Разговор с Виктором о Дали

- Виктор, не Вовка ли Щербина заявлял про себя: “Единственное различие между психом и мной в том, что я не псих!”

- Он! Он же побывал в психушке, из первых уст знает об этом, рассказ даже написал. Он такой, как Сальвадор Дали, - пучеглазый. Параноидные - все пучеглазые и ушастые.

- Почему ушастые? Вроде бы Вовка не ушастик.

- Да так к слову пришлось - иносказательный образ.

- Виктор, а как гением стать?

- Сальвадо Дали два совета дает:  как можно раньше в тюрьме отсидеть и найти способ мультимиллионером стать. Ему это удалось сделать.

- Первое условие за нас Колёк с лихвой выполнил, да и мы не понаслышке знаем, однако миллион ни Колек, ни мы не поимели. Может, нам по пути Ван Гога пойти - ухо отрезать?

- Дали не рекомендует: “Прочти мою книгу, прежде чем следовать его примеру”.

- Где бы достать книгу Дали “Пятьсот секретов магического ремесла”.  В 1948 году в Нью-Йорке вышла. В Интернете - нет. Про “Искусство пука” - есть, а этой книги - нет. Надо Сергея Белова просить - пусть разыщит “500 секретов”, ему там в Америке найти - сподручней.

- Что за “пука”? - заинтересовался Виктор. - Что Дали и этим увлекался? И что 500 секретов - есть?

- Есть! Граф Трубачевский написал. Бестселлер так и называется “Искусство пука, или Руководство для артиллериста исподтишка”. Дали под себя переиначил - шедевр века.

- Значит, в этом деле пальма первенства у русских? Пускай там всякие испанцы мистикой занимаются, а русские поближе к земному, - смеется Виктор. - А за что Дали в тюрьме сидел?

- За непристойную картину и оскорбительные письма к власть имущим в Испании. Потом он писал, что это все яйца выеденного не стоило, просто, мол,  пытался о себе заявить и  силу воли к власти воспитать.

- Уж чего-чего, а этого Сальвадор Дали с лихвой воспитал. А за что его из Академии искусств выгнали?

- За скатологические и анальные детали в картинах. Любил в молодости дерьмом пописать (ударение на третьем слоге). Это он потом стал зализанные шедевры выдавать на библейские темы. “Спонтанно воспроизводить замысел, не связывая себя никакими рациональными, эстетическими или моральными ограничениями”, - вот его был первый тезис.

“Дебют в г.. - это хорошее предзнамение золотого дождя”, - писал он же по поводу первых своих экспериментов в живописи, кстати, действительно потом золотой дождь на него посыпался, - я начинаю вспоминать, что Дали в своих дневниках писал. - При жизни ни один художник не заработал столько денег, сколько он, включая и Пикассо. Параноидально-критический аналитический метод Дали изобрел. Правда, сам же и сознавался: “ Этот метод я тридцать лет уже применяю с успехом, хотя по сей день не могу понять, в чем же он заключается. В самых общих принципах могу лишь определить как строжайшую логическую систематизацию моих бредовых и безумных идей с целью придать им осязаемый характер”.

- Вижу, Виктор, ты знаком с идеями маэстро. Почему в жизни сам ими не пользуешься? Смотришь, и миллионэром стал.

- Пион-нэром, а не миллион-нэром! - Виктор поправляет.

- Твой батя вон какие шедевры живописи при старом режиме выдавал, если бы пошел по пути мистического бреда, смотришь, тоже пион-нэром стал.

- Девиз Сальвадора Дали: “Avida Dollars” (“Жду долларов”) хотел я применить в своей юности на поприще музыки, - Виктор загорелся. - Помнишь, как я соловьем заливался  - не хуже Юрия Антонова. Так не дали предки, заставили в институте учится. А сейчас я, как китаец, жду случая, и вся надежда на Секу - он  нам поможет миллион выкружить. А идеи  есть! Есть! Но как говорят китайские мудрецы, об этом молчать надо.

- Миллион - сколько тонн в рублях будет?

- Много, Валерче, много. Разве только на пяти телегах, что мудрый Лао свое учение про Дао на бамбуковых дошечках вез, уместятся 

- А кто анаграмму Avida Dollars придумал?

- Андре Бретон - основатель сюрреализма. Однако она ему в пользу не пошла. Дали перехватил.

- Давай Секу анаграмму придумаем, чтоб наверняка  успех был в нашем деле. “Ян и инь” - так я артшколу в Интернете назвал.

- Думать об этом надо, думать, - Виктор соглашается. - Порыться в символических образах далекой древности. Что тогда ценным было? 

- Мать на первом месте стояла.

- Магна Матер, Майя, Божья Матерь, Матерь Будды, Мария - все от одного корня, - Виктор соглашается. - Культ колоса, злака, зерна был. Позднее - фрукты, винограда...

