ФАСЕТОЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЦ

Болотов В.П.

Интересен рекурсивный подход в изобразительном искусстве. Живопись - это постоянный поиск и развитие изобразительных средств пространственного и цветового выражения для отображения окружающего мира и передачи этого образа субъекту-зрителю.

Художники в своих работах принимали в расчет особенности человеческого восприятия для того, чтобы впечатление от их картин было наиболее полным, а сила воздействия - наивысшей. Леонардо да Винчи и Дюрер "рассчитывали" свои картины, учитывая законы линейной и нелинейной перспективы, место и условия наблюдения картин и т.п. Картины мастеров эпохи Возрождения можно уподобить системам полного восприятия - пейзаж за окном для художника так же важен, как руки модели. Детали подробно проработаны, цвета выверены многократно, композиция тщательно сбалансирована - все направлено на то, чтобы создать у зрителя полное и адекватное впечатление о передаваемой сцене.

Со временем художники изменили концепцию построения картины. Они поняли, что замысел автора станет яснее, а воздействие на зрителя усилится, если необязательные детали изображения будут приглушены или даже опущены. Для зрителя художник подчеркивает свою позицию в проблемной ориентации картины, в которой информационный поток сжат, но результат восприятия усилен, т.е. меньшими средствами достигнут больший эффект.

Импрессионисты обеспечили восприятие цветового образа путем ограничения живописных средств - использования чистых цветов. Кубисты начали анализировать форму предметов, взаимосвязь их частей, структуру объектов и явлений. Портреты Пикассо и Брака - это уже почти набор "кубиков", из которых глаз зрителя волен построить все, что угодно.

Структурный распад отдельных элементов цельного образа находится на грани адекватного восприятия зрителя - образы еще узнаваемы (рис.1.).

Рис. 1

Однако еще один шаг (в живописи он был сделан) - и структура рассыпается на несвязанные элементы, образ становится полностью неузнаваемым.

Подобная эволюция происходит и в области традиционных математических абстракций. Например, большие инфор-мационные массивы (не изобразительного характера) при их обработке можно представлять в реалистических образах, узнаваемость которых будет определять те или иные свойства описываемых процессов. Информационное поле в этом случае описывается упорядоченной последовательностью блоков. Каждому блоку приписывается значение, называемое "яркостью" и являющееся его обобщенной характеристикой.

С другой стороны, иерархия описаний различной степени общности способствует синтезу процессов человеческого восприятия. Если алгоритм формирования образа определен заранее, то имеется возможность быстрого параллельного ге-нерирования изображения. Такой подход к представлению данных на основе синтеза реалистических сцен (от абстракции к реализму) является наиболее перспективным. Для построения реалистической структуры необходимы некоторый "информационный ген" и закон его развития, последовательное применение которого позволяет поэтапно развертывать исходное описание по степени детализации. Многие явления и объекты реальной жизни можно описать именно таким способом.