Выбор цветов

В данном уроке приведены основные сведения о выборе цветов, рассчитанные на начинающих пользователей.

Содержание урока

В данном уроке рассматриваются:
— системы сопоставления цветов;
— основные и плашечные цвета;
— цветовые модели;
— выбор и создание цветов;
— цветовые диапазоны.


Перед тем как начать

CorelDRAW предлагает много разных способов выбора и создания цветов. При разработке документа, предназначенного для печати (а не только для просмотра на экране компьютера), необходимо выбрать систему сопоставления цветов, основанную на плашечных или основных цветах.
Для пользователей, обладающих художественными наклонностями, существует возможность создания нестандартных цветов с помощью трех цветовых моделей: CMYK, RGB или HSB.


Системы сопоставления цветов

Чтобы гарантировать, что все участники проекта будут использовать одинаковые цвета, следует создать систему сопоставления цветов, т. е. присвоить уникальные имена определенным цветам. Системы сопоставления цветов используются при цветной печати и могут быть условно разделены на два класса: основанные на плашечных или основных цветах. CorelDRAW поддерживает оба класса систем сопоставления цветов.


Плашечные цвета

Плашечные цвета создаются производителями цветов и используются в тех случаях, когда требуется узкоспециализированный набор цветов (например цвета, используемые для оформления эмблемы организации) или цвет, который нельзя получить с помощью основных цветов (например один из металлических цветов). В настоящее время существуют сотни готовых плашечных цветов.
Плашечные цвета являются непрозрачными. Падающий свет отражается от такого цвета обратно в глаз пользователя. Несмотря на то что наложение плашечных цветов дает непредсказуемые результаты, вследствие чего его не рекомендуется использовать, CorelDRAW поддерживает плашечные цвета PANTONE.


Основные цвета

 Большая часть основных цветов является прозрачными. Падающий свет проходит сквозь них и фильтруется цветовыми слоями, наложенными сверху. Затем он отражается от бумаги обратно в глаз пользователя. Именно наличие прозрачности делает результат смешивания голубого, пурпурного, желтого и черного цветов возможным и предсказуемым.
Использование основных цветов делает невозможным выбор цвета, лежащего вне цветового диапазона, допустимого для печати. Кроме того, при печати рисунков в специализированных центрах можно не опасаться, что результат будет отличаться от изображения на экране компьютера.
CorelDRAW поддерживает три патентованные системы сопоставления цветов, использующие основные цвета: TRUMATCH, FOCOLTONE и PANTONE. Последняя основана на плашечных цветах PANTONE, переопределенных с помощью цветовой модели CMYK.
Существует два способа использования систем сопоставления цветов: работать с цветами, изготовленными производителем, игнорируя цвета, отображающиеся на экране, или откалибровать свою систему с помощью диспетчера цветов. Последний способ дает возможность выбирать цвета, основываясь на том, как они выглядят на экране. Сведения о диспетчере цветов содержатся в справочной системе.


Цветовые модели

CorelDRAW поддерживает следующие цветовые модели: RGB, CMYK, HSB, HLS, L*a*b и YIQ. При разработке документов, предназначенных для печати, рекомендуется использовать модель CMYK. Если документ предназначен только для просмотра на экране компьютера, используйте модель, которая кажется вам наиболее удобной.


Модель RGB

Модель RGB основана на сложении цветов. Для получения цветов объединяются три цветовых компонента  красный, зеленый и синий  разной интенсивности. При смешивании двух основных цветов образуются вторичные цвета: голубой, пурпурный и желтый. При смешивании всех трех основных цветов образуется белый цвет. Такие цветовые модели используются в телевизорах, видеомониторах, настольных сканерах, видеокамерах и любых других системах, в которых для получения нового цвета приходится смешивать существующие цвета.
Экран монитора покрыт красными, зелеными и синими точками фосфора. Каждая точка может иметь разную яркость. Поскольку точки очень малы и расположены очень близко друг к другу, цвета, которые отображаются на экране, являются результатом смешивания света от всех трех точек.