- Культ винограда - источника божественного напитка. “In vina varytis!”, “Истина в вине” - не твой любимый тезис? Чем не анаграмма?

- Виноград не только вино. А сколько напитков экстаза и бессмертия на основе его изобрели. К сожалению, все потеряно - к простым напиткам перешли.

- Виктор, а  символы в облике животных, деревьев? Тотемы. Все добиваюсь от Секу, что в их роду священным является. Думаю, на праздновании 350 лет Курагино устроить перфоманс “Тотемы снежного человека”. Как думаешь, стоит?

- 350 лет Курагино в прошлом году было. Твой дядька Георгий Карпович Артемьев книжку к этой дате по истории Курагино издал. А насчет священных  животных у Секу - это медведь. Поэтому на перфоманс надо медведя обязательно живьем объявить. 

- А как Дали мир представлял? Древние на трех китах   его представляли, что тоже неплохо.

- Дали мир по-разному представлял. Один раз в виде лампочки: то меркнущей, то возгорающейся, то толстой, то тонкой, в другой раз в яйце вместе с собой.

- Электрификация все вселенной! Так что ли? Что модно, к тому все и сводится. И все же с чего начинал Дали?

- Как все. Сначала как можно больше нагрешить. А потом аскетом и добродетелем стал: “Наполнить мир религиозно-мистическим содержанием” пытался.

- Дали и в живописи свободно начинал -  не хотел и слушать о какой-то технике “У меня не хватало времени не то, чтобы как следует изобразить, - писал он. - Мне достаточно было, чтобы меня поняли, что я хочу сказать. А о том, чтобы завершить или как следует отделать мои творения, пусть уж позаботятся грядущие поколения”.

- Секу! Секу! Больше амбры используй и самые тонкие кисти! - обращаюсь к маэстро, занятого росписью на стене пещеры, вспомнив слова Дали, когда он понял, что без высочайшей техники в живописи не будет золотого дождя.

- А главное, конечно его параноидально бредовый метод свою роль сыграл, - Виктор размышляет. - Только он мог насытить его жаждой творчества и совершенства. “Изображать в ультраретроградной манере тот сверхпитательный бред, тот мистический и одновременно плотский экстаз”.

- А что подвигло Дали на этот бред?

- Революционные идеи, которые витали в то время. Только наоборот. Тогда все бредили всемирной революцией. И сюрреалисты не отставали. Правда, Дали не вписывался в идеи общего равенства - его и выгнали быстро из рядов революционно настроенных сюрреалистов.

Сальвадор сильно и не печалился. Он свой лозунг выдвинул: “Подальше от всех художников и литературных  течений”. А вдохновили его, как ни странно, образы Ленина и Гитлера, в котрых он видел собратьев по взглядам. Правда, рисовал их сообразно своим параноидальным взглядам: Гитлера в женском обряде, сидящем в луже. Не лучше Ленина и Сталина, за что и был подвергнут анафеме в рядах сюрреалистов.

А окажись в Мексике, мог покруче гонения  испытать. Сикейрос, покушавшийся на Троцкого, мог суровый приговор вынести. Вот почему Дали и не любили в СССР, кажется, он так ни разу и не был в Союзе. А ведь портреты вождей писал: Ленина, Сталина, даже Маленкова, правда, в черном юморе.

Образы Ленина и Гитлера, одержимых идеями мировой революции и мировой войны, вдохновили и сделали Дали сюрреалистом с черным юмором. Многие тогда считали, что Гитлеру пришлись бы по душе полотна Дали.

- Виктор, почему картины Гитлеру по душе были? 

- В них есть лебеди, веет одиночеством и манией величия, чувствуется дух Вагнера и Босха.

- Романтично!  С Дали надо брать пример: “Я совершенно перестал пить, - писал он, - стал холить себя, доходя в этом порой до какого-то иступленной одержимости”. А вы с Суреном Секу с пути истинного сбиваете - разные там пиво, ликеры, ромы. Прекращайте это дело. Василий Денисов тоже любил себя похолить, однако водочка сгубила, а какой художник был. В журнале “Дружба народов” его портрет тувинки. Явление!

- Самый простой способ избежать этого - надо много денег иметь. Не золотые ли слова Сальвадора Дали.  Когда есть деньги, любая “служба” теряет всякий смысл и тогда можно себя холить и душой заняться. Герой нигде не служит! Позолотить все вокруг - вот единственный способ одухотворить материю.

- В июле - ни женщин, ни улиток! Виктор, не придерживаешься таких советов? Такие послания Дали каждый год Пикассо отсылал. Мне Василий Денисов на телеграфном бланке тоже любил короткий экспромт выдать. Жаль, не сохранил. Шедевры краткости и образности.

