В Приморской писательской организации состоялся
ВЫЕЗДНОЙ ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
"ДЕРЖАВНЫЙ ПУТЬ. ТРАНССИБУ — 100 ЛЕТ"
Список участников  Фото 12
Телефон для оптовых закупок книг Валерия Ганичева "Росс непобедимый", "Тульский энциклопедист", "Адмирал Ушаков",  "Державница": (095) 261-95-87


 
Державный путь (Валерий Ганичев о владивостокских писателях)



Новости с Транссиба
 
30 мая 2002 С 00 часов 00 мин. 2 июня 2002 г. на железных дорогах Российской Федерации вводится в действие летний график движения поездов. [ID:0027]
 
22 мая 2002 Со 2 июня 2002 года на Дальневосточной железной дороге вводится дополнительный пассажирский поезд № 318 сообщением Владивосток - Москва. [ID:0023]
 
 
21 мая 2002 ЦОС ДВЖД сообщил: "Во Владивостоке будет построена новая железнодорожная ветка, которая свяжет центр города с районом полуострова Чуркин. В результате пригородные поезда Дальневосточной магистрали будут вовлечены во внутригородские перевозки. После переговоров с администрацией Владивостока согласовано долевое участие в строительстве новой ветки от центра города до полуострова Чуркин. Это позволит жителям отдаленного района с большим комфортом и значительно быстрее добираться на работу и обратно." Непонятно одно: ведь ветка от центра города на Чуркин (параллельно ул. Светланской) давным-давно уже существует, так где же и что собираются строить? [ID:0022]
 
 
17 мая 2002 Летом 2002 года через Александров - Кострому - Галич вновь будут курсировать поезда № 44/43 Москва - Хабаровск и № 318/317 Москва - Владивосток. В то же время изменяется маршрут следования поезда № 26/25 Москва - Новосибирск: с момента введения нового графика состав перестанет ходить по Северной железной дороге. [ID:0021]
 
 
30 апреля 2002 В Красноярском крае стоимость проезда в пригородном железнодорожном транспорте увеличена на 18%. После предстоящего повышения тарифов стоимость разовых билетов на проезд в электропоездах составит от 5 (одна зона) до 38 (15 зон) рублей. [ID:0019]
 
 
26 апреля 2002 ЦОС "Трансмедиа" обрадовал нас вестью о выпуске новой книги о Транссибе "Державный путь", посвященной 100-летию Транссиба. 29 апреля в Центральном Доме детей железнодорожников ;-) состоится ее презентация. Собирается присутствовать сам Министр Фадеев. В презентации примут участие начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко, председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев... и так далее. Вот что написали в пресс-релизе по поводу этой книжки: "100-летие Транссибирской магистрали стало заметным событием в культурной жизни страны. 9-25 июля 2001 года состоялась юбилейная поездка по железным дорогам через всю Россию по маршруту Москва - Владивосток - Москва. Пассажирами этого уникального поезда были заслуженные железнодорожники, ветераны, руководители отрасли, писатели и журналисты. Во время поездки прошли многочисленные встречи с жителями городов и маленьких станций Великого Сибирского пути. Творческим итогом поездки стала книга "Державный путь", выпущенная союзом писателей России совместно с Министерством путей сообщения России (! - хорошенькая формулировка...). В нее вошли статьи, очерки, стихи и интервью, рожденные в пути..."
Нам очень приятно, что пресс-релиз дословно цитирует с "Рекордов Транссиба" изрядную выдержку: ...Протяженность Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока - 9288,2 км... И так далее, и тому подобное... Жаль, ссылочку на transsib.ru скромно забыли поставить :-))) Но радует, что приведена правильная длина пассажирского Транссиба, в отличие от вот этой, запечатленной в металле. [ID:0018]
 
 
24 апреля 2002 Депутаты городской Думы Иркутска приняли решение о восстановлении памятника "Благодарная Сибирь" императору Александру III, установленному в 1908 году в честь завершения строительства Транссиба. В начале XX века планировалось установить памятники в честь завершения строительства Транссибирской магистрали в Иркутске, Санкт-Петербурге и Владивостоке. Однако памятник был воздвигнут только в Иркутске и простоял 12 лет. [ID:0017]
 
