Айкидо для Иного мира

Диалог с Александром Черенковым – мастером 3-го дана

Чтобы понять, что такое айкидо и с чем его едят, вызвал я на диалог своего друга и однокашника – вместе с ним в морском училище учились – Саньку Черенкова. В движение «Запредельный мир» он включен давно, для нас провел несколько показательных занятий. А сам он уже пару десятков лет занимается, как он говорит, военным айкидо. Они с одноклассником Аркадием Сергеевым в Находке организовали секцию, а сейчас Санька переехал во Владивосток и уже сам руководит секцией айкидо в милицейской школе. За год он подготовил сильный состав, который выступал на крупных показательных соревнованиях, видели мы их и в нашем Морском университете.
- Санька, а твои милиционеры используют айкидо в своей практике?
- Довольно успешно. Могу рассказать с десяток случаев, когда именно с помощью приемов айкидо они выходили с честью в бандитских разборках. Причем все заканчивалось без кровопролития. Обычно милиция палит, не разбираясь, а здесь бандиты как миленькие сдались.
- Знаю, что ты хороший рассказчик и можешь о всех этих случаях нам рассказать. Однако давай потом как-нибудь. Сейчас у нас другая задача - самим разобраться, что такое айкидо, и в нашей практике покорения запредельного мира использовать. На твоих показательных выступлениях мы поняли, что айкидо мощная штука, поэтому завтра в нашем клубе в «Луидоре» встречаемся. Диалог-диспут устроим. Мы тебя будем спрашивать, ты нам будешь отвечать. Кстати, заодно посмотришь помещения, где можно секцию айкидо организовать для нас и курсантов университета. Ректор Седых Вячеслав Иванович - он судоремонтник, как ты, - поддержит. На диспут его приглашу. А то он все спрашивает: «Что у вас там за баптисткая секция, мне уже свыше жаловаться начали – утихомирьте вы их, а то мы сами меры примем». Вот и пускай посмотрит, что мы полезное дело делаем, курсантов привлечем – пусть айкидо занимаются, а не наркотиками балуются. Там бывший армейский ангар-бомбоубежище - места всем хватит.
- Я давно мечтаю, чтобы престиж Морского университета и в этом деле поднять. Мальчишки многие захотят заниматься. Год, даже полгода позанимаются - это их образом жизни становится. Айкидо это не спорт – это состояние человека: позанимавшись год, он на всю жизнь становится таковым, и ему становится многое под силу.
- В Америке некоторые, особенно в кинобизнесе, карьеру сделали на айкидо. Преуспели Сигал, Чак Норисс.
- Свое философско-бойцовское состояние они на экран перенесли – потому и успех. Аналогично в других областях.
- Санька, я это как-то сразу понял, что философия включает многие факторы, которые можно применить во многом. Причем можно подойти научно, не тратить многие годы на подготовку. Учить айкидо не изнурительными тренировками, а в пограничном состоянии и даже в запограничном - на уровне чистой души, когда интуиция и ум руководят тобой, а тело не мешает.
- Наши бойцы, которые имеют дан выше второго, выходят в четырехмерное пространство, то же самое, что в запороговое - это обычная практика. Однако подойти научно – идея заманчивая. Только сегодня я встречался с одним японцем, он специально по нашему приглашению приехал – некоторые приемы будет показывать в милицейской школе. Так он рассказывал, что во время боя его душа и ум вне тела находятся и телом они управляют со стороны, скорее всего даже не управляют, тело само интуитивно ведет борьбу, ум ему не мешает, только в нужный момент подправляет.
- Так, может, нам японца пригласить на встречу?
- А что, идея! Я поговорю с ним и тебе позвоню. Думаю, он согласится. Завтра у нас нет встречи с ним на ковре, и он свободен.
- Ты говоришь, ему под семьдесят, и он еще борется?
- Не то слово. Он побеждает. Хотя к айкидо побеждает не подходит. Если победил, то и сам побежденным оказываешься.
- Ну, это уже не просто понять – подобно тому, как по-китайски в пустоте жить, поэтому давай приглашай – мы все от первоисточника узнаем, может, тогда поймем что к чему.
- До завтра! - попрощался с нами просветленный мастер айкидо  Санька Черенков.
Мы же бросились готовиться к завтрашнему дню. Обзвонили членов нашей команды, я Вячеслава Ивановича пригласил. Он пообещал, что будет. «На встрече будет сам великий магистр с пятым даном по айкидо», - предупредил шефа. Пришлось Алексея Ивановича – нашего спонсора – раскошелить, чтобы из своего ресторана севрюгу, икру, гребешки завез. «Будет японский гость – он мясо не ест, а дары моря употребляет», - объяснил Алексею Ивановичу. Хотя, что он ест, мы не знали, главное, под эту марку нам самим деликатесов поесть. Правда, сам я по субботам по методике Порфирия Иванова голодаю, однако пусть друзья угощениями подсластятся, особенно Люсьен будет довольна. Итак, к встрече все готово…
В назначенный час прибыло человек семь, в основном те, что на спиритическом сеансе участвовали. Стенографировать в этот раз мы Михаила обязали - ему сейчас важно принципы айкидо освоить, чтобы в запредельном полете использовать это грозное оружие против темных сил, так как неизвестно, с какими силами ему придется встретиться. Люсьен тоже решила в этом вопросе просветиться, хоть она и умеет заблудших покойников на место поставить, но всего не предугадаешь.
Вот и наши гости: мастер Черенков и магистр по айкидо из Японии Кирамото Айсио. Поздоровались. За круглый стол переговоров уселись. Люсьен у камина примостилась. Обстановка пуританская - в красных тонах выдержана. Скатерть, шторы, огонь от камина - все к мистическим практикам настраивает. Пришли Геннадий Турмов, Вячеслав Седых – два ректора ближе к Люсьен и камину сели. Настрой - с самим магистром из Японии познакомиться и из первых уст услышать про тайны борцовской техники. Переводчик - наш старый знакомый, у нас в Морском университете лет пять назад работал. Тоже специалист по айкидо. Тогда у него работа с начальством не склеилась, не поддержали его - движение айкидо у нас и заглохло. Сейчас время другое, и мы думаем, что особенно вот после сегодняшней беседы, сдвинется дело с мертвой точки. По крайней мере, Геннадий Петрович место в Пушкинском театре под айкидо выделяет, обещает борцовский ковер из Японии выписать. Нам же хотелось здесь рядом с «Луидором» место отвоевать и борцовский ковер свой закупить. Короче, посмотрим. А сейчас главное - диалог построить. Я основательно все подготовил – по Интернету полазил и вопросы подобрал. Чтобы, как говорится, разговор пошел, с мастера Черенкова решил начать.
- Александр, что главное в айкидо? Я несколько раз смотрел ваши соревнования, ты выступал, потом пару часов на молодых приемы нам демонстрировал. Все как-то театрально, прилипание друг к другу, и непонятно, противник падает по правде или понарошку? Как я понял, это внешняя сторона, а есть внутренняя - там идет основная борьба. Давай разберемся. Что такое вообще айкидо?
- Валерий, ты правильно подметил. Главное в айкидо не движения рук и ног, главное - дух. Если в движениях тела не проявляется духовная практика, тогда это не айкидо.
- Цель же все равно одна – повергнуть противника. Мы знаем айкидо по фильмам, как Стивен Сигал своим врагам головы скручивает, а Чак Норрис ногами лупит.
- В айкидо, как и в других восточных единоборствах, в дзюдо, каратэ, сумо - есть сильные люди. Однако истинное айки подразумевает не только сильное тело. Истинное айки — это единение сознания и тела. Если человек не развивает в себе дух, который остается неколебимым в любой критической ситуации и в любых обстоятельствах, его нельзя назвать сильным человеком. Айкидо создало философскую систему, в которой ты и твой противник — одно, и вопрос победы или поражения решается в один миг.
