Дизайн – задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства. (Оксфордский словарь)

Разработка дизайн-проекта в строительно-отделочных работах первый и важнейший этап. От него зависит буквально все – экономичность и эргономичность, комфорт и уют, функциональность и удобство будущего жилья или офиса, а также, насколько быстро, качественно и с наименьшими затратами этот проект будет осуществлен. Именно поэтому к этапу дизайн-проектирования в фирме «Офис-Центр» подходят наиболее внимательно и ответственно.
Развитие компьютерных технологий, их доступность привели к тому, что на рынке буквально из ниоткуда появилось большое количество якобы «дизайнеров», способных за пять минут наваять некий проект, расхлебывать который будут строители, что, в итоге, в большинстве случаев приводит к абсолютно неприспособленному для обитания интерьеру. А самое главное, найти потом виноватого будет совсем не просто, ведь на картинке выглядело так красиво. Но это и есть наиболее часто встречающаяся ошибка доморощенных дизайнеров. Их опыта и знаний хватает только на то, чтобы придумать и нарисовать красивую картинку, не беспокоясь о том, как на этой картинке люди смогут жить и работать.
В действительности разработка проекта это сложный многоуровневый подход к поставленной задаче – формирования среды обитания, включающий в себя: детальное изучение проблемы, сбор исходных данных, разработку концепции образов, определяющих содержание объекта, определение характера и формы пространства, решение и организация интерьера, его оформление, разработка технологических решений (свет, отопление, кондиционирование), разработка систем охраны, ограничения доступа и т.д. Все это под силу осуществить только коллективу опытных специалистов, имеющих представление о работе с теми или иными материалами, технологиями, техническими аспектами.
Специалисты фирмы «Офис-Центр» могут с уверенностью сказать: «Мы можем все!» Дизайн-проект в концепции фирмы – своего рода сценарий будущей жизни человека на несколько лет вперед. Мы продумываем каждую мелочь условий обитания в проектируемой среде, о которых заказчик зачастую просто не догадывается. За многие годы работы на рынке строительно-отделочных работ нами накоплен богатейший опыт работы с самыми современными отделочными материалами и технологиями. На объектах фирмы (от самых маленьких, квартирных, до самых крупных, гостиничных комплексов или АБК заводов) использован весь спектр необходимого оборудования зданий и интерьеров, окна и двери, системы кондиционирования и отопления, водоснабжения и канализации, лестницы, лифты, камины, электро и коммуникационные системы, охранные комплексы. Особую важность в будущей комфортности жилья или офиса мы отводим системе освещения (которая несет не только техническую функцию света, но и участвует в эстетическом решении пространства).
Еще одним значительным плюсом в том, что мы сами разрабатываем и осуществляем проекты, является принцип комплексности. Удобство разработки проекта и его осуществление одними руками заключается в той степени ответственности, которую мы несем за весь объект, легкость решения возникающих в процессе вопросов, осуществление авторского надзора за ходом работ, что значительно снижает общую стоимость объекта.
 



Положение о творческом конкурсе на специальности 0524 - дизайн, 0523 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 0525 - интерьеры и оборудование
Абитуриенты, поступающие на обучение по указанным специальностям, должны представить на предварительное рассмотрение авторские творческие работы (не менее трех каждого вида):
по рисунку (гипсовая или живая голова, экорше или рисунок обнаженной фигуры человека и зарисовки фигуры человека в одежде);
по живописи (натюрморт, этюд головы человека, этюд фигуры человека в одежде);
по композиции (работы, демонстрирующие способности автора к стилизации, абстракции и творческому мышлению: декоративные композиции, панно, орнаменты, стилизованные изображения предметов окружающего мира, объемные композиции на плоскости, макеты, модели и т.п.).
Материалы - бумага, карандаш, акварель, гуашь, темпера, тушь, перо, фломастеры, капиллярная ручка и пр.
Формат работ - 0,25 или 0,5 листа ватмана.

Работы рассматриваются предметной комиссией, которая оценивает уровень художественной подготовки автора и выносит решение о рекомендации к поступлению его в университет (с рецензией на его работы автора знакомят в процессе собеседования).

Программа экзаменов
Рисунок Рисунок гипсовой головы.
Основные требования:
компоновка рисунка в заданном формате,
линейно-конструктивное построение гипсовой головы с соблюдением пропорциональных соотношений на основе условно-пропорциональной схемы ее строения,
передача перспективы,
выявление объема за счет техники штриховки,
передача перспективы,
выявление объема за счет техники штриховки и передача характера модели.
Материал - бумага, карандаш.
Формат - 0,5 листа ватмана.
Время выполнения - 6 академических часов.

Живопись Этюд фигуры человека в костюме.
Основные требования:

компоновка фигуры в заданном формате,
линейное построение подготовительного рисунка с соблюдением пропорциональных соотношений и перспективы,
определение колористического содержания постановки.
Выявление формы средствами живописи.
Материал - бумага, акварель или гуашь.
Формат - 0,5 листа ватмана.
Время выполнения - 6 академических часов.



