Канон Цзи или стратагема творчества

“Человек в состоянии вмешиваться в события, далеко выходящие за границы его собственной сферы” – утверждает китайская мудрость. Как это происходит? Рационально или иррационально? - извечный вопрос мудрости. Рациональность это где однозначно расписано, как “рационально” использовать те или иные понятия и методы. Искусство – иррационально, - вопросов нет. А каким должно быть обучение? Принять рациональную модель обучения мешает одно обстоятельство: ученики не всегда являются послушными исполнителями той или иной методики. Противники “методологического принуждения” утверждают, что обучение, как и искусство не обязана быть рациональным, от ученика разрешается в определенной степени “анархизм”, сохраняя за ним право выбирать, чем ему заниматься и как.

Взгляд на рациональное и иррациональное хорошо прослеживается в древнекитайских канонах, в частности, в каноне Цзи - обозначающий план, расчет, военную уловку, прием, способ, метод. Цзи переводится, как “стратагема” (от др.-греч. strathghma - действие полководца, военная хитрость). Композиция стратагемы, управляется не логической последовательностью, а “пустотой” в опыте, которая содержит потенциал действия в обстановке неопределенности, для которой видимый мир и является, и не является реальностью. Обращение к стратагеме полезно в начале: всякого рода моделирования, разработке познавательных технологий, использования виртуальной реальности и т.п. Стратагема ориентирует не столько на серьезность, сколько на игру. Мир игры - субъективный и внутренний, хотя игра разворачивается в мире объективного и внешнего, причем в игре нет никакой идеи, налагаемой на мир.

Общей чертой в китайском военном каноне Цзи является театральность и ритуальность внешней стороны их деятельности, присущие рутинным формам профессионального общения и часто подчеркиваемые в торжественных актах, рассчитанных на восприятие их посторонними, “публикой”. Мудрость канона - это бодрствования духа и чуткого отслеживания “текущего момента” и главный вопрос - не что, даже не как, а - когда? Быть мудрым по-китайски - значит просто уметь всё делать вовремя и тем самым не выдавать своего присутствия. “...любое событие, принадлежащее к бытию-действию человека, происходит в своеобразной точке разветвления энергетических горизонтов. Стратагемное мышление в глазах китайца изначально высокоморально, поскольку требует осознать во всей полноте объективное положение вещей, достичь сверхличной перспективы созерцания. Благодаря стратагеме, обеспечивается неразрывность ценностного и познавательных аспектов.

Сходство между обучением (научной) и военной деятельностью.Полководец (как и учащийся, ученый, художник), атакуя новую проблему, захватывает новые территории у соперников (все хотят разработать что-то новое, оригинальное – особенно это заметно в разработке стиля моды). Победа в “сражении” зависит:
- от выбора успешной стратегии и неукоснительности следования ей, поскольку смена стратегии в ходе сражения чревата разгромом: нет времени на долгие рассуждения - надо действовать;

- безошибочности оценки: своих возможностей - численности и квалификации, резервов техники и времени для маневра.

2. Завоеванная территория (творческая ниcша) должна обладать потенциалом, достаточным для восстановления “потерь” ( в том числе, творец должен получать достойное вознаграждение за свой труд).

3. Найденная стратегия пользуется успехом ограниченный срок, потому ее создатель обязан подтверждать свой класс, подробно тому, что бездействующая армия перестает быть армией.

Научная (как и обучение) деятельность аналогична армейским позиционным боям. Перед каждым боем ученый (обучаемый) имеет возможность выбрать тот или иной способ действий (обучения). На этом этапе можно позволить себе “анархизм”, придумывая самую необычную стратегию. Порою этот выбор иррационален, обусловлен случайностью, неотделимой от деятельности творческой натуры. Однако, избрав стратагему и вступив в бой (в процесс познания), ученый (учащийся), как и полководец, обязан подчиняться строго рациональным правилам своих действий.
 

Завершая размышления о стратагеме как слагаемом творческого действия, можно привести несколько примеров и художественной и научной поисковых практик.

Обратимся к принципиально важному прецеденту, каким служит наследие художника-авангардиста В.В. Кандинского. Провозгласив в своём сочинении “О духовном в искусстве”, фундаментальными законами искусства “законы внутренней необходимости”, он использовал собственные профессиональные знания в области психологии и этнографии, чтобы реализовать в живописи возможности сферы бессознательного. Художнику были хорошо известны методы так называемого спонтанного письма, которые культивировали дадаисты и сюрреалисты.

Предложенное им изучение творчества душевнобольных также было ориентировано на разгадку механизма внутреннего, непосредственного видения. Характерно в этом плане название монографии П. Вайс, интерпретирующей действия художника как камланье шамана-целителя.

Поскольку иррациональному началу в творческом методе и в философии искусства Кандинского принадлежит первостепенная роль, то в этом отношении можно говорить, что в своих художественных актах он применял стратагемы. Кандинский не был захвачен одной лишь спонтанностью исполнения картин (что отличает его от творцов абстрактного экспрессионизма 1940-х гг.).

Об этом свидетельствуют как его занятия психологией, и программные установки в работе “О духовном в искусстве”. Кандинский утверждал: “Во всей жизни (а значит, и в искусстве) важна безупречная цель”. Или: “Искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений расплывающихся в пустоте, а целеустремлённая сила”.

Сочетание иррационального с рациональным, наблюдается в его научной и изобретательской деятельности. Действительно, ученый, столкнувшись с некоторым новым явлением, призван создать убедительный язык, наиболее точно описывающий суть новизны.

Например, приступая к изучению проблемы движения с релятивистскими скоростями, нельзя заранее предугадать, какая теоретическая модель предпочтительнее: традиционная классическая механика или некоторый иной язык описания, скажем геометрия.

Фактически, это означает, в ситуации предстоящего позиционного боя мы не можем не выбрать вполне конкретную стратагему, как руководство к предстоящему бою с проблемой. Ею в этом примере выступает набор теорий: классическая механика, концепция Пуанкаре, геометрия пространства Минковского и т.д.

Акт выбора одной из них не поддается рационализации, является во многом гадательным, интуитивным. Зато после того, как выбор сделан, исполнение норматива, определяемого стратагемой-моделью, проводится неукоснительно.

Со сходной ситуацией мы сталкиваемся в работе синектической группы. Как известно, решение проблемы методами синектики состоит из двух этапов. На первом этапе происходит "превращение непривычного в привычное" посредством аналогий. Имеется ассортимент аналогий четырех сортов: прямая, субъективная, фантастическая и символическая. Участники группы вольны выбирать, причем выбирать случайным способом, аналогию, которая станет для них стратагемой.

Пусть группа исследует способы оптимизации железнодорожных перевозок, и остановила внимание на символической аналогии: футбольные игры сезона. После этого следует поставить в соответствие элементам процесса перевозок детали футбольных игр. А далее, переведя проблему в хорошо знакомую группе форму, строго рационально выстроить алгоритмы проведения матчей и алгоритмы построения турнирных таблиц. В этом и будет состоять второй этап работы.

Таким образом, стратагема может рассматриваться как некий мостик между свободным выбором и подчинению последствиям этого выбора.

Резюме. Итак, иррациональные элементы поведения дополняют рациональные. Обучение так же должно быть иррациональным и рациональным, что в принципе совпадает с методикой предлагаемой НЛП: сначала набираться опыта, а затем учится, как этот опыт приходит. Можно пойти еще дальше: полученный опыт не только осознать - выучить, как это делается, но формализовать его, а с помощью компьютерных средств автоматизировать его, и снова в бой для новых завоеваний интеллектуальных пространств - территорий.

ВБ