однако если не будет делания руками в качестве искусства, вы это никогда не поймете. По-другому это просто не понять. Ведь чтобы что-то понимать, нужно иметь аналог. Чтобы ездить на машине, нужно хотя бы ходить пешком по этой дороге.

А чтобы делать, нужно перестановку произвести в голове. Мозгами вы тут ничего не сделаете, мозги будут сопротивляться и визжать. Это можно делать только руками, только телом, и только делать.

Идти нужно от середины. Зороастризм, даосизм – это серединный путь; весь Восток – это путь золотой середины. Что такое серединный путь? Это возможность восхождения, возможность идти от середины. Не "моя хата с краю", а возможность восхождения, когда у тебя всегда есть в запасе, есть потенция восхождения. Вот это наш путь, мы должны по нему идти.

12 пространств рождения, 12 метаморфоз имеют непосредственное отношение к творческому началу человека, рожденного под тем или иным знаком.

Есть модель, в основе которой лежит формула рождения пространства и рождения предмета. Соль заключается в том, что в изобразительном искусстве есть два основных понятия: предмет и среда. Все сводится к тому, что мы рисуем: предмет либо среду. Либо я рисую стакан, либо то, что вокруг стакана. Я рисую портрет и фон, машина - пейзаж, женщина - кровать, женщина - экскаватор (из соцреализма)...

Идея предмета и среды – это основа взаимоотношения на плоскости листа. Что главнее: предмет или среда? Конфликтная ситуация. Альфа и омега изобразительного искусства. К какому-то великому художнику пришел ученик и сказал:

- Я буду учиться.

- А что вы умеете молодой человек?

- Я умею писать фон.

- Ну, тогда мне вас нечему учить.

Для художника главной проблемой является написать фон, а предмет для него – так, мелочь. Трудно, допустим, нарисовав лицо, подтянуть к нему фон. Чтобы лицо не было вырезано или наоборот не утонуло - это очень сложно. Существуют модели, принципы, методики, по которым это все строится.

Ранняя фресковая живопись – легкие формы, объем; средневековые фрески – с обозначением объема, цвета, пробелы на предметах - они могут быть цветные, но пробелы, т.е. форма, не плоскостная - египетское, а уже объемная - эпоха Возрождения.

Леонардо да Винчи ввел такое понятие – 4-го горшка - рефлекс. До него писали на 3-х горшках: т.е. цвет предмета, цвет тени и цвет полутона. 4-й горшок – цвет рефлекса. На этих 4-х горшках строится вся современная живопись. Блик - это самое светлое пятно на кувшине. А рефлекс – это когда еще сзади подсвечивает. Этим самым он оторвал предмет от фона.

Европейская живопись – это постоянный конфликт на материальном уровне. Конфликт предмета и среды: где-то побеждает среда, где-то предмет, где-то они равны. В азиатской живописи тоже идет борьба, но на духовном уровне – между Небом и Землей, между ян и инь.

 

Мировой принцип движения пространства.

Всего этих пространств 10. 2 раза по 5, т.е. 1 круг энергетической пятерки и 2-ой круг; а 2 - уже как бы дополнительные; итого 12.
 1-й принцип пространства рождения связан с Овном. В изобразительном искусстве это точка, линия или пятно. Когда в пространстве белого листа появляется точка, линия или делается пятно. Это принцип иероглифики, японского, китайского письма, т.е. такого рисования, когда идут от точки. Когда сохраняется чистота белого листа, на нем появляется точка, она самодовлеющая. Это целая наука, на Востоке этому посвящают жизнь. На Западе эта модель тоже раскручена, она нашла свое воплощение в форме дизайна. Существуют специальные приемы, разработаны модели: как ставить точку, как делать пятно, как делать линию, чтобы это было искусство.

И все это имеет непосредственное отношение к изначальному принципу огня. Я поставил точку и все, я поставил кляксу и больше ничего не надо, я все сказал. Абстрактное искусство частично стоит на этих принципах, частично оно в себя эти принципы вобрало. В основном там все идет от точки. Что такое линия? Это продолженная точка. А что такое пятно? Это размытая точка. Вот там точки много, линий чуть меньше, а пятна совсем чуть-чуть; пятно где-то сбоку, где-то в правом нижнем углу. Но доминирующая - точка; это удар, мощь, энергия.

2-е пространство, связанное с эволюцией огня – пространство Тельца. Здесь доминирующим является пятно. Форма намечается.