 
23 апреля 2002 Забайкальская дорога планирует за весенне-летний сезон 2002 года капитально отремонтировать 357 километров пути; уложить железобетонные шпалы на протяжении 189,3 километра; уложить бесстыковый "бархатный" путь на 161 километре главного хода Транссиба (в основном на Свободненском отделении дороги). [ID:0016]
 
 
23 апреля 2002 На 8305-м километре Транссиба собран новый железнодорожный мост (через реку Никита) длиной 120 метров. Он заменит старый, построенный еще в 1931 году. С этой целью в пятницу, 26 апреля, в движении поездов на этом участке будет образовано "окно". Мост планируется заменить в течение 8 часов. [ID:0015]
 
 
 
18 апреля 2002 Cегодня на 8137-м километре Транссиба произошла сбойка Тарманчуканского тоннеля - самого протяженного тоннеля на главном ходе магистрали. Два отряда тоннельных строителей - с западного и восточного порталов - пройдя навстречу друг другу 2035 метров проходки под гранитным Хинганским хребтом, взорвали 7-метровую перемычку и традиционным шампанским отпраздновали победу к которой они шли 8 лет. [ID:0013]
 
 
18 апреля 2002 Сегодня - юбилей станции Пермь-Сортировочная Свердловской ж.д (1429-й км Транссиба). Ровно 50 лет назад (в 1952 г.) через станцию прошел первый вагон. Сейчас через станцию проходит 84 вагона в сутки. Она является самым крупным узлом в Прикамье и на ней обрабатываются вагоны со всех предприятий региона. [ID:0012]
 
 
15 апреля 2002 18 апреля на 8137 километре Транссиба состоится сбойка Тарманчуканского тоннеля в отрогах Хинганского хребта, рядом со старым, построенным еще в 1916 году. Старый двухпутный царский тоннель эксплуатировался более 80 лет и уже не справлялся с возросшими грузопотоками. Однако останавливать его на реконструкцию было нельзя - прервалось бы движение по Транссибу. В связи с этим, десять лет назад строители начали проходку нового тоннеля длиной 2035 метров. Было принято решение пробить новый однопутный тоннель, пустить по нему грузы и пассажиров Транссиба, а затем реконструировать старый и сделать его однопутным. Таким образом, вместо двухпутного старого тоннеля сквозь Хинганский хребет поезда будут ходить по двум новым однопутным тоннелям. Рабочее движение поездов по новому Тарманчуканскому тоннелю планируется открыть через два года. [ID:0011]
 
 
 
08 апреля 2002 В 23.15 ч. по красноярскому времени на перегоне Бугач - Минино (немного западнее Красноярска) машинист электровоза заметил в центре состава горящий вагон, о чем срочно сообщил диспетчеру. Состав был остановлен, а движение поездов на Транссибе прервано. С целью предотвращения распространения огня на другие вагоны было принято решение отцепить головные и хвостовые части грузового состава. Два поврежденных вагона вывели на тупиковый путь. В 4-м часу ночи в контактную сеть подали напряжение и движение поездов на Транссибе возобновилось. По предварительным данным, возгорание произошло в результате касания упаковочной металлической лентой контактного провода. [ID:0009]
 
 
06 апреля 2002 На станции Тыгда Забайкальской железной дороги произошел сход 9 цистерн с нефтью. Движение было ненадолго прервано. Пострадавших нет. Для ликвидации последствий схода привлечены два восстановительных поезда. [ID:0008]
 
 
06 апреля 2002 В 11:55 на перегоне Красная Речка - Корфовская Дальневосточной железной дороги произошел наезд электропоезда на группу из шести человек, находившихся на железнодорожном полотне. Причиной происшествия явилось нарушение правил нахождения посторонних лиц путях. В результате наезда двое мужчин и три женщины скончались, один мужчина госпитализирован. [ID:0007]
 
 
12 февраля 2002 Открытие нового пути Нанчхульского тоннеля на трассе Абакан - Тайшет. [ID:0005] 

 

 

Валерий ГАНИЧЕВ:

Возвышать Отечество духовно (отсюда)

 
 
Беседу вел Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда".
 
