В.И.Седых, В.П.Болотов, В.Н.Вещунов, В.В.Щербинин
АРТ-ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ДВГМА /проект/
          /дистанционное обучение /
 

Цель: подготовка инженеров-художников высокой квалификации в области компьютерных  технологий и художественного творчества.

Задачи: поиск новых приемов в творчестве, их формализация и представление в виде обучающих систем в Интернете.

Концепция: сначала делать на подсознательном уровне, и лишь потом обучаться тому, как это делается.

Методология обучения: в виде девяти откровений, которые должен открыть для себя студент за пять лет обучения.

Обоснование. Новое время требует и новых технологий. Электронные карандаш, кисть, как компьютер и Интернет, - вот современные инструменты художника. При этом обучение должно быть: интенсивным активно использующим подсознательные ресурсы человека; самообучаемым, как наиболее прогрессивная форма обучения; широкоинтеллектуальным, чтобы обучаемый мог найти себя в разных областях деятельности; раскрепощенным  -  из-за отсутствия экзаменов.

Структура обучения
Подготовительный курс (1 год) - интенсивное овладение приемами компьютерно-изобразительного искусства и выработка  своего видения и стиля.

Основной курс (3 года) - приобретение навыков и знаний в объеме 20-30 обязательных и 10-и альтернативных дисциплин высшего образования общеобразовательной  и профессиональной ориентаций. В конце курса студент организует персональную выставку работ и проекта интерьера, на основе чего ему выдается диплом о получении высшего образования по специальности инженер-художник по компьютерной графике и дизайну.

Расширенный курс (1 год) - интенсивная работа по внедрению знаний в практику. Обобщение, анализ и разработка методологий  творчества и обучения, что дает право преподавания и поступления в аспирантуру.

Вступительных экзаменов нет. Поступающие проходят тестирование  и собеседование по программе средней школы. Наличие художественного образования не обязательно. Обучение проводится на контрактной основе,  прием - в течение года.

Дисциплины Института
Обязательные образовательные: математика (геометрия, алгебра, топология, фракталы); введение в IBM PC и векторно-графический анализ; начертательная гео-метрия и черчение; основы художественного проектирования (CorelDraw, PhotoShop, 3D-студия); язык программирования VBS;   английский язык; теория искусства и фи-лософия; управление и устойчивость творческих процессов; медитация в символьной среде.

Обязательные по специальности: введение (рисунок, композиция, живопись);  цвет и линия; анализ работ известных художников; рисунок, композиция, живопись - продвинутый курс; создание малых форм; интерьер и его дизайн; оформление книги и полиграфия; цветоделение; психология искусства; пластическая анатомия.

Альтернативные дисциплины (10 по выбору): театр и театральный худож-ник; керамика и стекло; изобразительное искусство Японии; ковка и литье; декоративно-прикладное искусство;  парковое искусство; ювелирное искусство; плазменное и другие виды напыления; старинные народные промыслы; раскрой и проектирование мягких форм; проектирование из ткани (раскрой, шитье); поэзия, художественная проза, критика; музыка и ее роль в изобразительном искусстве; искусство Африки, Америки, Индии, Японии; искусство Кандинского, Малевича, Дали, Рериха и других художников; искусство фотографии; икэбана; словесный портрет в криминалистике; организация выставочной деятельности; эстамп (линогравюра, офорт, литография).

Дистанционное обучение - это: получение специальности без серьезных изменений образа жизни; вовлечение в более соответствующую времени форму общения с миром, основанную на использовании современной формы связи Интернет. «Образовательная система ХХI» - так называют дистанционное образование. В современном мире на него главная ориентация. Обучаемый работает в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Роль преподавателя - обучающие  системы с оперативной прямой и обратной связями со студентом.

Важным является выработка методики обучения, основанной на той или иной концепции. Вот некоторые из них, которые представлены на сайте Института и  используются при разработке обучающих курсов: нейролингвистическое программирование Д.О'Коннора и Д.Сеймора; обучение по Хаббарду; теория сильного мышления Г.Альтшуллера; абстракционистский идеал и метод (В.Бранский); медитации на темы К.Малевича; шаманизм в творчестве В.Кандинского; 12 танцев силы, или Тотемы творчества С.Симакова; система Станиславского, канон Цзи  и т.п.