- Как-то туманно все это. Слиться с природой, стать единым с природой. Философия все это. Молодежи подавай действо – борьбу, дух соревнования.
- В айкидо нет соревнований. Это делает айкидо не столь интересным для молодежи, но чем дольше человек начинает заниматься этим искусством, тем больше оно ему нравиться
- Как сушеная каракатица: чем дольше её жуешь, тем вкуснее она становится, - переводит Пак слова Кирамото Айсио.
Оказывается, он следил, о чем мы говорили, и сразу вступил в дискуссию с интересным сравнением.
- Все ценности с головы на ноги вы ставите.
- Скорее, наоборот, с ног на голову, - отвечает Кирамото. - Если кто-то говорит: «Я силен! Я лучший айкидоист» - это грубо и неправильно. Важна не сила, важен путь совершенствования. Движения айкидо должны быть полностью согласованы с движениями духа.
- Вот и кажется, что айкидоист все время совершенствуется. А где же результат? Он как-то непонятен.
- Результат в малых радостях – в совершенствовании. Как художник создает мазок за мазком, полотно за полотном, так и айкидоист оттачивает движение за движением, а в целом свою вселенную.
- Ну, это уже балет – там тоже движения, отточенные движения, слова и своя философия. Возьми Станиславского – бездна мыслей, философии и действий. Кирамото Айсио, у вас в Японии наш друг Леонид Анисимов спектакли ставит по системе  Станиславского, лекции читает. Не встречались?
- Леонида Анисимова я хорошо знаю – не раз встречался на его спектаклях, лекциях. Да, система Станиславского во многом схожа с философией айкидо.
- Во, мир тесен! То Вячеслав Иванович с Анисимовым в самолете встречается, теперь вот на японской земле встреча наших знакомых происходят. Скоро на вселенских просторах начнутся встречи.
- Болотов, скоро не надо, - по существу подправил  Вячеслав Иванович.
- Пардон, пардон, не так выразился, тут действительно торопиться не следует. Однако давайте по делу.
- В театре больше направлено на эстетическое сопереживание, - продолжил Кирамото. - В айкидо же - на философско-телесное. Тело здесь дает свои импульсы, и человек получает гармонию. Если человек говорит о духовности после того, как побил своего партнера, это не внушает доверия. В айкидо мы достигаем силы тела и духа, двигаясь мягко и в гармонии с природой. В айкидо — свой образ мышления и высокоразвитая философия, отличные от мышления и философии других будо – военных искусств. Философия айкидо уникальна. Поэтому айкидо сыграет исключительно важную роль для нового поколения.
- А кто основатель айкидо? Это древний или современный вид борьбы, или, как вы называете, искусство? - Вячеслав Иванович задал вопрос.
- Основатель айкидо японец Морихеи Уэшиба, проживший 86 лет, - уникальная личность. Он считается одним из лучших бойцов всех времен и народов. Айкидоки называют его О-Сенсеем - великим Учителем. Он был сыном самурая-крестьянина. Совершенствование в боевых искусствах и особенно философская концепция айкидо сделали его непревзойденным мастером. В ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль как светящиеся линии. Последний раз Морихеи Уэшиба продемонстрировал мощь своего искусства в возрасте 86 лет.
Он говорил: когда на тебя набрасываются с кулаками, есть два выхода – убежать или ответить ударом на удар. Первый несовершенен, так как один человек демонстрирует свою трусость. Второй выход - ответить на удар ударом, причем с такой скоростью и силой, чтобы схватка закончилась после первого же ответного движения. И этот выход, по мнению Уэшибы, плох и несовершенен, и в нем проигрывают оба: защищающийся неизбежно получит тяжелую травму, а нападающий, действуя во благо, совершит зло, нанеся вред другому человеку. Но есть и третий выход, который предлагает айкидо - мягко и бережно заставить нападающего одуматься, отказаться от своих намерений. Айкидо, по замыслу его создателя, борется не с агрессором, а с агрессией.
- Ударили по одной щеке, подставь другую. Так что ли?
- Не совсем. Мастер айкидо дает отпор, но не в прямом смысле. Атакующий не встречает отпора – он словно попадает в водоворот, который, покрутив его как щепку, выносит на берег, не причинив никакого вреда. И так раз за разом, до тех пор, пока нападающий не остановится. А в результате, никто не пострадал, агрессия погашена, гармония восстановлена. И торжествует любовь… Слабый старается избежать конфликтов, но рано или поздно сталкивается с ними и проигрывает. Сильный пытается стать еще сильнее, укрепляет тело и дух и стремится выиграть любой ценой за счет других. Но тоже проигрывает, потому что своими руками кидает в благодатную почву зерно саморазрушения.
- Санька, а что говорил Уэшиба насчет самолета? Если разобьется самолет, то он в нем не окажется. Как это?
- Морихеи говорил, что конфликтов нет в природе – в ней царят спокойствие и гармония. Айкидо следует ее путем, а она отвечает ему взаимностью. Природа бережет того, кто живет по ее законам: ему невозможно нанести удар исподтишка или застать врасплох.
 - Это с Порфирием Ивановым перекликается. Он тоже говорил: живите в гармонии с природой, и она вас отблагодарит.
- Да, это не ново. Согласно учению Уэшибы, мастер айкидо никому не причиняет зла, не совершает насилия в ответ на зло. Но и не подставляет правую щеку после того, как его ударили по левой. В процессе занятий основной упор делается не столько на физическую силу и технику, сколько на разум, мышление. И во всех аспектах развивает и дух, и тело, а вдобавок имеет огромный воспитательный эффект.
- Нас, как исследователей запредельного мира, волнует дух в чистом виде. В запредельном мире нет тела, - решил я перейти к главному вопросу нашей дискуссии.
- У каждого есть свой дух, который можно очищать. Есть тело, которое можно некоторым способом тренировать. И есть путь, которым можно следовать. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй искусство мира – так еще именуют айкидо - ко всему, с чем ты встречаешься, - переводит Пак слова Кирамото Айсио
- Что, эта мысль нам подходит. На Земле мы очищаем дух и находим путь, которым можем следовать. В запредельном мире тела нет, но остаются очищенный, просветленный дух и путь – столбовая дорога, по которой мы будем двигаться. Теперь надо разобраться, как очистить дух и найти  этот самый путь.
- Очищение тела – есть и очищение духа, по крайней мере, в этом направлении происходит движение, а начинает очищаться дух – появляется и путь, - объясняет Кирамото Айсио. - Айкидо - это лекарство для человека, в котором есть зло, эгоизм, беспорядок. Оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем.
- Что ж, это интересно. Так и хочется сразу начать заниматься айкидо.
- В этом как раз и нет проблем. Небеса там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться. Не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать айкидо, - разъясняет мастер из Японии.
- Сейчас мы живем в городе, и нам настрой нужен. Не зря все же в Японии внешней атрибутике придают нужное состояние. Зал должен быть в восемь циновок – у нас борцовский мат, соответствующая одежда и прочее. А дальше устанавливай связь с истинной пустотой.
- Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни, – Черенков добавляет. - Вдыхай и воспаряй во все концы вселенной; выдыхай и собирай космос внутри себя. Все законы неба и земли живут в нас. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники айкидо.
- Ну, Сашка, ты философ!
