Лекция. Искусство и визуальное восприятие

Равновесие или скрытая структура квадрата

Медитация на тему квадрата Малевича на сайте http://www.medcare.ru/articles/nirmal01.htm
Если диск в квадрате (рис.1, а) чуть смещен от центра, то он выглядит неугомонным - явно не гармоничным, не согласованным с окружающим пространством. Нет вечности – есть просто случайность.
 
 
 
Рис.1, а,б,с

Центр в квадрате не видим, но он есть, и он больше чем центр - он является силовым фокусом (рис.1, б). Устойчивое состояние, когда диск находится в центре, динамичное, когда неясное (дискомфортное) расположение диска (рис.1, с) преодолено.
 

В квадрате (рис.1, б) существует скрытый структурный план, и силы в нем распределяются по своей значимости: сначала по горизонтали и диагонали, затем по диагоналям. Для покоя характерное горизонтальное и вертикальное распределение, для динамики по диагоналям. Неприятное чувство возникает, когда расположение фигур в раме неопределенно и неясно для глаз. Зрительно воспринимаемое поле представляет собой сильное силовое поле – хребты или бороды, по обе стороны которых энергетические уровни постепенно снижаются. 

Существует и внешняя структура, выходящая за рамки изображения и от сторон квадрата. Этого влияния не может избежать ни одно место на рисунке. Можно, конечно, отыскать «спокойные», «мертвые» места, черные дыры, но их спокойствие не ускоряет на отсутствие активных сил. «Мертвый» центр не является мертвым. Притяжения здесь не чувствуется?
   Рис. 2

Два диска по отдельности могут быть в квадрате не уравновешены, но вместе уже все нормально. Та же пара (один диск специально уравновешен к квадрату) уже явно не сбалансирована. Необходим эффект равновесия!

Самый простой способ отыскания равновесия, перемещения рамки до тех пор, пока центр модели не совпадет с центром рамы. Интуитивное чувство равновесия является самым верным, какой бы рациональный метод не применяли. Поэтому это чувство надо развивать и верить ему. Просто отцентровать – не сложно – в CorelDraw для фигур это делается, как относительно всего листа, так и относительно друг друга.

Для чего нужно равновесие?

Рис.3
В изображение 6 прямоугольников на рис.3 слева, разбитых горизонтальными и вертикальными линиями, явно в динамике изменяющимися по площади снизу вверх и по диагонали с правого нижнего угла, явно чувствуется настоящая жизнь: ничего нельзя изменить или добавить. Пропорции фигур, основанные на небольших (размытых) различиях рис.3 справа заставляют нас колебаться в нерешительности: то ли здесь все пропорционально, то ли прямоугольники, то ли квадраты. Мы не можем точно определить, о чем же говорит композиция.

Направление

Так же как и вес, влияет на равновесие. Видимые объекты притягивают все предметы, расположенные по соседству. Лошадь на рис. 4, слева, воспринимается в глубине из-за того, что наше внимание привлекается формой наездника.
Рис. 4
Та же лошадь на фоне другой в глубине (рис. 4, справа), воспринимается на переднем плане. В картине существует явное притяжение к структурному силовому диагональному направлению. Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, которые создают направленные силы. Это действует не только к картине в целом, но и к любой ее детали, или к группе объектов в целом.
В произведении искусства действует огромное число факторов, влияющих на композиционное равновесие, Вес, образованный цветом, может уравновешиваться весом, созданным месторасположением. Потому надо уметь составлять композиции из этих составляющих по отдельности, и затем их синтезировать

Очертание

Для ориентации требуется всего лишь самый минимум намеков, зрительных стимулов. Мир образов воспринимается невидимыми пальцами, окружающего нас пространства, ощупыванием предметов, касаясь их, затем тщательно (хотя это и не всегда) разглядывая их поверхности, прослеживанием их границ, изучением текстуры
Хотя сказать, что это происходит осознанное вряд ли можно. Зритель все то отмечает внутренним восприятием.
Платон утверждал, что между воспринимаемым субъектом и воспринимаемым объектом устанавливается осознанный мостик и по этому мостику на пути к человеческому глазу, а через него и в человеческую душу перемещаются светлые импульсы, которые испускает воспринимаемый объект.

Охватывание характерных черт – означает быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: голубизна неба, очаровательный изгиб, прямоугольная форма книги, прямолинейность сигареты.

