Седых В.И.

Механизация и автоматизация ремонта судов

/МАРС/

Учебное пособие. ДВГМА, Владивосток, 1995.

В учебном пособии рассматриваются основные положения выбора показателей эффективности механизации и автоматизации технологических процессов ремонта судов, приведены примеры конструкций средств механизации и автоматизации технологических операций, освещены методические основы выбора средств механизации и автоматизации, их элементов при разработке технологических процессов ремонта судов.

Пособие предназначается для курсантов судомеханического факультета по специальностям "Судовое энергетическое оборудование" и "Техническая эксплуатация судов и судового оборудования".
 

Рецензенты:
 доктор транспорта, проф. Балякин О.Н.,
 к.т.н., доцент Зволинский Н.Т.
 

Дальневосточная государственная морская академия
им. Г.И.Невельского, 1995 г.
 
 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

1. НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ РЕМОНТА СУДОВ

1.1. Особенности производственного процесса ремонта судов
1.2. Основные направления механизации и автоматизации технологических
      процессов ремонта судов
1.3. Принципы механизации и   автоматизации технологических процессов
1.4. Особенности создания группового производства
1.5. Основные этапы работ по организации группового производства
1.6. Основы технологической подготовки группового производства
1.7. Схема автоматизации  производственного процесса
1.8. Классификация средств и систем   механизации и автоматизации
      производственных процессов
1.9. Основные понятия и определения
1.10. Показатели механизации технологических процессов
1.11. Оценка показателей механизации рекомендуемых технологий
1.12. Влияние механизации и автоматизации на производительность труда
1.13. Оптимизация выбора средств механизации и автоматизации
1.14. Оценка параметров технологического процесса при выборе средств
       механизации и автоматизации.
1.15. Экономическая эффективность механизации и автоматизации
1.16. Показатели комплексной оценки эффективности механизации
       и  автоматизации
1.17. Оценка социального и организационного эффектов
1.18. Инженерные методы оценки эффективности новой техники
1.19. Основные понятия и определения технологических систем (ТС)
1.20. Уровни автоматизации технологических систем
1.21. Основные понятия гибкости технологической системы
1.22. Эффективность использования ГТС
1.23. Основы алгоритмизации управления технологическими процессами
1.24. Уровни детализации алгоритма
1.25. Особенности моделирования ТП ремонта судов
1.26. Построение математических моделей ТП

2. СИСТЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Системы автоматического контроля
2.2. Системы автоматического управления технологическим оборудованием
2.3. Системы программного управления оборудованием
2.4. Структурная схема микропроцессорной системы управления ТП.
2.5. Основные понятия и определения роботизации
2.6 Классификация  и функции промышленных роботов
2.7. Система управления роботами
2.8. Целевые механизмы помышленных манипуляторов
2.9. Роботизация судоремонтного производства
2.10. Типы автоматических линий
2.11. Оценка производительности автоматических линий
2.12. Расчет оптимальной структуры автоматической линии
2.13. Методологические основы выбора оптимального варианта
        автоматической линии
2.14. Основные положения и определения надежности технологических
       линий
2.15. Зависимость технико - экономических показателей автоматических
       линий от показателей надежности
2.16. Показатели надежности проектируемых линий
 

3. ОCНОВЫ ВЫБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ ПРИ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

3.1. Классификация приспособлений
3.2. Определение погрешности установки и крепления деталей
3.3. Установочные и зажимные элементы
3.4. Пневмоприводы в приспособлениях
3.6. Механизмы - усилители в приспособлениях
3.7. Пружинно-гидравлическая зажимная оснастка
 

4. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ДОКОВОМ РЕМОНТЕ СУДОВ

4.1. Качество и способы  очистки корпуса судна
4.3. Средства механизации окраски корпуса судна
4.4. Механизация оcновных операций при ремонте винта рулевого комплекса
4.5. Механизация технологических процессов ремонта корпусов судов
4.6. Автоматизация тепловой резки
4.7. Автоматизация сварочных операций
4.8. Автоматическое управление процессом механической обработки
4.9. Автоматизация контроля положения судна на стапеле
4.10. Автоматическое адресование транспортеров, перемещение лифтов
и домкратов
4.11. Автоматизация обработки гребных винтов и гибки труб

5. МЕХАНИЗАЦИЯ СЛЕСАРНЫХ И СТАНОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

5.1. Механизация слесарно-сборочных операций
5.2. Приспособление для токарных станков
5.3. Приспособления для сверлильных станков
5.4. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ АГРЕГАТНЫХ СТАНКОВ
5.5. Особенности применения приспособлений для фрезерных станков
5.6. Средства механизации подъемно транспортных операций
5.7. Механизмы транспортирования и уборки стружки

6. АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

6.1. Основные направления и проблемы
6.2. Классификация станков по степени автоматизации
6. 3. Устройства для автоматизации вспомогательных переходов и ходов
Список использованной литературы



 
 

