АРТ- ВЕКТОР: ДИАЛОГ И МЕТОДЫ

Знакомство с системой

Система «Арт-Вектор» (в дальнейшем просто Вектор) построена на платформе Windows, поэтому интерфейс во многом такой же, как в общеизвестных системах Microsoft Word: Photoshop, CorelDraw, Wordpad. Последний является встроенным редактором в систему Вектор, а CorelDraw — с его мощной интерфейсом двумерной векторной графики — является фактически базой для построения двумерной графики (обмен в формате.dxf).

Рис. 1. Внешний вид окна редактора с заданным объектом "Окружность".

Для наглядности окно (рис. 1)  поджато справа и снизу и поэтому строка основного меню получилась разбитой на две строки.

Основные типы графики

Векторная и растровая. Векторная является основной для системы. Растровая используется в двух случая — построения «Фон», который выступает как образ для превращения его в векторный формат, и создания объекта  «Картина».

Основные типы работы

Основные типы работы:  диалоговый, файловый и из скриптов.
Диалоговый — это через команды и инструменты окна редактора.
Файловый — через макрокоманды (МК), написанные на VBS с расширением .vbs.
Из скриптов - программ написанных на языках HTML, VBS, Gava, Perl

Вызов файла или МК осуществляется:
1. «Открыть» файл — открывается новое окно, в котором выполняются все действия файла.
2. «Макрокоманда» — все действия МК выполняются в ранее открытое окно.

Действия, которые выполняются пользователем в диалоге, можно «Сохранить» в файле (МК) с расширением .vbs (делается автоматически), а потом автоматически можно повторить все действия, вызвав этот файл, или отредактировать файл, добавив в него новые возможности, например, организовать цикл и т.д.
Через команду «Макрокоманда» из командной строки можно осуществлять анимацию над созданными  на экране объектами.
Вызов из файла (МК) другого файла или МК невозможен. В файле есть возможность добавлять подпрограммы типа Sub, наподобие того, как это делается в Бейсике.

Объекты

Объекты в системе «Вектор» могут иметь 3 статуса:

1) Глобальный (для использования в диалоге и в МК). В этом случае методы можно использовать в чистом виде без какой либо транскрипции перед из названием, например как это делается в следующих статусах объектав.

2) Документ. Этот тип используется в скриптах при запущенном системы «Вектор» или сервере формат .asp. В этом случае перед названием каждого метода добавляется транскрипция doc.

3) Локальный — для диалога и отрисовка объектов в Инете отдельно от системы «Вектор».
В этом случае перед названием каждого метода добавляется транскрипция vector.

Для каждого типа объекта «Вектора» (или почти для каждого) есть соответствующий ему тип VBS объекта. Например, для типа «отрезок» есть тип VBS объекта — «Otrezok». Но сам объект (экземпляр) заданного типа в VBS был один — глобальный. При глобальном статусе надо было работать следующим образом: изменить параметры глобального объекта и сохранить его в «Векторе» (в документе, в структуре); затем, если нужен еще один такой объект, то опять - изменить параметры глобального и сохранить его методом SaveInDoc.

Сейчас можно создать сколько угодно объектов (локальных) в VBS при помощи функции CreateObject.
Например:
Set line1 = CreateObject("Vector.Otrezok")
Set line2 = CreateObject("Vector.Otrezok")
и работать с этими объектами (line1, line2) также, как при глобальном статусе, работать с Otrezok.
Если надо, можно сохранить их в «Векторе» методом SaveInDoc.

Поэтому при глобальном можно работать:

1) одновременно с несколькими объектами одного типа, например, одновременно с двумя полилиниями;

2) такие объекты можно передавать целиком как параметры в другие (новые) методы, например, можно сделать метод пересечения(Cross) 2-х прямых:
Set p1 = line1.Cross(line2)

Следующий статус объектов — сделать их ActivX объектами. Такие объекты можно сразу вставлять в vеб-страницы. Старые (глобальные) объекты остаются — так что, старые МК будут работать. Но новые МК лучше писать по-новому.
 

Библиотека методов

Средство значительно автоматизирующее работу в системе Вектор это создание МК (файлов .vbs) на основе методов «на все случаи жизни». Причем возможен вариант на уровне пользователя расширения списка методов. В настоящее время создано более 150 методов. Методы это фактически апплеты (минипрограммы), которые могут работать и с другими языками и приложениями, в частности Gava, Perl, HTML.

Импорт/экспорт

Импортирование готовой векторной графики из CorelDraw или AutoCad в формате .dxf и из Photoshop (или из других растровых систем) в формате .ipg и обратно — экспорт векторного формата из системы Вектор в CorelDraw и сохранение в .bmp в растровом виде любой части экрана  позволяет использовать для подготовки проектов (чертежей, 3d объектов,  картин, анимации) всю гамму имеющегося у вас программного обеспечения.

