200-летие первого русского кругосветного плавания: статьи, очерки, повести, романы, ссылки на сайты



В августе 2003 г. исполнится 200 лет с начала первого русского кругосветного плавания на кораблях "Надежда" и "Нева" под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Это плавание - важная веха в истории России, в развитии ее флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

Деятельность по подготовке к этому юбилею координирует Русское географическое общество, созданное в 1845 г. В связи с 200-летием плавания планируется повторить его на самом крупном паруснике в мире "Седов" и самом быстроходном - "Мир". Суда должны пройти по маршруту: Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Англия) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва, Испания) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи (Чили) - Нукухива (Маркизские о-ва, Франция) - Гонолулу (Гавайские о-ва, США) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (о-в Ситка, США) - Кадьяк (о-в Кадьяк, США) - Гуанчжоу (Китай) - Макао - о-в Св.Елены (Англия) - о-ва Корву и Флориш (Азорские о-ва, Португалия) - Портсмут (Англия) - Кронштадт (Россия). Во время плавания планируется проведение научных исследований в разных областях географических наук, в том числе специальные экологические наблюдения, съемки документального и художественного фильмов о первом путешествии россиян вокруг света, демонстрация передвижных выставок о нем в местах стоянок судов и другая разнообразная научная и научно-просветительская деятельность.

До 2006 г., 200-летия завершения первого русского кругосветного плавания, намечено переиздать описания путешествий Крузенштерна и Лисянского, "Атлас Южного моря" Крузенштерна, впервые издать в переводе на русский язык труд Григория Лангсдорфа, неизвестный вариант записок купца Федора Шемелина, неопубликованный дневник 1795-1816 гг. лейтенанта Ермолая Левенштерна, неизданные или забытые дневники и письма Николая Резанова, Макара Ратманова, Федора Ромберга и других участников плавания. Намечено издать также сборник научных статей об основных аспектах подготовки, проведения и результатов плавания.

Среди мемориальных мероприятий следует выделить открытие в Санкт-Петербурге памятника Лисянскому, выпуск памятной юбилейной медали, проведение конкурса детского рисунка, посвященного историческому плаванию, организацию выставок материалов о нем в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Петропавловске-Камчатском, в городах Германии, учитывая, что среди спутников Крузенштерна было много немцев.

Русское географическое общество приглашает всех заинтересованных лиц, а также организации принять участие в обсуждении и реализации предложенного плана, в частности, содействовать осуществлению первого мемориального кругосветного плавания третьего тысячелетия.

Откуда получено:  http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/6297/index-ru.html


Через полгода из Питера стартует уникальная кругосветная экспедиция на небольшой яхте

Четверо смельчаков отправятся бороздить морские просторы не просто так. На их плечах лежит выполнение важной миссии - познакомить жителей планеты с великим морским городом - Санкт-Петербургом. Небольшой 13,5-метровый кораблик будет не просто двигаться по назначенному маршруту, но и устраивать в крупнейших мировыхь портах выставки. Многие городские музеи специально для этого выделяют ценные экспонаты. Кстати, маршрут прокладывался не случайно. 200 лет назад из Петербурга отправилась первая российская кругосветка под руководством Ивана Крузенштерна. И стартующая 1 июля 2002 года экспедиция будет во многом повторять маршрут великого мореплавателя.
Сегодня известны имена двух из четырех участников уникальной кругосветки. Капитан корабля Сергей Афонин своими руками создал яхту, поэтому прекрасно знает возможности своего детища.
- Я строил не скоростную яхту. Главная моя задача была сделать прочное и остойчивое судно.
Второй участник - руководитель экспедиции Владимир Филозопов мечтает, чтобы тысячи иностранцев узнали Петербург и благодаря выставке захотели наяву посмотреть наш прекрасный город.
Остальные члены экспедиции еще не определены. Но уже известно, что один человек должен уметь снимать на видеокамеру, а четвертым участником будет женщина!
- Мы считаем, что женщина на борту - это к счастью! А разговоры, что даме не место на судне, давно устарели!
Конечно, организации экспедиции очень помогли спонсоры. Благодаря “Лукойл - Арктик Танкер”, ООО “Моринтех” и многим другим компаниям корабль не должен затерятся в бурных морях и океанах. Ведь на их деньги будет приобретена сложнейшая навигационная аппаратура. На яхте так же будет установлена спутниковая связь. Поэтому все читатели питерской “Комсомолки” в течение двух лет первыми будут узнавать о приключениях отважных мореплавателей! Мы будем подробно рассказывать обо всех трудностях и радостях, которые предстоит пережить этим бесстрашным людям.
Весной состоится первый спуск яхты на воду. Оба участника будущей экспедиции пригласили корреспондента “КП” поучаствовать в пробном плавании до Выборга и обратно. Это значит, что наших читателей впереди ждут незабываемые и захватывающие приключения!


