С.В.СИМАКОВ.

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСКУССТВО

12 МЕТАМОРФОЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ЛЕКЦИЯ 29.12.1995 (№ 11)

Итак, мы хорошо поработали, наметили пространство, т.е. обозначились. Теперь все зависит только от вас. Так как, оказывается, праздники есть, но их еще надо сделать (Сережины слова). У нас все есть, только вот, кто бы нам сделал нашу судьбу, нашу жизнь. Девичье томление такое: пришел бы принц, а я в тереме, а он подпрыгнул бы, да поцеловал, да колечко снял бы... Эти мечты хороши в 5 классе
Сегодня, я надеюсь, вы у меня все-таки будете заниматься живописью. Я хочу вам объяснить, что эти пространства, с которыми мы работаем (пространства астрологические) не существуют сами по себе: они существуют как объективный закон Космоса. И деваться от этого закона некуда. Просто нужно, чтобы это стало вашей объективной реальностью. Помешать этому ничего не может.

Я понимаю, очень трудно с чего-то начинать. Однако мне неважно, с чего вы начнете. Но чтобы вы не тратили энергию и время понапрасну, я предлагаю вам 2 простые вещи: движение и рисование. И плюс ментальная программа - этого более чем достаточно, чтобы двигаться в каком-то пространстве. Другого ничего не существует. Поэтому мне не понятна ваша инерция: я говорю, а все мои слова - как в песок.
Мне нужна группа образованных людей, интеллектуалов, группа сильных, здоровых, творческих чуваков. И достигается это очень просто: для этого только нужно делать то, что я говорю. (А раз мы образовались 25 числа, я надеюсь, мы это дело провернем.)

А чтобы вам было легче, я хочу обозначить, что живопись, как и вообще форма всякого творчества, полностью ложится на схему эволюции огня. Т.е. это абсолютно одна и та же модель. Мировая творческая эстетическая мысль легко и свободно вписывается в эту модель. Но, к сожалению, искусствоведы не знают астрологии и тем более не знают эволюции огня. Поэтому когда вы знакомитесь с историей искусств, и изобразительных в частности, вам ничего там не понятно. Т.е. знания подаются хаотически. Там вводится множество школ, которые каждый тянет на себя. Усвоить эту программу невозможно. Потому что нет ключа, потому что неясно, что, собственно, говоря, происходит, какой принцип применяется. Все приняло форму сумбура.

Итак, купите энциклопедию по искусству. Там есть все от примитивного искусства (наскального) до 20 века, включая искусство Египта, Греции, Рима, средних веков, эпохи Возрождения и т.д. Я хочу, чтобы этот изобразительный визуальный ряд вы усвоили. Потому что каждый современный интеллигентный городской человек просто обязан это знать. У буржуев в школах рисование есть, у нас в школах рисования нет.

А нужно, чтобы вы этими зрительными образами оперировали свободно и могли их классифицировать. Т.к. мы занимаемся интеллектуальным трудом, нужно, чтобы у вас был блок этой информации, что бы вам никто ничего в этом плане не смог сказать. Вам будет легко ориентироваться, если (как я надеюсь) мы войдем в это пространство. Для этого нужна схема, а схему я сейчас вам дам.

Схема строится очень просто; элементарно. Она строится таким же самым образом, как строится пространство движения огня. Схемой развития всякого творчества (основным и самым ярким является творчество изобразительное) является именно форма движения огня (функционирование я), доминантой которого является пространство Льва. Пространство, допустим, актерского мастерства. Быть актером – это прекрасно, но быть режиссером!.. Быть актером очень здорово, но режиссером – еще "кручей". Режиссер – это не начальник над актерами. Режиссер – это тот, кто из актеров формирует целое пространство.

*В театре ведь не все играют: есть режиссеры, а есть те, кто делает спектакль - сценаристы, осветители, монтировщики, электрики и разные другие, т.е. играют не все.*
Таким образом, можно быть актером, а можно быть и режиссером. Это разные формы, однако, и то и другое – пространство Льва. Можно быть человеком, просто творчески относящимся к жизни, а можно быть и перекатывающимся из пространства в пространство, из роли в роль (мы очень любим жить просто так).

И можно быть человеком, который эти перекатывающиеся пространства держит и делает большие феерии, большие энергетические спектакли устраивает. Однако эти спектакли не в буквальном смысле: он просто формирует пространство судьбы таким образом, что оно у него стационарно. Он не переходит, а перетекает из одного образа пластического ряда, творческого какого-то в другой, из одной ауры в другую. Он как бы продолжает эту модель. Вот в этом состоит режиссерский вариант.

И мне не безразлично, кем вы себя мыслите. Мне нужно, чтобы у вас этот момент был, чтобы вы его у себя отследили. На празднике вы были статистами. Не знаю, что у вас там в мозгах сейчас. Но эта модель существует, и она завязана именно на этот принцип движения огня. А это связано с осознанием себя. Я не предлагаю всем осознать себя в пространстве Льва: всем быть такими режиссерами. Нет, не об этом речь. Но мы должны понять сам принцип, а принцип движения огня и есть понятие этих пространств.

Я не собираюсь с вами заниматься актерским мастерством. Хотя, если бы вы себя нормально вели, двигались с того года, как я вам рассказал о тотемических движениях, то за эти почти 2 года уже можно было продвинуться ого-го как! А никто ничего.

В пространстве тотемических движений я хочу, чтобы у нас была группа, способная делать эти ритуальные танцы, чтобы вы не стояли и не мерзли у костра. А то вы стояли и не знали что делать, как будто вас выгнали из дома. Здесь природа, кругом небо, самая главная точка рождения энергии - и какие-то бледные перепуганные люди, жмущиеся к дымящемуся костру - ужас просто!

А если бы вы поработали в этом пространстве, то для вас это – во! Вы бы смогли все это сделать в ритуальном действии. Ритуальное действие, оно не расписанное. Ритуальное действие возникает из действа. Оно должно возникать. Но для этого должна существовать база. Если бы вы позанимались, то мы могли бы провести этот праздник как ритуальное действие.