 

 
В здании Союза писателей России на Комсомольском проспекте Москвы в эти дни царит воодушевление. Его коридоры и комнаты сотрудников обрастают горами книг русской классики и ведущих российских писателей. Кипами оформляются телеграммы, не дают поговорить спокойно телефонные звонки. Одним словом, идет подготовка к одной из самых значительных за последние годы акций союза, посвященной 100-летию Транссибирской железнодорожной магистрали, которая проводится им совместно с рядом других творческих организаций, деятелей культуры и профсоюзом железнодорожников. 9 июля из Москвы до Владивостока отправляется историко-культурный и духовно-просветительский поезд с крупнейшими российскими писателями, артистами, представителями духовенства и ветеранами-железнодорожниками, который сделает творческие остановки на крупнейших, веховых узлах Транссиба. В Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске, Владивостоке именитые пассажиры поезда встретятся с жителями городов, путейцами, воинами Железнодорожных войск и армейских гарнизонов. С вопроса о значении этой акции и началась наша беседа с председателем Союза писателей России, доктором исторических наук, профессором Валерием ГАНИЧЕВЫМ.

- Наша поездка и готовящийся пленум "на колесах" правления СП России "Державный путь. 100 лет Транссибу" выходят за рамки чисто юбилейных мероприятий, потому что мы рассматриваем строительство Транссиба как проявление величайшего созидательного русского начала во всех сферах продвижения России на Восток, как важнейший этап укрепления ее единства и целостности, акт государственной мудрости и как высочайшее интеллектуальное, инженерное, технологическое, экономическое достижение.
На особом совете при императоре рассматривалось много предложений, но всякий раз, замечу, принимались оптимальные решения. Свои услуги навязывали американские и английские компании, но наше военное и морское ведомства, купцы и предприниматели всей России и Сибири сказали: нет, мы построим дорогу на свой собственный капитал. Поэтому для нас Транссиб - это некий исторический урок, и экономический, и нравственный, и идейный.
Мы поедем через всю Россию, чтобы напомнить о великом трудовом подвиге народа, создавшего этот державный путь. По пути к нашей работе присоединятся местные писатели. Будут встречи, выступления, публикации, выпуски специальных номеров "Российского писателя" и "Роман-журнала XXI век".
- Очевидно, проведение столь масштабной акции стало возможным благодаря процессу духовного самоощущения общества, который, как вы недавно сказали, идет
сегодня в России на рубеже веков и тысячелетий. Какова роль российских писателей в этом процессе?
- Думаю, российские, русские писатели, собственно говоря, и являются побудителями процесса возрождения национального самосознания, причем не только исторического, но и на координатах времени, координатах тех утрат и поражений, тех проблем, которые сегодня у нас есть. Что же касается исторического самосознания, то его роль чрезвычайно велика, как и ответственность писателя. Потому что Россия вечна и неизменна и, несмотря на всякие смутные времена, будет возрождаться.
- Но, кроме чувства уверенности, все-таки необходима идея, мировоззрение, которые смогли бы объединить общество в единый народ...
- При всем осторожном отношении к евразийству, оно, как мне кажется, является единственной спасительной идеей, вокруг которой может выстроиться наша держава. Ведь Россия самой историей поставлена в центр пересечения мировых цивилизаций...
Заканчивая тему оптимизма, замечу, что и у нашего народа, и у нашей литературы есть много оснований для печали. И, может быть, предназначение писателя состоит в том, чтобы представить нашему обществу реальный путь духовного развития и стояния.
- Кстати, Валерий Николаевич, не стихают речи как раз о "печальном состоянии" отечественной литературы.
На последнем писательском съезде было заявлено, что, несмотря на причитания газет, на снисходительно-презрительные речи, звучащие с экранов телевизоров, наша отечественная литература не только не погибла, но и достигла той высоты, которая вновь и вновь позволяет обращаться к ней нашим соотечественникам, позволяет современникам ощутить себя не одичавшим ковбоем или плейбоем, помогает не рухнуть в море безверия, пошлости, маразма, быть частью духовного мира России.
Об этом свидетельствуют десятки молодых имен, приходящих сегодня в литературу на смену признанным мастерам. В апреле и мае у нас прошли по крайней мере в десятке городов России совещания и встречи с молодыми писателями. Например, по итогам совещания в Белгороде нам предложили принять в Союз писателей сразу 20 человек. В Архангельске собрался весь молодой Север. В Екатеринбурге - Урал. Северо-Запад Иван Сабило собрал в Санкт-Петербурге. Молодых алтайских писателей принял Барнаул. На всех совещаниях побывали наши секретари. Денег нет. Возможностей тоже. Но как-то находим, чтобы проводить эти семинары, встречаться с молодой литературной сменой.
