МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

Индекс УМУ-21/1
                                                                                                                                Утверждена
Учебно-методическим управлением
                                                                                                                        по высшему образованию
                                                                                                                            28 декабря 1979 года
 

ПРОГРАММА

ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

И ЧЕРЧЕНИЮ

ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ


 
 

Программа курса "Начертательная геометрия и черчение" пересмотрена и уточнена в соответствии с новыми стандартами ЕСКД, с приказом Минвуза СССР № 300 от 11 марта 1979 г. и на основе накопленного за последние годы опыта преподавания.

Программа определяет общий объем знаний, подлежащих обязательному усвоению студентами. Она едина для дневной, вечерней и заочной форм обучения и предназначена для студентов следующих специальностей: 0212, 0315 и 0577 (210 часов) и 0501-0573, 1601, 1609-1612, 1614-1617 (187 часов).

В рабочих программах, разрабатываемых кафедрами на основе данной программы, следует учитывать размещение курса в учебном плане, принятом для данного учебного заведения, профиль специальности втуза, а также понятия и терминологию теории множества, применяемые в учебниках геометрии средней школы. В рабочих программах необходимо указывать распределение занятий (тем), число заданий, содержание и сроки выполнения работ и рекомендуемую литературу.

Курс "Начертательная геометрия и черчение" является объединенным курсом и состоит из двух разделов: предмета "Начертательная геометрия" и предмета "Черчение".

Изучение черчения должно быть согласовано с изучением начертательной геометрии. Изображение машин и их элементов на основе метода прямоугольного проецирования и связанных с ним способов должно проходить на протяжении всего периода обучения черчению. Желательно, чтобы черчение изучалось после окончания изучения начертательной геометрии.

 
 
 

Раздел I.  Н А Ч Е Р Т А Т Е Л Ь Н А Я   Г Е О М Е Т Р И Я

О б ъ я с н и т е л ь н а я   з а п и с к а

1. Начертательная геометрия — это одна из учебных дисциплин, составляющих основу инженерного образования. Знание начертательной геометрии и умение применять ее выводы к решению практических задач — необходимое условие подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Основные задачи предмета: овладение методами построения изображений пространственных форм на плоскости, изучение способов решения задач, относящихся к этим формам, на чертеже. Приобретаемые при этом знания и навыки необходимы при изучении черчения, деталей машин, специального проектирования и других дисциплин, а также в последующей инженерной деятельности/ Изучение начертательной геометрии также способствует развитию пространственного представления.

2. Основное содержание курса составляет изучение метода построения прямоугольных проекций пространственных форм. Программа предусматривает также изучение теоретических основ аксонометрических проекций. Возможно ознакомление студентов с тематикой и других разделов начертательной геометрии, особенно разработанных за последнее время.

Исторические и обзорные сведения о развитии начертательной геометрии могут даваться как вначале курса, так и при рассмотрении отдельных вопросов. Такие сведения следует излагать в той мере, в какой это необходимо для лучшего понимания изучаемой дисциплины и ее развития как науки и учебного предмета.

3. При изложении предмета допустимы изменения последовательности тем, указанных в данной программе.

Допустимо при изучении способов преобразования проекций рассмотреть помимо указанных в этой теме другие способы и приемы, например проецирование на специально выбранную плоскость.

Допустимо изложение предмета с привлечением некоторых понятии из проективной геометрии, основных понятий о родственном соответствии двух плоских полей, но без отступлений от содержания данной программы.

4. Материалы, связанные с изложением вопросов задания и изображения кривых линий и поверхностей, с решением соответствующих позиционных и метрических задач, должны занимать в рабочих программах не менее 30% времени, отводимого на лекции и практические занятия.

5. Существенным является показ применения начертательной геометрии в других дисциплинах учебного плана, а также ее отражение в технике. В лекциях следует приводить примеры, иллюстрирующие применение поверхностей в инженерной практике, используя для этого детали соответствующей формы, плакаты, модели, кино и др.

6. Возможно отражение специализации в заданиях, но в основном вопросы приложения начертательной геометрии к решению практических задач, связанных со специализацией, следует рассматривать в организуемых для этого факультативных и дополнительных курсах в последние годы обучения.

7. Организация занятий при дневной и вечерней формах обучения заключается в лекционном изложении предмета, в изучении материала по учебнику, в решении студентами задач (практические занятия), в выполнении графических заданий, в консультациях по изучаемому материалу.