Несколько точек и линий легко воспринимается как лиц и это не соглашение межу людьми, также реагируют на это и обезьяны. Мы издалека узнаем знакомых только по их походке, очертанию фигуры, т.е. без лишних каких-либо деталей объект нами узнаваем и воспринимается цельней – мы начинам судить о нем с других позиции и качеств

Чтобы «видеть» и соответственно выбрать нужное (или отсечь ненужное) требуется определенная тренировка и опыт для восприятия картины (модели), которая содержит огромное число реалистических деталей, которые не раскрывают четко и ясно характерные особенности целого. Юнг рассказывает одну историю об африканских туземцах, которые не могли узнать человека в журнале до тех пор, пока не выделили его очертания. Т.е. детали их отвлекали и они не видели человека. Что-то подобное происходит при тестировании цветоделения. 

Что понимается под целостностью модели?

Ассоциация на что-то (метафора – отражение на метафорическую фигуру). Все фигуры как куб, волосатые, йети. В зрительной области возникают модели с простой структурой – подобно тому как человек видит знакомую фигуру на расстоянии, которая является более цепкой (цельной), вмещающей в себя другие (за счет включения в картину пластических средств) иносказательные факторы. 

Взгляд художника (и зрителя) – это внезапное проникновение в сущность и на основе этого создание организованной формы.

Очертание – то одна из характеристик объекта. Для очертания не важно, где расположен объект, в каком положении, для него важна масса, ее границы, ее цельность как образа.

Вид объекта никогда не определяется тем, что мы видим. Невидимая сторона, внутренности объекты включены в восприятие. Мы видим не часть шара, а шар целиком. Однако это нам помогает знания об объекте. Если таких знаний нет, то художник ищет другие средства. Ренессанс ограничивал форму только тем, что можно увидеть с неподвижной точки. Египтяне игнорировали эти ограничения и в одной картине применяли несколько точек зрения. Дети без комплексов рисуют младенца в животе матери, бушмены – внутренние органы кенгуру. Генри Мур – придает голове – вид полого шлема. Таким образом, форма объекта для ее правдивого восприятия не обязательно идентична реально-видимой части. Винтовая лестница в самом простом случае может быть представлена винтовой осью, которой на самом деле в объекте не существует.

Влияние прошлого

Опыт настоящего не может быть без опыта прошлого. Новый образ вступает в контакт со следами прошлого. Эти следы форм взаимодействуют друг с другом на основе их подобия, и новый образ не может избежать этого влияния.

Образы явно очерченной формы часто являются сильными, чтобы противостоять новому заметному влиянию следов памяти. Иногда образы будут смутными, неясными и изменяться при определенном влиянии. В какой-то момент квадрат выглядит как треугольник, выглядывающий из-за стены (рис. 5).

Рис.5 Рис. 6
Аналогично (рис.6 )воспринимается в окне шея жирафа, если перед тем дополнительно об этом будет сказано. Т.е. дополнительная информация помогает активному восприятию, словесное описание оживляет следы визуальной памяти, выводит на новое осмысление, открытие и откровение!!! Поэтому иногда важно в названии картины оживлять память на образное (метафорическое) восприятие картины. Раньше, художник, обращаясь к библейской теме, шел в тандеме со зрителем – тот и другой знал предысторию.

Новый образ, конечно, и сейчас является составляющей огромного запаса образов, хранящейся в нашей памяти. Однако чтобы активизировать эти образы, нужен стимул – подсказка, намек для его воссоздания в голове (душе) человека. В восприятии образа огромную роль играют силы стимулирующей структуры и структурной силы следов образов, связанных с данным изображением.

Иногда знакомый образ в другом контексте будет не узнаваемым. В этом случае даже могущество прошлого не может оказать эффект в его узнавании.

Рис. 7
Две пересекающиеся прямые (рис. 7 справа и слева) могут восприниматься и как песочные часы и как стол.
Рис. 8

Три фигуры (рис. 8). Первая - 6-угольник - ясен и понятен. Вторая фигура - квадрат пересечен прямоугольником – здесь тоже 6-угольник есть, но он уже почти не виден. Человек, в первую очередь, видит простые структуры и не старается усмотреть сложные. В третьем случае, если мысленно достроить фигуру, то мы получим ту же фигуру, что в первом случае, однако 4-ре мелких формы внимание берут на себя, и мы видим только их. Структурная неясность допускает огромное разнообразие в их интерпретации, что, несомненно, может быть использовано в создании композиции.

