Как рисуют перспективу художники

/из книги-журнала Дуг Дебоск "Как рисовать перспективу". Первод с английского 2000г./

1. Перспектива в действии (построение коридора)
2. Равномерное разделение пространства
3. Двухточечная перспектива
4. Точка схода и фотообъективы
5. Линия горизонта и угол зрения
6. Трехточечная перспектива и второй способ деления пространства
7. Четырехточечная перспектива


1. Перспектива в действии (построение коридора)

Перспектива работает как вне, так внутри дома. Попробуем нарисовать внутреннее помещение, используя точку схода для создания иллюзии глубины.
 
 
Рис. 1.1
Рисунок 1.1 
1. Нарисуйте широкий прямоугольник. Поместите внутри прямоугольника точку схода. 
2. Нарисуйте прямые линии, соединяющие углы прямоугольника с точкой схода. 
3. Нарисуйте горизонтальную линию, задающую нижний край задней стены. 
4. Там, где низ стены пересекает линию, идущую к точке схода, нарисуйте вертикальную линию, задающую боковой край стены. 
5. Нарисуйте еще одну горизонтальную линию - верхний край стены. 
6. Закончите заднюю стену еще одной вертикальной линией. 
7. Из точки схода проведите еще две вспомогательные линии вдоль правой стены. 
 
 
 
Рис. 1.2
 
Рис. 1.3
Рисунок 1.2 
8. Прежде чем продвигаться дальше, сотрите все линии внутри участка задней стены. Но саму точку схода оставьте. Она вам еще понадобится. 
9. Там, где вспомогательные линии пересекают заднюю стену, нарисуйте две горизонтальные линии вдоль задней стены. 
10. Нарисуйте еще две направляющие линии там, где горизонтальные линии пересекают боковую стену. 
11. Нарисуйте вертикальные линии дверей по правую сторону коридора. Ближайшая к вам дверь должна быть шире дальней. 
12. Нарисуйте линии, задающие верхние края дверей. Сотрите вспомогательные линии вокруг дверей. 
13. Нарисуйте две горизонтальные линии из нижних углов каждой двери. Они позволят вам разместить двери на другой стороне коридора строго напротив. 
14. От этих вспомогательных линий проведите вертикальные линии, задающие две двери по левую сторону коридора. 
15. Приложите линейку к точке схода и нарисуйте верхние края дверей. 
16. Нарисуйте двери в задней стене. 

Рисунок 1.3 
Дорисуйте как можно больше деталей, помогающих создать ощущение глубины, - например, подсветку на потолке, ковровую дорожку на полу и доску объявлений на стене. 

Добавьте тени и детали, завершающие рисунок. Разумеется, вы можете дорисовать и людей в коридоре - только старайтесь, чтобы они с увеличением расстояния выглядели меньшими!


2. Равномерное разделение пространства

При выполнении предыдущего рисунка возник естественный вопрос: откуда мы можем знать, какого размера рисовать объекты в перспективе? Ваш лучший советчик в этом деле - ваши глаза. Рисуйте так, чтобы это выглядело как можно лучше.

Если же вы хотите разделить пространство точнее, можно применить следующий прием.
 
Рис. 2.1
1. Нарисуйте линию горизонта (даже если на картине она не видна) и поставьте точку схода. 
2. Из точки схода проведите вспомогательную линию до пересечения с тем, что вы хотите разделить - в данном примере с ковром. 
3. Там, где вспомогательная линия пересекает край ковра, нарисуйте горизонтальную линию поперек ковра. 
4. Оттуда, где горизонтальная линия пересекает другой край ковра, проведите еще одну вспомогательную линию обратно к точке схода. 
5. Там, где эта вспомогательная линия пересекает другой край ковра, нарисуйте следующу горизонтальную линию. 
6. Оттуда, где эта горизонтальная линия пересекает другой край ковра, проведите очередную вспомогательную линию к точке схода. И так далее... 
В конце вы получите разделенный на равные части участок, который усилит ощущение глубины вашего рисунка.


3. Двухточечная перспектива

 
Рис. 3.1
Рисование ящика с одной точкой схода имеет свои ограничения. Добавление второй точки схода открывает новые возможности. 

1. Нарисуйте горизонт и нанесите на него две широко расставленные точки схода. Из точек схода проведите вниз две линии, пока они не пересекутся. 

2. Выведите из каждой точки схода вторую линию, создав тем самым основание ящика. 

3. Из трех ближайших к вам углов проведите вертикальные линии, задающие боковые ребра ящика. 

4. Решите для себя, где расположить верхнюю грань ящика, отметив соответствующую точку на ближайшей к вам вертикали. 