Сложение цветов (модель RGB)

Видеомонитор



Чтобы использовать модель RGB:

1. В окне диалога Однородная заливка или Градиентная заливка выберите "Цветовые модели", а затем выберите "RGB" из списка "Модель".
2. Введите числовые значения (0 - 255) в поля "R", "G" и "B". Эти значения определяют интенсивность красного, зеленого и синего компонентов в новом цвете, соответственно.
 Полученный цвет отображается в области просмотра, расположенной в верхнем правом углу окна диалога.
3. Чтобы применить новый цвет к выделенному объекту, нажмите кнопку "ОК".


Модель CMYK

Модель CMYK основана на вычитании цветов. Это означает, что цвет образуется при отражении света от объекта или поверхности. Отраженный свет определяет, какой цвет мы видим, когда глядим на объект. Например, абсолютно белая поверхность отражает свет с любой длиной волны, абсолютно черная поверхность поглощает свет с любой длиной волны, а светло-розовая поверхность (см. ниже) отражает розовый и красный свет и поглощает свет со всеми остальными длинами волн.
Основными цветами модели CMYK являются голубой, пурпурный и желтый. При смешивании двух основных цветов образуются вторичные цвета: красный, зеленый и синий. При смешивании всех трех основных цветов образуется черный цвет.

Вычитание цветов (модель CMYK)

Отраженный свет
Модель CMYK рекомендуется использовать для оформления документов, предназначенных для печати. К сожалению, вследствие наличия примесей в основных цветах в результате смешивания равных долей голубого, пурпурного и желтого цветов не образуется чисто черный цвет. По этой причине при печати полноцветных изображений CMYK черный цвет добавляется отдельно. Черному цвету соответствует компонент "K" модели CMYK (если бы для его обозначения использовалась буква "B", его было бы легко спутать с синим цветом модели RGB).


Чтобы использовать модель CMYK:

1. В окне диалога Однородная заливка или Градиентная заливка выберите "Цветовые модели", а затем выберите "CMYK" из списка "Модель".
2. Введите числовые значения (0 - 100) в поля "C", "M", "Y" и "K". Эти значения определяют интенсивность голубого, пурпурного, желтого и черного компонентов в новом цвете.
Полученный цвет отображается в области просмотра, расположенной в верхнем правом углу окна диалога.
3. Чтобы применить новый цвет к выделенному объекту, нажмите кнопку "ОК".
Аналогичная процедура используется для создания цвета с помощью любой другой цветовой модели.


Модель HSB

Модель HSB описывает цвета так, как их воспринимает человеческий глаз. Для построения цвета используются три компонента: оттенок, контрастность и яркость.
Оттенок — это качественная характеристика, которая отличает один цвет от другого, например красный от зеленого. Изменяя контрастность, можно сделать цвет светлее или темнее. Яркость — это относительное содержание черного компонента в цвете; 0 соответствует черному цвету, а 255 — белому.


Модель HLS

Модель HLS является вариантом модели HSB. Для построения цвета используются три компонента: оттенок, интенсивность и контрастность. Интенсивность — это примерно то же самое, что и яркость в модели HSB. Оттенок и контрастность полностью соответствуют одноименным компонентам модели HSB.


Модель L*a*b

Основная проблема, возникающая при использовании любой из перечисленных выше цветовых моделей, состоит в том, что одинаковый цвет может по-разному отображаться на разных устройствах. Это утверждение справедливо не только для мониторов разных производителей, но и для мониторов одного производителя, поскольку поведение разных мониторов при одном и том же напряжении различно и, более того, меняется с течением времени.
Модель L*a*b является улучшенным вариантом более ранней  модели CIE (Commission Internationale de l'Eclairage). Модель L*a*b пытается устранить зависимость от устройства и описывает цвета так, как их воспринимает человеческий глаз. Для построения цвета используются яркость (L) и два цветовых компонента: a (отношение зеленого к красному) и b (отношение синего к желтому).


Модель YIQ

Модель YIQ была разработана для обратной совместимости цветного телевидения с черно-белым. Для построения цвета используются яркость (Y) и два цветовых компонента: I и Q. Компонент Y содержит все данные, необходимые для создания черно-белого (или полутонового) телевизионного изображения. Блок цветности телевизора преобразует яркость и цветовые компоненты модели YIQ в компоненты модели RGB, чтобы изображение могло быть показано на экране телевизора.