Пятнами хорошо рисуют дети. Пятна любые: они могут быть цветными, черно-белыми, выпуклыми. Они ничего не обозначают – форма только намечается, проглядывается. Идет процесс густого формообразования, химическая реакция на тканях, на холстах. Поливают холсты, краска течет. Сейчас такая форма искусства очень распространена. А это все языческие вещи.

Это искусство сейчас выпирает и в жизни: то пятном, то линией, а где и формой. Но надо понимать, как это происходит. Можно рисовать пятнами, но надо понимать, что вы делаете. Итак, здесь форма только начинается. Причем, если вы начнете делать по этой схеме, вы увидите, что тяготение к той или иной форме будет зависеть от 5-го знака, либо от включенности вашего Марса. Именно Марс отвечает за живопись и вообще за искусство. Это, абсолютно марсианская вещь. Поэтому посмотрите, где у вас Марс, что в 5-ом знаке или доме. Если ты художник и не делаешь откровения, не берись за кисть! Зачем ты ее взял? Или возьми побольше кисть и покрась стену.

3-е пространство связано с Близнецами. Если во 2-м пространстве форма намечалась, то здесь форма проявляется, идет "узнаваемость" формы. Пространство Близнецов связано с узнаванием формы: как бы бык, но не бык, хотя это уже форма, плоскостная форма. Ее можно узнать, но формы как таковой нет; есть обозначение пятна, пятно устоявшееся, линия устоявшаяся, может быть жирная линия. В 3-м пространстве: то ли корова, то ли бык, то ли большой жук - современное искусство любит такие вещи.

4-е пространство Рака. Здесь происходит процесс рождения формы.

Форма родилась, о ней можно говорить. Это уже точно не облако, это уже явный, конкретный бык. Я узнаю быка: это не корова. А это корова, у нее молоко. А это доярка пошла или полетела - не важно. Доярка полетела доить корову. В 4-м пространстве она имеет право летать, потому что ее форма уже обозначилась, но закон формы как таковой еще ни к чему не обязывает. 4-е пространство, как и 3-е – это товарищи импрессионисты: цвет фона попадает в цвет натуры,

5-е пространство - пространство Льва. 

Если 4-е пространство рождает форму, но среда еще имеет право где-то вторгаться, то в 5-м пространстве форма уже доминирует над средой полностью - это самое главное в пространстве Льва. Бык материальный, конкретный, лохматый. И такая же корова. Но доярка уже не имеет права лететь; она должна идти пешком, с ведром, у нее должно быть лицо…, определенное выражение на лице, на груди орден. Бык сосредоточенный, корова веселая, забор новый, зеленый; солнце желтое, яркое. А там тучка, перспектива. Все чин-чинарем и никаких изменений. Это соцреализм. Рекламные плакаты сюда же относятся.

Соцреализм и вообще реализм, работает в пространстве давления формы над средой: где бутылка является самым главным героем, а фон какой – не важно. Может какая-то тряпка. Фотография - тоже давление формы над средой. Здесь самое главное - капельки, бык, но чтобы там ничего больше не было. Там красивый автомобиль, красивая голая женщина, на пузе у нее пепси-кола, а наверху написано: "Новое поколение выбирает "Жигули". Это пространство 5-го знака. Высшая форма жлобства связана с 5-м знаком.

Т.е. все должны себя утверждать. Утверждение своего "я". Кто мусоропровод? - "Я". Кто мясокомбинат? - "Я". А где все? Никого нет! Всех растолкали - тишина вокруг. Вот такое искусство.

Овладение этой формой искусства является самым главным критерием для зрителя. Если ты нарисовал точь-в-точь, как "Полароид", ты хороший художник; не нарисовал, значит - не умеешь рисовать. Художнику нужно 10-15 лет, чтобы научиться рисовать как "Полароид", потом столько же лет, чтобы разучиться. Это вечная проблема. Для зрителя же самое главное чтобы было точь-в-точь. Если вы хотите удовлетворить чьи-то амбиции, нарисуйте точь-в-точь, и вам скажут, что вы талантливы.

6-ое пространство Девы связано с тем, что эта форма, доминирующая форма предмета как таковая начинает деформироваться. Это пространство деформаций форм. Это мировая штука, очень серьезная форма включения.

