Проект пока зашел в тупик

ИНЖЕНЕРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(дистанционное обучение)

Введение-резюме 
Создать проект - дело сложное, и без современных методов: синектики, черного ящика и др. (читайте Дж.К.Джонса)  не обойтись. Поэтому объявляем мозговой штурм, при  котором каждый желающий может послать свое предложение по проекту "Школы", ее структуре (или какой бы Вы хотели вести курс, с тезисами к нему и введением) по электронной почте: E-mail: bolotov@msun.ru
или через гостевую
Cтавится условие: критика запрещена. Проект, в стадии младенца, поэтому нужны  конструктивные предложения, пусть какие они не будут фантастическими, абсурдными или нелепыми.


Итак цель Школы: обучение графике, живописи и дизайну с помощью новых компьютерных технологий и Интернета.

Задачи: найти логику и новые приемы творческих процессов, формализовав и представив их в виде обучающих систем.

Обоснование. На вопрос художнику А. Камалову, какой может быть живопись в 3-м тысячелетии, Андрей ответил: "Каждый будет рисовать по-своему, в Японии уже изобрели новую технологию изобразительного искусства - компьютер может копировать манеру Ван Гога, стиль Сезанна... К голове человека подсоединяются датчики, в руки ему дают какие-то манипуляторы... - и твори". Все правильно, только,  если нет желания и тяжкого труда (и как становится ясно, надлежащей методики обучения или самообучения) - никакие манипуляторы не помогут. У японцев не манипуляторы, а обычные инструменты: карандаш, кисть,  - их электронные варианты. А то, что Андрей сетует  на отсутствие  контакта с картиной - неверно: контакт с картиной остается, а выбрать манеру письма - личное дело. Можно подражать (что полезно при обучении), а можно выработать свою манеру. Вот и в обучении новые технологии чаще намного опережают школу (учим тому, чего давно нет). С помощью Интернета, как быстрого обмена информацией, есть возможность сблизить производство со школой, а школу с производством. В первом случае представитель производства становится преподавателем с его уникальными технологиями, во втором, школа сама осваивает новые технологии.

Однако, чтобы студент мог работать по новому, что зачастую бывает не по карману (тот же компьютер, масляные краски), его надо сначала настроить и выработать у него уникальный  художественный вкус. Выработать стиль можно с помощью интенсивного самообучения, причем, вначале не важно в чем: в рисунке, живописе, лепке, в народных промыслах (например, лапти плести), фотографии, литературе, поэзии, музыке, театре или философии. Главное, чтобы обучающийся нашел суть в художественной проблеме, и через это выработал  свое видение. Мощным средством для достижения этой цели являются изобразительные средства,  в частности, рисунок. Простым копированием (допустим, электронным карандашом на компьютере произведений известных художников, можно уже наработать что-то (видение, стиль). Такой подход существовал и существует в Российской Академии художеств, где сначала рисуют с гравюр общепризнанных мастеров, затем с "гипсов" античной скульптуры и лишь потом с натуры. "Существенную роль играет также строго выверенная последовательность композиционных заданий, - читаем в документах Академии художеств, которой в 2007 году будет 250 лет, - обязательное копирование классических образцов в рисунке, живописи и скульптуре. Заканчивается обучение, как правило, достаточно сложной композиционной дипломной работой".
В проекте "Школы" предлагается, чтобы студент на защиту диплома представил 7-10 станковых графических работ (или 3-4 живописных) и композицию интерьера, в котором эти работы размещены.

I. Программа высшего художественного образования рассчитана на пять лет дистанционного  и сессионнного обучения, вот ее составляющие (ступени, сроки):

1-я ступень (1 год): подготовительный курс - обучающийся постигает суть проблемы, пробует свои силы, показывает свои наработки, свой стиль, пробует компьютерную графику, анализирует (копирует)  стили других художников. По результатам обучающемуся выдается свидетельство художника-дизайнера (1-я ступень) и дается рекомендация для поступления на основной курс обучения. При таком подходе студент может отказаться от дальнейшего обучения, и в тоже время получить определенные навыки, что пригодится в дальнейшей жизненной практике.