Факультет создан в 1995г. на базе технологического факультета, с которого в 1975 г. началась история Благовещенского технологического института. На дневном отделении факультета ведется подготовка по следующим специальностям:

052300 - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
052401 -предметный дизайн;
052402 -дизайн костюма;
052500 - интерьер и оборудование;
551200 -технология изделий текстильной и легкой промышленности.

На двух кафедрах факультета - дизайна; материаловедения и технологии изделий текстильной и легкой промышленности работает более 40 преподавателей, в том числе 2 профессора, 14 доцентов и 21 кандидат наук.

Факультет готовит специалистов в области современного дизайна и инженерно-технических работников для предприятий текстильной, легкой промышленности и бытового обслуживания.

Дизайнер - это специалист, творческая деятельность которого объединяет в процессе проектирования различные сферы человеческой практики. Он не ограничивается формообразованием отдельных предметов (машин, мебели, посуды, одежды и пр.), а участвует в создании самой предметно-пространственной среды. Развивая свои творческий потенциал, имея представление о современном уровне развития науки, дизайнер должен уметь спроектировать все - "от ложки до города".

Основным и обязательным условием профессионализма дизайнера является гармоничное сочетание его художественной и инженерно-технической подготовки. Поэтому в программу обучения для специальности 052401, наряду с дисциплинами общехудожественного цикла (рисунок, живопись, композиция), включены технические дисциплины - инженерные основы дизайн-проектирования, конструирование, проектирование и др. А в рамках специальности 052402 изучаются дополнительно такие курсы как художественное проектирование костюма, технология и конструирование швейных изделий, и др.

По специальности 052500 готовятся высококвалифицированные художники-проектировщики широкого профиля, способные создать проекты интерьеров жилых и общественных зданий, проекты и образцы массовых и уникальных изделий мебели и оборудования зданий, элементов интерьеров и благоустройства объектов "малой" архитектуры.

Профессиональное мастерство дизайнеров интерьера должно основываться на развитом художественно-образном и объемно-пространственном мышлении, художественном вкусе и изобретательности, умении в совершенстве выразить свои замыслы графически, в макете и материале. Выработке этих умений помогают изучаемые студентами дисциплины: проектирование интерьера, проектирование мебели, конструирование, материаловедение, технология производства и др.

На кафедре дизайна действует студенческий дизайн-центр "Модерн", в рамках которого осуществляется подготовка абитуриентов рисунку, живописи, композиции. Дизайн-центр оказывает услуги по изготовлении' рекламы, разработке проектов интерьеров и их оформлению, проектированию новых предметов быта и швейно-трикотажных изделий, проектированию и изготовлению оригинальной спецодежды для предприятии. На базе центра организуются ярмарки и выставки-распродажи художественных работ студентов и преподавателей.

Выпускники-дизайнеры могут работать на предприятиях различного профиля и разных форм собственности, а также организовать собственное дело, быть консультантами - дизайнерами промышленных предприятий.

Кафедра дизайна поддерживает творческие связи с Университетом технологии и дизайна и Художественно-промышленной академией Санкт-Петербурга, Институтом им. Строганова (Москва).


Кафедра дизайна
Специальности

052300 - декоративно - прикладное искусство и народные промыслы (квалификация - художник декоративно - прикладного искусства, дополнительная квалификация - преподаватель ИЗО, черчения и ДПИ) Профессиональное мастерство основывается на развитом художественном образе и объемно - пространственном мышлении, художественном вкусе.
052500 - интерьер и оборудование (специалист - дизайнер, квалификация - художник по проектированию интерьера и оборудования) По специальности 052500 готовятся высококвалифицированные художники - проектировщики широкого профиля , способные создать проекты интерьеров жилых и общественных зданий , проекты и образцы массовых и уникальных изделий мебели и оборудования зданий, элементов интерьеров и благоустройства объектов "малой " архитектуры.
052401 - предметный дизайн
052401 - дизайн костюма

Характерные преимущества специальностей
Дизайнер это специалист, творческая деятельность которого объединяет в процессе проектирования различные сферы человеческой практики. Он не ограничивается формообразованием отдельных предметов (машин, мебели, посуды, одежды и пр.), а участвует в создании самой предметно - пространственной среды. Развивая свой творческий потенциал, имея представление о современном уровне развития науки, дизайнер умеет спроектировать все - "от ложки до города". Основным и обязательным условием профессионализма дизайнера является гармоничное сочетание его художественной и инженерно - технической подготовки.

Выпускники - дизайнеры работают на предприятиях различного профиля и разных форм собственности, организовывают собственное дело, работают консультантами - дизайнерами на промышленных предприятиях.

Дисциплины
рисунок
живопись
композиция
скульптура
художественное проектирование костюма
технология и конструирование швейных изделий
макетирование
декоративно-прикладное искусство
компьютерный дизайн
инженерные основы дизайн - проектирования
конструирование
проектирование
проектирование интерьера
проектирование мебели
материаловедение
технология производства

На кафедре работают мастерские рисунка, живописи, скульптуры, лаборатории художественного проектирования костюма и компьютерного дизайна.