Это одно направление работы Союза писателей. Второе. Раскрывать и поддерживать творческий писательский потенциал мы стараемся на базе наших литературных премий. Это большая, серьезная находка нынешнего состава правления. Хотя государство не оказывает нам никакой помощи, мы учредили вместе с местной властью, с губернаторами и администрациями городов и регионов ряд премий как общероссийских, так и для местных писателей.
Конечно, нам тяжело. Телевидение, если честно, не предоставляет эфир патриотическим, державным писателям. Поэтому приходится обходиться своими способами.
Буквально на днях прошло вручение "Большой литературной премии России". Мы учредили ее вместе с, я бы сказал, державной, государственной компанией "Алроса" ("Алмазы России"). Произошло соединение усилий тех, кто строит и созидает экономику России, и тех, кто возрождает ее духовно. "Большая литературная премия России" вручена в этом году выдающемуся отечественному ученому и писателю, члену-корреспонденту АН РФ, директору "Пушкинского дома" Николаю Николаевичу Скатову за книгу "Пушкин. Русский гений". Второй наш лауреат первой премии - поэт Станислав Куняев за книгу "Поэзия. Судьба. Россия" - настоящую панораму литературно-художественной, национальной, политической жизни России второй половины XX века.
Вторая премия, региональная по положению, присуждена якутинцу Николаю Лугинову за роман "По повелению Чингисхана" - большое философское произведение, повествующее о том, как вырастают правители мира и как растут на огромных равнинных просторах государства.
И третья премия присуждена Александру Сегеню - давно известному, авторитетному писателю. Помните "Заблудившийся БТР", а затем целый ряд исторических романов? Премия дана ему за романы "Державный" и "Русский ураган".
А всего на соискание "Большой литературной премии России" рассматривалось 36 произведений. Среди них - "Мой Сталинград" Михаила Алексеева, "Бермудский треугольник" Юрия Бондарева, поэтический срез Юрия Кузнецова, романы "Идущие в ночи" и "Чеченский блюз" Александра Проханова, критика Михаила Петровича Лобанова, проза Исхака Масбаша из Адыгеи и произведения многих других писателей. Выбирать было очень сложно.
Это наше литературное поле. И на этом поле мы провели недавно конференцию, или "круглый стол", если хотите "Итоги литературного года". Высказывались различные точки зрения на литературный процесс, говорилось о новых именах, достижениях. Провели опрос. У нас всегда спрашивают: "Ну а кто же самый- самый?" Писатели и критики на первое место поставили Валентина Распутина. По своему литературному авторитету, по служению Отечеству. Мы надеемся на транссибирском пленуме провести презентацию двухтомника писателя, фактически собрания сочинений.
Сейчас популярен жанр "фэнтези", если можно так мягко выразиться, "что хочу, то и ворочу". Вообще-то это очень хорошо рассчитанный прием увода нашей литературы и наших писателей от тех реальных, глубинных, истинных проблем, которые сейчас наш народ волнуют. Писатель становится как бы эстетически оторванным от общества. Раньше прятались в "башни из слоновой кости". Сейчас какая там слоновая кость? Башня строится из зеленых бумажек.
Хотя общество просыпается. Все больше и больше людей, которые интересуются подлинной литературой.
- Кстати, есть такое понятие: духовное здоровье нации. Одним из его критериев, на мой взгляд, можно взять ваше выражение: "Русский человек не может без Бога и книги". Наступил ли сейчас у нас в этом отношении перелом?
- Я бы очень хотел сказать, что да, общество поворачивается к книге. Может быть, стратегически так оно и есть. А вот тактически, с точки зрения сегодняшнего момента, здесь всем еще надо работать и работать.
Прямо скажем, СМИ и телевидение в своем абсолютном большинстве являют собой образцы пропаганды порока и мирового зла. Я вчера, так пришлось, смотрел почти весь день телевизор, переключаясь с канала на канал. И что же? Сотни убийств на любой вкус, и сегодняшних, и прошлых годов и веков, земных и космических... Думаю, мы должны вздрогнуть от этого. Вздрогнуть должны руководители страны. Вздрогнуть должна наша церковь. Должны вздрогнуть наши писатели и положить все силы - душевные, духовные, физические для того, чтобы оградить народ наш от тлетворного состояния тления, разложения и грязи.
- Подсчитано, что в России один писатель (член творческого союза) приходится на 30 тысяч человек. Это много или мало?
- В принципе я думаю, что мало. Потому что в Древней Греции этот процент был значительно больше. Многие писали стихи, философствовали и т. д. И Древняя Греция осталась в истории человечества непревзойденным образцом литературы и искусства.
А с другой стороны, членство в союзе еще не означает, что человек - по-настоящему писатель. Есть ведь блестящие пишущие люди - не члены СП. Критики говорят, что в России опять началось поэтическое половодье. Вроде бы время сейчас не для стихов. Нет. Невиданное количество поэтов. Значит, люди еще не отвыкли выражать свое отношение к жизни и миру поэтически. А ведь это высшее проявление чувств. Я думаю, что писателей у нас больше, и пусть их будет больше. Это не значит, что все они обязательно должны быть профессионалами.