2-я ступень (3 года): основной курс. Здесь студент получает полное высшее образование: он проходит около 20-и обязательных дисциплин и около 10 альтернативных (по выбору из представленных 20-30 дисциплин), выполняет дипломную работу, результатом которой должна стать его персональная выставка и проект интерьера с его работами. После окончания этой ступени студенту выдается диплом о получении высшего образования по специальности инженер-художник по компьютерной графике и дизайну.

3-я ступень* (1 год): заключительный  курс по месту работы. Это освоение производственных технологий и внедрение в них своего стиля и видения. Идеальным на этом уровне является не только освоение производственных задач, но и постановка обучающего курса по новым проблемам и технологиям, что дает выпускнику дополнительный диплом с правом преподавания и поступления в аспирантуру.
 
* Не исключено, что диплом о высшем образовании студент получает только после окончания 3-й ступени и сдачи госэкзамена (философии). На этот шаг придется пойти для того, чтобы в Комитете по образованию, культуре и науки Государственной Думы быстрее получить лицензию.

Главную роль в реализации учебных программ и курсов играет их формализованное представление на сайтах в Интернете и связь: преподаватель-студент, студент-преподаватель. Вид занятий: виртуально-самостоятельный за компьютером, подкрепленный электронными консультациями с преподавателем по той или иной дисциплине, выполнением самостоятельных упражнений и тестов. Раз в году устраивается выездная сессия, на которой студент представляет свои творческие наработки за год , делает совместную выставку, общается с преподавателями Школы, наверстывает упущенное, работает в Интернет-классе Школы.

Практика сдачи экзаменов отсутствует. Студент по той или иной дисциплине должен пройти дифференцированное тестирование (дистанционное) и собеседование (может быть, дистанционное) с ведущим преподавателем. Перевод на следующий год обучения проводится при условии выполнения годичной программы и участия в выездной сессии. При изучении специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция, лепка, художественное проектирование, прикладные виды искусства) поощряется практика (чаще - летняя) занятий студентов в мастерских того или иного мастера или Школы, поездки на творческие дачи в России и за рубеж. Школа должна гарантировать за время учебы одну из таких поездок (суриковцам, может заграница и не нужна, а нам пригодится). Могут организовываться летние практики группами на пленэре, что также является продолжением учебного процесса.

То, что студенты много работают самостоятельно, "нисколько не противоречит основным установкам академического художественного образования: диапазон пластических исканий при этом становится значительно шире, чем в аудиториях, поскольку им предоставляется свобода поиска новых изобразительных решений, художественного самовыражения"  (из положения Академии художеств).

Тем не менее, индивидуальность студентов более всего проявляется в процессе обучения композиционной работе,  в рисунках и выставках, где студенты показывают свое видение, свой стиль; анализирует его, сравнивают с работами своих товарищей; анализируют связь работ с архитектурой выставочного зала и т.д.

Студенты, выполнившие все требования учебного плана, сдают государственнй экзамен (по философии) и приступают к созданию (под руководством педагога) дипломной работы по профилю подготовки. Защита дипломной работы является основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией решения о выдаче выпускнику соответствующего диплома. В приложении к нему указывается количество учебных часов и тест-оценки по всем дисциплинам, изучавшимся за весь период обучения.

Студенческие работы, отобранные кафедрами в методический фонд на семестровых или постоянно организуемых отчетных выставках весенних сессий, творческих практиках, а также дипломные работы считаются собственностью Школы и выставляются в интерьере Морской Академии в чьих стенах находится Школа. Такая система позволит демонстрировать наиболее интересные произведения  изобразительного искусства с целью эстетического просвещения и использовать их в процессе художественного образования.
 