Научно-исследовательская деятельность
Во время учебы студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, принимают участвуют в конкурсе молодых дизайнеров.

Сотрудничество
Кафедра дизайна поддерживает творческие связи с:
Университетом технологии и дизайна г. Санкт - Петербурга
Художественно - промышленной академией г. Санкт - Петербурга
Художественно - промышленным университетом имени Строганова г. Москвы
Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса

На кафедре дизайна действует студенческий дизайн - центр "Модерн", в рамках которого осуществляется подготовка абитуриентов рисунку, живописи, композиции. Дизайн - центр оказывает услуги по изготовлению рекламы, разработке проектов интерьера, их оформлению, проектированию новых предметов быта и швейно - трикотажных изделий, проектированию и изготовлению оригинальной спецодежды для работников предприятий На базе центра организуются ярмарки и выставки-распродажи художественных работ студентов и преподавателей.

Преподавательский состав
На кафедре работает более 30 преподавателей и сотрудников, из них 4 кандидата технических наук, 6 членов Амурского отделения Союза Художников России, 1 искусствовед.

Программа экзаменов
Рисунок. Рисунок гипсовой головы.
Живопись. Этюд фигуры человека в костюме.
Композиция. Специальности 052402 и 052300 - разработка плоскостно - декоративной композиции в цвете на заданную тему из простых геометрических фигур (круг, квадрат, овал треугольник, прямоугольник ), формы и размеры фигур произвольны. Специальности 052401 и 052500 - разработка объемной композиции в цвете на основе предложенного плоскостного решения геометрических фигур.
Примечание : карандашами , кистями и красками университет абитуриентов не обеспечивает .


Профессия дизайнера
 Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения "За связь искусств и ремесел" в Англии конца 19 века, лидером которого был художник и теоретик в области предметного творчества Вильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом 20 века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции.
 
    Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы 20-ого века, когда были открыты первые школы дизайна. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна".



Справочник дизайнера 



 Интервью с шеф-дизайнером компании Renault Патриком Ле Кеманом.

Каждая фирма, выпускающая автомобили, имеет собственные принципы и философию дизайна. Как бы вы сформулировали основной принцип философии Renault?
Прежде всего, я хочу сказать, что есть некие фундаментальные положения, общие для всей французской школы автомобильного дизайна. В отличие от итальянской школы, где сначала рисуется контур автомобиля, а затем его интерьер, мы, в первую очередь, конструируем внутреннее пространство, а затем, исходя из этого, переходим к внешнему облику. Философия дизайна Renault заключается в том, чтобы сделать очень сильный концепт-кар. Может быть, это не всегда удается, но мощный и выразительный стиль Renault должен присутствовать в любом случае!

Сколько времени уходит на разработку одной модели у специалистов дизайн-центра Renault?
Когда мы говорим о сроках разработки автомобиля, то на цифры нужно смотреть с осторожностью. Обычно говорят, что этот процесс занимает 24 или 36 месяцев, но все зависит от того, с какого момента считать. Мой рост — 171 сантиметр, но можно сказать, что я гораздо ниже, если начать мерить от коленей. Так и с машинами. Когда говорят о 24 месяцах, обычно имеют ввиду время, которое проходит от окончания работы над проектом автомобиля до его выпуска. Но сюда же нужно приплюсовать и стадию дизайнерских разработок. Машину на уже готовой платформе можно сделать за год — полтора. На создание же автомобиля, в корне отличающегося от уже существующих, времени нужно больше — до шести лет.

Как обычно ведется работа над новой моделью в вашем дизайн-центре?
Расскажу об этом на примере модели Vel Satis. Работа проходила в четыре этапа. Первый этап — 1994-95 гг. Для начала нужно было всех убедить в необходимости создать автомобиль высшего класса, который существенно бы отличался по стилю от Mercedes, Audi и т.д. И на Франкфуртском автосалоне 95-го года мы представили принципиально новый концепт-кар Initiale. А надо сказать, тогда руководство Renault всерьез подумывало о том, стоит ли вообще продолжать выпуск автомобилей высшего класса и не оставить ли этот сегмент тем автопроизводителям, которые специализируются на подобных машинах. Многие полагали, что лучше сфокусироваться на тех рыночных секторах, где мы традиционно сильны. Однако Initiale вызвал большой интерес у публики и специалистов, поэтому было принято решение из сегмента представительских автомобилей не уходить и разработать новый автомобиль на его основе. Это и был второй этап. А на третьем была проработана архитектура новой модели. Главная идея заключалась в том, чтобы автомобиль получился высоким, с большим внутренним пространством. Работа оказалась очень трудной, поскольку образцов для подражания у нас не было. Мы долго бились над внешним обликом, а когда наконец нашли его и утвердили, стало ясно, что отступить от принятого образа мы не можем ни на миллиметр! Ну а четвертый этап — это подготовка машины к серийному производству.

