МАСШТАБНОСТЬ:
средство композиции, выражающее соизмеримость целого и его частей, а также создаваемого технического изделия с человеком и окружающими предметами. В отличие от масштаба, который является количественной мерой соотношения натуры со своим изображением, М. — качественное. М. позволяет получить представление об истинных размерах технических сооружений по их фотографическим изображениям или по эскизам с натуры.


МИДЕЛЬ:
(от гол. middel — средний)
поперечно-вертикальная плоскость, делящая корабль на носовую и кормовую части. М. считается также поперечно-вертикальное сечение в наиболее широкой части корабля, смещаемое обычно несколько в корму от середины длины.


МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ:
линия пересечения наружной поверхности корпуса судна (для металлических судов без учета толщины обшивки) с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ и называемой плоскостью М.-Ш. (см. Теоретический чертеж).


МОДА:
(французское mode, от латинского modus — мера, способ, правило)
1. непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений.

2. Непрочная, быстропроходящая популярность.


МОДЕЛЬ-КОПИЯ самоходного судна:
плавающая самоходная модель судна (корабля) определенного масштаба, с максимальной деталировкой на палубах, надстройках, мостиках, снабженная механическим двигателем для движения по воде с масштабной или максимальной скоростью. М.-К. относятся к группе Е по Классификации моделей кораблей и судов и делятся на следующие классы: ЕН (копии гражданских судов), ЕК (копии военных кораблей), ЕЛ (копии подводных лодок) и ЕХ (модели свободной конструкции). Масштаб М.-К. выдерживается в отношении линейных размеров, площадей, главных размерений, коэффициентов полноты, водоизмещения. Габаритная длина М.-К. не должна превышать 2,5 м, кроме моделей, построенных в масштабе 1:100. По внешнему виду, форме, окраске и числу движителей модель соответствует натурному судну. На ней должны быть следующие детали: конструктивная ватерлиния, марки углублений, грузовые марки; надстройки, рубки, мостики, палубы, люки, двери, комингсы, леерное ограждение, трапы, артиллерийское, торпедное, минное, ракетное, радиолокационное вооружение, средства радиосвязи и приборы управления стрельбой; штурманское вооружение, корабельные огни; судовые устройства (якорное, швартовное, буксирное, шлюпочное, спасательное, грузовое и рулевое); детали судовых систем. М.-К. классов EH, EK, ЕЛ проходят стендовые соревнования, а также соревнования на устойчивость на курсе и удержание масштабной скорости. Для моделей подводных лодок в программу соревнований дополнительно входят погружение, подводное плавание и всплытие на определенных участках дистанции. Модель класса ЕХ не подлежит стендовой оценке и представляет собой упрощенную модель судна с минимальной проработкой внешнего вида. На ней разрешается устанавливать не более 2 рулей и 2 стабилизаторов. Модели класса ЕХ соревнуются на устойчивость на курсе и движение с максимальной скоростью. М.-К. снабжается механическим двигателем любого типа (паровая машина, ДВС или электродвигатель). В некоторых случаях, специально оговоренных Положением о соревнованиях по судомоделизму, на М.-К. устанавливается резиномотор. Существенные конструктивные отличия от натурного судна в М.-К. имеет система двигатель — передача — движитель. Обычно она включает электродвигатель постоянного тока напряжением от 3 до 42 В и мощностью от 3 до 150 Вт (в зависимости от размеров модели) и зубчатый редуктор, понижающий частоту вращения двигателя и передающий крутящий момент через гребные валы на гребные винты (см. Движители). Питание электродвигателей в М.-К. осуществляется различными гальваническими элементами, батареями или аккумуляторами напряжением не более 42 В. На моделях класса ЕК, ЕН и ЕХ не разрешается устанавливать устройства, автоматически удерживающие их на курсе. На моделях группы Е устанавливаются, как правило, реле времени любого типа, выключающие двигатель после прохождения финишного створа. На моделях подводных лодок класса ЕЛ, выполняющих сложную программу (старт в надводном положении, погружение и всплытие в заданных квадратах, прохождение дистанции в подводном положении и финиш в надводном), разрешено устанавливать различные программные механизмы и автоматы курса.



МОДУЛЬ:
условная единица измерения, предназначенная для координации размеров и расположения конструктивных элементов. Сообразно М. устанавливается градация номинальных размеров материалов, деталей и элементов, используемых в спроектированных по модульной системе сооружениях. В нашей стране в судостроении принят М., равный 100 мм, который служит базой для выбора размеров помещений и оборудования судов. Международный стандарт предусматривает М., равные 50, 100 и 300 мм.


МОДУЛЬНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ:
проектирование, постройка, ремонт и модернизация судов и кораблей с использованием модульного принципа. В судостроении он заключается в комплектовании плавающих сооружений разных архитектурно-конструктивных типов и размеров из заранее разработанных общих модуль-элементов — конструктивных (КМ) и функциональных (ФМ) модулей — конструктивно и технологически законченных типовых или стандартных сборочных единиц, насыщенных трубопроводами, механизмами, приборами и оборудованием. Наиболее перспективными в качестве ФМ являются крупные сборочные единицы кормовой и носовой оконечностей с ЭУ, блоки судовых помещений и надстройки в сборе. Состав модулей определяет метод модульного проектирования: использование только модуль-блоков — блочно-модульный, модуль-панелей — модуль-панельный. Частный случай в М.С.— применение модульно-агрегатного метода. М.С. обеспечивает перенос большого объема работ со стапеля и с участков достройки на специализированные предприятия, приспособленные к массовому производству. Основные преимущества М.С.: сокращение времени проектирования и постройки судов; экономия трудовых и материальных ресурсов; возможность более быстрого и гибкого реагирования на изменение потребности в плавающих сооружениях разных архитектурно-конструктивных типов и размеров. Базой для М.С. служит система комплексной стандартизации судостроения.


МОСТИК СУДОВОЙ:
огражденная часть палубы, верхних ярусов надстроек и рубок или отдельная платформа. Используется для размещения постов управления, наблюдения и связи, для перехода из одной надстройки в другую. Различают по назначению — ходовой, навигационный, сигнальный, дальномерный, прожекторный и др.; по месту расположения — носовой, кормовой и др.; по степени защищенности от воздействия внешней среды — открытый, закрытый, полузакрытый. Ходовым М. называют всю палубу рулевой рубки, а ее открытые площадки по бортам от рубки - крыльями ходового М. На судах ледового плавания для защиты от низких температур рулевую рубку и крылья ходового М. объединяют в одно закрытое помещение. Крыша рулевой рубки и смежных с ней помещений образует навигационный М. На ходовом и навигационных мостиках располагают основные посты управления судном. Разновидностью судовых М. являются переходные, расположенные выше верхней палубы и предназначенные для сообщения между надстройками или для перехода с одного борта на другой. Устанавливаются на танкерах из-за повышенной заливаемости их палубы и промысловых судах, у которых верхняя палуба занята большим числом палубных и промысловых механизмов, затрудняющих сообщение.