Как создается и чем характеризуется очертание и форма?

1) семейством характерных точек,
2) семейством линий,
3) семейством характерных пятен, которые, в свою очередь, могут быть замерены длиной, углами наклона, площадью.

Каким образом (из каких составляющих) складывается в восприятии форма?

Можно сложить множество точек, линий и пятен, образующих картину. Сложение зритель производит мгновенно и чаще даже целиком. Если в картине есть акценты на чем-то особенном, то зритель при первом рассмотрении, может, удивившись, остановится только на этом. Таких открытий может быть много – все зависит от художника, и сколько слоев он ввел в картину. Потому для художника восприятие формы, воспроизведение ее происходит поэтапно? Он отдельно видит, точки, линии, пятна, цвет, через которые создает свой пластический ход. Если это происходит с натуры, то он пытается отсечь ненужное, придавая гармонии всех ее составляющих.
 
 
                        Рис. 9
 
Человек мгновенно схватывает то, что ему понятно. Иногда глаз человека все же должен отметить, затем сложить и скомпоновать пространственное множество точек, пятен, образующих форму, что не всегда удается: одни и те же пятна могут восприниматься и как круг и как квадрат. Глаз стремится всегда выбрать самую простую форму: прямоугольный квадрат, чем повернутый и тем более через них провести профиль человека, окружность, чем 8-гранник и т.д.
В 2-х не пересекающихся прямых мы видим то квадрат, то окружность – здесь действует принцип простоты и малых форм – они цельней для нашего восприятия.
Простота – это понятие в искусстве нечто более важное, а именно организацию всего богатство значений и форм в общей структуре (в едином целом). То подобно к тому, что в природе в стремится к оптимуму. Луч света в воде преломляется и идет в другом направлении – природа сама создает оптимальные предпосылки? Чтобы луч света достиг нужной точки – он должен пройти путь больше по воздуху, где его скорость больше и тем самым затраченное время будет на пройденный путь, будет меньше, чем в воде. Так и в восприятии формы – природа стремится, чтобы все было сбалансировано, наименьшим, простым.
«Полная завершенность картины получатся с помощью лишь одного метода – рисовать короткими мазками» – заявлял Тициан, который в колористике бы непревзойденным мастером. Двойной принцип – поверхность и ее очертание отброшен им в сторону, чем достигнута простота (убрано лишнее).
Рембрант, в угоду золотистого цвета, отказался от голубого цвета. Дюрер – в графике использовал только волнистые линии (не только в очертаниях формы, но и при изображении света и теней). Простота достигается объединением изобразительных и выразительных средств.

В картине все предметы должны иметь сходство (свой стиль изображения). Небо, море, земля, деревья и человеческие фигуры выглядят так, как будто они сделаны из одной и той же субстанции, которая не искажает природу этих объектов, а, подчиняясь объединяющей силе великого художника, создает (пересоздает) их в новом виде. Художник заново рождает мир в новом виде, в котором знакомые вещи в таком виде еще никто никогда не видел.

Происходит переосмысление старой истины – в новой сжатой (оптимально-простой) форме.

Единство замысла художника ведет к простоте, которая эффективна в том случае, когда использует богатство опыта.

В науке принцип экономии гласит, что когда фактам соответствует сразу несколько гипотез, то их них надо выбрать самую простую. Причем «одна гипотеза будет проще другой, если число элементов независимого типа в первом случае будет меньше, чем во втором».

Тем не менее, упорядоченная структура с большим числом элементов будет проще, чем структура с меньшим числом элементов, но не упорядоченных (например при организация нот на рис. слева структура выглядит упорядоченной). 

Квадрат, с большим числом элементов (4), проще треугольника, произвольно расположенного в пространстве. У квадрата всего два самых простых направления, у треугольника три направления, три размера, углы разные и т.д.

По простоте на первом месте стоят вертикальные и горизонтальные направления, на втором симметрия, далее идут параллельность, прямые углы, повтор, ритм и т.д.

В абсолютном смысле предмет является простым, когда он состоит из небольшого числа характерных структурных особенностей. В относительном смысле предмет будет простым, когда в нем сложный материал организован с помощью наименьшего числа характерных структурных особенностей.