Меня спрашивали: какая ритуальная программа на празднике? Т.е. меня воспринимали как массовика-затейника из клуба! Потому что сознание клубное. Борщ, хаома, каша и спирт на посошок – нормально по-нашему, все понятно. Ну что я еще вам могу сказать?..

Мне нужна группа, которая двигается, которая понимает сам ритуальный принцип движения огня. Поймите, ритуальные танцы не разучивают.

*Я сейчас работал в Киеве. Ко мне подходит парень - ушуист (там команда ушуистов такая есть) и спрашивает: "А когда мы будем это разучивать?" Я отвечаю: "Никогда не будем". - "Как не будем? Мы привыкли так: к нам пришли, сказали, мы записали, выучили". Я им говорю, что мы так не будем делать.*

Это западная модель. Так формирует пространство запад. Восток его так не формирует. Восток его формирует снизу. Я вам сейчас объясню структуру формирования пространства на Востоке и на Западе. Вы все западники и учат вас по западному.

Возьмем Пикассо и персидскую миниатюру (в ней большая степень абстракции). Что такое всякое формообразование? (читай как формообразование судьбы, потому что если вы умеете формообразовывать что-то, вы сумеете формообразовать и вашу судьбу: принципы одинаковы). Так вот, формообразование – это создание какой-то формы. А всякое формообразование стоит на 2-х принципах; оно возможно с 2-х сторон. Правда, и тот и другой принцип идет через стилизацию. Стиль – обязательное условие; без стилизации формообразование просто невозможно. Поэтому не относитесь к своей судьбе как к какой-то данности. Она требует стилизации.

Вообще, что такое стилизация? Вот, если вы, например, просто рисуете бутылку, то лучше бы вы ее не рисовали, т.к. для этого существует фотоаппарат. Если вам нужно нарисовать бутылку, чтобы она была художественной, ее нужно немножко застилизовать, т.е. привести в соответствие с канонами изобразительного пространства (у изобразительного пространства есть каноны).
Так вот судьба тоже нуждается в стилизации. Нельзя к ней буквально подходить! Это первое, на чем прокалываются западники. Западники ничего не знают о стилизации, они с трудом воспринимают стилизацию. Почему?

Помните, мы говорили о 2-х взглядах на мир, о точке схода, о том пространстве, которое летит на нас и о том, которое от нас? Так вот, мы с вами европейцы, и нас воспитали во 2-м пространстве – иллюзионном, в котором мы летим туда, в бесконечную даль (так называемая линейная перспектива).
В этом пространстве стилизация в правильную форму невозможна. Потому что правильной формы нет – нечего и стилизовывать. Раз существует проблема стилизации, то и проблема прочтения судьбы вытекает отсюда.

Я пытаюсь добиться от вас 3 листочка Соляра для того, чтобы понять, каким же образом в вас идет мысль. Мне нужно ухватить вашу мысль, чтобы потом ее привести в соответствие с порядком "делания" стилизации, чтобы стиль был, стильность присутствовала. Это первое. Второй уровень связан с осознанием необходимости стилизации. Нельзя просто рисовать, нельзя просто срисовать.
Образец Абсолютной (с большой буквы) стилизации - это детские рисунки. Они абсолютно стилизованы, до стерильности. Т.е. там просто абсолютный стиль - детский. Его ни с чем не спутаешь. Он детский и одновременно какой-то божественный. Это абсолютная вещь. Ни один взрослый ни при каких обстоятельствах не сможет этого повторить. Просто у него нет этой возможности, он потерял это качество божественное.

Однако это не значит, что мы, взрослые, этого не имеем - все имеем. Дети стилизуют рисунки, также они стилизуют свою жизнь. У них постоянно идут стилизации, постоянно подведение к какому-то образу. Потому что стилизация связана с каким-то образом, образностью. Они образно живут.

Заметили?! Взрослые живут без-образно, т.е. безобразно! И опять, возвращаясь к празднику: взрослые были безобразны – стояли, не знали чего делать. Дети были все нормальные: они были там, там и там, они были цельные. Цельность – это образность, а безобразное – это потеря цельности, единости!
Поэтому 2-ой уровень взгляда на свою судьбу: судьба должна представлять из себя какой-то образ. Это связано с эволюцией огня, с качеством огня, с его возможностью лепить пространство огня. Потому что личность, солнечность не может иметь никакой образности. Поэтому мы говорим, что высшая форма проявления - когда мы лепим себя по образу и подобию предлагаемого нам Бога. Не будем говорить "божьего", потому что сначала на него нужно посмотреть. Вот покажите мне его, а потом я слеплю (с предлагаемого нам образа).

Обычно это сладко-мармеладный образ. Почему? Потому что лепит этот образ народ, который вообще не знает, как лепить даже эту бутылку, т.е. он лепит абсолютно безобразно. Так что это китчевая вещь. Все религии китчевые. Они вообще никакого отношения к искусству не имеют и, в конце концов, приходят к своей противоположности. Почему? Потому что формирование образа - вещь очень серьезная.

В мире существует всего 2 подхода к формированию образа и к формированию пространства. Это не моя мысль и не я ее родоначальник. Это у нас искусствоведческая аксиома, закон. Существует ряд классических законов. Один из этих законов - формирование пространства. Он полностью подходит к нашим астрологическим делам. Формирование пространства, основа которого - стилизация.

Существует 2 подхода к формированию пространства, т.е. 2 формы стилизации - европейская и 2-ая форма - восточно-азиатская. Они диаметрально противоположны, но цель у них одинаковая. Одни идут извне, другие - изнутри. Запад идет извне, Восток - изнутри. Так же строится перспектива.
Запад идет по ложному пути, по пути отбрасывания форм (лишнее). Запад строит, строит, строит, а потом останавливается на нужном месте и идет обратно, отсекая лишнее.

Сейчас покажу эту модель на примере рисунков Пикассо. Пикассо должны знать все. Он – типичный человек с европейским сознанием. Ценность его искусства 0-(-1); он просто "вздутый", точнее раздутый искусствоведами, товарищ. Пикассо для искусства - ничего, но он - камертон времени. Как личность он никто, его искусство не имеет ценности, т.к. оно вообще никакое. Но в качестве камертона времени о нем можно говорить.