- Восемь сил объединяют айкидо: движение и неподвижность, твердость и текучесть, расширение и сжатие, объединение и разделение. Бери энергию солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли, прилив и отлив морских вод. Когда жизнь торжествует, происходит рождение; когда жизни препятствуют, происходит смерть. Воин всегда борется за гармонию, а ставка в этой борьбе - жизнь и смерть. Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе, как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем.
- Санька, сам придумал такое? – вопрос я задал и подумал: похвали нас, русских, лоб расшибем – так понесло моего друга.
- Это мудрость Востока. Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце матери природы.
- Мудрость Востока я одну запомнил – делай каждое утро 108 шагов босиком по ручью, и просветленным станешь.
- Все правильно. Однако не только иди по ручью, но и учись у чистого голоса горного ручья, плещущегося среди камней. Поймешь его божественность, значит, ты ступил на тропу.
- Мы чаще всего на тропу войны вступаем.
- Как только ты начинаешь искать хорошее и плохое в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению. Очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть – вот задача айкидоиста.
- Хорошо, решили мы заняться очищением: с телом понятно –поголодал, очистительные процедуры сделал. А вот как душу очистить – страсти-мордасти из нее удалить?
- Начинать надо с очищения шести органов чувств - глаз, ушей, носа, языка, тела и ума. Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твои тело и душа воспылают.
- В запредельном мире чувства у человека сохраняются. Он там видит, слышит, чувствует запах, говорит, думает.
- Не так, - Анжела вошла в наш зал и сразу с порога решила поправить меня.
- Анжела, откуда узнала, что мы здесь?
- Сорока на хвосте принесла, что у вас тут грандиозный сабантуй и стол будет накрыт.
- Это обязательно. Однако отвечай, что не так с основными чувствами среди душ умерших?
- Чувства – это материально. Чистый дух – вот из чего состоит душа покойника, которая может материализоваться из элементов нашего мира. Пять основных органов – это ей сделать легко, тяжелее тело, но и это возможно, подобно тому, как мы делаем на спиритических сеансах.
- Душа захотела материализоваться. У нее для этого должна быть сила воли.
- Ей это в принципе не надо, и сама она редко пользуется этими приемами, а вот человек, группа людей могут подтолкнуть ее на это. Всякая материализация есть проявление духа, проявление любви людей к духу.
- Любовь Бога - это понятно. Он творит по своему образу и подобию. А мелкому духу это же не дано?
- Каждая душа в том мире живет и развивается. Сейчас ей малое возможно – на малое время материализоваться. А в будущем через свою любовь к Всевышнему получит многое.
- Много троп ведет к вершине горы Фудзи, но эта вершина одна – любовь, – привел очередное сравнение и продолжил: - В айкидо полностью пробужденный воин может свободно пользоваться всеми элементами неба и земли. Истинный воин учится правильно воспринимать процессы во Вселенной и превращать боевые техники в проводники чистоты, добра и красоты. Ум и тело воина должны быть пронизаны просветленной мудростью и глубоким покоем.
- Двигайся, как луч света; летай, как молния; бей, как гром; вращайся вокруг устойчивого центра – это я понял. Хотя у нас Люсьен в своих полетах так и делает. – Правда, Люсьен? А то вижу, к праздничному столу уже уселась.
- Мне силы надо набирать к предстоящему полету. Вы здесь теоретизируете, а попробовали бы сами туда слетать. Там все с ног на голову поставлено. Приходится действовать в зависимости от обстоятельств, твердым, как алмаз, быть, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо. Если какой-нибудь монстрик или покойничек начинает нападать, как огонь, парируешь, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода не может разбиться. Наоборот, она без вреда для себя проглатывает любое нападение. Конечно, все это образно, однако помогает, особенно если на это настраиваешься – у тебя в подсознании сидит.
- У меня слов нет, Люсьен, как ты в образ японского мышления вошла. Однако меня вот что больше всего волнует. Как там все это без плоти происходит?
- Душа имеет вес – миллиардные доли грамма, особенно грешники вес имеют – вот они между собой и воюют на околоземной орбите. Меня и наших исследователей спасает от них то, что мы с телом эктоплазмой связаны – потому они отлетают от нас. Однако они совершенствуются, и если один из них с нами не может справиться, то большим количеством могут. Поэтому айкидо учите – тут могут быть хорошие рецепты на борьбу, точнее, не на борьбу, как в айкидо. Таким образом, любого демона вы союзником сделайте. Как шаманы назвали своим именем демона, он и служит ему.
- Ты, Люсьен, вот так поступай, - мастер Сашка решил сразу рецепт Люсьен дать. - Используй обе руки - правую и левую. Левой держи жизнь и смерть; правой управляй ими. Четыре конечности тела - суть четыре опоры неба; они проявляют восемь направлений. Соедини жизнь и смерть, и они твоими помощниками станут. Техники айкидо ни быстры, ни медленны, они ни внутри, ни снаружи. Они по ту сторону времени и пространства.
- Санька, ты нашими проблемами стал мыслить. Толково говоришь. Михаил! Ты там не заснул? Все это к тебе относится – тебе с Люсьен через неделю в запредельный мир отправляться, свою супругу выручать. Вот и геометрические образы используйте там, - решил и я свои познания показать. - Айкидо учит: тело должно быть треугольным, сознание - круглым. Треугольник генерирует энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство. Квадрат - это прочность, основа всякой власти. Для вас в запредельном мире треугольник, созданный мысленно, будет телом, круг – ваши действия, квадрат – защита.
- Я занимался восточными единоборствами, - откликнулся Михаил, - в частности, дзю-до, но чтобы вот так себя со стороны видеть и управлять боем, впервые слышу.
- Еще не то услышишь. Айкидо учит быть в союзе с небом и землей. Самодовольство исчезнет, и ты сможешь поглощать в себя любое нападение. Михаил, а как это на запредельный мир перевести?
- Надо в союзе быть с раем и адом, - Люсьен решила выручить Михаила. - Если ты можешь принять в себя противника, ты можешь видеть его насквозь и избежать нападения. И когда ты примешь его в себя, то сможешь направлять по пути, указанному тебе раем и адом. Будь свободный там и не обращай внимания на яростные атаки темных душ. Иди и действуй! Не взирай на тот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги. Выйди за пределы жизни и смерти, и тогда ты сможешь пройти через всё спокойно и безопасно. Даже если тебе бросает вызов один-единственный противник, будь бдителен, Ибо тебя всегда окружает целый сонм врагов.
- Люсьен айкидо не занималась, а фору самому Черенкову может дать. Ладно бы до континента Истины добралась, так и этого же нет.
- Я балду не гоняла, как вы, а изучала все, что мне нужно В том числе и философию айкидо. Без нее я многое бы не сумела. Вот хотя бы это: никогда не убегай от вызова, но не пытайся подавить или подчинить своего противника. Позволь нападающим подойти к тебе так, как им угодно, а затем слейся с ними. Никогда не преследуй противника. Отводи каждую атаку в сторону и держись за спиной атакующего.
- И что Там так приходилось действовать?
- Постоянно. Одно дело бардо – цвет, свет, образ увидеть и дальше пройти, а когда в мир голодных богов попадаешь, здесь надо действовать: враг нападает, но к этому времени я уже стою в безопасности за его спиной.
- Айкидо учит: слейся с телом противника. А ты с чем сливаешься?
- С душой. Она своего рода эфир, голограмма, и с ней тоже можно слиться, находиться спереди и сзади, справа и слева.
