Модели судов

1. Египетская лодка из папируса
2. Папирусная лодка «РА»
3. Египетское судно
4. Финикийское судно
5. Греческая военная галера
6. Греческое торговое судно
7. Римская бирема
8. Судно викингов
9. Славянская лодка
10. Неф
11. Каракка
12. Каравелла (судно Бартоломео Диаса), Португалия
13. Галион «СИРЕНА» («LA SIRENE»), Франция
14. Пинка «ЖЕЛТЫЙ ЛЕВ» («ZOLTY LEW»), Польша
15. Флейт «ЧЕРНЫЙ ВОРОН» («CZARNY KRUK»), Польша
16. Военный корабль «ВАЗА» («WASA»), Швеция
17. Китайская джонка
18. Катамаран с островов Фиджи
19. Арабская баггала
20. Колесный пароход «ГРЕЙТ УЭСТЕРН» («GREAT WESTERN»), Великобритания
21. Китобойное судно, Норвегия
22. Бригантина «ЛЕДИ ОВ ЭВИНЕЛ» («LADY OF AVENEL»), Великобритания
23. Фрегат «ДЖОЗЕФ КОНРАД» («JOSEPH CONRAD»), Великобритания
24. Баркентина «УРАНИЯ» («URANIA»), Голландия
25. Исследовательское судно «ФРАМ» («FRAM»), Норвегия
26. Шхуна «ИСКРА» («ISKRA»), Польша
27. Пароход «ОЛЬЗА» («OLZA»), Польша
28. Сухогрузное судно "БОГИНКА" ("BOGINKA"), Польша
29. Грузовой лайнер «ХЕЛЬ» («HEL»), Польша
30. Грузопассажирское судно "КОСТЮШКО" ("KOSCIUSZKO"), Польша
31. Паром «СКАНДИНАВИЯ» («SKANDYNAWIA»), Польша
32. Паромное судно «ФИННКАРЬЕР» («FINNCARRIER»), Финляндия
33. Кабельное судно «РЕТРИВЕР» («RETRIEVER»), Великобритания
34. Атомоход «САВАННА» («SAVANNAH»), США
35. Эсминец-ракетоносец «СЮФФРЕН» («SUFFREN»), Франция

1. ЕГИПЕТСКАЯ ЛОДКА ИЗ ПАПИРУСА 
Никто точно не знает, когда человек впервые воспользовался ветром для движения судна. Паруса появились сначала на Ниле. Древнейшее изображение нильской парусной лодки имеется на вазе, относящейся примерно к 3200 г. до н. э. В Древнем Египте было мало деревьев, пригодных для строительства судов, поэтому лодки там делали из стеблей папируса, которые собирали в связки и уплотняли смолой. Вероятно, этим можно объяснить, что более поздние деревянные египетские лодки окрашивались в зеленый цвет всех оттенков. Однако довольно часто применялись также желтый и голубой цвета. 

Основные характеристики: длина — 14 м; ширина — 3,8 м.


2. ПАПИРУСНАЯ ЛОДКА «РА» 
Египетские папирусные лодки строились в основном для плавания по Нилу. Однако исследователей истории мореплавания интересует вопрос о том, можно ли было совершать на этих лодках дальние морские путешествия. Наш современник, известный норвежский путешественник Тур Хейердал, совершив ряд экспедиций, установил сходство культур народов Древнего Египта и народов, заселяющих остров Пасхи в Тихом океане, окрестности озера Титикака в Южной Америке, а также озера Чад в Африке. Все эти народы строили очень похожие папирусные лодки и плоты. Опираясь на этот факт, Хейердал выдвинул предположение о том, что древние египтяне переплывали на своих лодках Атлантику и достигали берегов Южной Америки. Ученые встретили это предположение с недоверием, и он решил сам доказать возможность таких плаваний. Для этого на берегу озера Чад была построена под его личным наблюдением папирусная лодка, названная «Ра» в честь египетского бога Солнца. На ней под флагом Организации Объединенных Наций Хейердал вышел 23 мая 1969 г. в плавание через Атлантику из марокканского порта Сафи вместе с шестью товарищами разной национальности. Через 55 дней, преодолев около 3000 морских миль, лодка затонула (без потерь в команде) в 500 милях от острова Барбадос. Вторая такая же экспедиция на новой папирусной лодке «Ра-2», состоявшаяся в 1970 г., закончилась успешно. Лодка вышла также из Сафи и достигла Бриджтауна по другую сторону океана. В настоящее время «Ра-2» находится в музее в Осло, рядом со знаменитым «Кон-Тики». 
Основные характеристики: длина — 17 м; ширина — 5,2 м; поверхность парусов — 48 м2.