- А какой геометрический символ у Дали был, кроме как мир в виде лампочки представлять? Знаю, улиток любил.

- Рог носорога всю его жизнь преследовал,   слоновьи черепа и рогоносцы. “Сегодня ко мне заявились два господина, - пишет он, - оба инженеры по профессии и идиоты по образу мыслей. На вопрос, зачем вам слоновьи черепа, мне пришлось ответить: Просто обожаю слоновьи черепа, я заказал пять тысяч - целый пароход из Африки. Хочу ими весь берег усыпать”.

- И все же почему Дали рог носорога выбрал? Этих рогов и на его картинах предостаточно. Леонардо да Винчи яйцо считал совершенной формой, Евклид - сферу, Сезанн - куб и цилиндр.

- Что ответить? Параноидально-критический ум у человека  все этим и определяется. Хотя, помнишь, в фильме “Иван Васльевич..”  на риторический  вопрос: “Они же покойники, стрелять не могут”, новоиспеченному царю чуть голову не прострелили, а  князь Милосердский-Куравлев заметил: “Смотри, как покойнички стреляют!”  Так и Дали в формах рогов носорога трансцендентные линии увидел: мол, это предел красоты и с позиций математики, практики, и эстетики. Он часто использовал достижения научной мысли - не отставал от гипер и супернового. Валерий-сан, скажи как как специалист по геометрии: чьи Дали использовал божественные пропорции?  Не знаешь? А я скажу - самого Луки Пачоли. Предлагаю ознакомиться с трудами сего мужа.

- Виктор, что за способ Дали придумал, чтобы “Вознесение” изобразить.

- Взять пять мешков турецкого гороха и сыпать с десятиметровой высоты, проецируя на этот поток изображение Пресвятой девы. Заснять все это, а потом крутить в обратном порядке. Это и будет Вознесение.

- А что за совет дал Дали одному перезрелому юноше, пожелавшему в Америке карьеру сделать?

- Сначала Дали испытал его, вопрос задал: “Чем вы питаться собираетесь в Америке”. “Я готов на хлебе и горохе жить!” - тот воскликнул. “Ну, батенька, это никуда не годится, - Дали отреагировал. - Чтобы каждый день питаться горохом и хлебом, работать надо! Вот если бы вы желали жить на одной икре и шампанском, тогда бы другое дело!”

- Дали хорошие советы дает, - вздыхает Виктор.  Хотя бы этот: “Художник, если хочешь быть богатым, следуй моим советам”.

- Он и трудился и водочку не пил, - беру за больное друга. - Бокал шампанского позволил после восьми лет нещадной работы - от восхода до зари трудился и так тридцать лет.

- Жизнь куражил, - не остался в долгу Виктор. - От жиру бесился, вот и к себе стал прислушиваться: “Я начал прислушиваться к себе не изнутри, а снаружи”, - заявлял сообразно своим параноидальным идеям Дали.

- Пук - вот к чему он прислушивался: “В искусстве пука я дорожу двумя вещами: пластинкой, на которой запечатлено данное искусство клуба американских пукоманов, и ценнейшей книгой графа Трубачевского “Искусства пука”, пространный перевод которой вы найдете в мое книге”, - заявлял он.

Сальвадору Дали в юморе не откажешь. Василий Денисов тоже любил подшутить, особенно помню период, когда его стали зеленые человечки посещать, - рассказы похлещи “Москва-Петушки” Венички Ерофеева  будут. А сколько историй с этим самым пуком у него, да и у Вовки Щербинина случалось - не счесть. Надо писать опусы на эт тему, однако не поймут. У меня лишь однажды (упаси, Господь!) в 7-м классе за игрой в волейбол  пук случился. Слава Богу, все в шутку перевели, а то одна девчонка из нашей школы из-за этого повесилась. А прочитай она графа Трубаческого - все бы в шутку перевела. Вот так!

- Виктор, а почему так радовался Дали, узнав, что космос конечен? Это же антиромантично. Влюбленным помечтать не о чем. Бесконечность исчезла.

- Вот и радовался, чтобы не мечтали. Не зря он утверждал: “Я противник всяких уточнений, и ничто в мире нет для  меня милее и приятней, чем трансцендентная ирония”.

- Уж чего-чего, а иронии у него в избытке, а еще больше скромности, точнее, наоборот.

От скромности Дали не умрет, точнее, не умер. Вот одна его мысль, довольна поучительна: “В истории случилось то, чему суждено случиться, -  явился Дали! Я сюрреалист до мозга костей и провозглашаю неограниченную свободу от какого-то бы то ни было эстетического или морального насилия и заявляю, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности. Каждый волен быть сам и давать возможность другим стать тем, чем ему заблагорассудится во всех его проявлениях”. На основе этого Сальвадор Дали даже “Декларацию независимости воображения и прав человека на собственное безумие” написал.