Сколько вариантов нового автомобиля обычно предлагается?
Если говорить о рисунках и эскизах, то в случае с тем же Vel Satis их было несколько сотен. А макетов в масштабе 1:1 — шесть или семь.

Много ли дизайнеров обычно участвуют в разработке новинки?
По-разному. В случае с Vel Satis, например, участников было много: над этим проектом мы предложили поработать всем нашим дизайнерам. Наша дизайнерская команда уникальна, в нее входят люди 18 национальностей, и каждый вносит в проект что-то свое. Совсем недавно на работу был принят специалист из Монголии... Предвидя ваш следующий вопрос, могу сказать, что русских дизайнеров в нашем центре пока нет, но это не означает, что они там никогда не появятся, поскольку единственный критерий отбора — наличие таланта.

Как вы определяете, каким должен быть новый автомобиль? Как вы узнаете, чего ждет публика?
Заранее предупреждаю, что мой ответ касается только Renault. Документ, который описывает будущий автомобиль, разрабатывается дирекцией по продукции, где специально собирают информацию о тенденциях рынка и предпочтениях покупателей. Исходя из этого, дизайнеры создают эскизы. Вот так и вырисовывается облик нового автомобиля...

Не считаете ли вы, что дизайнеры Renault движутся вперед очень уж быстро? Не слишком ли авангардны ваши проекты, ведь всем известно, что в последнее время большим успехом пользуются автомобили, выполненные, например, в стиле «ретро»?
У компании Renault существуют традиции новаторства, которые берут начало еще в прошлом веке. Именно тогда Луи Рено оформил целый ряд патентов на технические решения, которые прежде не применялись. Некоторые современники его так и называли: «Человек с тысячей патентов». В истории марки можно насчитать множество новаторских автомобилей — Renault 4, Renault 16, Renault 25, Espace... Да и за годы моей работы в дизайн-центре тоже можно назвать несколько подобных моделей — Twingo, Avantime, Vel Satis... Получается, что мы всего лишь продолжаем и развиваем давно сложившиеся традиции. Поэтому я не думаю, что Renault бежит слишком быстро, скорее, остальные слишком медлительны... Что касается стиля «ретро», то это совсем не наш подход. Мы любим современность, но считаем, что завтра будет лучше, чем сегодня, поэтому будущему надо смотреть прямо в глаза, его нельзя увидеть через заднее стекло...



Дизайн-лаборатория


Положение об
"Институте архитектуры и дизайна" в составе Казанской государственной  архитектурно-строительной академии

1. Общие положения

1.1 Институт архитектуры и дизайна в составе Казанской государственной архитектурно-строительной академии является учебно-научным и административным, структурным подразделением академии, реализующим в соответствии с лицензиями академии образовательные программы высшего, после вузовского и дополнительного, профессионального образования по специальностям, отнесенным к нему настоящим положением.
1.2 В своей деятельности институт руководствуется:
· законодательством РФ и РТ
· уставом академии
· настоящим положением
· нормативными актами Министерства образования РФ.
1.3 Институт создан на основании решения ученого совета академии (протокол №3 от 27 марта 2000 года) , и в соответствии с инструктивным письмом Госкомвуза РФ № 08-36-354/08-13 от 13.05.94 г..
1.4 Институт может, в установленном порядке, наделяться частичными полномочиями юридического лица или иметь лицевой счет в бухгалтерии академии. Институт имеет свою печать, бланк и эмблему. Юридический адрес института: 420043, г. Казань, ул. Зеленая д.1, корпус Б
1.5 Институт:
· Реализует образовательные программы высшего, профессионального образования в соответствии с лицензиями;
· Осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров архитекторов и дизайнеров, а также работников высшей квалификации для научной и научно-педагогической деятельности в области архитектуры и дизайна;
· Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования в области архитектуры и дизайна;
· Организует подготовку абитуриентов и формирует контингент студентов факультетов;
· Распространяет знания среди населения, участвует в повышении его образовательного и культурного уровня.
· Реализует иные виды образовательной, производственной и предпринимательской деятельности, в том числе платной, не противоречащие законодательству.