Окраска: лодка, шалаш — цвет соломки; мачта — естественный цвет древесины; парус — красный с белым кругом (символ бога Солнца Ра).


3. ЕГИПЕТСКОЕ СУДНО 
Судоходство в Египте зародилось на Ниле, который связывал разбросанные по его берегам селения. Быстрому развитию морского судостроения способствовали постройка пирамид, необходимость доставки такого сырья, как медь, для изготовления оружия, кедровых деревьев для строительства, а также ароматических веществ (ладана, мирры и камфары) для богослужения в храмах. Изображения самых ранних морских судов известны по барельефам в царской гробнице, относящейся примерно к 2500 г. до н. э. Египетские суда строились из кедра, акации или акантуса способом «встык» — без шпангоутов. Корпус упрочнялся толстым канатом, который протягивался от носа до кормы и поддерживался вертикальными стойками. Канат натягивался стержнем-закруткой, вставлявшимся между его прядями. Этот способ применялся на протяжении всего следующего тысячелетия.
Движителем при попутном ветре служил узкий четырехугольный парус, растягивавшийся на двуногой заваливавшейся мачте, а во время штиля или при встречном ветре — весла. Для управления судном применялись также весла-рули — по три с каждого борта.

Основные характеристики: длина — 34 м; ширина — 9,2 м.

Окраска: корпус — светло-голубой; фальшборт, египетский крест на ахтерштевне — темно-красные; парус — светло-красный; форштевень, ахтерштевень — кремовые; палуба, рей, мачта, рулевые весла, опорные стойки — естественный цвет древесины.


4. ФИНИКИЙСКОЕ СУДНО 
Самыми искусными мореплавателями древнего мира были финикийцы, жившие на берегу Средиземного моря у подножия гор Ливана. Именно к ним перешло господство на морях, когда в X веке до н. э. морское могущество Египта стало приходить в упадок. Финикийцы плавали по Средиземному и Красному морям. Персидскому заливу, Нилу, Тигру и Евфрату и всюду основывали многочисленные колонии и поселения, из которых наибольшего величия достиг Карфаген. Имеются даже предположения, что на стыке VII и VI веков до н. э. финикийцы проплыли вокруг Африки. Финикийцы плавали днем и в ночное время, ориентируясь по Солнцу, звездам, цвету воды, форме и характеру берегов. Изображения финикийских судов дошли до нас по ассирийским барельефам VII века до н. э. и еще более ранней (на 700 лет) фреске на гробнице египетского сановника. Суда были оборудованы веслами, парусом, растягивавшимся на горизонтальном рее, и рулевым веслом. На вершине мачты крепилась площадка, похожая на заплечную корзину, которая служила постом для наблюдателя («воронье гнездо»). Форштевень украшался резьбой — головой лошади или осла. Представленная на рисунке модель сделана по образцу на барельефе в царском дворце, постройка которого относится к 720 г. до н. э.
 Основные характеристики: длина — 33 м; ширина — 10 м.

Окраска: корпус — темно-коричневый; палуба — светло-коричневая; форштевень, ахтерштевень, парус и «воронье гнездо» — красные.


