РАЗРАБОТКА УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ И РАСПОЗНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОПЕРАТОРА В РЕЖИМЕ ВАХТЫ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Богданов В.И., Болотов В.П., Седых Н.В.

Актуальность разработки приведенного в названии статьи устройства не вызывает сомнения. Один из авторов этой статьи Седых Н.В. вплотную столкнулась с такой проблемой в трагической ситуации, когда вахтенный электромеханик судна при выполнении своих обязанностей упал в трюм и был сильно травмирован. Отсутствие устройства, передающего информацию о состоянии здоровья и место нахождении вахтенного, не могло обеспечить своевременного оказания ему медицинской помощи. И только благодаря тому, что на судне случайно, в качестве пассажирки,  оказалась врач Седых Н.В., удалось спасти человека и эвакуировать на вертолете на о. Кадьяк (США), где лечение его обошлось почти в 1 миллион долларов $US. Приведенный случай побудил авторов поставить задачу разработки устройства для передачи и распознования информации о состоянии и местонахождении изолированного оператора. Другому из авторов (Богданову В.И.) уже приходилось проводить исследования и разработку конкретных систем, которые были внедрены и использованы в практике в областях, отличных от судовых.

Управление многими процессами, функционирование которых потенциально опасно для большого числа людей осуществляется одним изолированным оператором. Например управление автобусом, тепловозом, самолетом малой модификации, судна (режим одного человека ) и т.д.

Значительное число происшествий  на судах в море и самолетах в воздухе обусловлено недооценкой важности поставленной задачи. Распознать состояние оператора и предотвратить катастрофу, причиной  которой может быть потеря работоспособности оператора, является одной из важнейших задач. Значительное число происшествий, в том числе и морских, связано с нарушением здоровья и потерей способности оператора (вахтенного) адекватно оценить обстановку и принять грамотное решение. В 1989 году на железных дорогах, в гражданской авиации и в ряде других отраслей происходила резкая смена водителей подвижного состава вызванная пиком смены поколений, и, как следствие, в 1990-91 годах появляется резкий пик происшествий, связанных со сном, потерей внимания, действием алкоголя, кофейным возбуждением и т.д. В связи с этим ряду организаций на разработку были предложены темы по решению поставленной задачи.

Разработанное устройство прошло испытания на машинистах тепловозов, летчиках малой полярной авиации, в морской практике. Результаты испытаний положительны. Довести разработанное устройство до серийного выпуска не удалось по понятным причинам.
Устройство малогабаритно, портативно и автономно. На первых этапах разработки требовалось распознать десять категорий состояния здоровья (норма, алкогольное опьянение, наркотическое опьянение, сон, летальный исход, "датчик снят" и т.п.) После проведения ряда испытаний было принято решение ограничиться оценкой состояния оператора по трем критериям: норма, не норма, "датчик снят". С 1991 года работа по рассматриваемой тематике была продолжена в ДВГМА с учетом морской специфики, т.е.  для оценки состояния вахтенного офицера в режиме вахты одного человека. В международной практике этот режим получил аббревиатуру OWM (one watch man).

Устройство состоит из датчика, измеряющего величину электросопротивления кожи и ее изменения во времени, первичного преобразователя. Полученный от датчика сигнал после преобразования поступает на вход устройства категоризатора, позволяющего распознать состояние оператора по заданным категориям. Сигнал категоризатора передается на бортовой стационарный модуль, который оповещает ответственное лицо (капитана, старпома), принимает решение об экстренном торможении (в случае водителя тепловоза) или о других действиях.

Физически устройство выполнено в виде двух модулей - портативного и стационарного. Портативный модуль, выполненный по гибридной технологии, располагается в "рокерской перчатке" на левой руке оператора и состоит из датчика (кольца), категоризатора и передающего устройства. Стационарный модуль состоит из приемника, блока принятия решения и сигнализации. Блок принятия решения может быть связан с исполнительными механизмами (экстренного торможения, отдачи якоря и т.д.).

Разработанное устройство, кро-ме прямого назначения, прошло испытание в качестве "маяка" живого человека, засыпанного снежной лавиной. Испытание проводилось в одном из высокогорных лыжных лагерей на Кавказе в 1991 году. Совершенно очевидно, что устройство имеет широкий спектр применения.