2 Структура и управление институтом

2.1 В состав института входят:
· Факультеты
· Кафедры
· Контингент студентов
· Учебно-методический отдел
· Курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и подготовительные курсы для абитуриентов.
· Творческие и проектные мастерские (центры) и иные подразделения, закрепленные в его составе приказом ректора.
2.2 Управления институтом осуществляют:
· Конференция института
· Совет института
· Директор института
· Ученые советы факультетов
· Деканы факультетов
· Заведующие кафедрами
· Руководители других подразделений.
2.3 Конференция института созывается для выборов или продления полномочий директора на новый срок. Порядок созыва конференции, нормы представительства на ней профессорско-преподавательского состава и других сотрудников, а также обучающихся устанавливает совет института.
2.4 Совет института является представительным органом института. Он состоит из ученых советов факультетов, избранных в соответствии с положением о факультете КГАСА. В совет института по должности входит директор института, являющийся председателем совета.
2.5 Совет института:
· созывает конференцию коллектива,
· рассматривает дополнения и изменения к положению об институте,
· рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции института, текущее и перспективное планирование, принимает по ним решения,
· осуществляет конкурсный отбор профессорско-преподавательского состава в соответствии с законодательством.
Работа совета регламентируется, утвержденным им положением.
2.6 Непосредственное управление институтом осуществляет директор. В порядке выполнения своих служебных обязанностей, он подчинен ректору и проректорам академии в пределах их компетенции.
Директор избирается на конференции тайным голосованием сроком на 5 лет. Директор считается избранным, если за его кандидатуру подано не менее 50% голосов присутствующих на конференции делегатов, при кворуме 2/3 делегатов из числа избранных на конференцию. Срок и порядок созыва конференции объявляются за 30 дней до ее открытия. Выдвижение кандидатур на должность директора института завершается за 2 недели до выборов. Список кандидатов объявляется не меньше, чем за 10 дней до выборов. Право выдвижения кандидатур на должность директора принадлежит: ученым советам факультетов института, ректору академии, кафедрам, входящим в состав института. Кандидатуры представляются в письменном виде с приложением, в необходимых случаях, протоколов заседаний, на которых они выдвинуты. Кандидатура на должность директора должна иметь ученую степень и ученое звание, являться специалистом в области архитектуры, дизайна или строительства.
Вновь избранный директор вступает в исполнение своих обязанностей после утверждения приказом ректора.
2.7 По истечению срока полномочий директор отчитывается перед конференцией института и проводится тайное голосование по продлению его полномочий. Если за продление полномочий подано менее 50% голосов, назначаются выборы директора в соответствии с п.2.6 настоящего положения.
2.8 Директор:
· Руководит образовательной, научной, производственной, хозяйственной и внебюджетной деятельностью института в рамках своей компетенции
· Планирует и организует деятельность по развитию института.
· Решает кадровые вопросы в объеме своей компетенции
· Руководит работой ученого совета института
· Контролирует выполнение требований законодательства в институте
· Контролирует реализацию образовательных программ и уровень методического обеспечения учебного процесса
· Организует плановый прием студентов на 1 курс,
· Вносит предложения по составу ГАК
· Контролирует движение контингента обучающихся
· Разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию материально-технической базы института,
· Осуществляет контроль и управление хозяйственной, производственной и внебюджетной деятельностью подразделений института.
При несогласии директора с решениями совета института или ученых советов факультетов, он вправе вынести этот вопрос на рассмотрение совета института. Решение считается подтвержденным, если за него проголосовало не менее 2/3 членов совета.
В пределах своей компетенции директор издает указания и распоряжения. Конкретные служебные обязанности директора и отношения его с другими органами управления академии определяются должностной инструкцией, утверждаемой ректором.

3 Факультеты института

3.1 К факультету архитектуры относятся:
· Контингент студентов специальности 2901 (архитектура)
· Контингент студентов специальности 2914 (проектирование зданий)
· Кафедра архитектуры
· Кафедра основ архитектурного проектирования (ОАП)
· Кафедра архитектурного проектирования (АП)
· Кафедра теории, истории и национальных проблем архитектуры (ТИНПА)
· Кафедра градостроительства
· Архитектурно-проектный центр (АПЦ)
3.2 К факультету дизайна относятся:
· Контингент студентов специальности 2902 (дизайн архитектурной среды)
· Кафедра дизайна архитектурной среды (ДАС)
· Кафедра изобразительных искусств (ИЗО)
· Кафедра начертательной геометрии и графики (НГиГ)
· Кафедра САПР
· Детская архитектурно-дизайнерская школа
3.3 Деятельность и функции факультетов, за исключением отнесенных к ведению института настоящим положением, регламентируются положением о факультете в академии.

4 Реорганизация и ликвидация института.
Изменение положения

4.1 Институт может быть реорганизован или ликвидирован решением ученого совета академии с учетом мнения совета института.
4.2 Изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются ученым советом академии по представлению совета института или ректора академии.
 