Итак, у Пикассо есть знаменитая стилизованная серия "Быки".

Рис 1.

Вот это то, к чему он пришел!
(отбрасывание форм)

А начал он так: нарисовал быка с глазами, с мордой, со всеми делами. Потом принялся этого быка стилизовать. Стилизовал, стилизовал, т.е. убирал, убирал все лишнее, все мясо, все плотское от быка.
Бык состоит из кругляшка, еще кругляшка, рогов, позвоночника, костей с мясом - Пикассо все это стилизовал, стилизовал, т.е. все обозначающее этого быка он убирал, убирал... Долгий процесс! Он тяжело и туго шел. Шел, шел, шел и пришел в конце концов вот к такой модели: оставил самое главное - рога, морда и какая-то такая стремительная, вытянутая вещь. Получился вот такой образ быка. Т.е. он отказался от мяса, от плоти, от всякой тяжести. Пикассо вообще любил эту штуку развивать. В связи с этим у него есть офорт "Минотавромахия".

Т.е. художник отказался от плоти, от всего лишнего по его мнению, и пришел вот к этой вещи, которую я вам изобразил; Пикассо прошел длительный процесс. Сейчас это большие деньги стоит! Об этом много написано. Искусствоведы все ахали-цокали: "Как же это вообще можно так гениально нарисовать?!"

Примеры такой модели существуют в виде наскальных изображений в той же Франции, что дало повод искусствоведам сказать: вот он приблизился к тому архаическому чистому искусству, незамутненному, которое было! И т.д. и т.п.

Кстати, наукой установлено, что наскальные изображения в пещерах развивались по такому же пути, по которому шел Пикассо. Т.е. первобытные люди неолита шли по такому же пути западной формы стилизации. Сначала это были натуралистические изображения, а потом по мере развития абстрактного мышления (правого полушария, ответственного за формирование категорий) эти изображения становились все более стилизованными, более абстрактными. А не наоборот: будто бы сначала появилось абстрактное искусство, которое потом научилось рисовать. Т.е. будто бы сначала появились немощные художники на четвереньках, которые немощной рукой стали неумело выводить линии, а потом они уже научились очень убедительно рисовать этих быков. - Нет! Наоборот: сначала они их очень убедительно рисовали, а потом отказались от этого. Это уже научный факт! Чувствуете разницу? Это тот же путь, что проделал Пикассо в этих рисунках. Это европейская модель.

Существует азиатская модель, которая совершенно по-другому воспринимает мир. Азиатская модель берет сразу иероглиф этого быка и потом по мере надобности начинает на него наращивать что-то.

Рис 2.
 

Иероглиф быка
(наращивание форм)

И наращивание это может происходить до фотографической пыли, до полароида по мере необходимости. Степень условности и остановки здесь зависит от того, что хочет автор, и какая школа. Можно остановиться на этом варианте, можно нарисовать быка вот так, можно его до пыли довести, можно от этого варианта уйти еще до орнамента: здесь сделать еще одного быка и т.д., сделать ковер. Все зависит от того, что хочет автор и что развивает школа.

Самое главное, что когда вы идете по европейскому пути, по пути обученного подсознания, вы все время боретесь с материей, вы все время преодолеваете ее. Она все время навязчиво вам лезет в глаза, вы все время о ней помните. Это система так называемого лжепсиходелического рисования, когда вы сначала учитесь рисовать кости и мясо на них, а потом усиленно, мучительно всю жизнь от него освобождаетесь (то, с чем борются все художники - пытаются освободиться от материи).

На Востоке этой проблемы нет, потому что они просто не делают этого. Потому что на Востоке изображается энергетический человек, энергетическое животное, энергетическая картина. То, что они рисуют, это энергетика, или судьба, или космический знак этого. А не конкретные формы – что, как там у него? - это вообще никого не интересует. Потому что такой конкретно нарисованный человек со всем скелетом согласно анатомическим подробностям - не человек, это биосистема, машина, которая никому не интересна.

То же самое происходит и с нашим сознанием. Если мы живем в пространстве европейского взгляда, мы все время мучительно освобождаемся от материи. Материя в данном случае - это навязанное нам пространство внешней судьбы. Нам навязанное, т.е. не наше. Мы от него мучительно освобождаемся.
Опять же на празднике: все стояли там как быки - плотные, тяжелые, которых нужно еще обдирать. Вот это вещь, которая мешает всем жить, но которой в Европе никто не осознает. Кроме очень небольшого процента людей, которые занимаются этим (преимущественно это художники, композиторы). Основная же масса людей "набыченная", т.е. она живет по этому западному принципу освобождения от материи. Есть такое выражение - "быки" (так говорят о мужиках, которые ходят с выдвинутой челюстью вперед и взглядом исподлобья как быки). Т.е. это как бы первая грубая стадия, которая еще требует обработки. Но главное, что все это бессмысленно; и плюс ко всему очень тяжело!

А мы все, как европейцы, двигаемся в этом направлении, мы все с вами в этом как бы присутствуем, как бы в этом живем, мы отсюда, но это не правильно!

Более того, все современное европейское искусство на этом стоит. Только отдельные личности, отдельные люди, каким-то образом столкнувшиеся с этой доктриной Востока, умеют правильно входить в пространство. Они обалдели и пошли оттуда, с совершенно другой позиции. У них произошел переворот. Я вам объяснял: пустота, дао.., это высший пилотаж. Для того чтобы правильно войти в пространство, необходимо следовать этому принципу. Т.е. у вас есть срез, срез чего-либо, срез судьбы, например, как костяк. И вы его наращиваете. Это нужно понять. Поэтому наша с вами программа заключается как раз в том, чтобы войти в пространство оттуда.

Вот модель наращивания. И от вас зависит, где вы остановитесь. Вы можете остановиться, сделав худого быка, можете сделать толстого, жирного быка, вы можете набычить его, сделать из него вообще сплошное спермохранилище, которое стоит наверху на бугре, а вокруг трава зеленая. Т.е. это ваша проблема, от вас зависит, сколько вы сделаете. Степень стилизации зависит от степени вашего мастерства.

