Символическое мышление

Основными средствами этого вида мышления являются образы-символы.

Выделяют несколько видов образов, различающихся по степени конкретности или абстрактности их формы и содержания (смысла).

Самый простой из них — изображение, воспроизводящее реальность конкретно и буквально (например, документальная фотография) или в схематической форме (чертеж дома, план города). Подобный образ не несет какой-либо смысловой нагрузки, помимо того, что он изображает. Форма и содержание здесь совпадают. Они конкретны и не претендуют на абстракцию и обобщение.

Другой вид образов — символ, хотя и имеет конкретную чувственную форму, всегда передает содержание более богатое, чем простое изображение. Так, художественная фотография, символизирующая осень, радость или материнство, отличается от документального фотосвидетельства вроде «Я на фоне Эйфелевой башни». Здесь пролегает грань между порнографией, с ее чрезмерным изображением нагого тела, и эротикой, в которой изображение служит художественным символом. Примеры общеизвестных символов — красная роза как эмблема любви, стрела как обозначение направления, круг или блин — символ солнца, яйцо — жизни и многослойности мира и др. Смысл образов-символов, так же как образов-изображений, воспринимается любым человеком непосредственно, без переводчика и предварительного обучения.

Третий вид образов — знак; его форма и содержание всегда условны, искусственно созданы, о них договариваются заранее. Не будучи подготовленным, нельзя усмотреть в нем смысл, нельзя догадаться, что он подразумевает. Знаки — это цифры, буквы алфавита, слова, теоретические понятия (интервал, спектр, внутривидовая конкуренция, аутизм, синоним), разнообразные условные обозначения (в частности, $, @, +, =, !).

Один и тот же образ способен выполнять функцию изображения, символа и знака. Так, треугольник можно рассматривать и как схематическое изображение горы, и как символ, представляющий иерархическую систему, и использовать в качества дорожного знака, предупреждающего об опасности. Рисунок движущего поезда в одной ситуации окажется просто изображение состава, в другой — символом будущего времени, а в третьей (но только если он выполнен схематично, условно) — сигналом о железнодорожном переезде. В знаменитом «Черном квадрате» Казимира Малевича кто-то не увидит ничего, кроме геометрической фигуры черного цвета, другой воспримет его как желание автора выделиться, третий откроет в этом символе ту бездну всевозможных смыслов, которые стремился выразить художник.

Любой символ способен иметь множество значений, порой противоположных друг другу. В каждом конкретном случае смысл символа определяется контрастом, в котором он нам является. Например, свинья может означать нечистоплотность и «свинство», а в ином контексте она символизирует плодородие, изобилие (не зря копилка делается в форме свиньи). Кровь обычно является символом жизни (полнокровность бытия) и силы («кровь с молоком»), но во время военных действий она превращается в символ смерти, истекающей жизненной энергии… отсюда богатство и глубина символа — в нем всегда просвечивают и «играют» разнообразные значения, хотя на первый план в конкретной ситуации выступает только один из них. Так, глядя на наскальные рисунки первобытных людей, мы можем лишь догадываться, какой абстрактный смысл заложен в этих конкретных образах.

Символ не только передает заложенный в нем смысл, но еще несет в себе мощный эмоциональный заряд. В таком единстве — секрет его способности воздействовать и на тело, и на душу человека. Энергию символа не заменяют ни какие нравоучения или научные обоснования правильности того или иного образа жизни. Не случайно символы используют в ритуалах и магических действиях, а также в психотерапии.

Символическое мышление является базовым, общечеловеческим. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь небольшая его верхушка, а символическое есть громадная основа, почти целиком скрытая за гранью сознания. Понятийное мышление всегда формируется в результате сознательного обучения. Символическое же усваивается человеком бессознательно вместе с культурой. Оно носит практический характер, будучи связано с чувствами, эмоциями, образами, с реальными поступками, жизнью и ее проблемами. В человеческой психике эмоции, мышление и поведение не разделены на отдельные процессы; они всегда сплетены, тесно связаны. И только в ходе образования люди обучаются отделять интеллектуальные, мыслительные операции от своих эмоций, действий и проблем. Тем самым мы приобретаем способность мыслить более формально, абстрактно, беспристрастно, отвлекаясь от конкретной ситуации.

Является ли понятийное мышление высшим по сравнению с образным, символическим? Ответ на этот вопрос дает исследование любого творческого процесса. Творчество уже по определение открытие, рождение нового — идет ли речь об искусстве, науке, технике или кулинарии. Творчество предполагает необычное, нестандартное решение проблемы. И оказывается, что в таком акте решающую роль играет символическое мышление. История великих открытий свидетельствует о том, что в момент творческого озарения идея приходит к человеку в виде символа. Понятийное же мышление активно работает на этапе подготовки к решению задачи (разработка проблемы, сбор информации для анализа, обдумывание и взвешивание всех деталей) и позже, когда открытие уже сделано (необходимо дать его описание в строгих научных понятиях и обосновать, т. е. установить логическую последовательность рассуждений).

Символическое мышление может выступать в виде первобытного мышления, мифологического, метафорического, творческого мышления, мышления в измененных состояниях сознания, языка бессознательного и др. Каждое из этих понятий делает акцент на одном из аспектов символического мышления, на одной из областей его применения.

Символическое мышление главенствует во всех видах искусства: живописи, поэзии, литературе, музыке, танце, театре, кинематографе, моде. Можно сказать, что настоящий художник обладает чуткостью к архетипам — символам-первообразам. Он, подобно пророку, умеет «вытаскивать их на поверхность» и вводить в ткань сознания.

Идеология, политика, реклама, менеджмент, все виды взаимоотношений между людьми также по большей части управляются скрытыми механизмами символического мышления. Психотерапия как способ помощи в решении сложных жизненных и личностных проблем оказывается эффективной, только если затрагивает глубины этой психики. Любая психологическая проблема остается неразрешенной до тех пор, пока человеку не удастся пережить ее на языке символов. Интуиция, как предвосхищение знания, также основывается на символическом мышлении. Однако эмоциональна энергия символа может быть обращена и во зло, например при идеологическом манипулировании сознанием и поведением людей.

Символические структуры психики приходят на выручку, как бы всплывая на поверхность во всех экстремальных, кризисных, неопределенных жизненных ситуациях. Психическое здоровье, да и сама жизнь человека, зависит, таким образом, от работы символического мышления, которое структурирует и упорядочивает представления о мире, жизни и о себе, о своих чувствах и поведении.