кафедра Изобразительных искусств
Кафедра занимается общей художественной-графической подготовкой студентов-архитекторов с 1 по 4 курсы. Основной задачей обучения является формирование и развитие пространственного воображения и восприятия. В соответствии с государственным стандартом по высшему архитектурному образованию эта задача решается в следующих дисциплинах: рисунок, живопись, скульптура.
     Особенностью преподавания дисциплины “Рисунок” является его деление на две части: проектный рисунок (1-2 курсы), и академический рисунок (3-4 курсы).
     В проектном рисунке большое внимание уделяется анализу и принципам пространственного построения архитектурных форм, рисованию по памяти и представлению. В академическом рисунке преимушественное значение уделяется рисованию с натуры фигуры человека, его форм и частей с обязательным анализом его конструктивного скелета.
     Преемственность проектного рисунка на 3-4 курсах происходит во время осенних и весенних занятий на пленэре, где студенты выполняют задания по изображению городской среды и объектов в ней.
     В курсе “Живопись” студенты 2-3 курсов изучают характеристики цветовой среды и возможности её передачи в различных техниках живописи. Также изучаются цветовые отношения; цвет в изобразительной и объёмно-пространственной композиции, цветовые образы.
     Занятия по живописи также подразделяются на аудиторные и пленэрные. В аудиторных изучаются закономерности колорита, зрительное восприятие цветовых отношений в натуре, средства изображения и техника исполнения.
     На пленэрных занятиях изучается колористический образ здания в окружающей его среде.
     В курсе “Скульптура” основное внимание уделяется изучению и построению объёмной формы в скульптуре и архитектуре. Выполняются элементы и детали малых архитектурных форм, а также небольшой архитектурный проект пространственной композиции на примере проектирования памятника.
     На данный период по художественно - изобразительным дисциплинам кафедры ведут подготовку 12 преподавателей. Большинство из них имеют большой опыт практической и преподавательской деятельности.


ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ обеспечивает подготовку специалистов в области дизайна, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Направления, специальности и специализации подготовки:

522500 Искусство (по видам) 04 - Искусство дизайна (направление)
Продолжительность обучения - 4 года. После защиты дипломного проекта - присвоение академической степени бакалавра искусства дизайна и получение соответствующего диплома.
052400 Дизайн (специальность).
На обучение принимаются лица, имеющие диплом бакалавра искусства дизайна или освоившие программу по данной специальности за I - IV курс. Продолжительность обучения - 2 года. После защиты дипломного проекта - присвоение квалификации дизайнера и получение соответствующего диплома.
Специализации:
Индустриальный дизайн.
Дизайн интерьера.
Графический дизайн.
Дизайн одежды.
Анимационный дизайн.
052300 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (ДПИ)
Продолжительность обучения - 5,5 лет. После защиты дипломной работы - присвоение квалификации и получение диплома специалиста - художника декоративно-прикладного искусства.
Специализации:
Ювелирное искусство.
Художественная обработка металла.
Художественная керамика.
Художественно-прикладной текстиль.
Камнерезное искусство.
052200 Монументально-декоративное искусство (МДИ).
Продолжительность обучения - 5,5 лет. После защиты дипломной работы - присвоение квалификации специалиста - художника монументально-декоративного искусства и получение соответствующего диплома.
Специализации:
Монументально-декоративная живопись.
Скульптура.
Религиозное искусство.

Обучение проводится по очной (дневной) форме за счет средств федерального бюджета и на платной основе.

На кафедрах факультетов архитектуры, дизайна и изобразительных искусств организованы учебно-творческие мастерские под руководством опытных специалистов, где студенты проходят творческую специализацию, выполняя как академические проекты, так и реальные заказы.

ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ (ФВО) организует учебный процесс по очно-заочной (вечерней) форме и в форме экстерната. Ведется подготовка бакалавров и специалистов.

Направления подготовки , специальности и специализации факультета:

521700 Архитектура (направление).
290100 Архитектура (специальность).
Специализации:
Архитектура жилых и общественных зданий.
Архитектура промышленных зданий и сооружений.
Градостроительство.
522500 Искусство (по видам) 04 - Искусство дизайна (направление).
052400 Дизайн (специальность).
Специализации:
Дизайн одежды.
Индустриальный дизайн.
Дизайн интерьера.
Искусство ландшафта.
052300 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (специальность).
Специализации:
Художественная керамика.
Ювелирное искусство.
Художественная обработка металла.
Художественно-прикладной текстиль.

Сроки обучения бакалавров:

4 года по направлениям подготовки 521700 "Архитектура" и 522500 "Искусство (по видам) 04 - Искусство дизайна";

Сроки обучения специалистов:

2 года по специальностям 290100 "Архитектура" и 052400 "Дизайн" (для лиц, имеющих диплом бакалавра архитектуры и бакалавра искусства дизайна или освоивших программу по соответствующей специальности за I - IV курс);
5,5 лет по специальности 052300 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы".

В форме экстерната ведется подготовка по специальности 290100 "Архитектура".

Прием на ФВО осуществляется по результатам вступительных экзаменов. Лица с высшим образованием, имеющие творческие работы по выбранной специальности, принимаются на обучение после просмотра работ квалификационной комиссией и собеседования. Авторство работ должно быть удостоверено в любой форме.

Обучение на факультете платное (на договорной основе).



Общие положения Устава Союза художников России
Подсекция художников по свету, которая создана при секции дизайна Творческого Союза художников России, имеет Устав, с общими положениями которого вы можете ознакомиться:

1.1  Общероссийская общественная организация "Творческие Союз художников России" - далее Союз - является добровольным, неправительственным общественным творческим союзом, созданным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в интересах развития отечественного изобразительного искусства.

1.2  Союз распространяет свою деятельность на территории большинства субъектов Российской Федерации.