Необходимо четко разграничивать материал, излагаемый на лекциях и изучаемый на практических занятиях. На лекциях следует рассматривать принципиальные вопросы, формулировать и доказывать теоремы, пояснять основы построений. Приводимые при этом примеры должны быть общими. Рассмотрение частных случаев, вариантов построений, а также детализация предмета должны быть отнесены к практическим занятиям и выполнению домашних заданий.

8.При заочном обучении основными формами работы являются: самостоятельная работа по учебнику, решение задач и выполнение контрольных работ. В помощь изучающим организуется чтение лекций по Центральному телевидению на основе данной программы.

9.В процессе изучения предмета студент должен выполнить предусмотренные планом контрольные работы.

10. Усвоение курса студентами зависит от стимулирования самостоятельности в их работе, от применения активных форм проведения упражнений, учебного процесса. Требуется точное планирование лекций и практических занятий с дозировкой и подбором задач для каждого занятия.

В целях экономии времени целесообразно применять рабочие тетради, в которых содержатся чертежи-задания, текстовые условия задач и предусматривается место для размещения геометрических построений.При лекционном изложении предмета и практических занятиях целесообразно применять символическую запись данных, планов решения задач, операций и т. д.

11. Задания для самостоятельного выполнения студентами должны иметь индивидуальный характер. Для проведения практических занятий группа делится на две подгруппы с составом 12-15 студентов в каждой.

12. Сроки проведения двух контрольных работ должны предусматриваться календарным планом.

13. Итоговая проверка знаний, умений, навыков и развития способности к представлению пространственных форм производится на экзамене.

14. Кабинет начертательной геометрии должен быть оснащен новейшими техническими средствами обучения (ТСО), кинофильмами, диафильмами, карточками программированного опроса, репетиторскими и контролирующими машинами. Необходимо включать в учебный процесс ознакомление со средствами автоматизации решения задач начертательной геометрии: ЭВМ, устройствами ввода и вывода графической информации.

15. Необходимо обратить внимание кафедр на приведение в соответствие обозначений, понятий, терминов и определений начертательной геометрии и черчения, и геометрии, и черчения, преподаваемых в средней школе, на основе теории множеств.

 
П р о г р а м м а

1. Введение. Предмет начертательной геометрии. Метод проецирования. Центральное и параллельное проецирование. Основные свойства. Дополнение евклидова пространства несобственными элементами.

2. Координатный метод. Точка, прямые и плоскости общего и частного положения на эпюре Монжа.

3. Позиционные задачи. Задачи на взаимную принадлежность точек, прямых и плоскостей. Задачи на пересечение прямых и плоскостей. Следы линий и плоскостей. Взаимная параллельность прямых и плоскостей.

4. Метрические свойства прямоугольных проекций (теорема о проекции прямого угла, линии ската, перпендикуляр к плоскости). Метрические задачи. Прямые и плоскости, перпендикулярные между собой.

5. Способы преобразования проекций. Замена плоскостей проекций. Вращение вокруг проецирующих прямых и прямых уровня. Плоскопараллельное перемещение. Вспомогательное проецирование. Применение способов преобразования проекций к решению позиционных и метрических задач.

6. Многогранники и их изображение. Пересечение многогранников плоскостью и прямой. Развертывание поверхности многогранника.

7. Кривые линии. Касательные и нормали и кривым линиям. Особые точки кривых. Обводы точек на плоскости. Кривые второго порядка. Окружность в плоскости общего положения. Проекционные свойства кривых линий. Винтовые линии.

8. Поверхности. Классификация. Определитель. Дискретный и непрерывный каркасы поверхностей. Графо-аналитическая и алгоритмическая части определителя поверхности. Полнота изображения поверхностей. Кинематические и каркасные способы задания поверхностей.

9. Циклические, каналовые и винтовые поверхности.

10. Линейчатые поверхности. Основные определения. Поверхности о трех направляющих. Поверхности с направляющими коническими поверхностями (косой геликоид). Поверхности с плоскостью, параллелизма (прямой геликоид, цилиндроид, коноид, косая плоскость). Конические и цилиндрические поверхности общего вида. Торсы.

11. Поверхности вращения. Построение главного меридиана. Тор. Поверхности вращения второго порядка. Сфера. Однополостный гиперболоид вращения. Конус и цилиндр вращения.