Автор Мария Егорова.

Больше полугода понадобится экипажу яхты "Камчатка" для ремонта корпуса и ввода в строй поврежденного оборудования, необходимого, чтобы продолжить кругосветное плавание. Год и два месяца назад капитан шхуны Зигмас Живайтис и его помощник Борис Колосов покинули Петропавловск Камчатский и направились к берегам Японии. Сейчас путешественники в Севастополе.

В 1803 году известный русский путешественник И.Ф. Крузенштерн совершил на парусных судах "Нева" и "Надежда" первое кругосветное путешествии. И вот сегодня спустя почти 200 лет экипажем яхты "Камчатка" было принято решение повторить путь великого исследователя. Благодаря помощи и поддержке командования ВМФ России и Камчатского областного отделения фонда Мира проект был воплощен в жизнь.

17 июня 2000 года яхта вышла в море. Во время плавания моряки занимаются научной работой, проводят исследования в области биологии, гидрологии и истории. В Санкт - Петербурге они будут делать доклад в Российском географическом обществе. По словам капитана за все время путешествия погода была на удивление хорошей.

Моряки планировали пройти Индийский океан за три недели, но полный штиль затянул плавание почти на три месяца. Единственной неприятностью стала встреча с торнадо у берегов Индонезии. Первым портом, который посетила яхта, стал японский город Кусиро. Путешественники утверждали, что именно в стране "восходящего солнца" им был оказан самый радушный прием. В Нагасаки моряки посетили мэрию и Общество Российско-японской дружбы.

За несколько дней пребывания в Севастополе, они уже успели познакомится со многими достопримечательностями нашего города. В Севастополе путешественники пробудут до весны. За это время надлежит устранить неисправности и провести необходимый ремонт совместно с рабочими ЧФ. После этого по внутреннему речному пути они направятся в Санкт-Петербург. Затем экипажу предстоит пересечь Атлантику и через Панамский канал выйти в Тихий океан. Зигмас Живайтис планирует завершить экспедицию в июне 2003-ого года и попасть в Петропавловск Камчатский к началу празднования 200-летия первого кругосветного путешествия в истории Российского флота.



Юбилей географа
В блестящей плеяде наших знаменитых соотечественников Федор Петрович Литке, 200-летний юбилей которого отмечается в эти дни, занимает особое место. Мореплаватель, географ, государственный и военный деятель, организатор науки, член-корреспондент, а затем президент Петербургской академии наук, он избирался в состав самых престижных российских и иностранных научных учреждений. Выдающиеся заслуги адмирала были отмечены возведением его в графское достоинство и включением в состав Государственного совета. Среди совершенных им бесчисленных экспедиций особенно примечательны два кругосветных плавания. Во время второго на шлюпе "Сенявин", прошедшего под его командованием, была подробно исследована акватория Тихого океана, открыты 12 островов в Каролинском архипелаге. Имя Федора Литке можно встретить на картах многих районов нашей планеты. 22 октября в Русском географическом обществе, одним из основателей которого 152 года назад был Федор Петрович, состоится юбилейный вечер. Тогда же намечено обсудить проект празднования 200-летия первого кругосветного плавания россиян, совершенного в 1803 - 1806 годах под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна на кораблях "Надежда" и "Нева".