-  А если скопище духов или монахов замка Шаолинь, которые тебе к подступам третьего континента повстречались. Что здесь надо делать?
- Выход и здесь есть. Как в айкидо: противники идут сплошным потоком, но ты воспринимай, что нет ни единого противника. Входи в атаку и нейтрализуй их, втягивая их силу в свою сферу. Захватывай сознание своих противников и рассеивай их!
- Сказано в айкидо: побеждай своих противников духовно. Там, в запредельном мире, это особенно актуально?
- Да, приходится дух напрягать, но и сознание подключать, чтобы запутать противника и показать бессмысленность его действий.
- Как у тебя все так быстро получилось? На Земле, чтобы овладеть азами айкидо и перейти к первой ступени, требуется как минимум десять лет. А ты вот за полгода это освоила.
- Я в боевых условиях это осваивала. По принципу: русская женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. Там все это постигается очень быстро.
- Ба! Так вот еще одно применение наших полетов – быстрое овладение мастерством в том или ином виде деятельности. Вот почему говорят: у него от Бога такое мастерство. Значит, он Там побывал, а не оттого, что это снизошло к нему.
- Можно в медитации освоить те или иные практики, но это все равно долгий путь.
- Значит, умри, побудь там с часок и назад возвращайся мастером кузнечных дел. Так?
- Чтобы кто-то Там занимался кузнечным делом и учил, я на первых трех континентах не видела. Вот на седьмом возможно – там кто чем хочет, тем и занимается. Однако важно постигнуть принцип, тогда он везде может быть использован.
- Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте, стой среди великой пустоты. Это и есть секрет пути воина, - японец поддержал Люсьен.
- Кирамото Айсио, значит, и ты считаешь, что философия айкидо что в нашем мире, что в Том одинаково сильная вещь?
- Айкидо не зря называется техникой Пути Мира. Но и она постоянно изменяется; каждая ситуация уникальна, и надлежащий ответ должен приходить естественным образом независимо оттого, где ты находишься: в этом мире или в Том. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. Искусство Мира не имеет формы, оно есть изучение Духа. Ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий путь - это на самом деле отсутствие пути.
- Кто направляет в айкидо? Человек сам или кто-то из внешнего мира? - вспомнил я о думающей материи вокруг нас.
- В Искусстве Мира есть место для каждого из восьми миллионов богов мира, - ответил Кирамото Айсио. - И воин сотрудничает со всеми. Бог Мира велик, он покровительствует всему божественному и просветленному в каждой стране, в каждом мире. Когда ты склоняешься в поклоне перед Вселенной, она кланяется в ответ; когда ты называешь имя Бога, оно отзывается эхом внутри тебя.
- Кирамото Айсио, скажи, что означает айкидо. Здесь столько смысла!
- Да. Ай - это любовь. Ки – это энергия Космоса, Вселенной. До – это путь. А все вместе - это путь к просветлению. Секрет айкидо в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет айкидо, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: «Я и есть Вселенная».
- Можно добавить, не только Вселенная, но и Тот мир. Кирамото, вы же верите в загробную жизнь?
- Верю.
- А как получается, что айкидоист побеждает, не вступив в бой?
- Если кто-то собирается биться со айкидоистом, то он замысливает борьбу с самой Вселенной. И нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».
- То-то с Сигалом никто не вступает в бой – только об этом встает вопрос, противник сразу отступает. Только один, кто-то из каскадеров, вступил с ним в бой…
- Айкидо - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает. Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение. Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце сердце Творца. Это и есть великая любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. В любви нет противоречия. У любви нет врага. Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога. Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его будо - это будо разрушения. Это не созидательное будо. Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного - не истинное БУДО. Истинное БУДО не знает поражения. Непобедимый означает никогда не сражающийся. Победа - это победа над противоречивым умом в себе. Такова дарованная миссия айкидо.
- Кирамото, в айкидо советуют: «Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется».
- Айкидоист, стоя спиной к противнику, может втянуть в себя. Перед ним нет ни времени, ни пространства - только Вселенная, как она есть. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй ему все - не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни. В айкидо мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Можно сказать, что айкидо есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего дыхания. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия айкидо. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда айкидо принесет плоды в этом мире.
- Почему в этом мире? Изгнание демонов и в Том мире - тема актуальная?
- Начинай воспитывать свой дух здесь, он же поможет Там. Такова миссия айкидо, и она должна стать твоей миссией.
- Друг Валерьян, - обратился ко мне мастер Черенков. - Я долго работал, только вынос силы выдерживал в статической стойке по часу-полтора в день. Цель была - медитация в движении... И однажды вдруг «увидел», как мое тело начало совершать всевозможные повороты, уходы и прочее. Сознание - само по себе, тело - само по себе... Динамика сама вырвалась на волю без моего желания... Через несколько недель и удары пошли сами по себе, как продолжение движения тела и рук... Легко и естественно... Вот что значит быть в айкидо.
- Да, это становится понятным: душа рядом с телом. Причем душа в чистом виде не замусорена и мыслит с огромной скоростью. И ей вне тела легче координировать все движение. Вот к чему должен стремиться мастер. Ты читаешь книгу, дух схватывает ее целиком, сознание же не успевает это переварить. Значит, сознание тоже отделить – пусть оно будет рядом с духом и моментально передает в импульсы тела, в импульсы осознания и понимания. Есть же много примеров, когда противник, не начиная боя, сдавался.
- Да, таких случаев много. Как-то большой мастер айкидо О-Сэнсэй  - великий учитель - встретился с не менее сильным противником. Первый стоял спокойно и уверенно, второй искал слабые стороны у соперника. Но в какой-то момент он понял, что бесполезно атаковать Вселенную, такая мощь шла от О-Сэнсэя, в нем противник не видел ни одного уязвимого места в защите. Мощная духовная концентрация не допускала мысли о борьбе или соперничестве. Не знающий страха и алчности, которые являются причиной появления уязвимых мест, он настолько сильно связал свой дух с духом своего противника, что сила покинула бойца, державшего в руках меч, и хлынула в вакуум, который создал О-Сэнсэй, благодаря своей чистоте. Противник не смог атаковать, потому что дух О-Сэнсэя был лишен конфликтов, а ум его был полон гармонии. Дух противника отражался в глазах О Сэнсэя. Он не мог броситься в атаку, потому что атаковать было некого, кроме самого себя
- Санька, ты большой мастер айкидо, скажи, почему этот вид борьбы приобрел такую популярность? Ведь он же совсем недавно возник
- Так же, как дзюдо, а у нас самбо – это современные виды борьбы, однако как школа он возник давно и имеет длинную национальную историю.
- У самбо одна школа была: кулачный бой.
- Это тоже дух, вложенный веками. Дальше мы не могли вложить содержание в борьбу – это другое дело.
- Ну, как же, а социализм кто бы защищал. Самбо, что ГТО, однако получило международное признание, даже в олимпийскую программу включено.
…..
 