5. ГРЕЧЕСКАЯ ВОЕННАЯ ГАЛЕРА  
6. ГРЕЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ СУДНО  
В VIII веке до н. э. началась великая греческая колонизация, которая способствовала самому бурному в истории той эпохи развитию мореплавания. Через греческие порты проходили многочисленные зерновозы и другие торговые суда, чью безопасность охранял военный флот. Изображения греческих судов VI—V веков до н. э. встречаются на афинских вазах и в этрусских гробницах. Торговые суда были широкими, с высокими бортами. 
Весла на них применялись, вероятно, чаще для маневрирования, чем для движения, хотя движитель мог быть и смешанным — парусно-весельным. На более маневренных и мореходных военных галерах пользовались в основном веслами. В носовой части корабля киль переходил в таран с железным наконечником, зачастую имевшим форму головы дикого животного. 

Основные характеристики. 
Военная галера: длина — 32,4 м; ширина — 6м. 
Торговое судно: длина — 27 м; ширина — 8,4 м. 

Окраска. 
Военная галера: борта, руль, украшения на корме — красная киноварь; форштевень, наружная сторона фальшборта — черные; палуба, ограждение, мачта, рей, весла — естественный цвет древесины; таран — коричневый; парус — охра или бордо. 

Торговое судно: корпус — черный; наружная сторона фальшборта, украшения на корме, форштевень — зеленые; внутренняя сторона фальшборта — красная; палуба, мачта, рей — естественный цвет древесины; парус — белый.

7. РИМСКАЯ БИРЕМА 
Римляне поначалу вообще не были мореплавателями в отличие от других народов Средиземноморья, для которых море было естественным местом действия. Лишь война с Карфагеном, начавшаяся в 264 г. до н. э., заставила римлян строить флот. Он состоял в основном из тяжелых пентер — пятирядных галер, построенных по образцу карфагенских судов, либо греческих триер (с тремя ярусами гребцов). Затянувшиеся на сто лет военные действия между Римом и Карфагеном, так называемые Пунические войны, привели к полному господству римлян на всем Средиземном море. В I веке до н. э. получил развитие новый тип римского военного корабля: появились быстроходные и маневренные либурны — как однорядные, так и двухрядные (их называли биремами). 
Корабли были оснащены тараном и новым оружием — сосудами, наполненными смесью нефти и негашеной извести, которые, попав в воду, взрывались и поджигали вражеское судно. Именно на таких либурнах в битве при Акциуме в 31 г. до н. э. была одержана победа над объединенным флотом Антония и Клеопатры, и с этой победы началось могущество Римской империи. Такая бирема, участница битвы при Акциуме, и показана на рисунке.

Основные характеристики: длина — 39 м; ширина — 7м.

Окраска: корпус — коричневый; ограждение-баллюетрада, весла, обшивка на носу и корме — желтые; щиты — зеленые; боевая башня — кремовая; палуба, мачта, рей — естественный цвет древесины; паруса, флаг на корме — красные; таран, кисти флага — позолоченные; палатка на корме — в белые и красные полосы.


8. СУДНО ВИКИНГОВ 
В конце VIII века н. э. из фьордов Норвегии и заливов Дании отправились в свои первые грабительские походы норманны, называвшиеся еще викингами. Весельно-парусные суда викингов свидетельствовали о высоком уровне судостроения того времени. Их строили из дубовой клепки с применением дубовых шпангоутов. Листы обшивки, положенные «внакрой», крепились деревянными шпильками и канатами из корней ели, а затем уплотнялись шерстью, пропитанной смолой. Суда были оборудованы веслами, большим прямым парусом и рулевым веслом. В 1880 г. близ Гокстада (Норвегия) было найдено судно викингов, относящееся, очевидно, ко второй половине IX века. Именно это судно послужило образцом для модели, изображенной на рисунке.

Основные характеристики: длина — 23,2 м; ширина — 5,2 м; осадка — 0,9 м. 