II. Примерный перечень дисциплин,
степень их разработки и преподаватели, готовые вести их

Обязательные образовательные:

1) Математика: аналитическая геометрия, векторная алгебра, топология, фракталы (2 семестра);
2) Введение в IBM PC, систему "Вектор" и векторно-графический анализ (1 семестр);
3) Начертательная геометрия и черчение (2 семестра);
4) Основы художественного проектирования:
теория - новые методы; практика - перспектива, интерьер, композиция, рисунок (1 семестр);
5) CorelDraw, PhotoShop, 3D-студия  (1 семестр);
6) Язык программирования VBS или Ява (в Интернете дана серия уроков ) и их применения в системе «ВекторW» и для приложений в Интернете (1 семестр);
7) Английский язык (1 семестр и курсы интенсивной подготовки, далее самостоятельно);
8) Теория искусства и философия (1 семестр, далее самостоятельно);
9) Теория управления и устойчивость в творческих процессах (В.Седых);
10) Художественная эстетика.

Обязательные по специальности:
11) Введение: рисунок, композиция, живопись. Изостудия Евгения Стасенко - /добротный курс/  1 семестр.
12)  Цвет и линия. Ю.Аксенов, М.Левидова. Практическое руководство по рисунку и живописи - 9 уроков.  Книга 1976 и 1986 гг. издания.  Электронный вариант.
13) Анализ (копирование) стилей известных художников (1 семестр, затем самостоятельно);
14) Рисунок, композиция, живопись. Продвинутый курс (2 семестра, затем самостоятельно с обязательным участием на отчетных, с 7-10-ю работами, выставках в конце 1-го и 2-го учебных годов;
15) Создание малых форм (компьютерная лепка);
16) Интерьер и его дизайн;
17) Оформление книги  и полиграфия;
18) Цветоделение;
19) Психология искусства (курс готовит канд.психологических наук, художник В. Щербинин);
20) Пластическая анатомия.

Альтернативные дисциплины (студент из списка выбирает 10 по выбору)

21) Театр и театральные приемы в оформлении сцены и спектакля (театральный художник);
22) Керамика и стекло;
23) История изобразительного искусства Японии (курс  Е.Кручина);
24) Ковка и литье;
25) Декоративно-прикладное искусство;
26) Парковое искусство (литье малых формы из бетона);
27) Ювелирное искусство;
28) Плазменное и другие виды напыления;
29) Старинные народные промыслы (по выбору);
30) Раскрой и проектирование мягких форм и оболочек (гандол туристических катамаранов);
31) Проектирование из ткани (раскрой, шитье турристичской и прочей одежды);
32) Поэзия, художественная проза, критика (по выбору);
33) Музыка и ее роль для изобразительного искусства;
34) Искусство Африки, Америки, Индии, Японии (по выбору);
35) Искусство В.Кандинского, К.Малевича, С.Дали, и др. (по выбору);
36) Искусство фотографии;
36) Дизайн костюма;
37) Мебель и ее дизайн и т.д.;
38) Икэбана;
39) Словесный портрет в криминалистике;
40) Выставочные залы и организация выставочной деятельности;
41) Теоретические основы искусства:  система Станиславского и др. и их применение к изобразительному искусству;
42) Эстамп: линогравюра, офорт, литография, цинкография

Особое внимание обращается на самостоятельные занятия в течение всего курса по рисунку, живописи и изучению стилей того или иного художника, народа или времени. Студент ежегодно должен представлять в Школу 10-15 работ по данным наработкам. Стиль того или иного художника или народа может быть интерпретирован компьютерным рисунком или имитацией живописи. Дипломная работа  - это 7-10 станковых работ по графике и живописи и проект интерьера офиса, где эти работы выставляются (с использованием трехмерных  скульптурных малых форм и икэбаны), а также на публичной выставке работ выпуска  в выставочных залах г.Владивостока.


