Дизайн-лаборатория  (здесь оригинал с картинками)

Оглавление
ЯЗЫК ДИЗАЙНА ( I )
    ВВЕДЕНИЕ
    ТЕРМИНОЛОГИЯ
ЯЗЫК ДИЗАЙНА ( II )

Элементы дизайна:

точка
линия
форма
пространство
контур
движение
цвет
текстура
паттерн.


ЯЗЫК ДИЗАЙНА 
 
Этот цикл статей можно считать своего рода учебником по дизайну, пособием, которое рассмотрит как теоретические аспекты дизайна, так и историю дизайна и предложит пути воплощения в жизни полученных знаний.

ВВЕДЕНИЕ
В начале рассмотрения любой темы важно понять суть предмета, поэтому и в случае дизайна я считаю необходимым рассмотреть основы, определиться в терминологии. Итак, начав с терминологии, мы, затем, перейдем к рассмотрению элементов и принципов дизайна, без знания которых невозможно создание эффективного дизайна. И в завершение, мы рассмотрим опыт людей искусства всех континентов, чтобы на их опыте понять: что же есть на самом деле дизайн?

ТЕРМИНОЛОГИЯ
 
Словосочетание визуальный язык относится к идее о том, что визуальные символы также являются средством коммуникации, наряду с вербальными средствами, такими как слова. Конечно, слова - это тоже символы. Слова не имеют материальной, предметной природы, несмотря на то, что религиозные учения склонны наделять слова качествами предмета. "Вначале было слово", запрещение на упоминание бога всуе, особое благоговение перед "священным писанием" - далеко не все примеры подобного подхода. Более того, даже в быту значение слов зачастую выходят за рамки своего определения в словаре. Так, например, прилагательное "черный" широкоупотребимо в России и зарубежом как определение незаконного (черный рынок). Существуют также невербальные символы и, несмотря на то, что мы на них реагируем, мы далеко не всегда сможем четко сформулировать их значение. В большинстве случаев - это визуальные, зрительные символы, хотя существуют также символы, воспринимаемые на слух или тактильно.

Те, кто может понимать и оперировать невербальными, визуальными символами без сомнения может оказывать влияние на аудиторию. Реакция на невербальные символы, как правило, не носит сознательной подоплеки, ведь чем мы руководствуемся, когда выбираем одежду или слушаем музыку? Исключительно эмоциями, хотя и приводим в качестве аргумента тот факт, что обладаем хорошим вкусом и т.п. Можно привести и другой пример. В наше время активной политической борьбы, деятели различных движений тратят большие суммы на имиджмейкеров, так как всем давно стало ясно, что помимо хорошей программы, а порой и вместо нее, политику гораздо более важно правильно себя вести, хорошо одеваться и убедительно говорить. Очень часто мы делаем свои предположения о человеке, которого мы видим на экране только исходя из того, как он выглядит… Так что несмотря на то, что сущность визуальных средств коммуникации еще не полностью раскрыта, необходимо отдавать себе отчет в том, что подобный язык объективно существует.

Проявлением визуального языка, без сомнения можно считать дизайн. Как ни странно, существует множество определений слова дизайн, в которых затрагивается сущность процесса, организации, планирования, в то же время, совершенно не упоминая о том, что это визуальное средство, несущее определенную смысловую нагрузку. Слово, пришедшее в русский язык не так давно, стало весьма популярным. Однако, несмотря на распространенность, для многих слово "дизайнер" не имеет четкого значения, в большинстве случаев определения простых людей сведутся к тому, что "дизайн - это то, что привлекательно выполнено, преподнесено". Однако в целях более глубокого изучения предмета, мне кажется рациональным ввести четкое определение термина. Отталкиваясь от того, о чем я говорил ранее можно вывести следующее определение

Дизайн - это процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели.

Обратите внимание, что это весьма рациональный подход к креативному, делающий упор на процесс, метод решения проблемы, состоящий из выбора и планирования. Это определение также сильно ориентировано на цель, которая ставится в процессе создания дизайна. Обратите внимание также на то, что в отличие от обычных видов искусства, таких как живопись, эстетическая и выразительная составляющая дизайна хоть и является неотъемлемой, но отнюдь не единственной, а в некоторых случаях не самой важной составляющей. Например, если идет речь о дизайне автомобиля, на первое место разработчиками ставится, прежде всего, функциональность изделия, а отнюдь не эстетическая ценность дизайна. Ведь что проку от супер стильного автомобиля, который не сможет сдвинуться с места? С другой стороны, если целью стоит разработка дизайна одежды, то первичным будет уже привлекательность, эстетичность изделия.


ЯЗЫК ДИЗАЙНА ( II )

Далее, для более полного понимания общей картины, я думаю стоит также разобраться в том, что есть искусство. Как я уже упоминал, искусство - явление близкое дизайну, кстати, определений искусства даже больше чем определений дизайна. Ведь даже непосвященным ясно, что две эти картины выражают различные взгляды, идеи, отличное понимание мира и назначения искусства.