Валентин Михайлович Сидоров, председатель Союза художников, замечательный художник, академик. И вдруг выходит его книга размышлений о мире. Боже мой! Да он настоящий писатель, он настоящий философ, мудрец, тонкий человек.
А сколько талантливых писателей среди военных. Мы собирали семинар молодых литераторов, пишущих на военно-патриотическую тему. Прошло два года, и многие из его участников приняты в члены СП России. Создана, как вы знаете, студия военных писателей. Это серьезное подспорье в военно-патриотическом воспитании.
Я уже не говорю о старых испытанных бойцах - Михаиле Алексееве, Юрии Бондареве, Михаиле Годенко, Владимире Кочеткове, Семене Борзунове.
- Насколько используется писательский потенциал государством?
- Потенциал этот почти не используется. Но значение писательского слова понимается, осознается. Когда на встрече с патриархом я рассказал Владимиру Владимировичу Путину о нашей поездке по Чечне, встречах с воинами, встречах с чеченской интеллигенцией (мы привезли 200 томов Пушкина и 200 томов учебников русского языка, разделив их поровну между нашими воинами и школьниками) в Гудермесе, Шали, Ачхой-Мартане, о создании союза писателей Чечни, он сказал: мы вас очень благодарим. Крайне важно для нашего общества, что писатели пришли в армию.
"Лос-Анджелес-таймс" спросила нас: а зачем вы поехали туда, вы же гуманисты? Да, мы гуманисты, мы поехали защитить нашу армию, нашего солдата, который несет в Чечне подлинную гуманистическую миссию. Другое дело практика войны.
Так что писатели готовы к державным государственным делам. Не к экономическому и нравственному грабежу, а к духовному возвышению Отечества.
- Валерий Николаевич, последний вопрос - о вашем собственном творчестве. Ваша последняя работа посвящена фигуре Екатерины Великой, сумевшей положить конец расколу российского общества, существовавшему в те времена. Хотя, как вы пишете, этот раскол был не менее болезненный, чем раскол на "белых" и "красных"...
- Я вообще очень уважительно отношусь к фигуре нашей императрицы. По многим причинам. Во-первых, она действительно была державницей. Стараниями польских историков, которые ее ненавидели по многим причинам и в основном из-за раздела Польши, и французских дипломатов она превратилась в фривольную финтифлюшку, которая меняла каждый день своих фаворитов и больше ни о чем не думала.
А на деле? Возьмите ее устремление на юг, строительство южного окна в Европу через Черное море и проливы - это было ножом к горлу западноевропейским странам, особенно Англии и Франции да и Османской империи. Ее политики, ее полководцы... Она обладала таким прекрасным качеством, как умение подбирать кадры. Она не брала в свое окружение тех, кто слабее умственно, или лизоблюдов, которые бы только восхваляли ее, хотя и это там присутствовало. Главное, она приближала к себе людей талантливых.
Кроме того (я сейчас пишу об этом), Екатерина как никто другой заботилась о культуре. Конечно, можно возразить, - о дворянской культуре. Но она открывала и народные школы. И заботилась о русском языке. У нее, наверное, был свой комплекс. Ведь она была немкой. Но она стала русской императрицей.
Наконец, заслуга Екатерины в том, что она фактически преодолела раскол в Русской Православной церкви, а значит, и в обществе между старообрядцами и сторонниками нового обряда. Она прекратила отлучение первых от общества.
Мне хотелось бы закончить нашу беседу вот чем. У меня вышло три книги, в центре которых так или иначе находится фигура Федора Федоровича Ушакова. Великий адмирал, флотоводец, сорок побед - ни одного поражения. Он один из создателей Черноморского флота, строитель Севастополя. В 1798-1799 году Федор Федорович освободил от французов греческие острова в Ионическом море и создал Республику Семи островов. Это первая греческая православная республика после трехсот лет османского ига. После службы он приехал в Санаксарский монастырь, построил себе дом и все дни проводил в молитве. Кроме того, адмирал раздал все свои богатства морякам и солдатам 1812 года, себе почти ничего не оставив. И когда он умер в 1817 году, то газеты писали: "Вы его знаете, как великого флотоводца, а мы его знаем, как великого милосердца".
В 1995 году я написал письмо Святейшему патриарху, показал ему этого человека во всем его объеме и сказал, что своими деяниями он явно заслуживает провозглашения святым Русской Православной церкви. Святейший отнесся к этому очень положительно. Каноническая комиссия заседала несколько раз, и в прошлом году состоялось его причисление к лику местночтимых святых Саранской Епархии. И 4 августа - это будет великое событие для нашего флота, для всех наших воинов - состоится прославление Федора Федоровича Ушакова в Санаксарском монастыре. И я испытываю глубочайшую радость от участия, пусть в малой степени, в этом деянии Русской Православной церкви.