Но стилизация начинается не со сдирания кожи, не с уничтожения, а с воссоздания. Вот разница! Европейская модель - это модель уничтожения. Они даже ухитрились сделать такую архитектуру, в которой ничего кроме окон и балконов не осталось - все содрали, все уничтожили.

В системе астрологии, когда вы все начинаете исследовать ваш гороскоп оттуда, откуда вас учили - это убивание. Вы убиваете там все сразу. Это система сдирания кожи: добраться до сути, стилизовать, узнать и оставить вот эту штуковину. Да, вы только ее обглодаете, вы никогда ничего не сделаете, - это против течения, это нарушение всякого закона, это полный нонсенс! На Востоке так не делают.
Давая вам Соляр, я как раз дал этот костяк. Вы можете идти наращивая, а можете идти к орнаменту в модели, еще более наращивая... Ковры, замечательные росписи мечети - все это мусульманская культура запретила. Что такое запрещение изображать Бога плоским? Это запрещение наращивать на кости мышцы. Бог - он абстрактен. Все, значит, нужно уйти в орнамент. Вот что такое орнамент. Любите ковры, любите орнаменты, любите эти вышивки!

Все это наиболее абстрагированная, абстрактная форма. Т.е. форма, в которой нет материи, есть одна сплошная вибрирующая энергия. Эта энергия распалась, но она же не может просто распасться и умереть. Она распалась по какому-то закону и вибрирует как звездное небо.

Западный человек и восточный человек – это две разные методики. Я учу своих детей восточной методике. Они у меня через год рисуют так, что у этих взрослых художников глаза выпадают или они уходят просто в шоковом состоянии. Они к этому не могут прийти даже если всю жизнь будут рисовать. Потому что им нужно содрать с себя всю кожу. А детям не нужно. У них есть центровка, им просто объясняешь как это наращивается, они - раз, раз, раз и рисуют, т.к. у них есть свобода, где остановиться. Считаешь, что здесь достаточно - остановился; где хочешь можешь остановиться. Хочешь - на хвосте, хочешь - наращиваешь на него шерсть, хочешь - не наращиваешь, неважно, ты же его сам растишь. Вот сколько в тебе силы, сколько ты в него силы вдохнул, столько и оставил. Вот так у меня дети рисуют.
Потом у ребенка сил становится больше и больше и когда он станет большой, сильный и здоровый, тогда он нарисует. Это будет такая штука изнутри выросшая! Это будет рожденная картина, т.к. это принцип рождения. А западная модель – это принцип смерти. Это разные пути: путь уничтожения и путь рождения.

Когда вы анализируете гороскоп, обкладываясь различными таблицами, графиками, это расчленение, уничтожение. Вы можете добраться до этой сути. Добрались до костей – и что? Что дальше? Результата-то нет. Вы же раздели, разделали тушу. Так ведь происходит?

"Ух, ты, вижу, да..." Надо донести! Что вы понесете? Кости варить? Не делается так с гороскопами, не делается так с судьбой! Не живут так люди. Люди живут жизнью, они живут от жизни к жизни, они же производят жизнь. А почему-то в астрологии ее препарируют. Вообще, в оккультных науках, в основном, препарированное всё, потому что там преобладает европейский взгляд.

Поэтому я вам предлагаю восточную модель. Поясняю. Это искусствоведческая аксиома, ее преподают в академии. Каждый искусствовед знает эти вещи, но никто не переносит эту модель в общество. Я же хочу, чтобы вы рисовали для того, чтобы вы увидели, как это устроено, чтобы вы шли этим путем. Т.е. я настаиваю на рисовании, чтобы объяснить вам эту модель.

Я не собираюсь читать вам лекции, чтобы вы ничего не делали. Я завязал со своей рисовальной группой во Владивостоке: через 4 года занятий я увидел, что они у меня только записывают, записывают, но ничего не делают из того, что нужно. И через год я разогнал всех взрослых и набрал детей. Потому что это действительно бессмысленно: я буду вам объяснять, вы будете препарировать, я буду говорить за жизнь, вы будете - за смерть. Потому что у вас сознание европейское, вы потенциально так выстроены, у вас это в крови. Здесь нужно измениться, а мы цепляемся за какие-то ценности. Не надо цепляться. Это принципиально другой взгляд, это просто совершенно другое тому, чему вас учили. А вас учили уничтожать жизненное пространство.

*Но механика созидания классная. Если вы не знаете механики, вы сможете заработать лавры Пикассо. Тем более, все говорят, что это гениально. А я говорю, что это идиотизм. Пикассо интересный человек как барометр этого идиотизма. Это классика искусствоведческой мысли.*

Таким образом, мы должны эту вещь воспринимать и как-то идти по ней, по пути наращивания. Если этого не проделать руками в качестве искусства, вы это никогда не поймете. Потому что эта модель отсюда и понять ее можно только отсюда. По-другому это просто не понять. Ведь чтобы что-то понимать, нужно иметь аналог. Чтобы ездить на машине, нужно хотя бы ходить пешком по этой дороге. И избежать этого невозможно, иначе будет препарация.

Вообще, видно очень многое при работе с народом. Мысль ведь как сквозит: человек работает, работает, работает – раз и начинает препарировать. Т.е. наращивает, складывает – и вдруг начинает препарировать, раскладывая. Поэтому относитесь к этим вещам серьезно.

Модель понятна? Чувствуете, какую перестановку нужно произвести в мозгах! Мозгами вы тут ничего не сделаете, мозги будут сопротивляться и визжать. Это можно делать только руками, только телом, только – делать.

Идти нужно от середины. Зороастризм – это серединный путь, даосизм – серединный путь; весь Восток – это путь золотой середины. Что такое серединный путь? Это возможность восхождения, возможность идти от середины. Не "середняк" не "моя хата с краю", а возможность восхождения, когда у тебя всегда есть в запасе, есть потенция восхождения. Вот это наш путь, мы должны по нему идти. Поэтому я предлагаю эту модель прокрутить. У нас нет другого выхода, т.к. мы просто не имеем другой возможности. Мы идем либо по западному пути уничтожения, либо по восточному пути возрождения. Чего бы там про Восток ни говорили, какими бы ужасами Востока нас христиане ни пугали.