- Виктор, чтобы нам такое емкое придумать, - перешел я к дискуссии. - Декларацию или манифест. Вон какие шедевры нам Секу выдает, а обоснования нет. Предлагаю манифест “Мистический символизм в творчестве снежного человека”.  Или: “Тотемизм в творчестве йети”. Как Дали шел к своему? Надо бы нам у него поучиться. Сальвадор Дали, как и все  художники тогда, сначала иррациональным увлекся, но с присущим ему духом противоречия дальше пошел. “Я одержал победу над иррациональным, дабы ограничить его власть и подчинить своей воле, - пишет он. - Фанатичный рационалист, я один знал, чего хочу. Я погружусь в мир иррационального и дам бой и одержу победу, победу над иррациональным!” Вот, Виктор  м скажи после этого. Дали - рациональный иррационалист или иррациональный рационалист?

- Смотря, что первично. Если он погружается в иррациональное - значит, это первично.  Иррациональный рационалист. Хотя сложно сказать, здесь есть ян и инь - и чего больше, чего меньше.

- А что за книгу Дали Гитлеру подарил. Потом эта книга с автографом Дали в виде креста бесценной стала, а сейчас и подавно. Кто-то после Нюрнбергского процесса веревочки собрал, на которых преступников вермахта вешали - так они сейчас по тыще, как ты говоришь, по тонне стоят.

- Книга? “Победа над иррациональным”. Он изучал “мистику гитлеризма с точки зрения ницшеанского понимания иррационального” и утверждал, что победит Гитлер в том случае, если  поднимется над иррациональным.

- Дали сумел подняться - победил. Гитлер не сумел  - проиграл. Не заявлял такого Дали?

- Сальвадор Дали многое чего заявлял, за ним не угонишься, - Виктор прокомментировал, явно вижу недовольный, что мы много о политике говорим.

- Виктор, мне нравится, когда Дали про чисто технические вещи пишет: как он краску разводит, кисти готовит. По этому поводу вспоминаю слова Василия Денисова, когда после одного из посещений его гостями у него мастихин исчез: “Все бы понятно,  -  сокрушался он. - Пусть украли бы карандаши брови подводить, но зачем этим  б.. понадобился мастихин, никак не пойму!”

- Василий любил образные выражения, - Виктор, словно прочитал мои мысли, подтверждает. - А вот как ты, Валерий-сан, посмел самому Дали сказать “нет”!

- Виктор, да я же не говорил “нет”!  Это он Андре Бертону говорил: “Как вы посмели самому Дали “нет” сказать!” - когда его из группы сюрреалистов  исключили. - “Ну нет! Еще не все потеряно! Надо позвать на помощь разум и изобрести метафизическую геометрию, способствующей подлинной реализации мистицизма”, - отвечал Дали на акцию против него.

- А композиции у Дали на геометрических приемах построены. Они не видны, но есть. Там и золотое сечение есть, ряд Фибоначчи и другие штучки, тот Лука Пачоли, которого мы раньше вспоминали. Дали заявлял: “Надо свою реальность включить в какой-нибудь случайный фрагмент настоящей действительности и подчинить геометрии и мистицизму”.

- Дали не забывал и о другом: “Чтобы одержать победу, я должен хорошо рисовать, должен слиться с наивысшей, совершенной красотой, чтобы стать сильнее, заиметь золото, делать деньги, побольше и побыстрей, сохранить форму. Деньги и здоровье! - вот мой девиз”.

- Виктор, что за случай произошел с Дали, когда он чуть в тюрьму не угодил?

- Натариуса побил, его реестровые документы порвал  - за это год тюрьмы полагался. Однако отделался легким испугом и клятву дал: “Все, отныне со всей этой породой законников и прочих чинуш я буду угодлив, как сверхзвуковой клоп”.

- В июле ни женщин, ни улиток! - так, что ли? А что за ассоциация революционных художников появилась тогда? Мечтали революцию по подобию русской - совершить?  Дали активность проявил, чтобы членом ассоциации стать.

- АРПХ - Ассоциация революционных писателей и художников - было такое движение в Испании. “Главное достоинство которой, - писал Дали, - организовать Всемирный Конгресс и ликвидировать неугодных художников и писателей”.

- “В некотором царстве, в некотором государстве жила-была АРПХ”, - Дали даже сказку про это начал писать, когда за его архаические мысли и дела  туда и на порог не пустили. Виктор, кстати, давай напишем сказку про нашего Секу, проиллюстрируем его изваяниями. Пусть дети читают, познают, как человек на Земле появился, ветви в его развитии. А то доказывают, что все человечество от одной семьи  первобытных людей Африки произошло, и возраст миллиончик с небольшим. А все остальные ветви вымерли - неондертальцы, что Европу заселяли в ледниковый период.

