Н. Геом (начертательная геометрия)

В эту панель собраны команды и операции в большей степени для задач начертательной геометрии и черчения, однако они могут быть полезны и для  других случаев.
 

Рис. Переход на панель "Начертательная геометрия"
 
 

Система  коор… (система координат)


Рис. Выход в меню задания стандартных проекций
 
Система координат  - это автоматическое задание  стандартных ортогональных и аксонометрических проекций, принятых в начертательной геометрии и черчении.

Комплексный чертеж

«Комплексный чертеж»  - команда без параметров. Включено состояние комплексного   чертежа, выключено  -  отмечается флажком.
В состоянии «Комплексный чертеж» рабочее поле автоматически делится на 4 части, в которых изображаются три стандартных проекции: вид сверху (горизонтальная проекция), вид спереди (фронтальная проекция), вид слева (профильная проекция) и в правом нижнем  прямоугольнике – аксонометрическая проекция – изометрия.
 

Рис.  Комплексный чертеж - три ортогональных проекции   и изометрия
 
Объекты  в окнах  можно преобразовывать, двигать, вращать ArcBall, зеркально отображать и т.д.  Перед  тем как начать преобразования в том или ином окне, необходимо окно сделать активным – для этого нужно правой кнопкой мыши щелкнуть по соответствующему полю окна и затем войти в панель «Преобразования». При выполнении каких-либо действий в одном окне  все проекции  автоматически в проекционной изменяются. Чтобы перейти на другое окно, надо выйти из состояния преобразования, сделать нужное окно активным, открыть панель преобразования и только после этого начать преобразования.
Ниже каркас пирамиды изображен на комплексном чертеже в трех проекциях и в изометрии. Указателем мыши границы  между окнами  надо сдвигать, увеличивая их площадь или обеспечивая нужную компоновку.

Рис. Пирамида (каркас на комплексном чертеже)
 
Следует заметить, что при наличии в системе «Вектор» такого мощного инструмента, как ArcBall, пользователь больше пользуется им, чем  использует автоматическое  задание стандартных ортогональных и аксонометрических  проекций и  комплексного чертежа.

Точка


Рис. Меню разных вариантов задания точек
 
Объект «Точка» является таким же равноправным, как и другие объекты. Ее имя после ее задания автоматически заносится в структуру, откуда ее можно редактировать: изменять размеры,  цвет и т.д. Существует несколько  способов задания точки:
- непосредственно ее координатами,
- точка на отрезке прямой,
- точка с линиями связи,
- точка, как пересечение прямой с плоскостью.

Непосредственно задание точки


Рис. Панел. диалогового задания точки
 
Ввод координат точки можно производить через клавиатуру. Если же указатель мыши подвести к слову «Координаты»  на панели и щелкнуть левой кнопкой, то указатель перескочит на изображение  точки, которую при нажатой левой кнопки мыши можно двигать по полю. Размер точки (квадрата) можно менять из структуры через  команду «Толщина линии», цвет  точки меняется  также из общей структуры через команду «Цвет линии».
При отладке сложных МК  текст, точки  делают отладку программ более наглядной  и понятной. В других случаях эти объекты в принципе не нужны.

Точка на отрезке прямой линии

 
Рис. Панель задания параметров  точки на отрезке прямой линии

Перед тем как задать точку на прямой, должен отрезок быть задан.
Параметр «Входная  ось» определяет, относительно какой координаты вычисляем точку на отрезке. Если стоит  указатель X, то точка на прямой определяется, как функция y и z от   x. Аналогично  и в других случаях, когда входной осью может  быть  Y или Z.
Следует заметить, что данный инструмент нужен, при изучении начертательной геометрии.

 Точка с линиями связи

Точка с линиями связи  задается аналогично точке, за исключением того, что от каждой проекции до пересечения с координатными плоскостями проводится линия, которая демонстрирует связь горизонтальной проекции с фронтальной, фронтальной с профильной.

 Пересечение прямой с плоскостью

  
Рис. Панель решения задачи на пересечение прямой с плоскостью, справа показан пример.
 
Для решения  этой задачи предварительно должны быть заданы отрезок и плоскость  (треугольник или параллелограмм). Поместив в первое окно имя отрезка прямой, во второе имя плоской фигуры, выполнив команду OK и система автоматически найдет точку пересечения  прямой с плоскостью.

 Текст


 Рис. Меню вывода  текстовой информации на экран

Задание текста показано на рисунке. Координаты – это точка привязки текста. Сам текст вводится в окно, откуда он автоматически переносится на рабочее поле, в соответствии с координатами.

Преобразования

В панели «Начертательная геометрия» (Н.геом.) собраны свои преобразования:
1) Преобразование отрезка в проецирующее положение к той или  иной координатной плоскости проекций.
2) Преобразование отрезка в отрезок.
3) Преобразование плоскости параллельно той или иной координатной плоскости.
4) Преобразование плоскости в плоскость.
Данная совокупность преобразований является основной при изучении начертательной геометрии  - при таких преобразованиях можно проверить те или иные свойства объектов:  пересекаются они или не пересекаются, какое расстояние между ними, как выглядит истинная (натуральная) грань объекта и т.д.
Рассмотрим последовательно все случаи таких преобразований.

Преобразование отрезка в проецирующее положение

 
Рис. Преобразование отрезка прямой в проецирующее положение

С помощью «Плоскость СК» указываем, какой из координатных плоскостей отрезок должен быть перпендикулярен.
Далее из структуры выбирается та «Прямая», которую мы собираемся сделать проецирующей.
Выполняем команду ОК.
В результате отрезок прямой преобразуется в проецирующее положение, остальные объекты вслед за прямой также изменят свое положение.  На рис. отрезок прямой  общего положения (и две точки на нем)  преобразован  в перпендикулярное - координатной плоскости XY. Справа внизу та же прямая дана в изометрии.