Условия простоты

К простоте стремится мозг – его отбирающие функции. Но простота также зависит от: а) простоты стимула, б) простоты значения, в) простоты психологической установки.
Отражение образа (см. рис. 9, а,б,с) на сетчатке глаз сначала происходит на физическом уровне. Затем происходит работа сознания – узнаваемость на основе предыдущего опыта, третий этап психологический – соотношения, цвет и т.п, что вызывает определенную реакцию восприятия или не восприятия. Форма всегда указывает на нечто большее, чем на самом деле. И зритель должен увидеть то нечто большее, что имеется в картине. Художник должен внести в картину нечто большее, чем он просто перечисляет те или иные формы.
 

Установки

У Пита Монриана кривые линии и изгибы несовместимы. Его личность, интуиция требует строгой стабильности прямых, вертикальных и горизонтальных линий.

Физическая простота

Природа для человека в своей основе изобилует факторами, служащими помехой в стремлении к простоте. Человек не может охватить всю полноту, потому его задача взять то, что является для восприятия простым. 
Простота – это проявление природных отельных качеств на холсте.

Если есть стимул (знание), модель может восприниматься простой, если нет стимула, то механизм восприятия сам создает структуру – человек на расстоянии кажется темным кругом или шаром.

Художник всегда стремиться решить проблему организационного целого, потом он так и смотрит – выборочно, стремясь использовать такие факторы, как объединить несколько фигур в одну, усилить симметрию, повторы, опустить малозначащие детали. Подчеркивание – не всегда ведет к упрощению. 

Взаимное влияние фигур, часто приводит к их сходству!

Откуда возникает тенденция к простоте. Если иди от разума, то дальше, как к иллюстрации не пойдешь. Поле силы художника должно действовать таким образом, чтобы достигалась самая простая, наиболее правильная и наиболее симметричная организация. Чем более независимо это поле, и чем, менее принужденной будет игра внутренних сил, тем проще окажется окончательное распределение сил.

Простое распределение сил часто проявляется в правильной, симметричной форме. Кора головного мозга, отвечающая абстрактные, организованные стимулы, может быть нарушена визуальным нагроможденным восприятием. И что убрать – все будет зависеть от стимулов.

 
Задача художника – приспособить выделения и связи к единому смыслу. Единство и целостность может быть усилена такими средствами, как повсеместное (пластичное конечно) распределение белых пятен, которые связывают воедино все полотно. В свою очередь, каждая из основных частей подразделяется на более мелкие части. Этот прием называется принцип подразделения в искусстве – любой вырванный кусок картины также совершенен, как картина в целом.

Что такое часть?

Любая часть голубого неба так же хороша, как любая другая. Но однородные структуры встречаются редко. «Целое больше, чем сумма составляющих частей» – относит к их связи и к их соотношению. Или: целое – это сумма его частей плюс сверхъестественное качество. Это определение не совсем верно, потому что организация целого тогда отпадает. Чем большая степень самостоятельности этой части, тем более вероятность внесения характерного свойства данной части в контексте всеобщего целого.

Степень, в которой части объединяются в целое, варьируются широко – без чего разнообразие целого было бы случайной и монотонной вещью.

Правила группирования

Группа (рис. 10, слева) из 6 единиц, одинаковых по форме и ориентации, довольно бессистемно разбросана в пространстве.
Рис. 10
Разница в размерах обладает группирующим эффектом: большие квадраты в противоположность маленьким стремятся друг к другу. Это пример группирования путем «подобия по размерам»

Группирование путем «подобия на основе формы» (рис. 10, справа). Окружности стремятся объединиться и отойти от треугольников.

Рис.11
На рис. 11 темные круги на основе «подобия света и цвета» стремятся отделиться от белых. Там же справа имеем подобие по расположению (правило близости или родства) образует зрительные группы.

Ниже (слева) имеем подобие путем пространственной ориентации. Могут быть принцип подобия по направлению, скорости, цвету и т.д. Элементы, связанные подобием, также стремятся быть расположенными в одной плоскости.

Художники, подобные Матиссу, стремились сгладить эффект глубины за счет использования цвета, например желтого.

Подобие дает большой зрительный эффект, чем только заставляют предметы принадлежать друг к другу (цельности). На рис. 11 темные и светлые круги имеют тенденцию к сближению и образуют, в свою очередь, по отдельности два треугольника. В моделях, используемых для проверки зрения на цветовую слепоту, правильные геометрические фигуры образуются за счет подобия цветовых оттенков.