* * *
Итак, 12 пространств рождения, 12 метаморфоз. Это имеет непосредственное отношение к тому, что я хочу, чтобы вы делали, к вашему изобразительному искусству.

Есть такая искусствоведческая модель, в основе которой лежит формула рождения пространства и рождения предмета. Искусствоведы над ней много бились, но т.к. они не знают космических законов, у них все это так и останется взвешенным. Хотя есть литература, книги по этому поводу. Если вы будете заниматься этим, вы изучите.

Соль же заключается в том, что в изобразительном искусстве есть два основных понятия: предмет и среда. Т.е. все, что мы изображаем, рисуем, все, что мы здесь делаем, сводится к тому, что-либо мы рисуем предмет, либо среду.

Либо я рисую стакан, либо то, что вокруг стакана. Т.е. я рисую портрет и фон, машина - пейзаж, женщина - кровать, женщина - экскаватор (из соцреализма)...

Идея предмета и среды – это основа взаимоотношения на плоскости листа. Что главнее: предмет или среда? Конфликтная ситуация. Альфа и омега изобразительного искусства - это конфликтная ситуация предмета и среды. К какому-то великому художнику пришел ученик и сказал:

- Я буду учиться.

- А что вы умеете молодой человек?

- Я умею писать фон.

- Ну, тогда мне вас нечему учить.

Т.е. для этого художника главной проблемой было написать среду, фон, а предмет для него – так, мелочь. Трудно, допустим, нарисовав лицо, подтянуть к нему фон. Чтобы лицо не было вырезано или наоборот не утонуло там; это очень сложно. Существуют модели, принципы, методики, по которым это все строится.

В общем, все это достаточно сложно. Это всё может быть выстроено на плоскости – фресковая живопись; может быть объемное – такой легкий объем, обозначающий; средневековые фрески – они с обозначением объема, цвета, такие пробелы на предметах, они могут быть цветные, но пробелы, т.е. форма; не плоскостное (египетское), а уже на объеме (эпоха Возрождения).

Леонардо да Винчи ввел такое понятие – 4-го горшка, другими словами, рефлекс. До него писали на 3-х горшках: т.е. цвет предмета, цвет тени и цвет полутона. 4-й горшок – цвет рефлекса. На этих 4-х горшках строится вся современная живопись. Блик - это здесь (показывает на самое светлое пятно на кувшине).
А рефлекс – это когда еще сзади подсвечивает. Этим самым он оторвал предмет от фона.

Я же вам обозначаю базовую формулу, чтобы вы интеллектуально просмотрели, поняли, о чем речь. А в общем, человеческая мысль говорит нам о том, что все происходящее в мире искусства, происходит в пространстве борьбы европейской живописи, именно европейской, потому что азиатская живопись ни с чем не борется, они спокойно рисуют как рисовали. Только европейское искусство борется (конфликт предмета и среды), потому что оно болеет, оно выкарабкивается из всего этого: христианство агонизирует, искусство вылазит из-под этого умирающего монстра. И эта мысль говорит как раз о том, что происходит конфликт, борьба: где-то побеждает среда, когда-то предмет, где-то они равны и т.д. Есть авторы, есть художники, т.е. вся эта модель разработана, это можно просмотреть.
Все это мировой принцип движения пространства, который полностью ложится на систему эволюции огня. Это система, полностью отвечает нашему закону движения огня. Всего этих пространств 10: 2 раза по 5, т.е. 1 круг энергетической пятерки и 2-ой круг; а 2 - уже как бы дополнительные; итого 12.
Запишем их кратко, чтобы было понятно, что они полностью соответствуют принципу эволюции огня.
1-й принцип пространства рождения связан с Овном. В изобразительном искусстве это точка, линия или пятно.

Когда в пространстве белого листа появляется точка, линия или делается пятно. Это принцип иероглифики, японского, китайского письма, т.е. такого рисования, когда идут от точки. Когда сохраняется чистота белого листа, он не трогается: чистый белый лист, на нем появляется точка, она самодовлеющая, линия какая-то, они там как-то участвуют.

Сохранение белого листа, работа с ним, когда там находится точка. Т.е. это целая наука на Востоке, там жизнь посвящают этому. На Западе эта модель тоже раскручена, она нашла свое воплощение в форме дизайна. Если вы будете заниматься, я вам объясню, как это устроено, существуют специальные приемы, разработаны модели: как ставить точку, как делать пятно, как делать линию, чтобы это было искусство.
Т.е. это целая огромная наука.

И все это (рождение вот этого всего) имеет непосредственное отношение к изначальному принципу огня. Я самодостаточно: я точку поставил и все, вот это я поставил точку, я поставил кляксу и больше ничего не надо, я все сказал. Так называемое абстрактное искусство частично стоит на этих принципах, частично оно в себя эти принципы вобрало. В основном там вопрос идет от точки. Что такое линия? Это "продолженная" точка. А что такое пятно? Это размытая точка. Вот там точки много, линий чуть меньше, а пятна чуть-чуть; пятно там где-то сбоку, где-то в правом нижнем углу, как косоглазие. Но доминирующая - точка; это удар, мощь, энергия. Это принцип фона! Другое искусство существует, вы можете увидеть его в музее.

2-е пространство, связанное с эволюцией огня – пространство Тельца. Здесь доминирующим является пятно. Форма намечается.

Рисование пятнами очень хорошо делают дети. Пятна любые: они могут быть цветными, черно-белыми, выпуклыми. Они ничего не обозначают – форма там только намечается, проглядывается сквозь всё это. Идет процесс такого формообразования густого, какая-то химическая реакция.

 - Из зала: Сергей Васильевич, это когда на тканях рисуют?

 - СВС: На тканях, на холстах. Поливают холсты, краска течет. Сейчас такая форма искусства очень распространена. А это все языческие вещи.