Окраска: корпус — темно-коричневый; парус — в белые и красные полосы; щиты на борту— черные и желтые поочередно.


9. СЛАВЯНСКАЯ ЛОДКА 
Археологи пока не обнаружили ни одного поселения викингов на славянском побережье Балтийского моря; очевидно, они встречали здесь весьма мощный отпор. Поморы также совершали плавания с целью грабежа и мести. В IX—XII веках одним из крупнейших портов поморов на Балтике был Волин. В истории известен набег щецинского князя Ратибора в 1136 г. на богатый датский город. Изображение славянского судна воссоздано по рисунку на резных дверях Гнезненского собора и по раскопкам, проводившимся в Оруни, Мехлинках, Щецине, а также возле озера Лебское. Похожее внешне на судно викингов, оно было более плоскодонным; иначе сделаны на нем и штевни. Движителем служили весла и прямой парус.

Основные характеристики: длина — около 20 м; ширина — 3,8 м. 
Окраска: корпус — темно-коричневый; парус — белый; весла — естественный цвет древесины.


10. НЕФ 
С возникновением и развитием феодализма в средневековой Европе постепенно создавались новые торговые центры и открывались новые мореходные пути. На морях Северной Европы главенствующую роль в судоходстве стала играть Ганза — союз североевропейских городов, созданный в XIII веке. Строились новые типы судов — исключительно парусные, имевшие одинаковую форму носа и кормы. Одним из них был неф — одномачтовое судно с обшивкой «внахлест», оборудованное традиционным боковым рулевым веслом и бушпритом, которым поднимали якорь. Для боевых целей на обеих оконечностях судна ставились так называемые форты или площадки для солдат. По мере совершенствования конструкции нефов площадки постепенно сместились к штевням. Из-за невысокой мореходности эти суда не были пригодны к дальним плаваниям.

Вторым наиболее распространенным типом судна ганзейских купцов был когг. Силуэты нефов и коггов можно увидеть на печатях древних городов. Показанный на рисунке неф воссоздан по изображению на печати города Дувр, относившейся к 1284 г.

 Основные характеристики: длина — 29 м; ширина — 9м.

Окраска: корпус — темно-коричневый; палуба, лебедка (ворот) — естественный цвет древесины; площадки, руль, вымпел, «воронье гнездо» — красные; украшения на площадках — голубые; парус — в красные и желтые полосы.


11. КАРАККА 
Примерно в 1370 г. на Средиземном море появился новый тип судна — каракка. Она предназначалась как для военных целей, так и для перевозки грузов. В ее конструкции сочетались элементы средиземноморских судов и когга. Однако от когга каракка отличалась большими размерами, а также парусным вооружением. На ней ставили три мачты: главную — грот-мачту, переднюю — фок-мачту и заднюю — бизань-мачту. На грот- и фок-мачтах крепились прямые паруса, на бизань-мачте — треугольный латинский парус. Со временем стали ставить четвертую мачту — бонавентур-мачту и дополнительные паруса на грот- и фок-мачтах, так называемые марсели. Площадки-форты утратили оборонительные зубцы и превратились в неотъемлемую часть корпуса; при этом передняя площадка выдвинулась далеко за пределы носовой оконечности. Обшивка ставилась по типу каравеллы — «встык» с рядами продольных листов и поперечными привальными брусьями, которые ужесточали конструкцию в целом. В середине XV века на судах стали устанавливаться сперва небольшие пушки, а со временем и тяжелые орудия. В тот период применялись также абордажные сетки, растягивавшиеся до начала боя над палубой; они мешали врагам попасть на корабль. Судно, показанное на рисунке выполнено по картинке 1470 г.

Основные характеристики: длина — 29 м; ширина — 9,4 м. 

Окраска: корпус — коричневый; продольные листы обшивки, привальные брусья — темно-коричневые; полосы на «вороньих гнездах» — красные; палатка на корме — в белые и красные полосы; щиты окрашены в геральдические цвета: красный, черный, белый, желтый и голубой; флаги — зеленые с красным крестом на белом поле.