Прямая линия узнается скорее

Рис.12

На рис. 12, слева объединение выполнено симметричным очертанием прямоугольной формы до такой степени, что все становится как бы единым объектом.

 
Объединяющая сила согласующейся формы символично в одной и в картине Сезана (рис.12, справа). Здесь ощущается принужденность в положении скрещивающихся рук, которые кажутся скованными цепью и не могут существовать порознь. Это достигается расположением края рукава на вертикальной оси, которую образует симметричная линия: лицо – крест, тем самым мощная связь между разумом человека и символом веры, которой нацелены его мысли, снижает физическую деятельность. Тело и создает спокойствие сосредоточенной энергии.
Рис.13
На рис. 13 видим замкнутую окружность и крест, На окраине 4-ре креста. Пустые интервалы объединяются и достраиваются. Задача добиться от фона значимости.
Рис.14
Схема (рис. 14) картины Брейгеля «Слепые « – динамика движения осей фигур к обрыву. Выражает: беззаботность, растерянность, тревогу, заминку и,  наконец, падение. Подобие фигуры идет не в сторону повторения предыдущей, а в постепенном изменении, и глаз вынужден следовать за направлением этого процесса.

Структурная основа. Прямоугольность, симметрия

Форма. Всякий облик есть форма некоторого содержания.

Динамика

Наклонное положение дает напряжение.
«Тайная вечерня» подобна рукам, изображенным в порыве откровения. Потому любая картина с такой перспективой будет «откровением».

Оригинальность – это попытка быть честным и правдивым!

Образ – это бытие вещей. Американские индейцы считали, что белые, нарисовав бизонов, забрали их. Т.о. индейцы отождествляли объект с его образом.

Для Пикассо важна выразительность формы и цвета и не важны детали. Посредством противопоставления простых геометрических форм и чистых цветных оттенков Пикассо дает цельность.

Художники-импрессионисты свели до минимума познавательные способности восприятия. Единственно важным для них стали цветовые единицы. Здесь потеря, как объекта, так и изобразительной формы. Художники ухватились за изобразительный атом – цветовую точку. Из этого атома они заново воссоздали алфавит формы и цвета, свободный от объекта.

Детские рисунки – здесь форма вещей сводится к элементарной схеме. Реалистическая отделка и интонация заменяется экономной геометрией. Сокращение в ракурсе замещается прямыми фронтальными и боковыми изображениями. Однако многое из этого искусства является далеко не простым. Вместо того, чтобы отражать наивный взгляд на мир, оно является убежищем от сбившейся с толку сложности, которую нашел художник вокруг и внутри себя. Некоторые художники достигают простоты путем ухода в монастырь абстракций.

Катина Пауля Клее «Брат и сестра». Прямоугольник, разделяемый пополам лицо брата, не опускает разделения их голов. Картина, в которой естественное состояние вещей оттеняется посредством одинакового утверждения противоположностей.

Прозрачность

Реалистическое искусство ограничивается правилами проекций. Современное искусство обходится без них. Одно и тоже пространство рисуется так, что принадлежит более чем, одному объекту, разрушая тем самым строго определенные свойства объекта, хранимые в нашей памяти. Эта неопределенность уничтожает традиционное соподчинение главного и второстепенного: не существует больше такой изобразительной единицы, которая одновременно была бы целостной и раскололась на переднем плане, а другая имела бы сокращения размеров и находилась бы несколько сзади. Прощает ясность взаимных отношений одного объекта с другим.

Взаимное противостояние разрушает также единство и непрерывность объекта. Наложение с просвечиванием влечет за собой парадоксальное явление – способствует сплоченности и непрерывности. Прозрачность является продуктом разума, а не осязаемой реальности. И это здорово!

Выбор оптимальной проекции

Человек в своем взаимодействии с действительностью осужден на обладание одним лишь мимолетным зрительным впечатлением и ни одно из них не символизирует целое. Взятые же вместе – это нагромождение взглядов сбивает столку. Борясь за возвращение устойчивого мира, таким, каким его воспринимает невинный младенец, художники прибегли к методам, присущим детским рисункам и рисункам древних египтян. Объединяя и головы сбоку и ее фронтальные изображения, художник делает картину более завершенной.