Выбор и создание цветов

CorelDRAW позволяет создавать цвета для заливки и контуров объектов. Используемые для этой цели окна диалога и инструкции практически совпадают. Для создания цвета заливки предназначено окно диалога Однородная заливка, а для создания цвета контура — окно диалога Цвет контура.
Приведенные ниже инструкции применимы не только к заливкам, но и к контурам.


Чтобы открыть окно диалога "Однородная заливка":

Щелкните инструмент "Заливка" на панели графики, а затем нажмите кнопку "Цветная заливка".



 
Выбор палитры

Печать — это процесс переноса цвета на бумагу (или другую поверхность). Как рассматривалось выше, цвета могут быть плашечными или основными.
Обычно плашечные цвета используются для печати заданий, в которых используется не более трех цветов или узкоспециализированный набор цветов (например эмблем организаций).
Для уменьшения стоимости заданий, в которых используется более трех цветов, обычно используются основные цвета. Для печати заданий, содержащих цветные фотографии, необходимо использовать основные цвета.


Выбор системы сопоставления цветов

CorelDRAW поддерживает четыре палитры готовых цветов, известных также как системы сопоставления цветов. Одна из них основана на плашечных цветах, а три остальные — на основных. Используя эти системы, можно найти нужный цвет в цветном печатном справочнике, а затем выбрать его по имени в приложении.
Использование одной из этих систем сопоставления цветов гарантирует, что выбранные цвета лежат в допустимом цветовом диапазоне и, следовательно, будут напечатаны. Процедура выбора и применения цветов одинакова для всех систем сопоставления цветов.


Чтобы выбрать цвет с помощью селектора цветов:

1. В окне диалога Однородная заливка или Градиентная заливка выберите "Палитры". Набор параметров в окне диалога изменится.

2. Выберите систему сопоставления цветов из списка "Тип".
3. Прокрутите селектор цветов (цветовую палитру, расположенную в нижнем левом углу окна диалога) и выберите нужный цвет. Сам цвет отображается в окне "Новый цвет", а его имя — в поле "Цвет".
4. Чтобы применить новый цвет к выделенному объекту, нажмите кнопку "ОК".


Чтобы выбрать цвет по имени:

1. Выберите систему сопоставления цветов из списка "Тип".
2. Нажмите кнопку "Работа с цветами", а затем выберите команду Показывать имена цветов в появившемся контекстном меню.
Вместо селектора цветов на экране появится список имен и номеров цветов (как показано ниже).

3. Выполните одно из следующих действий:
— прокрутите список и щелкните имя нужного цвета;
— если имя цвета известно, введите его в поле "Найти".
4. Чтобы применить новый цвет к выделенному объекту, нажмите кнопку "ОК".


Создание основных цветов

CorelDRAW позволяет использовать три цветовых модели при создании основных цветов: CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный), RGB (красный, зеленый, синий) и HSB (оттенок, контрастность, яркость). Если используются модель RGB или HSB, во время печати будет автоматически выполняться преобразование компонентов этой модели в компоненты модели CMYK (только для заданий, использующих цветоделение, и заданий PostScript). Поскольку способ построения цветов, используемый в моделях RGB и HSB, принципиально отличается от используемого в модели CMYK, преобразование цветов выполняется неадекватно. При разработке документов, предназначенных для печати, рекомендуется использовать модель CMYK. Модели RGB и HSB более пригодны для оформления документов, предназначенных только для просмотра на экране компьютера.


Чтобы создать основной цвет:

1. Выберите нужную цветовую модель из списка "Модель".
2. Независимо от выбранной модели, для создания новых цветов выполните одно из следующих действий:
— присвойте числовое значение каждому компоненту;
— щелкните похожий цвет в селекторе цветов, а затем настройте его более точно.
3. Нажмите кнопку "ОК".


Диапазоны цветов

Для каждого цветного устройства существует диапазон цветов, который может быть изображен или напечатан им. Независимо от способа построения цветов, существует ограничение на число цветов, которые могут быть воспроизведены. Диапазон цветов, воспринимаемый человеческим глазом, довольно широк. Фотографический диапазон цветов (пленка и фотобумага) шире диапазона RGB-монитора, который в свою очередь шире диапазона, который может быть получен с помощью полной палитры CMYK. Это — основная причина отличия цветов на экране монитора и на бумаге.