- Сказку написать про Секу - идея хорошая. Нам доход будет, - Виктор сразу прикинул, что дело прибыльное. - Дали на всем зарабатывал: книги писал, иллюстрировал их, флаконы для духов предлагал, фильмы снимал, даже витрины магазинов оформлял, не говоря о разных шоу более крупного калибра.

- Дали зимой в Нью-Йорке на Брайтон - бич жил. Почему бы, Виктор, тебе квартиру там не поиметь, с Секу бы на месте стригли купоны с богатых американцев - на показе снежного человека.

- Валерче, ты что-то путаешь. На Брайтон - бич одни русские евреи живут, да Шафутинский иногда прогуливается - самолично по телевизору видел.

- Виктор, в июле Дали советует: ни женщин, ни улиток, а в другие месяцы как с этим вопросом? Как он Первое мая встречал? Надеюсь, не ходил с транспарантами на митинг?

- Пикассо - коммунист, и я - тоже нет, - вот его кредо. Исступленным трудом такие праздники встречал. И не на поле с серпом, а за холстом в  сладостном творческом томлении, и молодым советует: “Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению - и вас всегда будут уважать”.

- А не советует до обеда никаких газет не читать, как Булкаков  в “Собачьем сердце”?

- “Если вы отказались изучать анатомию, рисунок и перспективу, эстетику и колористику, то позвольте вам заметить, что это, скорей, признак лени, чем гениальности”, - вот что он советует.

- Однако сам он что-то не очень испытывал желание заниматься академическим рисунком - из Академии живописи выперли. Да и потом сознавался, что отвратительные наброски делал: “Я, создавая такие отвратительные классические наброски, все более и более старался связать свои кубистские эксперименты с традицией”.

- Вот увидишь!  С традицией. Потом у него рисунок, техника живописи на высшем уровне - самостоятельно потом старую школу изучал.

- Дай мне идеал гиперэстетической чистоты - и я переверну весь мир! Не заявлял такого Дали?

- Дайте мне миллион долларов, пожалуй, и я удивлю  мир, - смеется Виктор.

- А как Дали относился к другим направлениям в искусстве?

- Нет искусства, кроме китайского! - восклицал Дали и продолжал дальше: - Кандинский? Говорю вам - нет такого художника! Поллок? Певец “Марсельезы” в абстрактном искусстве - полное ничтожество. Жоан Миро - абстракционист - меня разочаровал. Он перегружает холст мазками и чересчур усердно утюжит свои картины. Эль Греко - живопись у него симфоническая и даже литургическая, полностью лишенная индивидуальности. Пикассо - гений; и я тоже гений. В Париже всякий сюрсброд  от искусства погряз в дерьме. Абстракционистов нынче прямо не счесть! Чем больше абстрактной становится живопись, тем ближе к абстракции оказывается и ее денежное выражение.

- Виктор, я бы не сказал, что цены на абстрактную живопись сейчас абстрактные. Супрематическая композиция № 23 Малевича оценена в два миллиона долларов. Вот тебе и абстракция. Нам бы такую абстракцию. После мистического символизма пусть Секу абстрактной живописью займется - и этот рынок надо охватить. Сальвадор свою последнюю работу “Ласточкин хвост” - тоже в абстрактном виде изобразил. Это о чем-то говорит? Да и сам Дали совет дает: “Я освобождаю судьбу от ее антропоцентрической оболочки. И все глубже и глубже проникаюсь в противоречивую математику вселенной”. Или: “Мои полотна одно божественнее другого, где все подчиняется закону архикуба”.

- Валерий-сан, ты же знаешь, я как истинный потомок китайских мудрецов негативно к абстрактному искусству отношусь, поэтому не дам тебе Секу абстракциями портить. Видишь, как у него наскальная живопись образами вечной жизни наполнена. Это тебе не кубики рисовать. Да и Дали не любил абстракционистов - он в своей квалификации абстракциониста Мондриана на последнее место поставил: ни цвета, ни сюжета, ни вдохновения.

- Таблица у Дали - чудо! Что он в ней за основу взял? Кого на первое место поставил?

- Техника, вдохновение, цвет, сюжет, гениальность, композиция, оригинальность, тайна, подлинность - вот основа. Шкалу двадцатибалльную  выбрал. Художников распределил следующим образом. На первое место Вермеера Дельфтского поставил: у него все пункты по 20 баллов и только композиция - 19. Далее Рафаэль, тоже все по высшему, только техника, вдохновение и цвет - по 19. Далее Веласкес и Леонардо да Винчи  - у которых примерно поровну, правда, цвет у Леонардо - 15 баллов, у Веласкеса - 20. Зато тайна у Леонардо - 20, у Веласкеса - 15. Далее идет Дали. Себе он ни разу 20 не поставил. 19 за гений и подлинность. Затем идет Пикассо, у него весго раз 20, и гениальность выше, чем у Дали. Затем идут с большим отрывом Энгр, Манэ, Бугро  и др. Закрывает таблицу  представитель абстрактного искусства Мондриан у которого почти все по нулям, только оригинальность - 0,5 и подлинность - 3,5.