 Надо сказать, что с течением времени цели и назначения искусства понимались по разному. Так, в средневековье искусство понималось как навык, который был приобретен в результате долгого изучения и практического применения. Однако к 18 столетию, акценты были смещены в сторону "поиска красивого".. К 19 веку, к определению искусства добавляются такие компоненты как талант, поиск истины, самовыражение. Как видите, понятие достаточно зыбкое, неявное, поэтому на этом этапе я не буду останавливаться на нем.

Не менее сложным для определения, но вместе с тем очень важным является понятие вкуса. В данном контексте я буду рассматривать вкус, как эстетические предпочтения человека. Таким образом, мы можем сказать, что человек имеет традиционный вкус, можем сказать, что у человека авангардный вкус, можем предположить, что человек эклектичен, то есть, имеет широкие и неопределенные пристрастия, а можем вообще утверждать, что у человека вкус отсутствует.

Важно помнить, что в повседневной жизни мы имеем право любить или ненавидеть что-либо, исходя из наших предпочтений, но когда речь идет о разработке дизайна, дизайнер во главу угла должен ставить достижение цели, например, повышение интереса к продукту заказчика рекламы. Более того, вполне возможно рассматривать работу дизайнера выдающейся и успешной, даже если она не соответствует нашим представлениям о вкусе, и уж, конечно же, нельзя осуждать деятельность дизайнера, исходя из личных соображений. Помните, что главное - это достижение цели и обеспечение функциональности, способность действовать в соответствии с убеждениями и предпочтениями аудитории. Вполне возможно определить эти цели и найти пути их достижения, что, несомненно, и станет объектом будущего рассмотрения в данном цикле статей.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА
Итак, сейчас самое время для того, чтобы рассмотреть, что такое элемент дизайна и дать этому понятию определение. Элемент дизайна - это часть дизайна, которая может быть выделена из дизайна, часть, которой можно дать определение вне зависимости от контекста. Элементы составляют структуру дизайна и имеют ряд значений.

Элементы дизайна:

точка
линия
форма
пространство
контур
движение
цвет
текстура
паттерн
 


Точка
Несмотря на графическую неприхотливость, точка может и несет смысловую нагрузку в дизайне. Если в дизайне присутствует только одна точка, точка посредине пустого поля, человеческий мозг стремится придать ей какой то смысл, значение в зависимости от контекста дизайна, положения на странице. Когда же на странице будут присутствовать две точки, то наш глаз постарается соединить эти две точки в линию. При наличии трех точек мы неосознанно соединим их, чтобы получить треугольник. Этот феномен нашего мышления - бессознательное группирование объектов имеет вполне определенное психологическое обоснование (которое будет обсуждено в разделе психология). Группирование, или гештальт - фундаментальный инструмент дизайнера, средство создания последовательной, сбалансированной композиции.
Как видно на примере, точки могут быть основой целых оригинальных изображений, где вариации в плотности точек дают ощущение формы. (кстати, и в компьютерных графических форматах - точка (пиксел) основа графического изображения, хотя это, конечно, не совсем хороший пример).


Линия
Линия - это след, оставленный движущейся точкой и ее психологическое влияние зависит от направления, толщины и изменений толщины и направления на разных отрезках. Это весьма полезный и многосторонний инструмент дизайнера, который, кстати, может являться как визуальным, так и вербальным символом (вспомните о магическом влиянии стрелок, указывающих направление). Значение линии становится еще более весомым, если мы вспомним, что линии широко распространены в природе, будь то ветки, замысловатый рисунок на камне или полосы на шкуре тигра или зебры.

Линии, даже в ограниченном представлении могут являть формы, которые могут быть опознаны, одновременно придавая определенную эмоциональную подоплеку изображению. Это можно проиллюстрировать рисунком Сола Штейнберга которые, несмотря на свой минимализм графических средств, предоставляют много информации об изображаемом предмете.

Комбинации линий также широко используются в рисовании карандашом, например, где использование сочетания линий придают объекту форму. Подобные сочетания являются также основой для создания текстуры объекта. (Как вы помните, форма и текстура также элементы дизайна и, несомненно, будут рассматриваться позднее).

Помимо всего прочего линия может также служить как ограничитель пространство, как неявно присутствующая в объекте деталь. Например, маленькие дети (и не только они), как правило, начинают рисовать пейзаж с создания контуров для земли, неба и других объектов. Естественно, достигается это с помощью линий. Постепенно мы начинаем понимать, что в действительности предметы не имеют подобных контуров, и начинаем создавать форму переходами цветов, создавая "неявные линии". Но, тем не менее, мы употребляем такие выражения, как "линия горизонта", хотя и понимаем, что в действительности никакой такой линии не существует.