***
Форма всегда связана с содержанием. Если ты выполняешь упражнение на пластичность, ты становишься более пластичным в жизни. Когда тебя учат держать равновесие, ты становишься уравновешенным.
Айкидокам повезло: они выбрали для себя боевое искусство, за которым стоит глубокая восточная философия. Познавая эту философию, тело и сознание устремляются к совершенству. И путь этот бесконечен
Уэшиба Морихэй считал айкидо путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными, а исходя из основной задачи: воспитания определённого миропонимания. Именно этим объясняется своеобразие техники Айкидо: отсутствие «прямолинейной» техники и ударов.
- А что приключилось с Уэшиба Морихэй, когда они попытались найти рай на Земле?
- В поисках места для «рая на земле» Уэшиба Морихэй и его спутники направились в Монголию, где были арестованы китайским военачальником и приговорены к смертной казни.
- И как спаслись? Наверное, Уэшиба Морихэй сногсшибательные приемы показал – как бы секреты раскрыл. Немцы Порфирия Иванова полдня замороженным в глыбу льда продержали, когда видят, мужик выдержал, то отпустили с миром.
- Что внутреннее зрение открылось – это факт. Только так мог от пуль отворачиваться – видел, куда летят.

Жизнь есть сон
Жизнь подобна сновидению. Во сне вы нашли золото. Вы радуетесь, но, проснувшись, вы видите, что вас обманули. Так и в жизни: вот вы ухватили удачу за хвост, а нет - упорхнула. Во время сна вы не осознаете, что видимое нереально. Вы можете осознать, лишь проснувшись. Эта жизнь подобна сновидению, и вы живете, не подозревая, что вас окружают иллюзии. Если у вас красивый дом, вам и в голову не приходит, что это всего лишь мираж, иллюзорный замок в воздухе. Вы счастливы, думая, что живете в своем собственном доме.
***
Когда человек умирает, его тело распадается и исчезает, но если у человека осталось желание, оно влечет за собой его дальнейшие перевоплощения. Полагая, что после смерти ничего не остается, мы совершаем ошибку. Что происходит, если после догорания дров и потухания огня вы не подбрасываете новых дров? Говорить в этом случае, что огонь потух, было бы неправильно. Дрова сгорели, огонь погас, но огонь не перестал существовать. Природа огня вездесуща, она не может исчезнуть. И тем не менее, когда мы видим, что огонь угасает, мы говорим, что он пропал, тогда как на самом деле он не прекращается, а существует вечно. Так и наша жизнь.
Вы можете спросить: «Если огонь не прекращается, почему мы говорим, что он погас?» Люди видят одно лишь пламя. Когда оно исчезает, они больше его не видят и им кажется, что огонь потух. Но огонь существует вечно. Зажгите дрова и вы увидите, как пламя поднимается вверх. Пламя возникает из природы огня. Даже если оно исчезает, природа огня остается без изменений. Можно сказать, что природа огня одинакова в камне и сухой траве. Когда вы ударяете камень о камень, возникает искра. Когда она попадает на сухую траву, возникает пламя.
Человек подобен огню. Даже если он умирает и его тело исчезает, подлинная природа человека пребывает вечно.