Преобразование отрезка в отрезок

Данное преобразование  чаще является вспомогательным.


Рис. Панель преобразования отрезка в отрезок

Пример. Окружность  расположить на отрезки прямой общего положения так, чтобы ее центр лежал  в начале отрезка, а  плоскость окружности  была перпендикулярна отрезку.
Решение. Имея преобразования «Отрезок в отрезок», данную задачу решаем довольно легко.
а)          б)       с)
   
Рис. Последовательность расположения окружности на отрезке прямой линии

В начале самым простым способом задаем вертикальный отрезок и окружность (в плоскости XY).

Далее входим в панель "Преобразование отрезка в отрезок".  В первое серое окно помещаем отрезок, который мы преобразуем. Во второе серое окно помещаем второй отрезок, тот,  который  мы должны поместить в отрезок. После команды ОК,  происходит преобразование  не только для отрезка, но и для всех объектов. На рис. справа, на комплексном чертеже показана окружность, которая вслед за отрезком совершила свое преобразование и заняла свое положение, перпендикулярное отрезку.
 

Преобразование плоскости в плоскость уровня


Рис. Задание плоскости, параллельно координатной плоскости
 
Здесь действия аналогичны  преобразованию отрезка в проецирующее положение, за исключением того, что объектом преобразования является плоскость (треугольник или параллелограмм),  и преобразуем не в проецирующее  (перпендикулярное) положение, а в положение, параллельное той или иной плоскости.
 

Плоскость в плоскость

 
Рис. Плоскость положить на плоскости - так можно поставить любой предмет на плоскость.

Здесь преобразование аналогично  преобразованию отрезка в отрезок, за исключением того, что вместо отрезков используются плоскости, в частности, фигуры треугольник и параллелограмм.
 
 На рис. на комплексном чертеже заданы две плоскости (фигуры): треугольник и параллелограмм. Требуется треугольник совместить с параллелограммом.
Решение. Входим в панель «Плоскость в плоскость»,  затем в первое маленькое окно  помещаем  треугольник, а во второе параллелограмм. Выполняем ОК, после чего получим то, что требуется - треугольник совместится с параллелограммом.
Следует обратить внимание, что до всех 4-х преобразований в этом разделе,  выполнять глобальные преобразования типа «Перенос», ArcBall и т.д  нельзя.

 Готовые макрокоманды (см. также препринт)


Рис. Меню перехода на готовые макрокоманды

Готовые макрокоманды в каждой версии системы, в зависимости  от новых базовых функций и реализации многих  подзадач в скриптах и апплетах, могут  меняться.
Ниже приведены  готовые макрокоманды, которые реализованы в первой версии системы, и из списка видно, что сейчас многие макрокоманды реализованы на базовом уровне, в частности «Методы к объектам»  реализованы на уровне вызова их к текущему объекту.

Однако список МК мы все же приведем, тем более, в текстах МК даются примеры, как пользоваться методами в том или ином случае.

Нач. геометрия

Рис. Макрокоманды нескольких уроков по начертательной геометрии

Черчение


Рис. Макрокоманды в учебном курсе по черчению

Векторно-графический анализ

Рис. Векторно-графический анализ в макрокомандах и примерах

 Художественное конструирование

Рис. Макрокоманды по основам художественного конструирования (базовый курс)

Методы

Рис.  Макрокоманды, демонстрирующие работу методов

Методы к объектам


Рис. Макрокоманды к объектам

Сервис

Данный набор макрокоманд задуман как вспомогательный - для быстрого построения каких-либо часто или даже иногда встречающихся построений, примеров, задания шаблонов и т.п.  Этими МК можно намного облегчить себе работу. Один недостаток в МК, что при перенастройке МК на новые данные, надо вызвать их текст, вникать в какой-то мере, как там перезадаются данные. Более универсальными сейчас становятся скриты, в которых данные задаются в табличной форме и названия параметров и  их обозначения наглядно взаимоувязаны.    ПРи этом скрпт тут же выдает результат на рабочее поле системы Вектор, а более простой вариант в окне документа HTML, где скрипт находится.


Рис. Панель-заготовка для формирования сервисных МК


 Экспорт

 

Из системы «Вектор» возможно экспортирование векторных объектов как в формате .bmp  (слепок экрана), так и в формате .dxf. Причем в формате .dxf  это возможно из панели «Файл»  и из панели «Н.геом». В первом случае экспортирование осуществляется  из рабочей экранной системы координат, во втором случае возможно экспортирование трех проекций  комплексного чертежа всех вместе и  по отдельности, а также двух  аксонометрических проекций: изометрии и диметрии.
 
   
Рис. Примеры импорта рисунков из системы "Вектор" и экспорта их в CorelDraw

На рис. ниже показана панель «Импортирование AutoCad File» в  CorelDraw после экспортирования рисунков  из системы «Вектор». Если вверху флажок (точка) может стоять для любого варианта, то внизу  флажки должны стоять, как показано на рисунке.
 
 
 
Рис. Настройка параметров для импорта векторных рисунков в формате .dxf  в систему "Вектор"

Таким образом,  любой векторный рисунок можно из системы «Вектор»  экспортировать в CorelDraw или AutoCad,  где он может быть затем разгруппирован и оформлен  по всем
правилам ГОСТа – выдержаны толщины линий, проставлены размеры и т.п.

Примечание. При экспортировании комплексного чертежа есть некоторые несоответствия, которые можно обойти с помощью экспортирования проекций по отдельности. Если все же такая функция нужна или надо еще что-то добавить, по этому  вопросу обращайтесь к разработчикам  программ.


 
 
 
 

 
.