12. Пересечение прямой и кривой линии с поверхностью. Способы построения линий пересечения поверхностей (вспомогательные секущие плоскости и поверхности).

 
Т а б л и ц а  1.     Рекомендуемое распределение часов между лекциями и практическими
                      занятиями по начертательной геометрии
№ темы программы    2   3   4   5   6   7   8   9  10 11 12 13 14 15
Число часов: 
                     - лекций 
                     - практических
                        занятий
2
2
2
2
3
4
4
6
4
6
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
2
1
3
2
2
2
2
1
1
1
 
13. Построение касательных линий и плоскостей к поверхностям. Построение нормали к поверхностям. Развертки поверхностей (точные, приближенные, условные).

14. Аксонометрические проекции. Основные понятия и определения. Теорема Польке. Косоугольная и прямоугольная аксонометрические проекции. Треугольник следов и его свойства. Стандартные виды аксонометрических проекций. Окружность общего положения в аксонометрической проекции.

15. Ознакомление со способами составления машинных алгоритмов решения проекционных задач средствами автоматизации.

Рекомендуемое распределение учебных часов между лекциями и практическими занятиями по темам программы приведено в табл. 1.

Кроме решения задач на практических занятиях студент должен самостоятельно (вне аудитории) решить 50-70 задач, охватывающих основные темы программы.

При составлении рабочих программ следует предусмотреть три домашних задания объемом формата 22 каждое, выполняемых на ватмане с помощью карандаша, циркуля и линейки.

Задание 1 (тема 3 программы). Решение позиционной задачи на пересечение двух плоскостей и задачи построения их аксонометрического изображения.

Задание 2 (темы 4 и 5 программы). Решение шести метрических задач повышенной сложности (по решению кафедры).

Задание 3 (тема 12 программы). Решение позиционной задачи для двух поверхностей (по решению кафедры) с применением развертки одной из них.
 
 

Л И Т Е Р А Т У Р А
О с н о в н а я
1. Фролов С. А. Курс начертательной геометрии. М., 1978.
2. Фролов С. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М., 1980.
3. Гордон В. О., Семенцов-Огиевский М. А. Курс начертательной геометрии. М., 1973.
4. Гордон. В. О., Иванов Ю. Б., Солнцева Т. Е. Сборник задач по курсу начертательной геометрии. М., 1973.
5. Курс начертательной геометрии / Под ред. И. Ф. Четверухина. М., 1968.
6. Посвянский А. Д., Рыжов Н. Н. Сборник задач по начертательной геометрии. М., 1963.
7. Бубенников А. В., Громов, М. Я. Начертательная геометрия. М., 1973.
 
Д о п о л н и т е л ь н а я
8. Котов И. И. Начертательная геометрия, М., 1970.
9. Котов И. И., Амиянц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач по начертательной геометрии. М., 1970.
10. Бубенников А. В., Громов М. Я. Сборник задач по начертательной геометрии. М., 1963.
11. Начертательная геометрия и черчение: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических специальностей вузов /С. А. Фролов, А. В. Бубенников, В. С. Левицкий, И. С. Овчинникова. М., 1978.
* * *

Программа одобрена Научно-методическим советом по начертательной геометрии и инженерной графике при Учебно-методическом управлении по высшему образованию Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

 
 
 

Раздел II.  Ч Е Р Ч Е Н И Е

О б ъ я с н и т е л ь н а я   з а п и с к а

Черчение — одна из учебных дисциплин, составляющих основу подготовки инженеров по инженерно-техническим специальностям.

Цель изучения черчения состоит в том, чтобы дать знания, необходимые:

для выполнения и чтения изображений предметов на основе метода прямоугольного проецирования;

для нанесения размеров с учетом основных положений конструирования и технологии;

для съемки эскизов деталей и их измерений;

для выполнения чертежей в соответствии со стандартами ЕСКД (учитывая специфику процесса обучения);

для пользования стандартами и справочными материалами;

для приобретения студентами навыков выполнения чертежей.

Студенты должны получить сведения о современных способах машинного изготовления и размножения чертежей.

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении черчения, необходимы как при изучении общеинженерных и специальных дисциплин, так и в последующей инженерной деятельности.