*Я сейчас окинул взглядом мир. Все - христианству каюк. Это уже видно. Язычество уже из этого разрывающего зубастого монстра вылазит, из всех щелей оно уже выперло. Оно здесь лезет видиками, здесь картинками, здесь музыкой, здесь голыми девчонками. Это все язычество. Где вы можете себе представить голую девчонку в монастыре? А сейчас - пожалуйста, это уже никому не интересно. Даже у нас, в абсолютно пуританской стране. Это серьезно, язычество уже прет.*

И вот это искусство тоже сейчас выпирает: то пятном, то линией, а где и формой такой абстрактной вылазит. Поэтому вы можете рисовать пятно в линии, но вы должны понимать, что там происходит. Вы можете рисовать пятнами, но вы должны понимать, что вы делаете. Итак, здесь форма только начинается.

*Причем, если вы начнете делать по этой схеме, вы увидите, что тяготение к той или иной форме проявления искусства будет зависеть либо от включенности вашего 5-го дома или 5-го знака, либо от включенности вашего Марса. Именно Марс отвечает за живопись и вообще за искусство. А у вас Венера? Если бы Венера отвечала за искусство, у нас искусство полностью состояло бы из женщин. А есть такое понятие "женское искусство", когда вместо искусства делается связь? Женское искусство - это вышивание, можно делать одежду, но не более. Искусство, как мой учитель говорил, должно быть с мужским началом. Если там этого нет, нет искусства. Это, запомните, абсолютно марсианская вещь. Поэтому посмотрите, где у вас Марс, что в 5-ом знаке или доме: вам будет любопытно, мне будет интересно.*

Вообще, все искусство состоит из мужчин. Женщины приходят в искусство, если у них папа художник. Он просто ее воспитал так, помогает ей, а она рисует... (лучше бы она шила). Нет, история искусств не знает ни одной женщины-художника. Есть женщины-художницы, но это не откровение. Если ты художник и не делаешь откровения, не берись за кисть! Зачем ты ее взял? Или возьми кисть побольше и покрась стену. Вот на Арбате стоят девчонки. Это не искусство; это форма жизни, форма существования. Никто ничего не имеет против, это нормальная форма. Но искусство - это всегда откровение, это открытие себя. Это способ, мощный способ открыть себя, который христианство заталкивало, заталкивало и не смогло затолкать, как ни боролось.

3-е пространство связано с Близнецами. Если во 2-м пространстве форма намечалась, то здесь форма проявляется; уже не намечается, а обозначается, проклевывается; идет "узнаваемость" формы.
Пространство Близнецов связано с узнаванием формы. Есть такое искусство, оно сейчас тоже сильно распространено. Это американское искусство. В основном строится на узнавании форм: как бы бык, но не бык, хотя это уже форма, плоскостная форма. Ее можно узнать, но формы как таковой нет; есть обозначение пятна, пятно устоявшееся, линия устоявшаяся, может быть жирная линия.

 - Из зала: Вот бывает, подходишь к картине близко, а там корова, кажется, вообще на корову не похожа. А уходишь вдаль и видишь эту корову.

 - СВС: Да. Но там форма обозначается, она узнаваема. Смотришь - да, корова, корова есть. Но все равно это не круглая корова, не большая, она еще молока не дает. Это как бы корова, а это как бы рога, а это как бы трава, а это как бы солнце и как бы светит.

 - Из зала: Как облака?

 - СВС: Да, как облака плывут. Нужно усилие воли приложить, чтобы догадаться, что эти облака обозначают. У кого хорошая фантазия сразу видит, что это облака, а на облаках там птичка летит. Вот это 3-е пространство.

4-е пространство Рака. Здесь происходит процесс рождения формы.

Именно в 4-м пространстве, которое связано с Раком, происходит рождение формы как таковой. Здесь форма родилась, о ней можно говорить. Да, это уже точно не облако, это уже явный, конкретный бык. Я узнаю быка: это точно не корова.

В 3-м пространстве: то ли корова, то ли бык, то ли жук большой (современное искусство любит такие вещи). А здесь – нет. Это точно бык, у него рога. А это корова, у нее молоко. А это доярка пошла или полетела - не важно. Доярка полетела доить корову. В 4-м пространстве она еще может, имеет право летать, потому что форма уже обозначилась, но закон формы как таковой еще ни к чему не обязывает.

4-е пространство, как и 3-е – это товарищи импрессионисты (оба пространства, там только степень разная).

5-е пространство - пространство Льва.

Если 4-е пространство рождает форму, но среда еще имеет право где-то там вторгаться (вот человек изображен, но он там летит, где-то цвет попадает в цвет натуры), то в 5-м пространстве форма уже доминирует над средой полностью - это самое главное в пространстве Льва.

Бык материальный, конкретный, лохматый. И такая же корова. Но доярка уже не имеет права лететь; она должна идти пешком, с ведром, у нее должно быть лицо…, выражение определенное на лице, орден на груди. Бык сосредоточенный такой; корова веселая; забор новый зеленый; солнце желтое, яркое. А там тучка, перспектива. Все чин-чинарем и никаких изменений. Это так называемый соцреализм. Рекламные плакаты сюда же относятся.

Вот соцреализм и вообще реализм, как и всякий маразм, работает в пространстве давления формы над средой: где бутылка является самым главным героем, а фон тут какой – не важно, (может тряпка какая-то). Фотография - тоже давление формы над средой. Здесь самое главное - капельки, бык, но чтобы там ничего больше не было. Там красивый автомобиль, красивая голая женщина, на пузе у нее пепси-кола, а наверху написано: "Новое поколение выбирает "Жигули". Это пространство 5-го знака. Высшая форма жлобства связана с 5-м знаком.

Т.е. все должны себя утверждать. Утверждение своего "я". Кто мусоропровод? - "Я". Кто мясокомбинат? - "Я" А все - никого нет, всех растолкали - тишина вокруг. Вот такое искусство.

Овладение этой формой искусства является самым главным для художника, а самое главное в ней то, что она является критерием для зрителя. Если ты нарисовал точь-в-точь, как "Полароид", ты хороший художник; не нарисовал, значит - не умеешь рисовать. Художнику нужно 10-15 лет, чтобы научиться рисовать как "Полароид", потом столько же лет, чтобы разучиться. Это вечная проблема. Для зрителя же самое главное чтобы было точь-в-точь. Если вы хотите удовлетворить чьи-то амбиции, нарисуйте точь-в-точь похоже, и вам скажут, что вы талантливы. Моя мама до сих пор не признает меня художником, потому что я не нарисовал ни одной березки.