12. КАРАВЕЛЛА (СУДНО БАРТОЛОМЕО ДИАСА), ПОРТУГАЛИЯ 
В XIII веке каравеллами называли небольшие португальские рыболовные суда, а позднее это название было перенесено на торговые суда средней величины — трехмачтовые с латинскими парусами. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым. К примеру, такая замена была сделана во время плавания на каравелле «Нинья» Христофора. Очевидно, при крутом бейдевинде лучше подходили латинские паруса, а при полных курсах — прямые. 

Каравеллами пользовались также португальские конкистадоры. На рисунке представлена модель каравеллы Бартоломео Диаса, португальского мореплавателя XV века, который возглавил плавание вокруг южной оконечности Африки, чтобы найти проход в Индию. Как известно, Диас во время этого плавания открыл в 1488 г. мыс Доброй Надежды. Для португальских каравелл были характерны нарисованные на парусах кресты, а также многочисленные длинные и очень красочные вымпелы и флаги. 

Основные характеристики: длина — 26 м; ширина —9м.

Вооружение: две бомбарды.

Окраска: корпус — светло-коричневый; продольные и поперечные листы обшивки — темно-коричневые; верхняя часть корпуса, кресты на белых парусах — красные; якоря — черные; мачты, палубы — естественный цвет древесины.


13. ГАЛИОН «СИРЕНА» («LA SIRENE»), ФРАНЦИЯ 
После открытия в 1492 г. Америки наступила эпоха великих географических открытий и завоеваний. Ведущая роль в них поначалу принадлежала Испании и Португалии, которые монопольно торговали со своими заморскими колониями. В XVII веке соперниками испанцев и португальцев в борьбе за власть на морях стали англичане, французы и голландцы. Возникла потребность в более крупных и быстроходных судах, чем каракки. Именно этим требованиям отвечал созданный в XVI веке новый тип корабля — галион. Он отличался от каракки более стройным корпусом; тяжелая кормовая надстройка была заменена тремя ступенчатыми палубами, носовая надстройка сдвинута к центру; на носу был оборудован таран, который позднее превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме находились одна или две галереи; со временем их стали застраивать и застеклять. Прежде цельноствольные мачты были заменены сборными: их продолжением явилась сначала одна стеньга, а затем вторая — брам-стеньга. Грот- и фок-мачты несли по два или по три паруса: главный парус, марсель и брам-парус; бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса — латинские. На носу растягивали дополнительный прямой парус — артемон. Изобретение пушечных портов позволило размещать орудия на нижних палубах. Галион «Сирена» был построен в 1636 г., спустя 13 лет после постройки польского галиона «Водяной» («Wodnik»).

Основные характеристики: длина — 37 м; ширина — 9,7 м; команда — 200 человек. 

Вооружение: 38 пушек. 

Окраска: нижний пояс корпуса, пушечные порты — коричневые; средний пояс корпуса, ватерлиния — белые; корпус выше двух предыдущих поясов, корма (часть выше галереи), галерея — голубые; крыши башенок галереи — зеленые; палубы, мачты, реи, бушприт — естественный цвет древесины; гальюн — позолоченный.

14. ПИНКА «ЖЕЛТЫЙ ЛЕВ» («ZOLTY LEW»), ПОЛЬША 
Первые попытки организовать в Польше каперский флот относились к периоду Тринадцатилетней войны (1454—1466 гг.) при короле Казимире Ягелло. Вступивший после него на престол Зигмунд Август также хорошо понимал, какое большое значение имеет море. Он создал Морскую комиссию, и по его приказу в 1570 г. в Эльблонге была начата постройка галиона «Дракон» («Smok»), который так и не вышел в плавание. Только польско-шведские войны во времена Зигмунда III Вазы принудили сейм одобрить королевские планы постройки флота. Первым судном, спущенным на воду в Гданьске в 1622 г., была двухмачтовая пинка «Желтый лев». Пинка, или пинасе, — быстрое, маневренное, с небольшой осадкой судно — применялось для охраны более крупных судов, для патрулирования и разведки. 