- Что ж, это интересно!

- Секу! Секу! - вдруг закричал Виктор, увидев, как тот что-то не так делает в своем занятии по наскальной живописи. - Краски не жалей! Не пиши жидко! Амбра съест краску, и все пожелтеет! Так Дали советует. Ему часто все приходилось переписывать из-за этого. И кстати, потри картошкой то, что вчера нарисовал, чтоб не жухло. Жить, живописать, живопись...

- Виктор, пора бы перекусить! Пусть Сурен нам картошки поджарит.

- Сурен! -  Виктор друга зовет. - Сделай-ка нам супермодерное блюдо, обладающее одновременно релятивистскими и реальными свойствами. Это блюдо так  Сальвадор Дали называл.

- Что за “Угадай мелодию”?  Говори по-русски.

- Сурен, да это картошка обычная. Зато как закручено!

- Виктор, скажи, надо ли сжигать Лувр? - задаю уже вопрос.

- Что, спалить решил?

- Нет. Однако Дали на всякий случай советует “Джоконду” спасти - в Америку вывезти.

- У Дали садистских наклонностей  хоть отбавляй: то гусей он хочет начинить гранатами и посмотреть, как разлетается пух от них,  то живого гуся в супницу засунуть - пусть головой крутит, гостей  веселит. Или две тысячи монахов по Парижу пустить, у каждого из которых по плакату с изображением Георгия Маленкова, - правда, почему Маленкова? Или двести цыган у  него слона разделывают и в его утробе резню между собой устраивают. Или Фрейд и Маркс свои доктрины под музыку Бизе в центре озера  распевают, на берегу которого лысая женщина стоит с омлетом вместо шляпы.

- Вовка Щербина ничем не уступит. Помнишь, Виктор, он дело поставил - в начале перестройки шубы из собачьих шкур шить. Это потом китайцы стали их в Россию поставлять. А тогда на Вовку, как на врага гипервселенной смотрели.

- Ты уже, как Сальвадор Дали, начал выражаться: гиперболически, гиперэстетически, сверхрационалистически, сверхпитательно.

- С кем поведешься, от того и наберешься!

- Секу вон никакими коврижками не заставишь такую чушь нести, - Виктор аргументирует. -  Он сидит себе и шедевры наскальной живописи выдает. Как бы его на холст заставить перейти. Камни же не потащишь в Нью-Йорк. Так что это тебе не лясы точить. Дали правильно подметил: - “Художник, ты не оратор! Помолчи и займись делом!”

- “Прочь все проблемы, отступись седина!” - и я цитирую Дали и тут же к Виктору обращаюсь: -  Друг мой, дай-ка мне кисть и краски, я шедевр выдам!

- Я другую фразу у Дали вспомнил, - Виктор решил меня остановить. - “Я оружие - не только без блюда, но даже без яиц!

- Каких яиц? Квадратных? Или Колумбовых. Так это Колумб хотел вывести яйцо, чтобы оно было с плоским дном и вертикально стояло?

- Золотых, золотых. Как у дурака махорки чтобы было, - Виктор шутит. - Сегодня у нас будет золото! Мне сегодня осел приснился, который нам  благо дарует!

- Это Сальвадор Дали, что ни день, то целое состояние он ему дарует. Вот как он день описывает: “В этот день у меня купили картину  “Святой Жак…”, заплатили за изобретение флакона для духов, продал еще не написанную картину на стены не выстроенного еще музея, устроил на своих усах выставку-фотогалерею марксизма: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Маленкова. Шестым должен быть Хрущев, но меня отговорили - чем лишили лишний раз подтвердить, что я великий пророк. Шестым стал  Колумб, и эта идея принесла мне тоже немало денег - я написал  эпохальное полотно: “Открытие Америки Христофором Колумбом”. И это только день. А взять 10 лет? 20?