Срединный путь
Лучше всего, соблюдать умеренность. Лежание в постели с утра до вечера может обернуться страданием. Приверженность к чему-то одному причиняет страдания. Так, если вы с утра до вечера едите только сладкое, через несколько дней оно будет казаться горьким. Если вы долгое время сидели, вам захочется встать и пройтись, но если вы долгое время идете, у вас могут заболеть ноги. То, в чем вы соблюдаете умеренность, приносит удовольствие. Испытывая голод, вы хотите что-нибудь съесть, но когда вы наелись, пища больше не нужна.
Знающий меру довольствуется немногим. Тот, кто не знает меры, страдает от излишеств. Не зная меры, человек страдает в течение всей жизни. Знать меру значит быть в заоблачной стране. Это утонченное удовольствие невозможно описать словами.

Путь мудреца
Путь мудреца подобен вкусу перца. Когда вы разжуете и распробуете этот Путь, вы узнаете, как можно на него встать. Принимая же его на веру, вы не можете оценить его по достоинству.
Трудно постичь путь тому, кто не стремится к просветлению. Это похоже на ребенка, который пьет молоко, но не думает о его вкусе пока не вырастет. Но когда он вырастает, понимание, что есть вкус молока, приходит к нему естественно. Вы можете прочесть книгу, написанную мудрецом, но так и не осознать, кем она написана. Но если вы следуете по Пути мудреца, наступает время, когда вы осознаете, что этот Путь представляет собой, и впоследствии уже никогда не сойдете с него.