Если у вас сильное пространство Девы, то для вас оно будет доминирующим, а по закону визуального ряда здесь происходит деформация, перегрузка. Форма перегружена до такой степени, что она начинает деформироваться. Просто бутылка уже не удовлетворяет – ее нужно деформировать. Ее нужно сделать так, чтобы с ней что-то произошло. Иначе неинтересно смотреть: смотреть просто на бутылку, так же неинтересно, как на американские плакаты, фотографии, которые висят на улице. Это неинтересно, потому что все это относится к 5-му пространству. 6-е пространство – очень жесткая структура, в которой и происходит деформация этого пространства. Яркий пример – художник Сезанн. Вот Сезанн – уже жесткая структура. Начало деформации. Но доминанта формы сохраняется и все остальное: цвет, настроение, состояние, тон и т.д.

7-е пространство Весов – оппозиционное рождению предмета. Это начало разрушения формы через прекращение ее роста.

Процесс роста формы закончен, дальше ей идти некуда: про форму уже все сказали. Она уже доформировалась – теперь все начинает разрушаться, форма разъедается, деформируется. Картины: где лицо, там ухо с дыркой, а в дырке – небо. Или во лбу что-нибудь такое. Другими словами, идет разрушение. Вы сидите, а сквозь вас светит небо. Форма теряет интерес. Доминантой форма не считается, это уже неинтересно. Начался процесс разрушения формы. В 1-м пространстве вы начали рост ярко, мощно: вот точка и все! А здесь уже можно нарисовать что угодно. Вы можете нарисовать здесь пыль, но это уже никому неинтересно. Вы начинаете ее разрушать, растлевать; все гниет. Правда, гниет красиво, художественно, а - червячки! Как у Сальвадора Дали.

8-е пространство – очень интересное, скорпионское, связано с тем, что здесь осуществляется попытка возвращения предмета.

Отчаянная попытка предмета завоевать заново свои позиции. С одной стороны, кричать про себя: "Я - самый главный!" С другой стороны, союз с пространством (идти на мировую). Т.е. порождение такого симбиоза пространства и формы.

Это такое искусство, где из неба что-то выползает, а потом вползает. На небе летают всякие рыбки, а должны плавать в воде. Форма как бы сдается пространству: "ну ладно, я тут полетаю, похожу, где рыба может ходить пешком". Это вся та компания, когда рисуют мохнатую кружку, туфельки с глазами, язык надкушенный слегка. Т.е. здесь идет введение абсурда, чтобы удержать пространство. Но, тем не менее, это попытка возвращения в пространство, которая не всегда удается. Очень интересно! Босх, Брейгель.

9-е пространство Стрельца. Здесь доминирует среда. Среда победила, предмет побежден. Есть такое искусство настенных росписей-картин, где много воздуха, света. Ничего не нарисовано, а какой-нибудь одинокий путник. Или большая стенка и маленькая бабочка. Обратный реверс 1-му пространству. Там был лист и точка. И тут тоже самое, но только реверс: стенки покрашены -фон, а в углу маленькая бабочка-точка. То же самое, но наоборот. 9-е пространство: с точки мы начали в Овне, к точке пришли. Такого искусства полно, весь мир на нем стоит. Это искусство - приход к своему обратному.

10-ое пространство, на котором заканчивается обогащение среды. Когда среда становится пространством, самым главным. Это было у Боттичелли. У него среда давила всё вокруг. Пейзаж или интерьер давил. У Пуссена давящая среда, самая главная, она - главный герой. А что там, на переднем плане лежит – не важно. У Леонардо да Винчи главное – среда и организация вообще, а что там за предмет – неважно. В иконописи, во фресках организация самого пространства важна, но оно - другое. Предмет здесь, вообще, не при чем. Он может быть - ну и что! А может не быть.

А оттого что будет (не будет) предмет, пространство не пострадает. Вы можете на структуру-сетку положить человека, а можете положить фонарик - это абсолютно без разницы. Потому что главная энергетическая и смысловая нагрузка здесь - пространство. Такое искусство было в эпоху Возрождения. Там без разницы, что за предмет. Главное там, что по закону организации этого пространства в него попадает предмет: вы можете человека поставить, а можете колонку или автомобиль, - важно, что оно по форме туда ложится. Предмету нет места, здесь нет никаких законов.

11-ое пространство, связанное с 11-м знаком - Водолеем. Здесь происходит отказ и от формы и от среды.