Трудно удержать на себе напряженное внимание мира больше чем полчаса подряд, - пишет Дали. - Я же ухитрялся проделывать это целых двадцать лет, и притом каждодневно. Мой девиз: главное, чтоб о Дали непрестанно говорили. Пусть даже и хорошо!” Вот небольшой перечень, где был Дали. Париж. Дали выступает в Сорбонне с лекцией о “Кружевнице” Вермеера и Носороге. Он прибывает туда на белом “роллс-ройсе”, набитом тысячью кочанов цветной капусты. Рим. Воскрешение Дали из кубического яйца. Венеция. Дали спускается с небес и танцует. Опять Париж. Дали в присутствии зевак стреляет из аркебуза по камням, создавая бесценные иллюстрации к “Дон Кихоту”. Мадрид. Речь, где Дали заявляет: “Пикассо - гений; и я тоже гений. Пикассо - коммунист и я тоже - нет!” Глазго. Решение парламента купить у Дали картину за астрономическую сумму. Ницца. Дали снимает фильм “Тачка...…“. Париж. Сальвадор Дали несет батон хлеба 15-метровой длины. Барселона.  Сюрреалистический бой быков, которых вертолет уносит на священную гору Монтсеррат на растерзание кровожадных грифов, в то время, как голый Дали выходит из яйца перед публикой. Лондон. Дали провозгласил, что он мессия из Космоса: “Мы, я и Гала, являемся детьми Юпитера”. Нью-Йорк. Дали в космическом корабле-шаре-рае.

- Валерий-сан, - Виктор оторвал меня от моих мыслей, - не Дали ли говорил: “Дабы доказать вам свою искренность, могу  тут же, не моргнув глазом, принять от вас 50 000 долларов”. Я тоже могу, не моргнув глазом, от тебя 100 долларов принять.

- Сальвадор Дали так, докучавшим его миллионерам, говорил. и это часто это положительный результат имело. Я от меня не жди. Ябллоко, хочешь: А нету, нету!

- А что за эру буллетизма - стрельбу по воробьям - открыл Сальвадор Дали? Кажется, связано с литографией. Ты же, Валерий-сан, мастер этого дела. Расскажи.

- Буллетизм - стрелять литографскими красками по литографским камням. Вот как он говорит сам: “ Находясь на расстоянии не больше метра, я метал краски, и они сами разбрызгивались по холсту. Каждая капелька краски, попавшая на холст, была непорочна, как девственница. В старой технике литографии нет суровости, нет монархии, нет инквизиции, пригодных для иллюстраций “Дон Кихота”. Поэтому меня оценила идея, которая привела в состояние гиперэстетической агрессивности, и я, словно ангел, внезапно завладел ситуацией. Не говорил ли еще Ганди: “Ангелы владеют ситуацией, не нуждаясь ни в каких планах”. Акт стрельбы из аркебуза XV века литографскими пулями по камням -  искупительного жертвоприношения, символически представленный гением Дали! На камне появились божественные пятна, мельчайшие детали и суровая динамика превосходящие все известные до того дня технические приемы. Расколовшись, пуля открыла эру буллетизма. Пули - носорожьи рога, заряженные хлебным мякишем, пропитанным литографской краской, производили настоящие чудеса. Случайные пятна надо было просто зафиксировать, дабы параноически проиллюстрировать все таинства этой литургической сцены. Дон Кихот лицом к лицу встретился с параноическим великаном, которого он носил в себе. Я спал без просыпу, чтобы найти в сновидениях самый точный и верный способ наделить начиненные краской пули и добиться математических выбоин на камне. Каждый выстрел давал жизнь новой, целиком и полностью завершенной гравюре, мне оставалось под ней лишь поставить свою подпись, и поклонники, горя нетерпением поскорей приобрести ее, буквально выхватывали гравюру у меня из рук, платя баснословные цены. И опять в который раз я осознал, что предвосхитил последнее открытие в науке!  Или другой способ. С помощью шара я создал спираль, по которой текла гравюрная краска - еще один способ получить рождение дня в Дон Кихоте. Этот параноический микрокосмос то сливался, то возникал на фоне Млечного Пути, который есть не что иное, как дорога, по которой шел Святой Жак”.

- Да, не меньше и не больше. Чем-то подобным я занимался на творческой даче. В бочку с водой наливали типографской краски, которая тонким слоем покрывал верхний слой воды. Затем этого слоя касались листом цинка, затем травили лист в кислоте и печатали. Получались замысловатые фигуры, которыми, используй параноический метод, можно проиллюстрировать что угодно

- Виктор, а что означает фраза: “А Дон Кихот тем временем прикасался пальцами к драконам доктора Юнга”.

- Это Щербинина надо пытать - он Юнгом увлекается.

- А почему цифра 77 758 469 312 - магическое число у Дали, и почему цифра в состояние сбить с пути всю абстрактную живопись и современное искусство в целом?

- Тоже не знаю.

- Ладно. Тогда перечисли шесть греховодных яблок.

- Ну, допустим, не все они греховодные. Только два первых: грехопадения Евы и Адамово. А затем есть эстетическое яблоко суда Париса, тяготения - Ньютона, структурное - Сезанна, мировое - весь мир в яйце,  ядерное - Дали.

- Что это за ядерное у Дали? И, Виктор, ты самого главного не назвал.