VBScript

В редактор Вектор включено такое мощное средство, как  язык сценариев VBScript, который вместе с методами системы является его расширением. Кому не нравится VBScript в скриптах, может писать на Gava.
Изучением VBScript специально не надо заниматься — он легко осваивается по мере написании МК. Написать же самостоятельно скрипт, где используется «джентльменский» набор из Gava, HTML, Perl, а в случае для выхода в систему Вектор еще и методы и VBS, уже не просто. Однако после написания опытным программистом с десяток таких скриптов можно писать по образцу. А при работе в системе Вектор можно использовать  полный арсенал возможностей VBS.

WordPad

Текстовый редактор WorPad выведен в основную строку панели (см. рис. 1). Он служит для редактирования файлов и макрокоманд с расширением .vbs. При отладке в этом редакторе, правда, есть некоторые неудобства: он не нумерует строки, которые отмечает при отладке VBS. Поэтому чаще приходится пользоватьcя редактором Far. Не важно, каким пользоваться редактором для файлов .vbs: пользователь может выбрать его по своему усмотрению.

Установка программы

Перейдем от теоретической части к работе с программой — редактором «Вектор». Первое, нужно установить систему, «Вектор» создан на технологиях DirectX9 SDK. Существуют некоторые требования к установке. Во-первых, для работы с системой необходим режим экрана — 32 бит/пиксель. Во-вторых, на компьютере должны быть установлены драйвера DirectX9 — их можно свободно найти в Интернете и скачать. В третьих, нужно скачать тест проверки (поставляется вместе с драйверами) и проверить, все ли у вас корректно. И наконец, скачать саму систему «Вектор». Это выполняется стандартным способом: скачайте (объем в упакованном виде около 2 Мb) — распакуйте в какой-либо директории и запустите setup.exe.

Условия установки системы Вектор

Пока система находится в опытной эксплуатации, она распространяется свободно — через Интернет (http://vm.msun.ru/Cin++.htm) и на CD в качестве приложения к данной книге. В дальнейшем с подключением к ней проблемно - ориентированных компонентов могут появиться коммерческие варианты.

Интерфейс

Как было отмечено выше, система создана на платформе Windows, поэтому многое вещи интерфейса являются стандартными, о которых пользователь наверняка знает. А с ними знаком, может поработать сначала с такими системами, как WordPad, Microsoft Word, CorelDraw, Photoshop, для которых издано множество книг, учебных пособий, как для «чайников», так и для профессионалов.

Поэтому начнем с того, что отличает систему «Вектор» от перечисленных выше программ.
Рабочая зона разбита на два  поля (рис. 1). Слева — структура (список) объектов, а справа — главное рабочее поле визуализации непосредственно объектов. Структура объектов сейчас используетcя во многих профессиональных системах, например таких, как SolidWorks, Delcam, Cimatron.
Структуру (см. панель «Окно») можно выключить и использовать все поле рабочей зоны.
Чтобы «достучаться» в структуре до объекта, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по его имени. В этом случае появляется панель контекстного меню (рис. 2).


 
Рис. 2. Контекстное меню для объектов из структуры и квадратичная поверхность

На рис. 2 -  показан список команд контекстного меню. Среди них такие известные команды:

Цвет - перезадание цвета линий и контура.

Цвет заливки - задание или перезадание заливки полилиний, поверхностей и тел.

Толщина - к сожалению, с переходом на технологии на технологиях DirectX9 SDK не работает. С помощью этой команды можно только изменить размеры квадрата, объекта «точка».

Вкл/Выкл — с помощью этой команды объект сделать на рабочей зоне справа или видимым или невидимым. Операции «Удаление объекта», традиционно используемой в других графических системах, в системе «Вектор» в данной версии нет. Кроме того, нет и операции «Отменить» последнее или предпоследнее действие, как это активно используется в CorelDraw. Остальные команды в структуре «Вектор» понятны по названию, а их работу непосредственно над объектами рассмотрим на уроках в упражнениях и примерах.

Инструменты рисования

Инструмента рисования, как это принято в системе CorelDraw,  в системе «Вектор» - нет. Просто задания тех или иных графических объектов сгруппированы по классам: линии, поверхности, картина, тела. При входе в тот или иной класс и соответствующие панели задания и настройки объект или задается  по умолчанию, или его нужно задать через  вспомогательные объекты из структуры.

Интерфейс системы "Вектор"

Как уже было сказано, интерфейс системы "Вектор" построен аналогично все условным обозначениям  Windows и ее многим приложениям. Правда, есть и отличие, которого придерживаются уже все последние программы  - наличие слева вертикального окна, в котором представлена структура объектов.

На внешнем уровне количество меню сведено к минимуму – их даже меньше, чем в стандартном текстовом редакторе. Но стоит двинуться вглубь, вы обнаружите "подводную часть  айсберга". Количество функций, инструментов и команд,  конечно, не ошеломляет, как в CorelDraw, однако удивляет своими неожиданными возможностями.