III. Как будет формироваться преподавательский состав?
На обязательные дисциплины - на конкурсной основе,
На альтернативные дисциплины – состав определяется набором студентов на ту или иную дисциплину.
Преподаватель может быть как гражданином России, так и гражданином любой другой страны. Главное, чтобы он имел постоянную связь по Интернету со Школой и соответственно со студентами. Для этого им должна быть полностью формализована и поставлена (самостоятельно или с помощью web-мастера Школы) дисциплина в Интернете. Со студентом он общается по Интернету, консультируя и контролируя выполнение обязательных и творческих заданий. Сдача тест-карт и тест-зачетов ведется по электронной ведомости-журналу; выполнение заданий (их проверка и сдача) - по дополнительному электронному сообщению на Школу. Выполненные задания (их бумажный вариант) обязательно высылаются на Школу. Бумажный вариант для преподавателя, если он находится в другом городе или другой стране, высылать не требуется - достаточно электронного.



IV. Оформление преподавателей, нагрузка, педстаж, зарплата, звание

Оформление: на постоянной основе, на полставки, на почасовую,
Нагрузка: 240 часов за курс  дает возможность считать педстаж, как за год*.
Педстаж: если преподаватель набирает хотя бы одного студента   ему идет автоматически годовой педстаж и зарплата.
Зарплата: в зависимости от вида оформления (постоянная, полставки, часовая), педстажа, звания **.
Звание: поставленный курс дает право получить доцента, а пять лет преподавания - звание профессора ***.

* Объема одной дисциплины может не хватить на 240 часов, поэтому преподавателю желательно иметь две дисциплины (или продвинутый первой):  одна в одном семестре, другая - в другом. В этом случае будет легче преодолеть бюрократические препоны.

** Во что это выльется работа преподавателя в рублевом эквиваленте?  По расценкам - как почасовая работа в вузах России  будет оплачиваться, а дальше все будет зависеть от того как станет работать Школа, сколько наберет студентов, за какую плату, найдет ли спонсоров, получит ли гранты.

*** Наличие педстажа, ученой степени ускорит процесс получение звание ваковского доцента и профессора.


V. Авторские и другие права преподавателя

Авторские права за разработанный курс полностью принадлежат разработчику. Если Школа заплатила преподавателю за разработку курса, то она имеет права использовать этот курс в рамках Школы и в случае расторжения контракта с разработчиком, но не имеет права передавать и тем более продавать этот курс другим лицам (полные права оговариваются дополнительными соглашениями).
Гарантий оплаты за разработанный курс Школа не дает. Она поможет поставить и разместить курс, а дальше, если курс состоится и на него будет соответствующий набор  (при альтернативных дисциплинах), можно будет говорить о компенсации затрат. Курс - примерно 9 уроков: лекции, сценарии практических упражнений, самостоятельные задания, тестобучающие и контролирующие карты, глоссарий.


V. Вступительные экзамены и плата за учебу

Поступающие приносят свои наработки по тем или иным направлениям своего увлечения, проходят собеседования по истории, истории искусств, литературе в рамках программы средней школы, проходят тестирование.
В Школу принимаются граждане России, государств-членов СНГ и других государств. Обучение проводится на контрактной основе и составляет ?? у.е.
Зачисление проводится по результатам собеседования и тестирования. Наличие художественного образования не обязательно.
Прием в Школу проводится постоянно.


VI.  Материальная база Школы

1. Школа основывается на базе ДВГМА, преподавателями и студенты используют для консультаций и рецензий (на выездных сессиях) развитые классы Интернета Академии.

2. Школа (также на базе ДВГМА) дублирует все учебные курсы на бумагоносителях, CD - дисках или Zip-дисках,  что дает возможность многие вопросы проработать без связи с преподавателем через Интернет.

3. Особо важным пунктом для выполнения Школой поставленных задач является наличие у нее своей системы "ВекторW", в которой можно намного интенсивнее заниматься рисунком и исследованием (копированием и импровизацией) манеры того или иного художника, выработкой своего индивидуального стиля, оформлением интерьера, выполнением заданий по графике, перспективе. Данная система, как и лицензионные CorelDraw, PhotoShop, необходимые в процессе обучения, предоставляются студентам бесплатно.

4. Не менее важным является и то, что Школа базируется на развитых средствах дистанционного обучения и контроля данного сайта с обширной базой информации по учебным проблемам Школы.