Вид

Вид  (View) – традиционное  управление видами и вспомогательный сервис


Рис. Спускающаяся панель  меню "Вид"
 
 

Панель инструментов

Ее функции включить (стоит флажок)  или выключить (удалить) строку панель инструментов (см. рис. выше)
 

Строка состояний

Ее функции также включить (стоит флажок), выключить (удалить), но уже строку  состояний (самая нижняя строка рабочего окна).
 

Структура

Если в этой команде стоит флажок, то структура включена и находится на рабочем поле слева

Система коорд… (Система координат )

Включает в себя панель "Пребразования сцены". Здесь как бы сцена и преобразования  выполняются  не над объектом, а вокруг него, точнее по отношению к зрителю, который вращается вокруг объекта, удаляется, опускается и т.д.
 

Многие команды панели "Преобразования сцены" по своим названиям совпадают с  командами «Преобразования», вызывающимися через контекстное меню из структуры (для одного объекта или группы  или в меню «Преобразования», действующего  для текущего объекта или для всех объектов.

В «Преобразованиях  сцены» почти всегда нужно  включать автоотрисовку  - нажать на иконку Автоотрис.

Разберем последовательно команды, представленные в панели «Преобразования сцены»
 

Стандартные СК (системы координат)


 
Стандартные системы координат – это автоматический вид на сцену (объекты)  в том или ином направлении:
XY – вид в направлении к плоскости XY (на плоскость экрана).  Не обращая внимания на привязки к координатам, согласно терминологии в черчении, этот вид можно было бы назвать главный или вид спереди. Хотя в черчении это будет вид сверху.
XZ – вид в направлении к плоскости XZ.  В системе координат экрана это получается вид  снизу, в принципе, соответствует подходу и в начертательной геометрии.
YZ – вид в направлении к плоскости YZ.  В системе координат экрана это получается вид  слева. Также как в черчении и начертательной геометрии.

В системе "Вектор" объекты привязаны  к мировой системе координат (МСК) x,y,z.  Есть еще экранная система координат и местная система  координат. Со всеми этими премудростями пользователь в какой-то мере надо быть знакомым.

Перспектива


Рис. Параметры задания перспективной проекции

Перспектива, или перспективная проекция,  – это не преобразования объекта, а согласно перспективным правилам, преобразования сцены. Так, если мы приближаемся к объекту, он увеличивается;  удаляемся от него - объекты уменьшаются.
Перспектива  задается двумя параметрами: флажком, что это перспектива  и расстоянием до экрана.
Приблизиться к объекту, удалиться от объекта это и есть «Расстояние до экрана».
Применение перспективы возможно для стандартных проекций, комплексного чертежа (отдельно для проекций), стандартных аксонометрических проекций и  проекций, получаемых через ArcBall.
На рис. показан каркас комнаты – параллелепипед в перспективной проекции с расстоянием до экрана  в 50. В  параллельной проекции  видом параллелепипеда будет обычный квадрат. Чтобы увеличить угол видимости внутри комнаты-параллелепипеда, надо приблизиться к объекту.
а)              б)           с)              д)
   
 Рис. Перспектива
Наиболее впечатляющие эффекты перспективных сокращений можно получить с помощью ракурсных сокращений  (см.  Преобразования -> Ракурсные), причем не к одной точке схода, а к двум и трем. На рис. б, с, д  показаны ракурсные преобразования параллелепипеда к трем точкам схода, которые находятся на осях x,y,z на расстояниях 10,10, -10 соответственно.

Растяжение/сжатие

Это масштаб изображения. Он  масштабирует сцену (объекты ) равномерно по всем  осям. В «Преобразованиях»  для активного объекта и для всех объектов  растяжение/сжатие  может быть и неоднородное по направлению к той или иной оси координат в зависимости  от включенного флажка. В преобразованиях сцены этого - нет.
 

Поворот

Здесь  для наблюдателя как бы происходит вращение объекта  вокруг той или иной оси. На самом деле  наблюдатель сам вращается вокруг сцены. Сцена при этом задается еще глубиной. Вращение при этом  может происходить как в мировой системе координат, так и экранной  - флажок включен.
 

Центры  местной и экранной систем координат

Координаты МСК и ЭСК можно задавать как числами с клавиатуры,  так и при помощи мыши. В последнем случае надо указателем мыши щелкнуть, например, по словам «Начало МСК». Указатель мыши перепрыгнет на рабочее поле в точку  начала МСК.
Не отжимая кнопку мыши, объект (объекты) можно двигать по полю.
Чтобы двигать сцену  вглубь или на себя, надо, когда указатель перепрыгнет на поле, нажать на правую кнопку мыши и, не отпуская ее, нажав вдобавок  еще на Ctrl  или  Shift, двигать сцену на себя или от себя. Чтобы настроить скорость движения сцены вглубь или  назад, надо щелкнуть правой кнопкой мыши по словам «Начало МСК» или «Центр экрана». Такая процедура возможна во всех случаях, когда задается третья координата. Аналогичные действия выполняются при  задании «Центра экрана» (центра ЭСК).
 