Выразительные свойства линии
Различные варианты изображения линий оказывают определенное воздействие на человека, почти всегда интерпретируются им одинаково. Например, каллиграфия будет воспринята многими как разновидность письма, даже при незнании языка на котором написан текст. Современные художники и дизайнеры зачастую используют каллиграфические элементы именно из-за того оттенка таинственности, который несет необычный текст на неизвестном языке. Вспомним хотя бы известную игрушку Warcraft. Может быть, не все замечали, но одним из элементов дизайна является текст, написанный кириллицей (кстати, это становится вдвойне курьезным, когда замечаешь, что текст то английский, то есть выглядит примерно так: "Тхе греат варриорз…")

Географические карты, планы местности, зданий, также состоящие из линий тоже хорошоизвестный и узнаваемый вариант использования линий. Вне зависимости от детализации карты или того места, которое схематично представлено на карте, мы сразу понимаем, что имеем дело с изображением местности, отношениями между пунктами, способом добраться из пункта "А" в пункт "Б".

Другие легко воспринимаемые объектами, основой для которых служат линии - это графики. На первый взгляд это неочевидно, но задумайтесь, простой набор линий несет на себе огромную смысловую нагрузку, которая помогает нам проследить развитие события или сопоставить характеристики двух явлений буквально на лету.

Однако, все описанные выше случаи применения линий - это, по существу, вербальные символы, а ведь, как было сказано ранее, линии также могут иметь эмоциональное значение. Напомню, что различие во влиянии напрямую зависит от нашего опыта, от того как мы привыкли воспринимать направление и положение в пространстве.

Так, к примеру, горизонтальные линии будут восприняты большинством как нечто стабильное, статичное, находящееся в состоянии покоя. Это напрямую зависит от того, что мы привыкли считать горизонтально расположенные по отношению к земле объекты находящимися в состоянии покоя. Примером может служить пример "дизайна горизонтальных линий" Фрэнка Ллойда Райта, который подчеркивает "приземленность" архитектуры, ее функциональность.
 
Напротив, вертикальные линии служат символом возвышенного, духовного. Восходящие линии, которые выходят из поля зрения человека, несомненно оказывают свое влияние и поэтому неспроста доминируют в архитектуре соборов, штаб-квартир корпораций и т.п. Подобное направление линий символизирует нечто превосходящее, недоступное человеческому пониманию, а посему внушающее уважение.
 
Не меньшее воздействие на сознание оказывают линии, имеющие диагональное направление, которые также воспринимаются вполне однозначно. Линии, направленные подобным образом символизируют либо движение, либо нестабильность объекта, примером чему может служить приведенное изображение танцоров. Подобная символика может быть обусловлена прежде всего тем, что мы воспринимаем диагонально направленные объекты как нечто среднее между горизонтальным и вертикальным по отношению к земной гравитации, а поэтому логично предположить (а наш мозг в подобных случаях приходит к решению без участия сознания), что объект либо падает, либо движется. Более того, диагональные линии часто используются в двумерных композициях, где они служат для придания объема, перспективы.

Сочетание линий также имеет определенное эмоциональную окраску. Так, сочетание горизонтальных и вертикальных линий символизирует постоянство, стабильность, прочность. Как мы знаем, объект в виде блока, куба достаточно сложно перевернуть, подвинуть, поэтому имеет смысл использовать подобное сочетание, когда требуется достичь эффекта постоянства, надежности, безопасности. Прямо как в случае изображения, приведенного в качестве примера, где глава семейства, мужчина изображен именно таким образом. С другой стороны, беспорядочные, резкие линии подразумевают ощущения сомнения, капризности, непостоянства. Примером того, где подобные комбинации линий могут быть успешно применены, служат штормовые волны, изображения толпы или, как в данном случае отображение сути матери, женского начала изображенной на рисунке семьи.

Аналог изогнутых линий можно также найти в природе. За примером далеко ходить не надо - человеческое тело, женское в большей степени, можно обрисовать именно изогнутыми линиями, а поэтому, присутствие в дизайне линий подобного рода, подразумевает чувственные, приятные эмоции.

Как я уже говорил, помимо направления, большое значение имеет качественные характеристики линии, такие как ее толщина и т.п. Это действительно немаловажно для того, чтобы научиться создавать качественный дизайн, так как даже неискушенный взгляд ничего не смысляшего в художественном искусстве человека может распознать стиль и исполнение рисунка. Так, практически любой скажет, что приведенное здесь изображение льва не более чем набросок, сделанный с натуры.

Скрупулезность же линий следующего примера может навести на мысль, что работа была выполнена в студии, быть может даже без взгляда на натуру. И действительно, дата и место создания этой работы (Европа, 15 век) наводит на мысль, что, скорее всего рисунок был выполнен с рассказов путешественника, о чем свидетельствует недостоверность деталей носорога, а также то, что в Европе того времени было достаточно затруднительно увидеть данное животное своими глазами.

Следующий пример наглядно демонстрирует то, как качество линий может повлиять на настрой работы и как подобные линии могут стать авторским стилем художника. Это изображение обнаженной женщины подтверждает то, что минимум линий, размещенных с умом, в итоге дает сбалансированную композицию, в которой присутствует движение, чувственность и которая вместе с тем служит лучше любой подписи об авторстве, так как является воплощением оригинальности.