Большинство разделов черчения содержит элементы конструирования. К ним относятся ознакомление с назначением, работой и конструкцией деталей сборочных единиц. Полное овладение чертежом как средством выражение мыслей конструкторов и как производственным документом осуществляется на протяжении всего процесса обучения студента во втузе. Этот процесс включает в себя не только изучение черчения, но и ряд общеинженерных и специальных дисциплин, а также выполнение курсовых и дипломного проектов. Черчение является первой ступенью обучения студентов, на которой изучаются начальные правила выполнения и оформления конструкторской документации. В процессе обучения следует сообщать студентам некоторые сведения об устройстве и действии изображаемых сборочных единиц, о конструировании и технологии. Необходимо, чтобы чертежи выполнялись с возможным на этой стадии приближением к производственным чертежам.

На всем протяжении курса обучения предусматривается широкая практика в чтении чертежей, как выполненных студентами, так и дополнительно выдаваемых для этой цели.

Большое значение имеет приобретение навыков в работе от руки при выполнении эскизов деталей машин и аксонометрических проекций. Выполнение аксонометрических проекций и технических рисунков следует практиковать на протяжении всего периода обучения.

Изложение основных вопросов черчения рекомендуется давать в форме вступительных лекций по соответствующим темам. Особое внимание следует уделять изложению и изучению стандартов ЕСКД, как основных документов оформления чертежей. Рекомендуемые стандартами упрощения при выполнении изображений следует применять в заключительных учебных работах.

На вступительных лекциях следует давать сведения об автоматизации графических работ, о специфике чертежей, предназначенных для станков с числовым программным управлением, о выполнении чертежей с помощью ЭВМ и о способах машинного проектирования.

Необходимо так организовывать занятия, чтобы студенты приобретали навыки самостоятельной работы. По большей части тем студенты получают индивидуальные задания. В учебном процессе преподаватель работает с каждым студентом отдельно. Группа делится на две подгруппы по 12-15 студентов в каждой.

Все чертежи рекомендуется выполнять в карандаше.

Основное в работе студента-заочника — это самостоятельное изучение предмета и выполнение контрольных графических работ. Каждая работа должна охватывать несколько тем программы.

Существенное значение в преподавании черчения имеет оборудование учебных помещений. Учебные помещения целесообразно оснастить различными техническими средствами обучения и контроля: контролирующими устройствами, кинофильмами, диафильмами, а также комплексом устройств, применяемых при автоматизированном способе изготовления чертежей.

При изучении черчения необходимо использовать детали достаточно сложной формы, которая позволила бы иллюстрировать 3-ю и 4-ю темы программы, и сборочные единицы, содержащие кроме неподвижных и подвижные соединения.

При оборудовании модельного кабинета рекомендуется использовать детали и механизмы современных машин, относящихся как к общему машиностроению, так и к специальности данного института.

Проверка усвоения предмета студентами производится в соответствии с утвержденной инструкцией по проведению зачетов с дифференцированной оценкой. Оценка выводится на основании проверочного задания, выполненного студентом на зачете, и ответов на вопросы, а также качества его семестровых работ. Неудовлетворительная оценка влечет за собой, как правило, выполнение дополнительных работ для допуска к повторной сдаче зачета.
 

П р о г р а м м а

1. Предмет и краткий очерк развития черчения. Стандартизация, как фактор, способствующий развитию науки и техники. ЕСКД (СЭВ  — ЕСКД), ЕСТД и другие системы стандартизации. Требования, предъявляемые стандартами ЕСКД к выполнению чертежей.

2. Построение очертаний и обводов технических форм. Основные стандарты оформления чертежей— форматы, линии, шрифты, основная надпись. Техника нанесения размеров.

3. Изображения — виды, разрезы, сечения. Аксонометрические проекции. Нанесение размеров формы и размеров положения формы.

4. Изображения геометрических фигур и деталей с формами, содержащими линии среза, пересечения и перехода.

5. Изображения и обозначения резьбы и резьбовых деталей (болтов, винтов, гаек и т. д.).

Изображения и обозначения соединений:

а) разъемных — резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых и др.;

б) неразъемных — сварных, паяных, клееных;

в) подвижных — зубчатых, ременных, цепных, подшипников качения.

6. Эскизы деталей (с натуры). Изображения элементов деталей. Выполнение чертежей и аксонометрических проекций (или технических рисунков) деталей по эскизам.