Жесткая структура, она математически выстроена. Ее пишут циркулем пишут, сложная математическая живопись. Такая живопись существует. Если вы делаете свободную архитектуру легкого полета, то нужна такая же живопись. Отказ от предмета и среды - это как раз та живопись, в которой происходит спонтанное рисование; живопись спонтанного восприятия. Там нет предмета как такового. Там не понятно, главный герой – это предмет или среда. Потому что энергетически и по смыслу они никак не завязаны между собой. Это картина больше поэтического содержания, такого медитативного взгляда; картина в которой происходят сны, какие-то упражнения на тему музыки. Анархическая живопись. В основном это относится к народному искусству, к лубку. Там совершенно все равно, что рисуют. Допустим, в деревенском доме расписана печка. Где предмет, а где среда? Предмет - печка, или, быть может уже среда? То, что на ней нарисовано, это как бы предмет на среде. Тут же расписан сундук, висит полотенце.

Это полная организация пространства, в которое можно войти или зайти, т.к. это совершенно открытое пространство. Есть понятие "открытого - закрытого" пространства. Есть понятие "открытой - закрытой" картины. Другими словами, есть понятие картины, в которую можно войти и в которую нельзя войти. То же самое в судьбе и в гороскопе. Есть судьбы закрытые, которые там сами себя убивают. А есть открытые, которые изменяются.

11-е пространство - это пространство живописи а-ля прима (быстрое письмо). Вы можете писать, писать картину, а потом через 10 лет подойти к ней и опять ее писать; а через 100 лет подойдет еще кто-нибудь и тоже начнет писать. И ей ничего не делается, она все равно будет такая. А если вы пишете в системе закрытой живописи, то вы к картине когда-то вами начатой не вернетесь: чтобы войти в нее, ее нужно будет подготовить. А если прошло 3 года, то - всё, она закрылась, и вы уже ничего не сделаете, вы уже не знаете с какой стороны за нее браться. Картина начинает другой процесс: впитывает в себя время и сама дописывается. Это очень серьезные магические вещи: просто люди этого не знают.

12-ое пространство связано с обрядовым искусством, магическим. Это совершенно другая вещь. Это - искусство "магического глаза". Здесь нарисованные предметы, не являются сами по себе ценностью, они являются предлогом для чего-то. Когда, допустим, стоит тотемный столб, на нем изображены боги, но не для того, чтобы изобразить богов, а для того, чтобы послать куда-то тебя, твою мысль; и подальше.

Такое искусство, распространено в Китае: когда они рисуют драконов, и драконы улетают. Профессиональные художники приходили и рисовали: белили стену, рисовали драконов, читали молитвы и они улетали. Это хроники, это факт. Другие рисовали птиц, животных, которые также улетали и убегали. Это способ вызывания из того пространства, реальные вещи, и это не шутка. Когда вы изображаете что-то, и это начинает проявляться, материализоваться. Это как бы двери, в которую можно входить, выходить с сознанием и, более того, - видеть все это. Магическое искусство, которое в современных условиях закрыто от нас. Это вход в другую реальность. Такое искусство существует. Видите разницу? Видите, где мы толчемся? В основном современное искусство связано с 1-7 пространствами. Апофеоз - 8-ое, а 9 - это уже "ах!" А 10-ое - все забыли. Если вы начнете упражнять свое пространство, завязывать его, рисовать, то эти характеристики проанализируйте внимательно и соотнесите их со своим гороскопом. Эта вещь очень серьезная. Посмотрите через каждый свой солярный знак как устроено именно ваше пространство. Одно дело, если это солнечная вещь, другое дело, если там Луна. Если Луна попадает у вас на 12-е пространство, или на 8-е, или на 1-е - как точку эту поставить? Китайцы не стали ставить точку. Луна осветила, бросила тень от бамбуковых палочек на стену, а они их просто обвели. Представляете уровень! Бах - у него озарение и он обвел. Но не каждый может это сделать. Должен быть мастер, и когда на него нашла эта штука. Одномоментность - вот что важно! В искусстве важно, что делаешь, как делаешь и самое главное - кто делает. Кто! Это относится непосредственно к жизни и к судьбе. Кто делает; является ли он тем, что он делает. Художником быть просто: принес картину - все понятно - ты им являешься. Или приносишь картинку, а там - пшик. Вот так должно быть и в жизни: если ты художник все должно стыковаться, иначе все теряет смысл.