Достичь напряжения, совмещением не совмещаемого. Механически совместить ничего не дает, должна еще быть и внутренняя, пластическая совместимость – чего точно достигали египтяне и не так здорово Пикассо. В кубических изображениях стакана и кружки – это выглядит убедительней, чем в изображении быка в профиль и фас. Просто голова быка с рогами и необычной фактурой, цветов выглядит весомее.

 

Первобытные люди и дети

Искусство развивается от простых форм к сложным. Примитивное искусство нельзя объяснить отсутствием опыта или незрелости визуального представления. В произведениях этого стиля есть и опытный глаз и умелая рука, что является несомненной давней традиции мастерства.
Это искусство отдает предпочтение симметричным и геометрически стилизованным формам. Однако модели, построенные таким образом, являются далеко не элементарными. Для изображения форм используется несколько характерных черт объекта. В действительности острота наблюдения и правдивость памяти у египтян, да и у детей, значительно выше, чем у людей более развитых цивилизаций.

Искусство первобытного человека возникает не из любопытства и не ради «творческого порыва» и приятных иллюзий, а для выполнения жизненно важных задач – стать сильнее, заменяет реальные предметы, животных или людей и тем самым выполняет свою задачу по воспроизведению всех видов услуг. В Древнем Египте на ранней стадии существовало жертвоприношение людей многочисленным богам. Потом появилось изобразительное искусство, и жертвы стали заменяться изображением животных и людей – чем спасло много жизней. Кроме того, искусство стало вселять в человека небывалую силу, которая становится его помощником. Отсюда пошли разные амулеты, скарабеи и прочие фетиши и тотемы. Изображение стало магически влиять на человека на физическом уровне, подобно тому, как пища действует на человека.

Для первобытных людей пища – это первоисточник нематериальной силы или власти, где оживающее действие переходит к человеку. Все это вызывается не микробами, а «флюидами», испускаемыми враждебными силами.

Первобытный человек хотел выразить те характеристики, которые реалистическое изображение затрудняло бы восприятие.

Отход от реальности. Геометрическая форма

Абстрактное искусство – это стремление к геометрической стилизованной форме. Малевич, Мондриан работали по линейки, однако и неправильные формы – это тоже стилизация, но другого геометрического порядка.

Чтобы схватит основное, художник опускает индивидуальное и внешнее. Абстракция стремиться к этому – чистому существу, что сродни музыки.

Концентрированное выражение абстракций является ценным лишь до тех пор, пока оно сохраняет сенсорную связь с жизнью.

Художник-формалист освобождает форму от содержания, которому она должна служить (волосатая ложка, кружка с дыркой на дне и т.д). Художник стремиться втиснуть богатство жизни в прокрустово ложе геометрии. Таким образом, формализация – это обострение выражения действительности.

Орнамент

Абстрактное искусство Кандинского и кусок обоев отличаются друг от друга принципиально. Произведение искусства служит целям изображения и интерпретации. В то время как орнамент подобных целей не имеет, а делает просто вещи привлекательными. Однако это не так. Любая форма или цвет обладает выразительностью: они несут с собой настроение и еще нечто. Орнамент как музыка, многофункциональна и является частью предметного мира. В тоже время как искусство – это образ этого мира и не зависит от среды. Когда мы смотрим на картину, мы забываем, где находимся.

В произведении искусства не принято говорить о чем-нибудь дважды, в орнаменте – можно. Простота и правильность форм в орнаменте является основным.

Прием симметрии часто используется в юмористических рассказах, комедиях, где порядок (безжизненность) становится насмешкой, пустой и глупой. Подобное относится к орнаменту.

Художественное откровение успешнее претворяется при наличии меньшего числа задач, или, как было замечены выше, с помощью организованной структуры, где множества элементов превращаются в порядок.

Действительность и форма

Орнамент – это стремление использовать простые формы и простую структуру. Несколькими характерными штрихами выражается реальная действительность, специфический характер объекта. Постоянство и изменения, повторение общего и разнообразие индивидуального закономерная необходимость и иррациональная случайность, правильность структуры и нарушение ее в реализации.

Созна6ие пытается отыскать порядок, искусство дает порядок и разнообразие.

Сложность порядка в природе воспроизводится только в той степени, в какой она понятна.

Воображение

Иногда воображение понимается как изобретательство, т.е. создание такой ситуации, которой еще не было.
На самом деле воображение – это нахождение новых форм для старого содержание или новое понятие о старом предмете. Изображение новых вещей является ценным, если они служа интерпретацией старой, т.е.. универсальной темы человеческого опыта (7 основных чувств – страх, любовь, ирония, трагедия, смех).