Трудоустройство выпускников. Кто сейчас требуется? Те, кто владеют компьютерными технологиями, более те, кто в одном лице является программистом, художником, дизайнером, психологом и организатором. Не случайно Дали, Пикассо, Малевич, Кандинский были хорошими организаторами, учеными, писателями и даже директорами институтов. Надо уметь и маслом писать и приземленное: книгу сверстать, тиснение на обложке сделать, выставку или политическую кампанию провести - все это из альтернативных дисциплин при обучении в Институте можно выбрать. Не зря утверждают: чтобы фирма не обанкротилась, она должна параллельно основной деятельности еще двумя-тремя  заниматься.
Преподавателем Института может стать любой желающий при следующих условиях: уметь формализовать курс в виде лекции, практики и упражнений с тест-вопросами и ответами; иметь выход в Интернет и электронный адрес.

Список преподавателей, желающих работать в Институте:
В.Косенко (декаративно-прикладное искусство), В.Болотов (основы творчества и векторно-графический анализ), В.Седых (теория управления и устойчивость творческих процессов), В.Щербинин (психология искусства), В.Вещунов (теория искусства), С.Симаков (медитация как творческий процесс), А.Ткаченко (словесный портрет),  М.Павин (фотография и дизайн),  В.Королюк (история ДВГМА).

Художники мастер-классов: И.Рыбачук, А.Камалов, Г.Кунгуров, Е.Корж, Ю.Волков, В.Семкин, Е.Димура, Ф.Зинатулин, А.Городний, М. Цутома (Япония) и др.
Более полный список см. в Интернете:  www.vm.fesma.ru

Оформление и права преподавателей
Преподаватели могут быть оформлены как на постоянной основе, так и на почасовой. Нагрузка: 240 часов за курс. Если преподаватель имеет хотя бы одного студента, ему идет педстаж и зарплата. Зарплата складывается в зависимости от вида оформления, педстажа, звания и количества студентов. Поставленный курс в Интернете  дает право на звание доцента, а пять лет преподавания - на звание профессора.

Права за разработанный курс полностью принадлежат разработчику. Гарантий оплаты за разработанный курс Институт не дает. Он может поставить и разместить курс, а дальше, если курс состоится и на него будет набор, можно говорить о компенсации затрат. Курс - это 8 уроков: лекции, сценарии практических занятий, самостоятельные задания, тест-обучающие и контролирующие карты, глоссарий.
 

Ни дня без линии, или Рекомендации, с чего начинать в творчестве

Работа электронными карандашом, кистью на компьютере дает мощный эффект приобщения к искусству. С одной стороны, можно от работ великих мастеров, копируя их, их энергией заряжаться, а с другой -  свои чувства выразить.

Например, картину Лотрека “Обнаженная маха” можно на компьютере пластичней и эстетичной сделать. Вначале, когда рисовать в системе CorelDraw начинаете, -  крюки-закорюки получаются, а потом видите, что система ваши линии сама сглаживает, и вы за линией следить начинаете, плавней ведете, за композицией следите, ритм  задаете. Душа радоваться начинает, и дальше дерзать хочется. А хотите закрепить эффект, рисунок в систему “Вектор” переведите, там через специальные команды, как художник, дальше над картиной поработайте. Получили картину - в библиотеку скопируйте, чтобы потом на нее можно было взглянуть и порцию эстетического восприятия получить. А на цветном принтере распечатать - еще быстрей способ к ней обратиться. Вот так и должен заканчиваться день нетленной картиной сотворенной и осознанием, что недаром в этот день хлеб ел. В арт-процессе главное не насиловать себя, никаких целей не ставить, сначала подсознательный набор своих впечатлений в рисунок выплеснуть, а дальше дело техники - виртуальные возможности на новый эстетический уровень сами выведут.

Начинать с чего? С CorelDraw - там рисуйте. Почувствовали вкус, систему “Вектор” себе скачайте http://vm.msun.ru/Cin++.htm - разрешаем. Работать в ней, как в любой системе под Windows. Кроме того, методы системы “Вектор” смотрите - там все есть. А если будут какие трудности, спрашивайте: Bolotov@Fesma.ru.