Иван СОБОЛЬ


ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773-1837), российский мореплаватель, капитан 1-го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803-06 командовал "Невой". Открыл один из Гавайских о-вов, названный в его честь о-вом Лисянского; исследовал. о. Кадьяк и часть арх. Александра.

* * *
Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 года в старинной дворянской семье. После окончания в 1786 году 2-м по списку Морского кадетского корпуса гардемарином служил на 32-пушечном фрегате "Подражислав" Балтийского флота. Во время русско-шведской войны 1788-1790 годов участвовал в нескольких сражениях со шведами. В 1789 году был произведен в мичманы. В 1793 году в числе 16 лучших российских морских офицеров лейтенанта Лисянского направляют волонтером в Королевский флот Великобритании. Четыре года молодой офицер бороздил моря и океаны почти по всему Земному шару. Он участвовал в боях против республиканской Франции, сражался с пиратами в районах Северной Америки и Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии. Отличился при пленении французского фрегата "Элизабет", но был контужен.
В 1800 году он вернулся в Россию и служил на Балтийском флоте командиром фрегата. В ноябре 1802 года лейтенант Ю.Ф. Лисянский за 16 морских кампаний и участие в двух больший сражениях был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.
В это же время для снабжения и защиты русских поселений на Аляске началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначает капитан-лейтенанта Ю.Ф. Лисянского одним из руководителей экспедиции и командирует его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. К лету 1803 года шлюпы "Нева" и "Надежда" были готовы к дальнему плаванию. Руководил экспедицией и командовал шлюпом "Надежда" И.Ф. Крузенштерн. Ю.Ф. Лисянский был назначен капитаном шлюпа "Нева". 26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, ?не испытанный до того россиянами?. 14 ноября 1803 года шлюпы в первые в истории Российского флота пересекли экватор.
В дальнейшем, потеряв в тумане шлюп ?Надежда?, ?Нева? 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), провели много научных наблюдений и гидрографических работ.
В августе 1805 года шлюп "Нева" с грузом пушнины вышел в Китай и в конце ноября пришел в порт Макао, где соединился с "Надеждой". При дальнейшем плавании корабли снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел свой корабль без заходов в порты и стоянки на якоре от берегов Китая в английский порт Портсмут.
22 июля 1806 года "Нева" первой возвратилась в Кронштадт. Ю.Ф. Лисянский и экипаж корабля стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Через две недели сюда же благополучно пришла "Надежда".
Заслуги Ю.Ф. Лисянского были отмечены чином капитана 2 ранга, орденом Святого Владимира 3-й степени, денежной премией и пожизненной пенсией, а офицеры и матросы шлюпа преподнесли ему золотую шпагу с надписью: ?Благодарность команды корабля ?Нева??.
В 1807-1808 годах Лисянский командовал кораблями "Зачатие Святой Анны", "Эмгейтен" и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году Лисянский вышел в отставку с чином капитана I ранга. В 1812 году он издал несколько книг, в которых систематизировал путевые записки о путешествии.
Скончался Юрий Федорович Лисянский 22 февраля 1837 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.



     Кузенштерн Иван Федорович (1770-1846), русский мореплаватель, адмирал (1842). Один из основоположников океанографии, почетный член Петербургской Академии Наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Окончил Морской кадетский корпус (1788).
    Участвовал в Гогландском (1788) и трех других морских сражениях во время русско-шведской войны 1788-90 г. В 1793-99 годах служил волонтером в английском флоте в целях обучения.
     В 1802 году назначен командиром первой русской кругосветной экспедиции (1803-06 годы) на шлюпах "Надежда" и "Нева". С 1811 инспектор, а в 1827-42 директор Морского кадетского корпуса. Автор многих трудов по морским наукам и географии.