Основные характеристики: длина — 20 м; ширина — 5,4 м; команда — 30 матросов и 50 солдат морской пехоты. 

Вооружение: 10 пушек. 

Окраска: корпус — светло-коричневый; продольная обшивка — темно-коричневая; палуба, мачты, реи, бушприт — естественный цвет древесины; крышки пушечных портов — красные; ватерлиния — кремовая; якорь — черный.


15. ФЛЕЙТ «ЧЕРНЫЙ ВОРОН» («CZARNY KRUK»), ПОЛЬША 
В 1595 г. в Голландии начали строить новый тип торгового судна— трехмачтовые флейты. От других судов той эпохи они отличались сильно суженными кверху бортами и круглой кормой. Паруса оставались прежними, лишь мачты, угол наклона которых был изменен, стали выше, а реи — короче. Эти изменения в конструкции и оснастке имели целью обеспечить большую грузоподъемность и одновременно максимальную мореходность. В составе польского военного флота также имелись флейты — торговые суда, которые были вооружены и приспособлены к боевым действиям. В битве под Оливой 28 ноября 1627 г. наряду с другими кораблями участвовали флейты «Белый лев» («Bialy lew»), «Пламя» («Plomien») и «Черный ворон». 

Основные характеристики: длина — 30,1 м; ширина — 6,8 м; команда — 35 матросов и 80 солдат морской пехоты. 

Вооружение: — 10 пушек. 

Окраска: корпус — светло-коричневый; продольная обшивка — темно-коричневая; палуба, мачты, реи, бушприт — естественный цвет древесины; внутренняя сторона фальшборта, крышки пушечных портов — красные; ватерлиния, шлюпка — кремовые; якорь — черный. Герб города Гданьска на корме — на красном поле два белых креста и золотая корона. Венок на флаге — желтый.

16. ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ «ВАЗА» («WASA»), ШВЕЦИЯ 
Шведский король Густав II Адольф, стремясь к господству на Балтике, прилагал большие усилия, чтобы увеличить свой флот. В 1625 г. он начал постройку корабля, названного именем господствовавшей тогда династии Ваза. Корабль должен был не только носить почетный титул королевского флагмана, но и превосходить своими размерами все другие корабли шведского военного флота. Строителем «Вазы» был голландец Хенрик Хибертссон. Однако королевским планам не было суждено осуществиться. Выйдя в августе 1628 г. в первое плавание, корабль в миле от берега опрокинулся из-за плохой остойчивости и затонул в Стокгольмской бухте. Лишь спустя 333 года он был обнаружен шведским археологом Андерсом Франценом и водолазом военно-морского флота Эдвином Фёлтингом и затем поднят со дна. Корпус «Вазы» и найденные в нем предметы помещены в специальном музее в Стокгольме, который посещают тысячи экскурсантов. 

Основные характеристики: длина — 47,7 м; ширина — 11,2 м; осадка — 4,7 м; водоизмещение — 1300 т; поверхность парусов — 1200 м2; команда — 15 офицеров, 120 матросов и артиллеристов, 300 солдат морской пехоты.

Вооружение: 48 24-фунтовых пушек, восемь 3-фунтовых пушек, две 1-фунтовые пушки, пять мортир.

Окраска: корпус — светло-коричневый; продольная обшивка — темно-коричневая; верхняя часть корпуса выше второй обшивки над пушечными портами, фон под позолотой на корме, «вороньи гнезда» — голубые; пушечные порты — красные; палубы, мачты, реи, бушприт — естественный цвет древесины; украшения на носу и корме — позолоченные.