6-ое пространство Девы связано с тем, что эта форма, доминирующая форма предмета как таковая начинает деформироваться.
Это пространство деформаций форм.

На этих формулах строится очень большая схема астрологическая. Это мировая штука, очень серьезная форма включения.

Смотрите свой гороскоп. Если у вас сильное пространство Девы, то для вас оно будет доминирующим, а по закону визуального ряда здесь происходит деформация, перегрузка. Форма перегружена до такой степени, что она начинает деформироваться. Просто бутылка уже не удовлетворяет – ее нужно деформировать. Ее нужно сделать так, чтобы с ней что-то произошло. Иначе неинтересно смотреть: смотреть просто на бутылку, так же неинтересно, как и на эти плакаты. На них противно смотреть – на американские плакаты, фотографии, которые висят на улице.

Когда висели наши плакаты, где рабочие с перчатками, с кранами, плакаты "Слава КПСС" - это было интересно, это было искусство. А сейчас это все гипертрофированное – противное, гадкое, мерзкое. Это неинтересно, потому что все это относится к 5-му пространству.

Это скучно, эта реклама у нас не работает. И статистика выборов показала, что "Наш дом – Россия" только 0,02% получила от этой рекламы, на которую потратили миллиарды рублей. Потому что она не работает. Мы-то были в другом еще, мы-то знаем, где мы были, а нас вернули в 5-е пространство. Мы другой народ, у нас другой менталитет. Потому что относительно Близнецов 5-е пространство большое, а относительно "Водолеев" - противоположное. Для нас оно – анти, оно неприятное.
Таким образом, 6-е пространство – очень жесткая структура, в которой и происходит деформация этого пространства. Яркий пример – художник Сезанн. Вот Сезанн – уже жесткая структура. Начало деформации. Но доминанта формы сохраняется и все остальное (цвет, настроение, состояние, тон и т.д.).

7-е пространство Весов – опозиционное рождению этого предмета. Это начало разрушения формы через прекращение ее роста.

Процесс роста формы закончен, дальше ей идти уже некуда: про форму уже все сказали. Она уже доформировалась – теперь все начинает разрушаться, форма разъедается, деформируется. Там такие портреты есть: картина, где лицо, там ухо в дырке, в дырке там небо или во лбу что-нибудь такое. Другими словами, там идет разрушение, переход. Вы сидите здесь, и тут же у вас небо сквозь вас светит, тут у вас что-то еще. Т.е. форма теряет интерес.

Доминантой форма не считается, это уже неинтересно. Начался процесс разрушения формы. Это 7-е пространство. Т.е. в 1-м пространстве вы начали рост ярко, мощно: вот точка и все! А здесь уже можно нарисовать что угодно (в 7-м). Вы можете нарисовать здесь пыль, но это уже никому неинтересно. Вы начинаете ее разрушать, растлевать, уже червяки там, гнить начинает, все гниет. Вот может быть тогда интересно – гниет красиво, хорошо, художественно, а какие червячки! Как у Сальвадора Дали.
8-е пространство – очень интересное, скорпионское, связано с тем, что здесь осуществляется попытка возвращения предмета.

Отчаянная попытка предмета завоевать заново свои позиции. С одной стороны, кричать про себя: "Я - самый главный!" С другой стороны, такой интимный, греховный сексуальный союз с пространством (идти на мировую). Т.е. порождение такого симбиоза пространства и формы.

Это такое искусство, где из неба что-то выползает главное, потом вползает в небо. Где на небе летают всякие рыбки (а должны плавать в воде). Где форма с одной стороны, начинает вести себя вульгарно, чтобы победить пространство (летающие рыбы - это вульгарно). А с другой стороны, она как бы сдается пространству: "ну ладно, я тут полетаю, похожу, где рыба может ходить пешком". Это вся та компания, когда рисуют мохнатую кружку, туфельки с глазами, язык надкушенный слегка. Т.е. здесь идет введение абсурда, чтобы удержать пространство. Но, тем не менее, это попытка возвращения в пространство, которая не всегда удается. Очень интересно! Босх, Брейгель.

9-е пространство Стрельца. Здесь доминирует среда. Среда победила, предмет побежден. Есть такое искусство настенных росписей-картин, где много воздуха, света. Ничего не нарисовано, а какой-нибудь одинокий путник. Это пейзажная живопись. Или стенка такая: раз - там бабочка летит. Такая большая стенка и маленькая бабочка. Обратный реверс. То был лист и точка: вот вам всем! А тут - вот вам всем, но только реверс: стенки покрашены, а в углу маленькая бабочка. То же самое, но наоборот.
9-е пространство: с точки мы начали в Овне, к точке пришли. Такого искусства навалом, его полно, весь мир на нем стоит. Это искусство - приход к своему обратному. 9-е пространство, если мы берем религию, то, читаем, например, в Библии: там на фоне Бога то "бабочка", то "муравей засохший" - размазано.

Сделайте анализ религий, вождей, разных гуру.

И 10-ое пространство, на котором заканчивается обогащение среды.
Когда среда становится пространством, самым главным. Это было у Боттичелли. У него среда была самым главным. Она давила просто всё вокруг. Пейзаж или интерьер просто давил. У Пуссена давящая среда, самая главная, она - главный герой. А что там, на переднем плане лежит – не важно. У Леонардо да Винчи главное – среда и организация вообще, а что там за предмет – неважно. В иконописи, во фресках организация самого пространства важна, она другое. А предмет здесь вообще, не при чем. Он может быть - ну и что! (если есть). А может не быть.

А оттого что будет (не будет) предмет, пространство само не пострадает. Вы можете на эту структуру - сетку положить человека, а можете положить фонарик - это абсолютно без разницы. Потому что главная энергетическая и смысловая нагрузка здесь - пространство. Такое искусство было в эпоху Возрождения. Оно с архитектурой очень сильно связано (там много точек схода). Это - большое направление в живописи. Там без разницы, что за предмет. Главное там, что по закону организации этого пространства сюда попадает предмет, а что это - не важно: вы можете человека поставить, а можете колонку, можете поставить автомобиль, - важно, что оно по форме туда ложится. Т.е. предмету нет места, здесь нет никаких законов.