Понятия об основных и вспомогательных базах.

7. Чертеж сборочной единицы, эскизы деталей, спецификация. Составление эскизов деталей для выполнения чертежа сборочной единицы. Согласование форм и размеров сопряженных деталей. Составление спецификации, т. е. перечня деталей и материалов.

8. Деталирование. Выполнение чертежей деталей по чертежу общего вида. Использование стандартов элементов деталей. Аксонометрические проекции деталей (с оттенением).

9. Ознакомление с автоматизацией чертежных работ.
 

Т а б л и ц а  2.   Рекомендуемое распределение материала и объем работ по черчению
№ темы
программы
Число листов
формата
584 х 841
(эскизы в
счет листов
не входят)
Число заданий по
каждой теме
          Примечания      
2
 
 
 
 
 
0,5
 
 
 
 
Не менее 4 зада-
ний
 
 
 
При наличии хорошо подготовленного
состава студентов (что должно быть
проверено путем проведения контроль-
ной работы) тему программы можно не
прорабатывать
3
 
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
Изображения 4-6
геометрических
фигур по задан-
ным видам, 1-2
аксонометричес-
кие проекции
Для студенктов-заочников допускается
выполнение изображений геметричес-
ких фигур по заданным аксонометричес-
ким проекциям этих фигур
 
 
4
 
 
 
 
 
0,5
 
 
 
 
1 задание на ли-
нию среза и 1 за-
дание на линии
пересечения и
перехода
5
 
 
 
 
 
 
0,5-1
 
 
 
 
 
Изучение резьб необходимо проводить
на резьбовых деталях. При подборе за-
даний на соединение рекомендуется
учитывать специфику соединений, при-
меняемых в изучаемых специальностях
вуза
6
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
Эскизы 4 деталей,
1-2 чертежа этих
же деталей и 1-2
аксонометричес-
кие проекции
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Одно задание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чертеж сборочной единицы должен
выполняться по эскизам ее деталей и
иметь полную конструктивную прора-
ботку всех составных частей. Чертеж
выполнять без упрощенных изображе-
ний крпежных и других стандарстных
изделий. Для студентов-заочников до-
пускается выполнение чертежа сбороч-
ной единицы по чертежам ее деталей
и аксонометрической проекции сбороч-
ной единцы или по ее схеме
8
 
 
 
1,5-2
 
 
То же
 
 
Чертеж общего вида, предназначенный
для деталирования, должен содержать
не менее 12-14 деталей
 
 
Л И Т Е Р А Т У Р А
О с н о в н а я
1. Государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД, СЭВ — ЕСКД).
2. Машиностроительное черчение / Под ред. Г. П. Вяткина. М., 1977.
Д о п о л н и т е л ь н а я
3. Годик Е. И., Хаскин А. М. Справочное руководство по черчению. М., 1974.
4. Федоренко В. А., Шошин А. И. Справочник по машиностроительному черчению. М., 1976.
5. Начертательная геометрия и черчение: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических специальностей вузов / С. А. Фролов, А. В. Бубенников, В. С. Левицкий, И. С. Овчинникова. М., 1978.
6. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. М., 1978. Примечание. Д.

П р и м е ч а н и е. При пользовании указанной в программе литературой необходимо учитывать все изменения в учебных дисциплинах, вызываемые введением новых стандартов ЕСКД или СЭВ ЕСК

* * *

Программа одобрена Научно-методическим советом по начертательной геометрии и инженерной графике при Учебно-методическом управлении по высшему образованию Министерства высшего и среднего специального образования СССР.


 
 
 
Программа
по начертательной геометрии и черчению
для инженерно-технических специальностей
высших учебных заведений
Редактор В.И. Милешин
Технический редактор Н.Н. К.акорина
Корректор Р.К. Косинсва
Изд.№ УМО-6645. Сдано в набор 22.07.80. Подп. в печать 20.01.81. Формат 60Х90. Бум. тип. № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Объем 0,5 усл. печ. л. 0,5 усл. кр.-огт. 0,74 уч.-изд. л. Тираж 71 000 экз. Зак. № 2764.
Издательство "Высшая школа". Москва, К-51, Неглинная ул., д. 20/14.
Типография им. Анохина Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Карельской АССР. Петрозаводск, ул. "Правды", 4