1.3  Союз действует на основе принципов самоуправления, добровольности, равенства членов, гласности и законности

1.4  Союз руководствуется  Конституцией, действующим законодательством Российской Федерации нормами международного права, касающимися сферы его деятельности и настоящим Уставом.

1.5  Союз является юридическим лицом с момента государственной  регистрации, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.  Союз имеет самостоятельный баланс, основные и оборотные средства, открывает расчетный и иные счета в банковских  учреждениях, имеет печать, бланки, штампы со своим наименованием, эмблему и другие реквизиты.

       Символика Союза подлежит государственной регистрации и учету в порядке   установленном Законодательством Российской Федерации.

1.6  Союз несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.

1.7  Союз не отвечает по обязательствам государства и своих членов.        Государство не отвечает по обязательствам Союза. Члены Союза не отвечают по обязательствам Союза.

1.8   Краткое наименование Союза: Творческий Союз Художников России.

1.9  Местонахождение Правления Союза - Российская Федерация, 121019, г. Москва, Гоголевский бульвар, дом 10, стр. 1.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн)
 

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030500.04 - ДИЗАЙН

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА С ОСНОВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. Основы начертательной геометрии; правила оформления чертежей. Построение геометрических предметов в ракурсах, построение сечений, тел вращения. Общая методология и логика решения графических задач; средства инженерной графики; методы и приемы выполнения чертежей. Воссоздание формы предмета по чертежу (в трех проекциях), изображения ее в рисунке. Построение перспективного сокращения геометрических тел, архитектурных элементов и предметов дизайна в чертежах; законы линейной перспективы и основные методы построения пространства на плоскости; картинная плоскость, горизонт, главная точка схода, перспектива прямых линий. углов, геометрических фигур и тел; построение теней. (150 час)

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Технология практической работы с компьютером; разработка педагогических программных средств. Виды компьютерной графики; основы работы в графическом редакторе PaintBrush; основы векторной графики, работа в CorelDraw. Решение общих и композиционных задач проектирования. (250)

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. Классификация видов искусства; история и развитие искусства; особенности эстетического развития различных регионов мира. Художественные стили. Западноевропейское искусство: архитектура, станковое и прикладное творчество в эпохи Средневековья, Ренессанса, Барокко, Рококо, Романтизма и Модерна. Искусство Востока, характеристика и особенности развития искусства в Америке и Африке. История Византии и ее влияние на формирование русского искусства. Искусство Древней Руси, влияние западноевропейских стилей на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства ХIХ в. Тенденции и развитие современного мирового искусства (реализм, модернизм, постмодерн, масскультура). Особенности развития культуры и искусства во второй половине ХХ века; школы современного искусства. (100)

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА. Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Духовно-материальная культура в эпоху Средневековья; переход к индустриальной цивилизации в эпоху Возрождения. Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России, особенности развития материальной культуры в России. Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной мировой культуре; виды дизайна (130)

РИСУНОК. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Техника тонального и линейного рисунка на примере изображения предметной среды, растительного и животного мира. Приобретение навыков изображения человеческой фигуры, овладение основами композиции человеческой фигуры. Овладение методами короткого рисунка и наброска с использованием различных графических техник. Овладение фактурным изображением и методом рисунка по памяти (380).

ЖИВОПИСЬ. Локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония, другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок. Моделирование пространства и объема посредством цвета и тона, построение цветоритмической композиции с использованием различной техники. Создание живописных и декоративных композиций средствами живописи (380).

ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. Анатомические термины. Скелет человека: состав и функции, структура костей и их классификация; состав и типы суставов; форма и функции мышц: строение, типы, функциональность; соединение костей туловища, верхних и нижних конечностей, их движение; мышцы и мышечная система туловища; мышцы шеи; кости черепа, их соединение; мышцы головы. Пропорции тела.(190)

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ. Простейшие средства изобразительного языка. Введение в композицию: ритм и пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, фактура и текстура, модульность и комбинаторика; семиотика, стилизация, колористика (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.). Средства графического дизайна; организация пространства из предметов-элементов, создающих заданный образ  (450).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Выразительные возможности и средства графических материалов, технологии составления композиций (цветовых, линейных. тональных). Проектирование средств визуальных коммуникаций, комплексная разработка элементов фирменного стиля (170).

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом  (до 450)
Факультативы (450)



 
Стремительное развитие компьютерных технологий оказывает сильное влияние на всю систему высшего образования. Это коснулось не только учебного процесса и методик преподавания в ВУЗах , но и перечня специальностей, по которым ведется подготовка. Ярким примером этого процесса является появление в нашем университете специальности 030500.04 "Профессиональное обучение ( дизайн )". Несмотря на то, что этой специальности не более трех лет, она уже пользуется большой популярностью среди выпускников школ не только Санкт-Петербурга, но и других регионов. Почему же это происходит?