Радость одиночества
Я не понимаю, как люди могут чувствовать себя одиноко. Когда я гляжу на спокойную луну или вслушиваюсь в шум дождя, мне хочется говорить о них «мой дождь», «моя луна». Но я живу в одиночестве не для того, чтобы пребывать в покое и безмятежности. Если бы я жил в покое ради удовольствия, я ничем не отличался бы от людей, которые любят роскошь и танцы.
Жизнь в веселом квартале отличается от жизни в горах, но если мы привязаны к жизни в горах, мы подобны тем, кто живет в веселом квартале. Отступать от Пути во имя удовлетворения желаний, означает вести жизнь искателя удовольствий. Следует помнить, что многие из тех, кто уходит в горы, идут туда в поисках удовольствий.

Сравнение
Люди легко понимают с помощью звуков и образов, но пока они не увидели и не услышали, они не верят в реальность сверхъестественных сил или проявлений божественного в человеке. Только просветленный человек видит все таким, какое оно есть.
Люди видят вещи, когда они появляются, и говорят, что они существуют. С другой стороны, когда тело исчезает после смерти, они говорят, что его больше нет. Таким образом, рождение-и-смерть ограничивает понимание. Люди видят живых и не видят умерших.

Слава
Искать честь означает искать Путь. Стремлением познать Путь не следует пренебрегать. Но стремиться к славе ради славы, без познания истины, нехорошо.
Иногда говорят «получить квалификацию « и «выйти за пределы квалификации». Закончив учиться, человек выходит за пределы учебы. Из состояния учебы он переходит в состояние не-учебы, когда все порочные страсти уничтожены, а круг рождения-и-смерти разорван. Человек совершенствуется в своих познаниях и в конце концов выходит за пределы квалификации. Достигнув многого, человек оказывается выше самих этих достижений. Такой человек не ищет ничего, но постигает все.

Один день
Прожить один день означает потерять один вершок жизни. Прожить два дня означает потерять два вершка. Время, отмеренное человеку, истекает очень быстро. Не успели вы оглянуться, а жизнь уже подошла к концу. Тот, кто бережно расходует свои дни, поступает лучше, чем тот, кто проживает жизнь бездумно. Первый подобен человеку, который мало ест и мало пьет. Второй же подобен человеку, который ест и пьет много, не осознавая, что тем самым он укорачиваете себе жизнь.
Древние мудрецы говорили: «Если вы желаете оставить потомкам славное имя, вы не должны есть до сыта и носить теплую одежду». Мы в долгу перед древними мудрецами за те немногие добродетели, которые в нас сохранились.

Ум не-сознания
Не-сознание - то же самое, что и просто ум. Оно не застывает и не фиксирует себя в каком-то одном месте. Ум называется не-сознанием, если ему чуждо мышление, если он объемлет тело и простирается по всему внутреннему и внешнему миру.
Если ваш ум устремляется в направлении мыслей, сколько бы вы ни прислушивались, вы не услышите, и сколько бы вы ни всматривались, вы не увидите. А все потому, что в вашем уме что-то есть. В нем пребывают мысли. Когда вы устраните то, что в нем пребывает, ваш ум станет не-сознанием. Полностью забудьте об уме, и тогда все ваши действия будут безупречны.

Путь самурая – путь Воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти. Самурай обязан следовать пути воина. Смерть ~ самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей пути воина, то будь уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно.

Путь художника
Плотник (архитектор) должен стать искусным в обращении со своими инструментами, он намечает план строения с выверенными пропорциями, а затем исполняет работу, сообразуясь с замыслом. Так Плотник проходит по жизни.
 

Вот Заповеди для мужчин, которые хотят изучить путь воина
1. Не допускай бесчестных мыслей.
2. Путь в упражнении.
4. Познай Пути всех профессий.
5. Различай выигрыш и потерю в делах мирских.
6. Развивай интуитивное понимание окружающего.
7. Прозревай невидимое.
8. Обращай внимание даже на заурядное.
9. Не делай ничего бесполезного.

АЙКИДО: Основной принцип айкидо - «настройка» на противника, позволяющая предчувствовать его намерения и делающая возможным выгодное использование его движения. Этот принцип дал айкидо его название: «ai» значит «встретить», «ki»- дух, и «do» - «путь».

Один из характерных принципов айкидо - круговое движение (marui). Если нападение ведется вдоль прямой линии, то при «встрече» с перемещением по дуге оно может быть заданным образом направлено и остановлено.

Гармония айкидо и мышление
Основная аксиома айкидо состоит в том, что физически слабый может победить сильного за счет изучения техники. Для координации с учетом движения и силы противника ум, как и тело, должен быть гибким. Другими словами, для выгодного использования движений противника нужна тонкость и гибкость ума. Правильно выполняемый прием айкидо не требует особых усилий. Более того, ни один прием айкидо не требует силы, больше чем в 30 кг. Если же в какой-то момент для выполнения приема требуется большая затрата силы, можно смело сделать вывод о плохом исполнении.