Введение

Курс "Механизация и автоматизация ремонта судов" включает в себя:
 - основные положения по разработке технологических  процессов механизированного и автоматизированного производства;
 -  типовые примеры конструкций и компоновок приспособлений, элементов автоматов и автоматических линий, систем управления и целевых механизмов;
 - инженерные методы обоснования выбора оптимальных технологических и конструктивно-компоновочных решений;
 - принципы построения автоматических линий, гибких автоматизированных производств.
Курсанты, изучившие курс "Механизация и автоматизация ремонта судов", должны уметь:
 - анализировать варианты технологических процессов с целью выбора из них оптимальных по критериям количества и качества;
 - выбирать оптимальную степень механизации и автоматизации технологических процессов ремонта судов;
 -  разрабатывать технологические процессы ремонта судов с учетом заданных показателей механизации и автоматизации ремонта судов;
 -  знать типовые конструкции механизмов и устройств для выполнения вспомогательных операций (механизмы подачи заготовок и их ориентации, транспортировки, зажима, накопления заделов и др.);
 - знать типовые конструкции приспособлений, автоматических линий и гибких технологических систем, систем управления и контроля;
 - оценивать перспективность направлений комплексной механизации и автоматизации, новейших конструктивных и компоновочных  решений.



 

Список использованной литературы

1. Автоматизация производственных процессов на водном транспорте С.А. Попов, Ю.М. Кулибанов, Ю.Н. Ковалев и др.  М.: Транспорт, 1983. 230 с.
2. Адлерштейн Л.Ц., Розинов А.Е., Соколов В.Ф., Шраерман М.Р. Механизация корпусных работ на стапеле. Л.: Судостроение, 1973. 302 с.
3. Ванников И.И., Финкель Г.Н., Хейфец В.Я. Механизация очистки и окраски подводной части судов. Л.: Судостроение, 1980. 102 с.
4. Белянин П.Н. Промышленные работы.  М. Машиностроение, 1978. 400 с.
5. Болотин Х.Л., Костромин Ф.П. Станочные приспособления. М.:Машиностроение, 1973. 339 с.
6. Владимирский А.Л., 3барский М.Л., Финкель Г.Н. Доковый ремонт морских судов М.: Транспорт, 1984. 205 с.
7. Власов С.Н., Чадович Г.М., Черпаков Б.И. Устройство, наладка и обслуживание металлообрабатывающих станков и автоматических линий. М.:Машиностроение, 1983. 435 с.
8. Гибкие производственные комплексы /Под ред. П.Н.Белянииа и В.А. Лещенко. М.: Машиностроение, 1984. 384 с.
9. Гибкое автоматическое производство /Под ред. С.А.Майорова и Г.В. Орловского. Л.: Судостроение, 1983. 376 с.
10. ГОСТ 27.002-83. Надежность в технике. /Государственный комитет по стандартам,.М., 1983. 30с.
11. Желтобрюх Н.Д. Механизация и автоматизация корпусного производства. Л.: Судостроение, 1972. 170 с.
12. Киршфольд Г.А. Автоматика и системы управления механизмами на морских судах. М.: Транспорт, 1981. 143 с.
13. Козырев Ю.Г. Промышленные работы: Справочник. М.: Машиностроение, 1983. 376 с.
14. Комиссаров В.И., Леонтьев В.М. Точность, производительность и надежность в системе проектирования технологических процессов.  М.: Машиностроение, 1985. 224 с.
15. Коновалов В.С. Организация, механизация и экономика заводского транспорта.  М.: Машиностроение, 1980. 309 с.
16. Крыница М.Н. Механизация слесарно-монтажных работ на судах. - Л.: Судостроение, 1970. 300с.
7. Кузнецов М.М., Волчкевич Л.И., 3амчалов Ю.П. Автоматизация производственных процессов. М.: Высшая школа, 1978. 430 с .
18. Кузьменко В. Н. Автоматизация и механизация производственных процессов в судостроении .  Л .: Судостроение , 1972. 236 с .
19. Мелов А.Н., Иванов Ю.В. Основы автоматики и автоматизация производственных процессов.  М.: Машиностроение, 1974. 584 с.
20. Орлов Л.А. Автоматизация производственных процессов в судовом машиностроении: Текст лекций.  М.: ЦРИА ''Морфлот'', 1980. 64 с.
21. Пружинно-гидравлическая зажимная оснастка для металлорежущих станков/Н.С. Чигирев, И.Я. Шимилевич, Л.М. Мышлевский и др.; Под общ. ред. Л.М. Мышлевского. М.: Машиностроение , 1983. 146 с.
22. Терган В.С., Андреев И.Б., Либерман Б.С. Основы автоматизации производства .  М .: Машиностроение, 1982.  264 с .
23. Шаумян Г. А. Комплексная автоматизация производственных процессов. М.: Машиностроение , 1973. 639 с.
24.Шаумян Г.А., Кузнецов М.М., Волчкевич Л.И. Автоматизация производственных процессов.  М.: Высшая школа, 1967. 471 с.