Запись траектории

Данный инструмент - это создания последовательных картинок  при том или ином преобразовании сцены. Это может быть просто перемещение  объектов по экрану, вращение через ArBall,  движение вглубь или на нас. Настройка на запись – надо установить флажок в окошке после «Запись траектории» и задать параметр «Расстояние между точками траектории», в зависимости от чего будет записываться в память в формате .bmp. какое-то число растровых картин вашего рабочего крана.  Чтобы  подтвердить запись, надо сценарий сеанса «Сохранить» (см. основную панель «Файл»)  в формате .vbs. Почистив файл от лишних действий, увеличив шаг или, наоборот,  уменьшив, можно все действия  повторить.
Для начинающего пользователя  этот инструмент труден: требуется редактирование полученного файла; расстояние между точками траектории  не совсем всегда пригодно для анимации - много лишних картинок и т.д. Поэтому лучше всего использовать команду "Анимация" из контекстного меню из структуры - там все проще. Там можно задать динамику  как для  одного объекта, так и  для группы-сцены (поместив, все объекты в одну группу.
 

ArcBall

 

Рис. ArcBall включено/выключено

ArcBall и есть ArcBall. Мощный инструмент быстрого вращения сцены, объектов, группы объектов. Фактически он делает ненужными или почти ненужными такие функции, как  ортогональные проекции,  изометрии, комплексный чертеж и т.д. С помощью  ArcBall можно за считанные секунды просмотреть все вышеперечисленные случаи. И только иногда - для проверки согласованности, точности, наконец, просто  в учебном процесс приходится обращаться к стандартным проекциям, комплексному чертежу, стандартным  аксонометрическим проекциям.

Cancel

Можно было бы не заострять внимание на этой известной команде. Однако в «Преобразованиях сцены» она играет особое  значение:  с помощью этой операции можно выйти из сцены, сохранив первоначальный вид сцены. В преобразованиях же при выходе их  нее  этого сделать невозможно. Изменил объект, то все: меняй его в обратную  сторону или иди на компромисс – соглашайся.  Делай OK.

OK,  Автоотрис., Применить

ОК и есть Ок.

Автоотрис. – значит автоматическая отрисовка. Эта команда многим непонятно. Ее  надо включать, чтобы проследить, что вы делаете.

Применить. Выполнили какие-либо преобразования, - можете подтвердить,  т.е. выполнить команду «Применить»  Затем можете дальше продолжать преобразования.
А  если с полученным результатом хотите выйти, нажмите ОК.
 

Комплексный  чертеж и оси координат

Экран системы "Вектор" вместился, потому что мы его удачно поджали справа и снизу. Комплексный чертеж и оси  заданы из панели «Вид», где они отмечены флажками.
 

 
Рис.  Флажки при задании комплексного чертежа и осей координат

Оси  координат наглядно показывают, где находится начало координат  на той или иной проекции, и положительное направление  осей.
Слева внизу  проекция XY,  она совпадает  с экранной системой координат, положительное направление оси x слева направо,  z  направлено к нам.
Слева вверху проекция XZ, направление оси x,  как и на проекции XY, слева направо; направление оси y  - от нас.
Справа  вверху  проекция на YZ,  положительное направление ось y влево,  оси x направлена от нас.

Справа  внизу стандартная аксонометрическая проекция – изометрия, оси расположены под углом 120 градусов. Ось  z занимает вертикальное положение, ось х слева, а ось y справа.
 

Координаты курсора (Коор. курсора)

Данная команда обеспечивает включение/выключение панели отслеживания координат указателя мыши на рабочем поле, в частности,  на рабочих полях каждой четверти.
Чтобы переключить курсор с одной проекции на другую, надо сначала дважды щелкнуть мышью (правая кнопка)   на новую проекцию, затем  зайти на панель "Вид", где подтвердить  «Коор. курсора». После этого отслеживать соответствующую пару координат на той или иной проекции. Данная возможность не так часто используется в  практических  задачах, однако если это случается, то это эффективно.
 

Освещение


Рис. Панель освещения сцены и объектов

На панели перечислены все параметры, которыми может оперировать пользователь при освещении объектов. На практике чаще всего  пользователь увеличивает долю рассеянного света  и  изменяет координату z  источника света. В более тонких работах  используются при освещении сцены  и другие параметры.
 

Сетка

Это вспомогательное средство для отрисовки фигур, например, на занятиях по начертательной геометрии и черчению. С помощью сеток легко сохранить проекционные связи и размеры на проекциях комплексного чертежа. Недостатком таких сеток является неуправляемость: ее нельзя увеличить, сдвинуть.

Фон


Рис. Панель перехода: открыть фон, закрыть фон

Фон  является важной командой  для перехода в панель открытия растровых  картин с последующей их обработкой  в картины или барельефы.
 

Цвет…

Цвет – стандартная процедура, встречающаяся во многих редакторах. Здесь нечего добавить или убавить – все как обычно.
 

Открыть

 
Здесь также все стандартно, например,  как открыть файл из главного меню окна «Файл». Только файл ищется не с расширением .vbs, а  с расширением  .jpg.
Может возникнуть вопрос, какого размера можно открывать картинку. Ели вы хотите перевести ее в векторный формат (барельеф), то размер картинки достаточен  100х100 пикселей. Большие размеры  - во все рабочее поле - можно использовать, но обрабатывать их может не совсем рационально.

Удалить

Команда без параметров – удаляет фон.
 

Размеры

Размеры - команда резервная
 

Резюме

Итак, закончено описание команд панели «Вид». Какие-то команды здесь понятные и простые, что-то, например,  в «Системе   коорд...», перенасыщено. При недостаточной памяти компьютера, при открытии фон может быть не виден, однако распознавайте, делайте барельеф, картину.