Фактически художественное воображение наиболее полно раскрывается тогда, когда до зрителей доносится содержание обычных объектов и избитых историй. «В руке Тициана горазда больше воображения, чем в сотнях ночных кошмарах сюрреалистов, которые к тому же изображают их в скучной условной манере

Предмет никогда не прелагает художнику ту форму, в которую он должен быть воплощен. Дети искренне рисуют фигуру человека  у каждого она своя – каждый рисунок существенно отличается от всех других.

Воображение – превращение вещей предметов в зрительные образы. 

 

Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставление и частичное совпадение – все используется для воспроизведения одного и тоже объекта. Некоторые фигуры выглядят устойчивыми и рациональными, другие порождают своим безрассудством, есть грубые, эмоциональные, простые и загруженные, пухлые и хрупкие.

«Источник»

Дети рисуют не то что, они видят, они не копируют реальные объекты, а только обозначаю их символами – это одна точка зрения. Другая – на основе общих свойств головы (круглая), рук, туловища (прямые палочки), симметричности. Ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит.

Размеры, форма, цвет – вот суждения об образе и человек, приобретая опыт, ставит это в основу суждения и что, как будто только они являются истинными.

Зрительное восприятие отличается от фотографии: оно не отмечает все детали, а берет цельно: форма и размеры воспринимаются так, это есть в природе. Перспективы – нет. Люди все примерно одинакового возраста.

Изобразительные понятия

Находить символы всеобщей истины. Художник ищет изобразительные символы. 

Перевод в 2-мерное изображение

Художественный образ возникает из совокупности особенностей формы и не содержит перспективных изменений. Размеров и формы. Художественное изображение не есть механическая копия, а является структурным воспроизведением многих характеристик объекта. Ребенок эти характеристики рисует спонтанно, стихийно и поэтому часто попадает в точку - он выражает простую и наиболее характерную проекцию объекта.

Яблоко проткнуть булавкой. Как это изобразить? На рис. (справа) найден реалистический компромисс, но все это сомнительно и неинтересно.
 
Другой пример, как это изобразили персидские художники. Они совместили плоский ковер с орнаментом, с некоторой перспективой, ракурсом трона и царя на нем.

Бояться потерять (или наоборот искать) свое интуитивное чувство правильного и вечного и ни в коем случае не имитировать изобразительную форму! Художник находит простую по выразительности форму для работы объективного замысла. Склонность к изображению круглых и концентрических форм символизирует глубочайшее интуитивное понимание природы космоса, что демонстрирует глубинные сенсорное восприятие на подсознательном уровне. У египтян, индусов и у детей это стоит на первом месте. Плоскости управляют восприятием с любой точки наблюдения. 

Пространство

Проведенная черта не делит пространство, а выглядит над ним.

Пятно также лежит над пространством, а не внутри него. Не трудно переориентировать зрение так, чтобы линия или пятно лежало за пространством. Пример этому картина Клея: «Рукописный шрифт» – черные буквы лежат над плоскостью и, наоборот, фон черный цвет, где буквы вырезаны из бумаги и черный цвет просвечивает.

Может быть и третий случай, когда мы видим то черный, то белый.

Второй случай (фон черный ) более простой, т.к. ровня плоскость всегда проще – цельней.

Нарисовав на бумаге кольцо, мы видим диск над плоскостью, а не кольцо, т.к. круг (диск) проще и, кроме того, диск и вокруг кольца то одна плоскость. Природа света (а зрение это и есть природа света) всегда стремиться к минимуму. Если же толщину круга увеличить, то диск начинает вырываться вперед. Внутреннее – это нечто плотное и компактное, внешнее – это нечто рыхлое и проницаемое, на подобии, пустого пространства.

Для глаза приятен оптимальный блик наименьший по площади. Поэтому важно выбрать эталон штриха для графика, мазка – для живописца – как изобразительной единицы. Старые мастера этому придавали особое значение и ткали картину из таких пятен и штрихов.

Матисс линии ставил во главе картины. Тело у него на некоторых картинах выглядит бумажным фоном. Рисунок выглядит прозрачной картиной, как будто вырезан. Эффект восприятия сведен до минимума, рисунок выступает как облегченное создание, как очевидное творение рук человека, как плод его воображения, а не имитации физической реальности.