Вот это 10 основных формул.

Существует 11-ая форма, связанная с 11-м знаком - Водолеем. Здесь происходит отказ и от формы и от среды.

Жесткая структура нужна, но она больше довлеет над архитектурой. Она математически выстроена. Ее циркулем пишут, т.е. сложная математическая живопись. Такая живопись существует.
А если вы, допустим, делаете свободную архитектуру легкого полета, то нужна такая же живопись. Вот привязка.

Отказ от предмета и среды - это как раз живопись, в которой происходит это спонтанное рисование; живопись спонтанного восприятия. Там нет предмета как такового. Там не понятно, главный герой – это предмет или среда. Потому что энергетически и смыслово они никак не завязаны между собой. Это картина больше поэтического содержания, такого медитативного взгляда; картина в которой происходят какие-то сны, какие-то упражнения на тему музыки. Анархическая живопись такая. В основном это относится к народному искусству, к лубку, например. Там совершенно все равно, что рисуют.
Допустим, в деревенском доме каком-нибудь расписана печка. Где предмет, а где среда? Предмет - печка, или, быть может уже среда? Он тут же и предмет и среда. То, что на нем нарисовано, это как бы предмет на среде. Но то, что нарисовано внутри этого предмета (бабочки, допустим, или какой-то дядя), предмет в себя принял. Тут же расписан сундук и стоит рядом; висит полотенце. Если убрать сундук, печка будет почти на вытянутую руку стоять.

Т.е. это полная организация пространства, в которое можно войти или зайти, т.к. это совершенно открытое пространство.

Есть понятие "открытого - закрытого" пространства. Есть понятие "открытой - закрытой" картины. Другими словами, есть понятие картины, в которую можно войти и в которую нельзя войти. То же самое в судьбе и в гороскопе. Есть судьбы закрытые, которые там сами себя убивают. А есть открытые, которые изменяются.

11-е пространство - это пространство живописи а-ля прима (быстрое письмо). Вы можете писать, писать картину, а потом через 10 лет подойти к ней и опять ее писать; а через 100 лет подойдет еще кто-нибудь и тоже начнет писать. И ей ничего не делается, она все равно будет такая.

А если вы пишете в системе закрытой живописи, если вы писали картину и бросили, то потом вы к ней не вернетесь: чтобы войти, ее нужно будет подготовить. А если, скажем, прошло 3 года, то - всё, она закрылась, и вы уже ничего не сделаете, вы уже не знаете с какой стороны за нее браться. Картина начинает другой процесс: впитывает в себя время и сама дописывается. Это очень серьезные магические вещи: просто люди этого не знают.

И, наконец, 12-ое пространство связано с обрядовым искусством, магическим. Это совершенно другая вещь. Это как раз то, что мы смотрели - искусство "магического глаза".

Не понятно вообще что это, для чего. Там предметы, которые нарисованы сверху, не являются сами по себе ценностью, они являются предлогом для чего-то. Т.е. это все предлоги. Магическое искусство - это искусство обрядовое. Когда, допустим, стоит тотемный столб, на нем изображены боги, но не для того, чтобы изобразить богов, а для того, чтобы послать куда-то тебя, твою мысль; и подальше.

Это такое искусство, которое в Китае было распространено: когда они рисовали драконов, и драконы улетали. Профессиональные художники приходили и рисовали: белили стену, рисовали драконов, читали молитвы и они улетали. Это хроники, это факт. Другие рисовали птиц, они улетали; или рисовали животных и они тоже убегали. Т.е. это способ вызывания из того пространства, магический метод. Это реальная вещь, это не шутки. Когда вы изображаете что-то, а это начинает проявляться, материализоваться. Это мандалы, из которых начинают вываливаться Будды и отбивают ноги чувакам и проч. Это как бы двери. Это искусство, которое является дверью, в которую можно входить, выходить с сознанием и, более того, - видеть все это. Магическое искусство, которое в современных условиях закрыто от нас. Это вход в другую реальность. Такое искусство существует.

Видите разницу? Видите, где мы толчемся? Мы, великая цивилизация идиотов. В основном современное искусство связано с 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 пространствами, апофеоз - 8-ое, 9 - это уже "ах", а 10-ое - все забыли.

Если вы начнете упражнять свое пространство, завязывать его, что-то с ним начнете делать, рисовать, эти характеристики проанализируйте внимательно и соотнесите их со своим гороскопом. Это не шутка, не байка и не новогодний прикол, это вещь очень серьезная. Потому что характеристики здесь принципиально устроены.

Посмотрите через каждый свой солярный знак как устроено именно ваше пространство. Одно дело, если это солнечная вещь, другое дело, если там Луна. Если Луна, допустим, попадает у вас на 12-е пространство, или на 8-е или на 1-е - вот как точку эту поставить? Китайцы не стали ставить точки. Луна осветила, бросила тень от бамбуковых палочек на стену, а они их просто обвели. Представляете уровень! Раз - у него озарение и он их обвел. Для современного европейца это полный идиотизм.

Но здесь не каждый идиот это может, т.к. обвести должен мастер в тот момент, когда на него нашла эта штука. Одномоментность - вот что важно! В искусстве важно, что делаешь, как делаешь и самое главное - кто делает. Кто! Это относится непосредственно к жизни и к судьбе. Важно кто это делает: Кто этот, кто делает; является ли он тем, что он делает. Потому что можно раздуться до неимоверных размеров. Художником быть очень просто: ходишь такой крутой, раздутый, пальцы загибаешь. Ну, принеси картинку. Принес - все очень просто, все сразу понятно: да, загибай дальше, имеешь право, потому что ты этим являешься. Ты картинку напишешь, там все пальцы загнуты, и ходишь, пальцы загибаешь: т.е. ты продолжаешь себя, перфоманс просто. Или ты ходишь, загибаешь, приносишь картинку, а там - пшик. Вот так же должно быть и в нашей жизни: если мы загибаем пальцы, то, что там и то, что мы делаем, должно стыковаться, иначе все теряет смысл.