- Куриное, что ли? Или то, на чем весь человеческий мир держится? А что там за ядерное - у Колька спроси. Он тебе объяснит, откуда дети берутся.

- За ядерное на Дали в суд пытались подать, - решил отвлечь внимание Виктора от темы роль яйца в истории человечества. - Мол, плагиатство с его стороны. Это слово (или словосочетание) не он придумал, и будь добр, плати за ущерб.

- И нам надо за Секу смотреть. А то он любит, особенно в литературных творениях, “брать у народа” и за свое выдавать. Нарушать авторские права сейчас опасно - рэкет в этом деле прищучит. Автор и не знает ничего, и без претензии, а молодчики за правое дело быстро наедут нарушение: плати! А если нет, автора напустим - втридорога заплатишь!

- Виктор, как Дали фильмы снимал? Что он там с камерой вытворял?

- Он уже в 27 лет два фильма поставил. Говорил: “За что ни возьмусь - у меня все гениально! А чтобы зрителю фильм понравился, надо чтобы он поверил во все чудеса, которые там разворачиваются”.

- На самом деле, в картинах у Дали литературой сквозит, что все-таки не в почете у художников. В жанре фэнтези придумывают сюр не слабее, просто раньше до Дали никто не осмеливался в живописи подать. Например, против представления  многомерного пространства в математике никто не возражает, а попытку изобразить в штыки принимают. На меня нападки устраивали: лженаукой, мол, занимаюсь.  Побольше бы такой лженауки! Наши “Бураны-Шатлы” в космос бы летали - я с помощью многомерной геометрии для них облицовочные плитки в свое время спроектировал - мои остались при экспериментальном полете, а остальные отвалились.

- А Дали при  съемке фильма пытался камеру к полу прибить: мол, лишнее с ней по полю бегать. Все события за камерой должны происходит, а что в камеру попадет - это и будет фильм. А публика?  Она только в экстаз войдет, а во время пустоты на экране пусть чай пьет.

- Как по-китайски - в пустоте жить?

- “Это наслаждение - быть Сальвадором Дали!  - такими словами он каждое утро встречал и добавлял:   - Какими еще чудесами он сегодня подивит мир!” И дивил. - “Суперсферическое! - называл каждое утро, и продолжал: - Писать только гиперкубически!” А в моменты особого экстаза говорил: “Я достиг уровня зрелости Гете, -  и так же, как Гете, когда-то явился в Рим, восклицал: - Вот наконец-то пробил час моего рождения!”

- А насчет, как достичь экстаза Дали по другому говорил: - Виктор перебил мои речи. - “Я состояние экстаза достигаю своим  параноидальным методом  прямого применения священного опьянения”.

- Да это тебе не водочкой и не травкой баловаться, - вспомнил почему-то я Володю Дерюгина - американца, который талантливые абстрактные картины  пишет; в Интернете я его экспозицию работ поместил. - Виктор, что там еще Дали придумал? В литографии новое слово сказал?

- Гранаты надо! Гранаты! Из камней куб соорудить и внутри пару гранат взорвать. Осколки гранат на камнях и выгравируют шесть иллюстраций. Так Дали Апокалипсис по Святому Иоанну проиллюстрировал.

- Виктор, а “Божественную комедию” Данте Сальвадор не иллюстрировал?

- Как же! Как же! Сальвадор вместе с Данте девять кругов ада, врата чистилища, само чистилище и все его загадки прошел. С седьмого неба в земной рай попал, потом после земного рая на Луну, где перед их ликом небеса развернулись: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Восьмое небо звезд, торжества Христа, затем девятое; место, где Бог восседает и Ангелы.

- Да, Сальвадору только Христом не удалось побывать и в космос слетать. Доживи до сегодняшних дней - смотришь и слетал бы: с денежками сейчас и это возможно.

- Он   мечтал на небо посмотреть, что в апартаментах у Бога висит. “Бог есть, и Бога нет! - восклицал Дали и тут же добавлял: - Он - в нас!”

- Виктор, в заключение разговора зачитай-ка из “Божественной комедии” несколько строк. Что он там писал про девять кругов ада, который Сальвадор Дали изобразил, причем, не таким уж мрачным.

Я видел точку, излучающую свет,…

Движенье, что охватывает мир,

И сферу первую вторая окружала,

Потом шла третья и четвертая за ней,

Вкруг этой пятой, наконец шестая,

Седьмою окруженная.…

За ней восьмая и девятая.

И каждая тем медленней вращенье проходила,

Чем больше от единства отдалялась;

Ведь только те, что близко от чистейшей Искры,

Способны истину испить до дна.

Песнь XXVIII

Вот таким получился у нас разговор с Виктором в пещере у Секу, в преддверие нашего похода по девяти кругам ада. Перу-сан хочет еще десятое пройти. Что нас ждет завтра?..