Из этой точки проведите линии к двум точкам схода, создавая верхние ребра ящика. 

Вам не нужно доводить линии до самой точки схода - проведите их ровно настолько, чтобы завершить крышку ящика. 

5. Из точки, где верхняя грань пересекает правую вертикальную линию, проведите линию к левой точке схода. Из точки же, где верх ящика пересекает левую вертикаль,  ведите линию к правой точке схода. 

6. Сотрите вспомогательные линии, и перед вами ящик в двухточечной перспективе! 
 
 


4. Точки схода и фотообъективы

В зависимости от размещения точек схода вы можете вызывать своим рисунком разные чувства.
 
Рис. 4.1
 
 
Рис. 4.2
Рисунок 4.1 
1. Если размещать их достаточно близко друг к другу, как, удобства ради, мы делаем это до сих пор, создается ощущение, что объекты угрожают вам - впечатление скорее драматическое. 
2. Более "нормальный" вид создается, если одна из точек схода (или обе) выходит за пределы рисунка. 
3. Чем дальше точки схода расходятся в стороны, тем меньше видимых искажений зритель увидит на законченном рисунке. 

Рисунок 4.2 
Если вы когда-нибудь фотоаппаратом с трансфокатором, т. е. объективом, позволяющем менять фокусное расстояние, вы поймете, какая тут связь. 
1. Точки схода, расположенные в пределах или вблизи краев изображения, созданю широкоугольный вид. 
2. Точки схода, расположенные дальше, создают "нормальный" вид. 
3. Когда точки схода располагаются очень далеко от краев изображения, сходящиеся к ним линии выглядят почти параллельными. Это порождает эффект телеобъектива.


5. Линия горизонта и угол зрения

 
Рис. 5.1
 
Рис. 5.2
Если вы рассмотрите фотографии школьных автобусов на рисунке 5.1 (они выглядят вполне нормально) и сравните их вид с схематически нарисованными изображениями на рисунке 5.2 (где они смотрятся несколько странно), то получите реальный пример изменения линии горизонта и угла зрения.

6. Трехточечная перспектива и второй способ деления пространства

Для получения еще более впечатляющих эффектов можно добавить третью точку схода.
 
 
Рис. 6.1
 
Рис. 6.2
Рисунок 6.1 
1. Нарисуйте два прямоугольника в двухточечной перспективе. 
2. Теперь добавьте третью точку схода, расположенную очень далеко под нижним краем бумаги. 
От всех углов проведите линии к третьей точке схода. 
3. Из первых двух точек схода проведите линии, задающие верхний этаж зданий. 
Соедините углы одного из получившихся прямоугольников диагоналями и из центра получившейся буквы "Х" проведите линию к третьей точки схода - но лишь до пересечения с только что нарисованной линией. 
Теперь у вас есть средняя точка нижнего края верхнего этажа. 

Рисунок 6.2 
4. Из верхнего угла верхнего этажа проведите тонкую линию через среднюю точку нижнего края этого этажа. 
Отметьте точку ее пересечения с углом здания и используйте ее для создания следующего этажа. 
5. Повторите описанную процедуру. Как только вы поймете суть дела, вы можете просто отмечать точки пересечения, вместо того чтобы полностью рисовать кучу диагоналей, которые на окончательном рисунке вам не нужны. 
6. Когда вы не сможете больше разделять этажи на ближнем здании, "перепрыгните" на соседнее здание, начинайте с буквы "Х" и продолжайте в том же духе.


7. Четырехточечная перспектива

 
Рис. 7.1
Рисунок 7.1 
Вы можете видеть, что третья точка схода работает и при рассмотрении объектов снизу. 

В таком случае, если вы рассматриваете объекты прямо перед собой, не следует ли использовать четыре точки схода? 

1. Нет, но... 

2. ...если вы позволяете линиям искривляться, как это происходит в фотообъективе "рыбий глаз", такая перспектива работает. И это именно то, что видят ваши глаза. Прямыми линиями делает мозг. 

 
 
Рис. 7.2
Лазерный парадокс 

Рисунок 7.2 
3. Представьте себе, что вы ночью стоите в открытом поле и видите совершенно прямой лазерный луч, сияющий над вашей головой. 

4. Вы поворачиваетесь в другую сторону и видите там тот же самый луч, направленный теперь под другим углом! 

5. Вы знаете, что луч не искривлен - как же он соединяется посередине? Сделайте глубокий вдох, очистите мозго от мыслей - и вы наверняка увидите луч таким, каким его видят ваши глаза: изогнутым. 

Вам не нужет лазер. Попробуйте стать перед стеной большого помещения, вроде гимнастического зала.