Концентрация энергии
Shuchu-ryoku - это полная концентрация чьей-либо силы в заданный момент в заданной точке. Например, захватывая запястье противника, нужно вложить в точку захвата силу, подобную той, которая возникает в экстремальных ситуациях. Например, при пожаре, люди поднимают предметы, которые в нормальных условиях были бы для них слишком тяжелыми - это пример бессознательной концентрации силы. Тренировка дает возможность научиться концентрировать собственную силу по желанию.
Известна достоверная история, когда немощная старуха из пламени охватывающего ее жилище, вынесла огромный сундук, наполненный наиболее ценными для нее пожитками. Потом как она ни пыталась – этого уже не могла сделать. Почему так? Во время пожара старуха смогла согласовать свой ум и тело и использовать свою истинную силу. Но когда опасность миновала, координация ума и тела была утрачена и к ней вернулась ее немощь.
Солдаты на линии фронта, даже если им приходится пить самую грязную воду, обычно не страдают желудочными заболеваниями. Однако если человек сделает то же самое при нормальных обстоятельствах, его ждет неминуемая болезнь.
Участники марафонских забегов, которые первыми приближаются к финишной прямой, близки к объединению ума и тела, потому что они расширили свою КИ. Однако после окончания забега они перестают расширять КИ. Ум и тело отделяются друг от друга настолько сильно, что бегун часто не может подняться.

Ки: Координирование ума и тела в повседневной жизни
КИ, которую мы расходуем в течение дня, выполняя различную работу, в основном пополняется за счет КИ Вселенной. Полное обновление КИ происходит во время глубокого сна. Сон — основная потребность жизни.

РАСШИРЕНИЕ КИ.
Вспомним, что нам нужно для жизни прежде всего: пища, крыша над головой, одежда, вода, воздух. А может быть, что-нибудь еще? Конечно же, — КИ нечто настолько элементарное, что мы часто о нем забываем. КИ Вселенной, точно так же, как вода, которую держит наш стоящий на берегу человек, — частица океана.
Наша личная КИ неотделима от КИ Вселенной, и между ними происходит непрерывный обмен. Когда поток сильный и беспрепятственный, мы здоровы. Когда поток временно останавливается, мы теряем сознание. Когда поток останавливается полностью и навсегда, мы умираем.
Человек с сильной КИ может прожить десять или даже двадцать дней без пищи, но пяти дней без сна оказывается достаточно, чтобы его убить.
В японском языке для этого существует специальное слово — киси, что означает “смерть от нехватки КИ”. Трех бессонных суток достаточно, чтобы получить признание самого закоренелого преступника. Если вы хотите чувствовать себя бодрым и счастливым, прежде всего вы должны освоить науку расширения КИ — четвертый принцип из Четырех основных принципов объединения ума и тела.
 
Что такое КИ Вселенной?
Посмотрите в небо. Светит солнце. Чем было оно до того, как начало светить? Если мы будем задавать этот вопрос относительно всего, что окружает нас во Вселенной, то никогда не кончающаяся спираль вопросов приблизит нас к представлению о чем-то, что есть почти ничто и тем не менее существует.

— Звук и свет можно выразить математически. А можно ли сделать то же самое с КИ? Кто-нибудь пытался это сделать?
— Да, возможно.
— Конечно. Основной объект математики — единица. Вселенная одна. Человек один. Булыжник один. Все они могут быть представлены с помощью числа “один”. Если уменьшить размер вдвое, то что останется, будет все та же единица. Если бесконечно уменьшать ее вдвое, станет ли она когда-нибудь нулем? Нет, не станет. Если есть единица, всегда существует ее половина. У половины - своя половина... КИ - это бесконечно большое множество бесконечно малых частиц.
Взаимодействие двух противоположных сил создает мир относительный, в котором мы живем. На Востоке эти две силы называют Инь и Ян, на Западе — положительным и отрицательным. Эдисон утверждал, что Вселенная состоит из чистой энергии электрической природы. Он говорил, что основа электроэнергии, которая питает наши домашние электроприборы, — это КИ Вселенной,
Поскольку ничто не может быть сделано из ничего, было бы ошибкой утверждать, что электричество “создается” генератором. Эта энергия всегда пронизывала всю Вселенную. Мы называем ее “электроэнергией”, когда она, обузданная на электростанции, становится доступной нашим органам чувств.

Электричество заключает в себе положительную и отрицательную составляющие. То же можно сказать о персональной КИ. КИ Вселенной представляет собой единое целое, в котором нет составляющих. Однако КИ, генерируемая человеческим мозгом, приобретает либо положительный, либо отрицательный характер. Та сторона стены, на которую падает свет, — светлая, противоположная ее сторона — темная. Конечно, обе стороны вместе образуют “реальную” стену. И нет смысла спорить, какая из сторон более подлинная.

Слияние Ки с противником
Вместо того, чтобы желать подавить соперника большей силой и более высокой техникой, практикующий Айкидо старается объединить собственное Ки с Ки противника, устанавливая прямую связь между собственным жизненным центром - Хара и жизненным центром соперника, - и таким образом свести начальную двойственность к единству. Осуществление этого принципа, его конкретное развитие представляет собой строго разработанную систему Айкидо. Айкидо в этом смысле парадоксально становится бесплотным. Преобладание физического аспекта остается на втором плане. Начинающий должен пройти относительно длинный этап, прежде чем приобретет это ощущение работы с Ки, а не с мускульной силой. Схватка представляется как попытка организовать свою собственную жизнь среди других жизненных и динамических потоков. Пространство заполнено жизненным потоком, и я, который есть другой жизненный поток, - для того, кто заинтересован в рассмотрении схватки с такой точки зрения, ее значение уменьшается.
Внимание человека, занимающегося Айкидо, направлено не наружу, а внутрь самого себя. Это особый охват ситуации и партнера своим восприятием, а не только физический или поверхностный. И с другой стороны, чтобы осуществить это особое, идущее от самого корня схватывание ситуации, он должен отделиться от себя самого, от своего внутреннего корня, от своей глубины. Он должен действовать таким особым, идущим из глубины способом, чтобы прежде всего погрузиться в себя так, чтобы достигнуть самого глубокого пласта и, найдя там свой последний оплот, быть способным развить разящую деятельность.