 
 Транссибу обещают роль "Великого шелкового пути"

Независимая газета

Российские железные дороги претендуют на транзит трети грузов из Европы в Азию и обратно.

ВПЕРВЫЕ "Великий сибирский путь" Транссибом назвали англичане. Тогда имелась в виду одноколейная магистраль от Челябинска до Владивостока. Ныне под Транссибом подразумевают железный становой хребет России от Москвы до Владивостока.

Недавнее открытие символического знака "0 км" на Ярославском вокзале Первопрестольной - тому подтверждение. Однако было бы исторически точным установить этот памятный знак на вокзале в городе на Неве. Именно с Санкт-Петербурга 150 лет назад началась беспрецедентная "железная эпопея" к Тихому океану длиною в четверть экватора Земли - и поныне самой длинной дороги в мире, отмеченной в Книге рекордов Гиннесса. Вопреки крылатой фразе Киплинга о том, что "Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не соединиться", Транссиб железным обручем связал два континента, уменьшая расстояния и географические границы между ними.

ОТ АЛЕКСАНДРА ДО ВЛАДИМИРА

Если, подписывая в 1891 году рескрипт на имя наследника цесаревича Николая о начале строительства железной дороги, "отец Транссиба" император Александр III мечтал "соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений", то последние визиты президента России Владимира Путина в КНР и федерального министра путей сообщения Николая Аксененко в Чехию говорят уже о более масштабной задаче - обеспечить через всю страну прямой транспортный коридор "Европа-Азия" с привязкой к нему Соединенных Штатов.