Панель основного меню


 
Команды  системы  "Вектор" доступны  из главного меню, которое представляет полоску (при сжатие число полосок увеличивается) категорий команд, горизонтально расположенную по верхнему  краю экрана. В главном меню находятся вложенные меню, которые, в свою очередь, раскрываются, отображая на экране меню подкатегорий.

Стандартная панель инструментов

Под главным меню находится стандартная панель инструментов. В стандартную панель выведены  команды.
Первая слева иконка  создать окно. После того как щелкнуть по ней, появляется новое рабочее окно.
Вторая иконка   Файл - открыть документ.  Через нее вы можете войти в ту или иную директорию и открыть файл с расширением .vbs.
Третья иконка   сохранить документ. Все действия, которые выполнены через открытие файла, а также действия текущего сеанса запоминаются, и их можно сохранить в файле с расширением  .vbs.  Потом этот файл можно опять вызвать, повторив действия прошлого сеанса. Этот документ с расширением .vbs является основным  для команд "открыть документ, сохранить документ".

Иконки команд: "Вырезать, Копировать в буфер, Вставить из буфера, Вывод на печать вставлены"  в 3-й версии еще не  задействованы.
Иконка  со знаком вопрос сообщает краткую информацию о системе "Вектор" и ее разработчиках
Курсор  – это автоматическое отслеживание положения курсора мыши на рабочем поле экрана По умолчанию курсор выключен. Чтобы его включить в меню "Вид"  у команды "Коор.курсора" поставьте флажок.

Структура

Рабочее окно разделено на две части: слева узкий столбец – это структура создаваемых объектов, в центре и справа – собственно окно в котором выполняются все действия. Структура по желанию может быть  выключена, этим можно увеличить изобразительную площадь объектов.

Главное рабочее окно  системы "Вектор"

Главное рабочее окно находится  ниже  стандартной панели инструментов и является тем местом, в котором и выполняются реальные действия, где вы можете посмотреть результаты действий всех доступных вам команд меню.

Строка состояний

Строка состояния – это интерактивная информация о  командах, объектах и макете документа. Можно убрать строку.

Развертывание и свертывание окон

Как и в любой программе для Windows, рабочее окно в системе  "Вектор" можно развернуть, свернуть, либо установить какое-либо промежуточное значение его размеров, выбрав одну из пиктограмм окна в верхнем  правом углу окна документа. Чтобы закрыть окно, достаточно щелкнуть по кнопке «X».

Команды для расположения нескольких окон на экране

При выполнении команды Окно –> каскадом все открытые на текущий момент  окна документов будут одновременно выведены на экран каскадом – одно над другим. Любое из этих окон можно вывести на передний план, щелкнув на его строке заголовка.
Есть возможность и мозаичного размещения окон на экране,  команда  Окно -> Каскадом

Контекстное меню

Используется,  главным образом,  в  доступе  к объектам из структуры,  при задании  глубины  точек и при задании  скорости  удалить, приблизить перспективное изображение. Доступ  к контекстному меню осуществляется  с помощью щелчка правой кнопки по имени объекта. Контекстное меню, которое открывается по щелчку правой кнопкой мыши по имени объекта, группы объектов или объекту в группе обеспечивает быстрый доступ  к командам, таких как редактировать, преобразовать, дублировать, переименовать, цвет линий, цвет заливки, толщина, включить/выключить текущий объект,  включить/выключить каркас текущего объекта, передвинуть объект в начало или  наверх,  составить ту или иную композицию из объекта,  создать анимацию из объекта. В контекстном меню также имеются команды редактирования общего характера и команды для создания объектов.

Активное окно

Чтобы перейти, допустим, из структуры в рабочее окно, нужно по полю рабочего окна щелкнуть левой кнопкой мыши. Если рабочее поле  не активно, то вы не имеете доступа к многим командам панели «Вид» к таким как: задание фона, выбор освещения, системы координат, координаты курсора, задания каркаса.

Активный объект

Активный объект определяется в структуре жирным шрифтом имени объекта или группы объекта. Некоторые команды в главном меню выполняются только для активного объекта, поэтому надо уметь объект перевести в активный. Это выполняется двойным щелканьем  в структуре по имени объекта или группе объекта. При импортировании линии из .dxf формата линия (линии) автоматически заносятся в группу. Поэтому, чтобы линию  (линии ) сделать доступной для задания в качестве образующих той или иной поверхности, эту линию или линии следует вытащить простым перетаскиванием с помощью мыши из  структуры.

Чего нет в системе "Вектор"

1) Отмены предыдущей команды.
2) Графического способа выделения объектов или группы объекта как активных.
3) Вывода на печать.
4) Прокрутки  рабочего окна  и панорамирование (эти функции выполняются с помощью масштабирования и переноса объектов в панели Преобразования).
5) Изменения размеров панелей задания параметров. Эти панели можно свободно двигать по рабочему полю, однако изменить размеры нельзя.