17. КИТАЙСКАЯ ДЖОНКА 
В XIII веке торговое морское судоходство достигло в Китае бурного расцвета. Однако известного венецианского путешественника Марко Поло, посетившего тогда Китай, приняли на родине за выдумщика, когда он в своих описаниях сообщил, что виденные им китайские джонки принимали на борт до 300 человек. И не удивительно: ведь в средневековой Европе строили лишь небольшие нефы и когги, от которых в настоящее время почти не осталось и следа. А в Китае и сейчас наряду с современными судами плавают почти такие же джонки, какие были во времена Марко Поло. Показанная на рисунке джонка характерна для Южного Китая. Эти джонки имеют красиво сформированный корпус, отличающийся высокой кормой и острым носом. Руль расположен в отверстии, похожем на колодец; во время плавания при сильном ветре и большом волнении в него поступает вода и утяжеляет корму, что, в свою очередь, не позволяет погружаться носу. Отсутствие киля может явиться причиной сильного дрейфа, чему противодействует большой руль либо боковые шверцы. Фок-мачта и бизань-мачта сдвинуты к левому борту, и паруса образуют нечто вроде сопел, ускоряющих прохождение воздушных струй и тем самым увеличивающих скорость судна.
Основные характеристики: длина — 20 м; ширина — 6,4 м; скорость — до 15 уз; команда — 5—7 человек.

Окраска: корпус, руль — темно-коричневые; палуба, мачты — естественный цвет древесины; паруса — из рисовых матов, цвет соломки; «глаза» на носу — белый и черный; борта от «глаз» в сторону носа и сам нос — светло-вишневые.


18. КАТАМАРАН С ОСТРОВОВ ФИДЖИ 
Исследователи истории мореплавания называют полинезийцев викингами юга: они также предпринимали далекие морские походы, захватывая и заселяя бесчисленные острова Тихого океана. Самым распространенным типом морских судов у них были катамараны — двухкорпусные лодки с весельно-парусным движителем. Более крупные из них имели длину до 40 метров и могли принимать на борт до 150 человек. Катамаран управлялся весельным рулем, а в период штиля короткими веслами — пагаи. К большому сожалению, европейская цивилизация не сохранила морскую культуру полинезийцев, вместе с которой исчезли и катамараны. Представленный на рисунке катамаран выполнен по гравюре XIX века. 

Основные характеристики: длина — 20 м; ширина — 7,6 м.

Окраска: корпус — темно-красный; помост, соединяющий корпуса, парус, крыша шалаша — цвет соломки; мачта и рейки — естественный цвет древесины.

19. АРАБСКАЯ БАГГАЛА 
История мореплавания арабов восходит к давним временам, когда они были торговыми посредниками между древними народами Средиземноморья, Индии и Восточной Африки. На морях, окружающих эти земли, с устойчивой регулярностью дуют муссоны. Именно они явились причиной создания особого типа судов и парусного вооружения, названных арабскими или дхау (от англ. dhow). Арабские суда на протяжении веков выдерживали конкуренцию с большими парусниками, а позднее с паровыми судами и сохранились в почти неизмененном виде до наших дней. К. наиболее крупным дхау относились баггалы (по-арабски — мул). Их корпуса строились из тикового дерева с обшивкой по типу каравелл и на шпангоутах из стволов с естественной кривизной, пропитанных смесью из рыбьего жира и извести. Высокая корма заканчивалась украшенным резьбой транцем; на ней располагались места для шкипера, рулевого и богатых пассажиров. На палубе ниже находились помещения для ценных грузов. Резьба и галереи на корме также заимствованы у европейских каравелл. Такелаж очень прост, паруса — трапецеидальной формы, растягивались на длинных реях. Баггалы строились мастерами-самоучками, без чертежей и рисунков, что свидетельствует об их большом мастерстве. 

Основные характеристики: длина — 40 м; ширина — 10,4 м.

Окраска: нижняя часть корпуса — кремовая; верхняя часть корпуса — зеленая или красная; все остальные части — естественный цвет древесины.