      Графика играет очень важную роль во многих областях человеческой деятельности. Она необходима не только при подготовке производства, но и в искусстве, оформлении, рекламе, дизайне, моделировании и анализе процессов в научных экспериментах и т. п. Исследования показали, что в 92% человеческой деятельности в той или иной мере используются графические образы. В настоящее время мы наблюдаем лавинообразное применение графических методов в новых информационных технологиях: операционных средах, средствах мультимедиа, гипермедиа, Internet. Современная инженерная и компьютерная графика как инструмент реализации творческих идей конструктора, проектировщика, дизайнера, специалиста по рекламе и полиграфии использует эти технологии в полном объеме и требует значительной подготовки в области компьютерной техники, компьютерного и геометрического моделирования, знаний основ эстетики, искусствоведения и психологии, а также многих других дисциплин.

      Сейчас мало уметь чертить и изображать свои идеи на бумаге в виде чертежей или эскизов. Сейчас нужны специалисты, виртуозно владеющие программным обеспечением, умеющие создавать реалистичные трехмерные модели, использовать звук, анимацию, одним словом - творить компьютерный (виртуальный) мир, который часто называют третьей реальностью. Такой специалист сможет быстро и наглядно показать заказчику свои разработки (представив ему чертеж или, например, реалистичную трехмерную модель изделия на экране компьютера), создать эффектную, привлекающую взор рекламу продукции в газете, на телевидении или в сети Internet, разработать атрибуты фирменного стиля и многое другое.

      Компьютерная графика позволяет наглядно представлять разнообразную информацию и, поэтому незаменима в обучении. То, что называют визуализацией, помогает нам наблюдать и понимать процессы и явления, которые иногда даже трудно вообразить, например строение вещества или структуру поля. Поэтому с компьютерной графикой связаны самые современные методы обучения, такие как метод полного погружения или технологии развития интеллекта и творческих способностей.

      Перечисленные направления современного использования компьютерной графики нашли свое отражение в учебном плане новой специальности 030500.04 "Профессиональное обучение (дизайн, в котором условно можно выделить три основные группы специальных дисциплин:

1) системы автоматизированного проектирования и трехмерного моделирования;
2) компьютерная графика и дизайн;
3) компьютерные технологии обучения (см. учебный план).
      Список специальных предметов весьма значителен. Этот момент является принципиальным, поскольку у студентов должен сформироваться широкий кругозор в области применения средств и методов компьютерной графики. В отличие от узкого специалиста специалист широкого профиля сможет сориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной конъюнктуры, найти собственную "экологическую нишу", обеспечивающую ему достойное и безбедное существование.

      Обучение современным компьютерным технологиям невозможно без соответствующей технической базы. Оборудование компьютерных классов кафедры ИКГ удовлетворяет самым современным требованиям, предъявляемым к системам компьютерной графики. Кафедра ИКГ имеет изостудию, чертежный зал, четыре учебно-научных лаборатории компьютерной графики и мультимедиа, оснащенных локальной сетью, в которой более 50 компьютеров. С каждого рабочего места можно выйти в глобальную сеть INTERNET. Лаборатории имеют WEB-серверы: cccp.ifmo.ru и decg.ifmo.ru , электронную почту, оснащены аппаратурой записи и цифровой обработки видеоизображения; аппаратурой синтеза и обработки звука (в т.ч. midi - клавиатуры).

      Высокий уровень и широкий профиль подготовки студентов кафедры ИКГ дает им возможность найти работу практически в любой отрасли, где применяется компьютер.

      Кафедра инженерной и компьютерной графики читает циклы графических дисциплин для студентов различных факультетов ИТМО.
       Так, например, общепрофессиональная программа графических дисциплин для студентов ЕНФ предусматривает чтение следующих курсов:

На 2-ом курсе:
1) Начертательная геометрия - теоретический базис инженерной графики;
2) Техническое рисование - развитие творческого (пространственного) мышления, выработка навыков и умений эскизирования;
3) Черчение - развитие начального конструкторского мышления, выработка навыков и умений создания конструкторской документации;

4) Компьютерная графика - выработка навыков и умений создания КД в процессе автоматизированного черчения.
На 3-ем курсе:
5) Компьютерный дизайн и анимация - представление результатов технического творчества с использованием пакетов прикладных программ: CorelDraw, Fotoshop, 3D-studio, 3D-Max и др.
На 4-ом курсе:
6) Системы сквозного проектирования - изучение технологии CAD/CAM-систем с использованием пакетов прикладных программ: Adem, Solid Works и др.
На 5-ом курсе:
7) Системы мультимедиа и виртуальной реальности - изучение технологии создания виртуальных миров с использованием языковых средств VRML, звуковых и видеоэффектов, создание электронных учебников.

      Качество обучения на кафедре ИКГ обеспечивается выполнением многих условий. Немаловажным является проведение профориентационной деятельности и предпрофессионального отбора на этапе довузовской подготовки. В структуре довузовской подготовки ИТМО на базе кафедры ИКГ был создан Санкт-Петербургский детско-юношеский компьютерный клуб (ДЮКК). В клубе функционирует трехуровневая система компьютерных курсов для школьников