Разделение контуров

Установление границ – сама по себе трудная задача. На рис. все же можно заметить, что одна фигура отелена от другой. В сотах таких границ не наблюдается – они органично ткут паутину. Линия-граница на другом рисунке, совмещающем профиль и фас лица, воспринимается по разному: то профиль, то фас. Что было активным, становится пассивным. Однако такие трюки все же вещь сомнительная и к ним надо относиться осторожно.

Фигура и фон

Мальтийский крест. Что фон, что фигура и наоборот. Поверхность, заключенная в пределах границ, стремиться приобрести статус фигуры, а окружающая ее поверхность будет фоном. Или поверхность, обладающая меньшей площадью, становится фигурой. Элементы, имеющие меньшие размеры, образуют сплошную модель. Это вытекает из восприятия перспективных проекций : чем больше размеры объектов, тем ближе расположенными они кажутся и обратная зависимость: чем ближе расположены друг к другу линии, тем с большей легкостью они группируются вместе при восприятии.

Когда поверхности являются пустыми, то контурные линии создают различие в плоскости, текстура этой поверхности только усиливает воздействие контура. Текстура же вокруг контура усиливает восприятие отверстия и диск выпирает на передний план. Пустое тело женщины в картине Матисса выглядит пустым отверстием. Эффект текстуры – один из многих факторов, оказывающих влияние на феномен «фигура-фон»

Установлено, что коротковолновые цвета (синий, зеленый) выглядят дальше и наоборот. Выпуклость побеждает вогнутость. Выпуклость замкнутой фигуры воспринимается фигурой, а вогнутость фоном (даже и для малых форм).

 Два мальтийских креста одинаковых по форме, но разные по ориентации. Вертикальный крест воспринимается лучше – вертикальные и горизонтальные линии для восприятия более оптимальны – расстояние до глаз у них наименьшее и сканирование происходит по наиболее легкому пути: вверх–вниз, вправо - налево.

Уровни глубины

Сам квадрат с отверстием воспринимается легче, потому что действует принцип экономии: согласно которому число уровней модели будет по возможности самым наименьшим.

В целом (на рис. рельефов) конструкция лежит на безграничном основании белого фона. Это как бы пирамида. Здесь действует фактор ?????, который часто использовали Брак, Пикассо.

Применение глубины пространственных отношений, как осязаемый характер – придает картине экспрессивных характер. Причем делает это не с помощью ракурсных, перспективных отношений, а наоборот сохранив фронтальность плоскости. Подает эти свойства с помощью других качеств. Художник, вместо того чтобы создавать иллюзию, которая суждено всегда быть несовершенной, умышленно подчеркивает наличие фронтальной плоскости и достигает тем самым богатство данной композиции.

Это достигается отношением: фигура-фон, так, чтобы поучилось единство.

У Матисса видно, как он фону пытался дать характер тектстуры и значимости.

На картине же Обри Берлея имеет игровое чередование темного и светлого, формы значимой формы и лишенной смысла. Все это соответствует декоративному назначению художественного произведения.

Другой пример из Древнего мира – где на диске также идет чередован6ие фона – и фигуру дискометателей.

Рамы и окна

Пространство картины – само по себе самостоятельный объект и рама его не ограничивает. Рама – это окно через которое зритель заглядывает во внешний мир. Рама в картине в тоже время – это фигура, пространство картины – это основание ничем не ограниченное (хотя не совсем верно!)

Формулируем задачи для «Арт-Вектор»
1. Для диалога сделать быстрое задания рамки (точка привязки, высота, ширина).
2. Центровка фигуры относительно рамы.
3. Преложить несколько вариантов модульных сеток – для обложек книг, плакатов!!!
4. Для ориентации требуется всего лишь самый минимум намеков, зрительных стимулов – в связи с этим найти алгоритм распознания – в градиентной зависимости, например от задаваемой точки в вертикальном и горизонтальном и радиальном направлениям шло задание точек на барельефе с уменьшением!!
5. Задание полилинии как изолинии на барельефе.
6. Метафора – отражение на метафорическую фигуру (банк фигур-рельефов в конформных прнобразованиях).
7. Винтовая линия и по ней разброс задаваемых формы (МК) (пример).

Медитация на тему квадрата Малевича на сайте http://www.medcare.ru/articles/nirmal01.htm