Начавшееся с февраля текущего года празднование 100-летия окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали и прошедшая 27-28 июля 2001 года "глобалистическая" международная конференция "Роль Транссиба в развитии российской и международной экономики", призваны обратить внимание мировых транспортных организаций на преимущества сухопутной транспортировки грузов по "позвоночному хребту русского Великана" перед дорогостоящими и продолжительными морскими перевозками. В рамках таких намерений 9 июля из Москвы во Владивосток отправился юбилейный поезд, посвященный вековому юбилею начала регулярного или, как говорят железнодорожники, правильного движения по великой магистрали. С самого начала мероприятию были приданы масштабность и высокий патриотический дух - под стать пионерам-железнодорожникам, проложившим железный пояс России по суровой, "необъезженной" Сибири - без каких-либо карт, метеорологических сведений и знаний о режимах рек.

ТВОРЦЫ НА "ЖЕЛЕЗКЕ"

Красочный, разноцветный поезд с девизом "Из века в век - опережая время" состоял из 18 вагонов, 3 из которых были вагоны-рестораны, один - штабной с руководителями МПС. Остальные 14 СВ-вагонов пригнали со всего Транссиба - 14 из 17 железных дорог страны, по которым предстояла 16-дневная одиссея к Тихому океану и обратно с остановками в областных столицах и на станциях, связанных с замечательными страницами строительства и вековой жизни всероссийского железного детища. Как заметил начальник поезда, все пассажиры "сухопутного парохода" оказались людьми творческими: ветераны "железки", творившие ее славу; работники Транссиба, отмеченные орденами и медалями за проявленное мужество и трудовые заслуги; писатели; представители почти двух десятков масс-медиа; повара вагонов-ресторанов, участвовавшие незадолго до поездки в профессиональном конкурсе мастеров-кулинаров, и даже милые, приветливые проводницы. Прекрасная половина пассажиров поезда сразу же отметила наличие в каждом купе трех зеркал и живых цветов. Ковры на полу и цветные телевизоры создавали домашний уют. Целый день работало "свое" радио. Начальник поезда взял на себя обязанности и гида, обращая внимание пассажиров на достопримечательности местности, мелькающей за окнами. Под перестук колес, подобный пульсирующему организму страны, поэт-бард Николай Шипилов в прямом эфире исполнял собственные сочинения, пока совсем не посадил голос.

КООРДИНАТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Паломничество по историческим местам Транссиба просто до схематичности: остановка - митинг - концерт - экскурсия по городу - продолжение пути. Но каждая остановка была неповторима и интересна по-своему. Дважды в Иркутске пассажирам организовали настоящую русскую баню, хотя в двух вагонах поезда имелись душевые.

Здесь же, в городе на берегу Ангары, Николай Аксененко обещал восстановить памятник Александру III, который был снесен с постамента после революции.

Кстати, "Создатель Великого Сибирского пути" на памятнике был одет не в порфиру, а в форму кондуктора железной дороги. Будут восстановлены также памятники Николаю I в Санкт-Петербурге и Николаю II во Владивостоке. На станции Петропавловск, что теперь на территории независимого Казахстана, угощали казахским хлебом-солью - шарикообразными бурсаки. В Чите, который почти всем показался "тяжелым" городом из-за наличия большого количества перекосившихся старых деревянных домов аж позапрошлого столетия с полуподвальными помещениями и дискомфортного климата, внимание привлекла уникальная детская Забайкальская железная дорога, где юные машинисты, как говорится, не только возят, но и водят самые настоящие поезда.

Челябинск похвастался крупнейшим в мире тракторным заводом и напомнил сентиментальным о Москве: оба города расположены на семи холмах. В Красноярске не преминули заметить, что "областное" озеро Виви - самый что ни на есть географический центр России. Местные журналисты при этом замечали, что российским центром является Красноярская телерадиокомпания. В огромном по площади Музее железнодорожной техники имени Н.А. Акулинина под открытым небом на станции Сеятель в Новосибирске больше всего зрителей оказалось у настоящего раритета - "Служебного бронированного вагона", на котором ездил Николай II. Экспонат - как новенький, хоть сейчас в дорогу.